Что относится к характерным особенностям тоталитарного государства
Характеристика тоталитарного режима
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «тоталитарный режим»
Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми аспектами жизни населения (общественной и частной).
Тоталитаризм – это особая форма взаимоотношений властных структур и общества, когда политическая власть осуществляет тотальный контроль над всеми аспектами человеческой жизни. Любые проявления оппозиционного движения беспощадно и жестоко пресекаются и подавляются государством.
Понятие «тоталитарное государство» ввел в употребление Бенито Муссолини в начале 1920-ых годов.
Особенностями тоталитарного режима являются:
Разные правоведы и политологи в разном ключе трактуют понятие тоталитаризма. Последователи немецкого нацизма и итальянского фашизма представляют термин в положительном аспекте, а их противники – в отрицательном. После Второй мировой войны предпринимались попытки объединить фашизм и сталинизм. Представители франкфуртской школы указывают, что капитализм в его современном проявлении также превратился в тоталитаризм.
Характеристика тоталитарного режима
Тоталитарный режим занимает первое место по степени недемократичности.
Особенности тоталитарного режима:
Готовые работы на аналогичную тему
Для тоталитаризма характерна особая социальная основа. Тоталитарный режим разрывает традиционные связи общества, разрушает традиции, лишает граждан привычных социальных связей, заменяет общественные связи и структуры новыми.
При описании политической структуры тоталитаризма важно отметить его антикапиталистическую направленность. Тоталитаризм сформирован на основе однопартийной системы, он опирается на общественно-политическое движение, которое сконцентрировано вокруг абсолютной власти лидера.
Становление тоталитарных режимов в мире происходило в результате определенных объективных процессов в сочетании субъективными факторами. Для тоталитарного режима основной социальной силой является люмпен-интеллигенция, люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства, характеризующиеся дезориентированностью, социальной аморфностью, ненавистью и нетерпимостью к добившимся успеха в жизни, стабильным социальным слоям общества.
Между лидером и массами установлена тесная эмоциональная связь, которая часто носит мистический характер. Люди слепо верят в лидера и его идеи. Наблюдается обожествление вождя, он рассматривается как мессия, символ единства нации, способный вывести народ на единственно верный путь.
Виды тоталитарного режима
В настоящее время существует три вида тоталитарного режима, классифицируемые в зависимости от основного ценностного критерия:
Тоталитарный режим
Под тоталитарный политическим режимом понимают всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества, который опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Определение тоталитарного режима
В широкий оборот данный термин был введен Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики политического режима в Италии. Впоследствии, данный термин стали применять к политическим режимам Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Франко в Испании, Мао Цзэдуна в КНР, талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке, Ким Чен Ына в Северной Корее.
Нужна помощь в написании работы?
Признаки тоталитарного режима
Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:
Виды тоталитарных режимов
Тоталитарный режим имеет три основных разновидности:
Коммунистический режим
Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.
Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.
Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.
Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.
Фашистский режим
Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:
Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.
Исламский фундаментализм
Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:
Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.
Вывод
Тоталитаризм – это закрытое общество, которое не приспособлено к качественному обновлению, учету новых требований постоянно изменяющегося мира. Следовательно, тоталитарный режим исторически обречен.
Тоталитарные режимы: понятие, сущность, характерные черты
Сопротивляясь, эти люди мрачат постройки торжество.
Они упрямы до того, что плюну я на правосудие.
И.В. Гете «Фауст»
Признаки тоталитарных режимов
Тоталитарное государство является полной противоположностью идеального правового.
При наличии тех или иных отличий и специфических черт между тоталитарными режимами для них является характерным то, что они, используя привлекательные социальные мифы, желают мобилизовать население своих государств на исполнение изначально нереальных, то есть утопических, хоть и довольно благозвучных общественных проектов. В связи с этим основой почти каждого тоталитарного режима является обширная идеологическая доктрина, которая охватывает все жизненно значимые аспекты бытия человека.
Сущность идеологии в тоталитаризме
Идеологические доктрины тоталитарных режимов, зачастую включают в себя «единственно верные» ответы на все появляющиеся у членов социума вопросы. Широкая пропаганда данных доктрин является попутчиком каждого человека на протяжении всего его жизненного пути.
Она проявляется уже в детском саду, находит свое продолжение в образовательных учреждениях, контролирует все вариации СМИ: периодическую печать, радио и телепередачи, то есть от рождения до смерти человек пребывает под прицелом жесткого идеологического контроля.
Итогом данной деятельности становится формирование единой идеологии, которую, по идеи действующей власти, должны поддерживать все без исключений население страны. Данная идеология направляет социум на некое конечное и идеальное состояние: «коммунизм», «расово чистое общество», «исламское государство» – ради достижения которого нужны какие-то жертвы, а также стоит преодолеть временные неудобства и ограничения на настоящем этапе жизни.
Любая идеология тоталитаризма состоит из призыва, основанного на категорическом отрицании имеющегося положения вещей и направленного на завоевание мира с целью построения «светлого будущего».
Крайне важной составляющей тоталитарной идеологии стоит признать создаваемый ею «образ врага», помогающий текущему режиму объединить население страны перед лицом мифической угрозы со стороны врагов и диверсантов внутри социума либо со стороны внешнего окружения.
Однопартийная система
Краеугольный камень в основе тоталитарного режима есть однопартийная система. Формирование данной системы является первым шагом к тоталитаризму.
Политическая партия, которая стремится к провозглашению своего абсолютного господства, как правило, находит свое вдохновение в идее объединенной воли класса либо нации. Саму себя данная партия отождествляет с единственно истинным выразителем данной воли, наделяя себя, таким образом, монопольным правом действовать от лица всего класса либо нации.
В тактических целях, партия может сотрудничать и создавать союзы с иными политическими партиями, но настоящей ее целью является не сотрудничество, а монополия, в связи с этим при первом же удобном случае она без жалости ликвидирует всех политических оппонентов.
Формирование однопартийной системы – ключевая мера, которая влияет на само существование тоталитарного режима. В связи с этим, установившись один раз, однопартийная система будет защищаться всеми известными современному государству силами и средствами.
Любое требование уничтожить однопартийную систему и поспособствовать приходу демократии с характерной ей многопартийностью, тоталитарный режим рассматривает в качестве прямого посягательства на устои государственной безопасности. Более того, данные требования провозглашаются антинародными и антигосударственными и наказания за них крайне жестоки и беспощадны, ибо террористическая диктатура не в состоянии являться прочной, если будет разрушена ее фундаментальная основа – однопартийная система.
Соотношение партии и государства
Довольно важным аспектом в формировании тоталитарного режима можно признать полное объединение партийного аппарата с государственным. Получив господствующие позиции, партия трансформирует государственный аппарат в свое монопольное пользование, передавая все государственные посты и должности своим функционерам. В итоге государство трансформируется партийное, а партия в государственную.
Партийные вожди являются как руководителями государства, так зачастую и нескольких высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность является невозможным без получения согласия партийных инстанций, и в короткие сроки не остается ни одной должности, которая могла бы быть занята человеком, не являющимся членом правящей партии.
В государстве с тоталитарным режимом устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но на самом деле их роль становится буквально номинальной. Точно так же любому постановлению местных органов власти нужно изначально получить предварительное одобрение партийной организации региона.
Итак, можно сказать, что не только исполнительная, но и законодательная власть целиком находится под партийным контролем, и в государстве не наблюдается ни одной сферы, которая была бы свободна от всепроникающего влияния правящей партии, как правило, называющей себя просто Партией (с прописной буквы). Формально имеющееся разделение властей теряет всякое практическое значение, так как в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд являются де-факто исполнительными органами той самой Партии.
Сращении партии и государства выражается в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, с помощью партийного контроля за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы страны становится вооруженной силой партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми.
Государственный бюджет де-факто становится партийной кассой, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и траты их происходят на усмотрение партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.
Характерные черты тоталитаризма
Имеющиеся совпадения в способах организации и функционирования власти дают нам возможность утверждать о том, что невзирая на различия в идеологиях, а порой и на принципиальную вражду между ними, тоталитарные государства похожи в своих политических структурах и методах управления. Данное сходство находит свое проявление в совокупности таких признаков:
Государство-механизм и государство-организм
Исходя из своей структуры, тоталитарное государство – это самая совершенная и, в то же время, самая жестокая политическая система, которая предназначена для того, чтобы подавлять человеческую личность и народ, в общем и целом.
Она подобна хорошо выверенному механизму, который работает безотказно и точно до тех пор, пока его звенья исправные, а их взаимодействию ничего не препятствует. Но исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его крайне чувствительным даже к самым мелким сбоям и нарушениям.
Тоталитарное государство создает впечатление монолитного и твердого, но его твердость может являться обманчивой, как хрупкая твердость стекла. Посредством огромных внутренних напряжений и чрезмерно жесткого сцепления составляющих государственного механизма даже самые мелкие сбои в одном его звене ставят под угрозу целостность всей системы.
Это порождает перманентный страх и вызванную этим страхом беспощадную жестокость тоталитарного режима к любому проявлению инакомыслия. Это объясняет резкую нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, так как для тоталитаризма смертельно опасным является все, что является основой адекватной жизни демократического и правового государства.
Самые простые в рамках либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, хозяйственной деятельности и нравственности, с которыми можно выразить как согласие, так и несогласие, но за которые никого не осудят и не привлекут к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются в качестве тяжких политических преступлений, которые являются угрозой безопасности государства.
Практически все тоталитарный режим в состоянии наделить политическим значением, например, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельно принятого решения даже таких малозначительных вопросов власть видит политический акт – неповиновение системе.
В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, нежели машину. Пусть его действия не наделены такой математически выверенной точностью, но с помощью гибкости и подвижности частей он в состоянии не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и восстановить потерянные либо недостающие детали с помощью приспособления к перманентным изменениям условий жизни.
Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки «служения» какой-то великой идее.
Между данными двумя полюсами находится достаточно обширный спектр политических систем, которые приближаются к тому либо иному концу ряда, почти никогда не достигая его.
Истории не известны реальные государственные образования, которые были бы абсолютно правовыми либо абсолютно тоталитарными. Однако история любого государства – это развитие тенденций, которые приближают его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельно взятого человека его сознательное участие в политической жизни обусловлено способностью видеть данные тенденции и своими действиями помогать либо препятствовать их развитию.
Тоталитаризм
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота [1] [2] ) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Содержание
Происхождение и употребление термина
Спектр применимости термина
Режимы Муссолини и Гитлера; появление термина «тоталитаризм»
Критика СССР
После начала Великой Отечественной войны и в особенности после вступления США во Вторую мировую войну критика СССР пошла на убыль. Более того, начал получать распространение взгляд, что между СССР, США и Великобританией есть много общего. Но в то же время в 1943 году вышла книга публициста Изабел Патерсон «Бог из машины», в которой СССР был вновь назван «тоталитарным обществом».
Статус научной концепции за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где он был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра» [23]
После начала хрущёвской «оттепели» теория претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.
В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться советологами, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.
Концепция тоталитарного общества
Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем.
Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Мнение К. Поппера
Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов и при этом оказала влияние на другие современные ей концепции. В частности, в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.
Мнение Ханны Арендт
Следует отметить, что в отличие от других политических теоретиков, которые пытались изобразить сталинский тоталитаризм следствием коллективистской коммунистической идеологии как таковой, Арендт главной причиной тоталитаризма считала атомизацию, разобщенность масс, в результате чего они не способны к самоорганизации и поэтому нуждаются во внешней мобилизации. При этом Арендт подчеркивала, что ленинский режим ещё не был тоталитарным. [38]
Мнение Дж. Талмона
В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.
Мнение Карлтона Хейса
Мнение Карла Фридриха
Мнение Хуана Линца
Тоталитаризм и социализм
Согласно общепринятому взгляду, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую систему в нацистской Германии и фашистской Италии обычно классифицируют как государственно-корпоративный капитализм.
Истоки тоталитаризма
Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т. д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния — благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятом государстве»:
Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения — как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа — и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа — и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не-людей, а города сжигаются в бомбёжке.
— Из статьи профессора макросоциологии Northwestern University Георгия Дерлугьяна «Институционализация власти»[2]
Тоталитарные тенденции в демократических странах
Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
«Тоталитарные тенденции» в США
Критика правомерности понятия «тоталитаризм»
Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны и противоречивы друг для друга. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на создании условий для ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.
Тоталитаризм в древней истории
Термин «тоталитаризм» в современном его понимании сформулирован лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни, выраженное, в частности, лозунгом Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.
Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.
Преобразования 3-ей династии Ура затронули также религию и историю. Традиционный пантеон месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.
Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории является древнекитайская философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).
Одним из ключевых понятий легизма являлась «унификация народа», в изложении Шан Яна означавшая всеобщее единомыслие, отказ от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.
Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай ( см. династия Цинь). Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.
Объединение Китая под властью легистов привело к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.
К числу более поздних примеров относится уникальное для своего времени иезуитское государство в Парагвае (XVIII в.), построившее общественную жизнь на коммунистических началах [63] (см. Иезуитские редукции). Исследователь Хорос В. Г. характеризует этот строй, как «тоталитарный» [64]
Тоталитарные общества в литературе и искусстве
Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях: