Что относится к характерным чертам холодной войны

«Холодная война». Причины и главные черты.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к характерным чертам холодной войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Холодная война». Причины и главные черты.

Создание ООН 24 октября 1945 52 государства –участника антигитлеровской коалиции 5 постоянных членов: СССР, США, Англия, Франция, Китай Генеральная ассамблея ООН Совет безопасности ООН

Холодная война сопровождалась: гонкой вооружений и усиленной подготовкой к «горячей» войне; соперничеством во всех сферах общественной жизни; острой идеологической борьбой и созданием образа внешнего врага; борьбой за сферы влияния в мире; Локальными вооруженными конфликтами. бомбардировщик B-29, США

Причины Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире Противоречия между капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн). Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции

Начало «холодной войны» Похолодание в отношениях между СССР и США появились сразу после окончания Второй мировой войны Начало «холодной войне» было положено в марте 1946 речью в Фултоне Уинстона Черчилля Провозглашение в 1947 Г. Трумэном доктрины ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты СССР как призыв к войне

Доктрина Трумэна основные положения: Оказание экономической помощи странам Европы Создание военно-политического союза западных стран под руководством США Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы Использование ядерного оружия

Последствия «холодной войны» для СССР Огромные расходы на гонку вооружений Расходы на поддержку стран-сателлитов (стран, входящих ОВД) Установление «железного занавеса», ограничение контактов со странами Запада Ужесточение внутриполитического курса Отсутствие доступа к новейшим зарубежным технологиям, технологическое отставание от стран Запада

Формирование биполярного мира Почему после второй мировой войны именно эти государства стали сверхдержавами? сверхдержавы США (Запад) СССР(Восток)

Двуполярный мир в 1959 году Двуполярный мир в 1980 году

Разрядка – период ослабления «холодной войны» Почему происходила разрядка? Динамика «холодной войны» 1946 1953 1959 1963 1975 1979 1989 Война в Корее Карибский кризис Война в Афганистане Взаимные визиты Совещание о сотрудничестве в Хельсинки «Новое мышление»

Степень вины сверхдержав в развязывании «холодной войны» Существует 3 точки зрения по проблеме виновности сверхдержав в развязывании «холодной войны».

1-я точка зрения: виновны США Создание атомной бомбы и разработка плана «Дропшот» Фултонская речь У. Черчелля Доктрина Трумэна Создание военных баз вдоль границы СССР Создание ФРГ Создание НАТО Участие в Корейской войне

2-я точка зрения: виновен СССР Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну Установление советского контроля над странами Восточной Европы Блокада Западного Берлина Участие в Корейской войне Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений Руководство международным коммунистическим движением

3-я точка зрения: В развязывании «холодной войны» в равной степени ответственны СССР и США

Вопросы для повторения: Что такое «холодная война»? Каковы причины развязывания «холодной войны»? Назовите последствия «холодной войны» Перечислите различные точки зрения на степень виновности в развязывании «холодной войны».

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к характерным чертам холодной войны

Номер материала: ДБ-1483123

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к характерным чертам холодной войны

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что относится к характерным чертам холодной войны

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к характерным чертам холодной войны

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Происхождение термина.

Фултоновская речь Черчилля

После окончания Второй мировой войны отношения между СССР и западными союзниками стали быстро ухудшаться. Уже в сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику (имелось в виду использование ядерного оружия). 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в своей речи в Вестминстерском колледже города Фултон в США в присутствии американского президента Гарри Трумэна сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», призвав их сплотиться для защиты «великих принципов свободы и прав человека». «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес», а «Советская Россия хочет…безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Фултонская речь Черчилля считается поворотом к началу «холодной войны» между Востоком и Западом.

«Доктрина Трумэна»

Весной 1947 г. президент США обнародовал свою «Доктрину Трумэна» или доктрину «сдерживания коммунизма», согласно которой «мир в целом должен принять американскую систему», а Соединенные Штаты обязаны вступить в бой с любым революционным движением, любыми притязаниями Советского Союза. Определяющим при этом был конфликт двух образов жизни. Один из них, по словам Трумэна, базировался на правах личности, свободных выборах, законных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над прессой и средствами массовой информации, навязывании воли меньшинства большинству, на терроре и угнетении.

Одним из инструментов сдерживания стал американский план экономической помощи, объявленный 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом, заявившего об оказании безвозмездной помощи Европе, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Первоначально СССР и страны Центральной Европы проявили заинтересованность в плане, но после переговоров в Париже, делегация 83 советских экономистов во главе с В.М. Молотовым покинула их по указанию В.И. Сталина. Примкнувшие к плану 16 стран получили значительную помощь с 1948 по 1952 гг., его реализация фактически завершила раздел сфер влияния в Европе. Коммунисты потеряли свои позиции в Западной Европе.

Коминформбюро

В сентябре 1947 г. на первом совещании Коминформбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) прозвучал доклад А.А. Жданова об образовании в мире двух лагерей – «лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидации остатков фашизма». Создание Коминформбюро означало появление единого центра руководства мировым коммунистическим движением. В Восточной Европе коммунисты полностью берут власть в свои руки, многие оппозиционные политики уезжают в эмиграцию. В странах начинаются социально-экономические преобразования по советскому образцу.

Берлинский кризис

Этапом углубления «холодной войны» стал Берлинский кризис. Еще в 1947г. западные союзники взяли курс на создание на территориях американской, английской и французской оккупационных зон западногерманского государства. В свою очередь СССР попытался вытеснить союзников из Берлина (западные сектора Берлина представляли собой изолированный анклав внутри советской зоны оккупации). В результате произошел «берлинский кризис», т.е. транспортная блокада западной части города со стороны СССР. Однако в мае 1949 г. СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин. Осенью того же года произошло разделение Германии: в сентябре была создана Федеративная республика Германия (ФРГ), в октябре Германская демократическая республика (ГДР). Важным последствием кризиса стало основание руководством США крупнейшего военно-политического блока: 11 государств Западной Европы и США подписали Североатлантический договор о взаимной обороне (НАТО), согласно которому, каждая из сторон обязалась оказывать немедленную военную помощь, в случае нападения на любую страну, входящую в блок. В 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ.

«Гонка вооружений»

Другой характерной чертой «холодной войны» стала «гонка вооружений». В апреле 1950 г. была принята директива Совета национальной безопасности «Цели и программы США в области национальной безопасности» (СНБ-68), которая основывалась на следующем положении: «СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны». Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала. Директива ориентировалась на кризисную конфронтацию с СССР «до тех пор, пока не произойдет изменения в характере советской системы». Таким образом СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. В 1950-1953 гг. произошел первый вооруженный локальных конфликт с участием двух сверхдержав в Корее.

После смерти И.В. Сталина новое советское руководство, возглавляемое Г.М. Маленковым, а затем Н.С. Хрущевым, предприняло ряд крупных шагов для смягчения международной напряженности. Заявив, что «нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем», советское правительство договорилось с США об окончании Корейской войны. В 1956 г. Н.С. Хрущев провозгласил курс на предотвращение войны и заявил, что «фатальной неизбежности войны нет». Позднее в Программе КПСС (1962 г.) подчеркивалось: «Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств – объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров».

В 60-е гг. когда «холодная война» была в самом разгаре, в условиях противостояния двух военных блоков (НАТО и Организация Варшавского договора с 1955 г.) Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная Европа в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США, основной ареной борьбы двух систем стали страны «третьего мира», что нередко приводило к локальным военным конфликтам по всему миру.

«Разрядка»

К 70-м годам Советский Союз достиг примерного военно-стратегического паритета с США. Обе сверхдержавы по совокупности ракетно-ядерной мощи приобрели возможность «гарантированного возмездия», т.е. нанесения ответным ударом неприемлемого ущерба потенциальному противнику.

В послании конгрессу от 18 февраля 1970 г. президент Р. Никсон обозначил три составных части внешней политики США: партнерство, военная сила и переговоры. Партнерство касалось союзников, военная сила и переговоры — «потенциальных противников».

Новым здесь стало отношение к противнику, выраженное в формуле «от конфронтации к переговорам». 29 мая 1972 г. между странами был подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США, подчеркивающие необходимость мирного сосуществования двух систем. Обе стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военных конфликтов и ядерной войны.

В 1979 г. в Женеве на встрече президента США Дж. Картера и генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева был подписан новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), сокращавший общее количество ядерных носителей до 2400 и предусматривающий сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений. Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., США отказались ратифицировать договор, хотя его пункты частично соблюдались обеими сторонами. В то же время создавались силы быстрого реагирования, призванные защищать американские интересы в любой точке мира.

Третий мир

По всей видимости, в конце 70- х гг. в Москве сложилась точка зрения, что в условиях достигнутого паритета и политики «разрядки», именно СССР принадлежит внешнеполитическая инициатива: происходит наращивание и модернизация обычных вооружений в Европе, размещение ракет средней дальности, масштабное наращивание сил ВМС, активное участие в поддержке дружественных режимов в странах третьего мира. В этих условиях в США возобладал курс на конфронтацию: в январе 1980 г. президент провозгласил «Доктрину Картера», согласно которой Персидский залив объявлялся зоной американских интересов и допускалось использование вооруженной силы для ее защиты.

Окончание «Холодной войны»

Последний этап «холодной войны» связан с серьезными изменениями, произошедшими в СССР после прихода к власти нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым, проводившим политику «нового политического мышления» во внешней политике. Настоящим прорывом стали Женевские переговоры на высшем уровне между СССР и США в ноябре 1985 г., стороны пришли к единому мнению, что «ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», а их целью является «предотвращение гонки вооружений в космосе и прекращение ее на Земле». В декабре 1987 г. в Вашингтоне состоялась новая советско-американская встреча, закончившаяся подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5,5 тыс. км.) в ядерном и неядерном оснащении. Эти меры включили регулярный взаимный контроль за исполнением договоренностей, таким образом впервые в истории уничтожался целый класс новейших вооружений. В 1988 г. в СССР была сформулирована концепция «свободы выбора» в качестве универсального принципа международных отношений, Советский Союз начал вывод своих войск из Восточной Европы.

Источник

Контрольный тест по истории Отечества по теме «СССР в период послевоенного восстановления (1945-1953 гг.)»(10 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный тест по теме «СССР в период послевоенного восстановления (1945-1953 гг.)».

1.Подчеркните лишнее в тексте.

Присутствие Красной Армии способствовало утверждению просоветских правительств в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Восточной Германии, Австрии.

2.Что относится к характерным чертам «холодной войны»? Выберите три правильных ответа.

А.Разрыв дипломатических отношений между сверхдержавами;

В.Локальные военные конфликты;

Г.Активный мирный переговорный процесс;

Е.Прямой военный конфликт между СССР и США.

3.Определите источники восстановления хозяйства СССР после войны. Выберите три правильных ответа.

А.Репарации с побежденных стран;

Б.Рыночные реформы в экономике;

В.Приватизация крупных промышленных предприятий;

Г.Привлечение иностранных капиталов;

Д.Выкачивание средств из сельского хозяйства;

Е.Займы у населения.

4.Какие из перечисленных объектов были построены после войны? Выберите три правильных ответа.

В.Железная дорога Салехард-Игарка;

«По Конституции СССР высшим органом власти в стране являлся…».

6.Какие судебные политические процессы в СССР относятся к послевоенному периоду? Выберите три правильных ответа.

А. Ленинградское дело;

В. Мингрельское дело;

Е. Процесс над меньшевиками.

7.Что характеризует образование в послевоенный период? Выберите три правильных ответа.

А.Сохранение платы за обучение;

Б.Обязательное десятилетнее образование;

В.Дефицит педагогических кадров;

Д.Быстрый рост числа вузов и техникумов;

Е.Отказ в образовании всем, кроме выходцев из пролетарской среды.

8.Соотнесите имена писателей и названия их произведений.

А. «В окопах Сталинграда»;

Г. «Повесть о настоящем человеке»;

9.Какое из перечисленных событий стало первым противостоянием СССР и США в годы «холодной войны»?

10.Расставьте события в хронологической последовательности.

А.Начало Корейской войны;

Б.Денежная реформа в СССР;

В.Постановление ЦК ВКПб «О журналах «Звезда» и «Ленинград»;

11.Чем, по вашему мнению, объясняется рост религиозных настроений в СССР после войны? Аргументируйте ответ.

12.Почему, по вашему мнению, низкий уровень жизни в стране после войны не вызвал всенародного возмущения и акций протеста? Аргументируйте ответ.

1.Подчеркните лишнее в тексте.

Постоянными членами Совета Безопасности ООН стали СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Канада.

2.Что относится к целям «плана Маршалла»? Выберите три правильных ответа.

А.Восстановление экономики Западной Европы;

Б.Укрепление экономических связей с СССР;

В.Создание военного блока;

Г.Укрепление торговых связей с Западной Европой;

Д.Финансовая помощь бывшим колониям;

Е.Модернизация промышленных мощносией.

3.Что относится к денежной реформе 1947 года? Выберите три правильных ответа.

А.Замена Государственных денежных знаков на рубли;

Б.Увеличение денежной массы;

Г.Снижение курса доллара;

Е.Снижение дефицита товаров.

4.Какие из перечисленных факторов обусловили отставание сельского хозяйства от других отраслей экономики? Выберите три правильных ответа.

А.Низкий уровень механизации;

Б.Массовые репрессии среди колхозников;

Г.Отсутствие у крестьян заинтересованности в увеличении производства;

Д.Ввоз дешевых импортных продуктов;

Е.Низкий уровень финансирования сельского хозяйства.

5. Закончите предложение.

«В марте 1946 года Верховный Совет преобразовал Совет Народных Комиссаров в…».

6. Какие судебные политические процессы в СССР относятся к послевоенному периоду? Выберите три правильных ответа.

Б. Дело антифашистского еврейского комитета;

Г.Дело о вредительстве на электростанциях;

Е.Дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра».

7.Что характеризовало науку в послевоенный период? Выберите три правильных ответа.

А.Быстрое развитие генетики и кибернетики;

Б.Создание первой ЭВМ;

В.Сильное отставание советской науки от западной;

Г.Создание советской водородной бомбы;

Д.Отказ государства от вмешательства в науку;

Е.Увеличения численности ученых.

8.Соотнесите имена режиссеров и названия их фильмов.

Г. «Подвиг разведчика»;

Д. «Сказание о земле Сибирской».

9. Какое из перечисленных государств не являлось членом СЭВ?

10. Расставьте события в хронологической последовательности.

В.Испытание водородной бомбы в СССР;

Г.Начало Корейской войны;

Д.Отмена карточной системы.

11. Чем, по вашему мнению, объясняется тот факт, что СССР являлся самой читающей страной в мире? Аргументируйте ответ.

5.Верховный Совет СССР.

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что относится к характерным чертам холодной войны

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к характерным чертам холодной войны

Номер материала: ДБ-934251

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к характерным чертам холодной войны

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Что относится к характерным чертам холодной войны

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к характерным чертам холодной войны

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что относится к характерным чертам холодной войны

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что относится к характерным чертам холодной войны

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *