Что относится к характеристикам массовой культуры

Реферат на тему»Понятие массовой культуры»

Понятие массовой культуры и сферы ее проявления

Основная часть

1.1 Понятие массовой культуры и сферы ее проявления

Массовая культура (лат. massa – ком, кусок) – характерное для XX и уже XXI веков вненациональное явление, порожденное в условиях массового производства урбанизацией (ростом городов), массовыми миграциями населения, размыванием территориальных и социальных границ между людьми [27, 39]. «Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

К основным составляющим массовой культуры относят:

информационную индустрию массовой прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии массовой «желтой прессе» XIX массовой начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;

индустрию досуга массовой фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

тиражируемую мифологию от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Теоретики и историки культуры далеко не едины в вопросе времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры, не существует. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей [8, 160]. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре [39, 138]. Однако, российские оппоненты указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 1 – основные формы культур

Массовая культура появилась в первую очередь в западной культуре, где эти процессы начались раньше, чем в России или на Востоке. Можно перечислить несколько факторов, которые в совокупности породили это массовое явления. Первый из них – издание в 1870 г. в Великобритании закона о всеобщей грамотности. Таким образом, массам стал доступен главный вид художественного творчества XIX века – роман. Второй и, вероятно, основной фактор – изобретение кинематографа (1895 г), не требующего даже элементарной грамотности для восприятия информации в движущихся картинках и ставший основным средством массовой культуры. Третий фактор – легкая музыка, усилившая позиции массовой культуры. Окончательное становление массовой культуры обычно связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, характеризующейся: индустриально-коммерческим типом производства; широчайшим распространением средств массовой информации и коммуникации; относительной демократизацией культуры; повышением уровня образованности масс; увеличением свободного времени и затрат на досуг в бюджете семьи. С этого момента она становится тотальной и экспансивной [22, 113]. (Рисунок 2).

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 2 – характеристика массовой культуры

Универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение – как научно-философская категория «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру» как духовную ценность [33, 111].

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком [37, 78]. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

средствах массовой информации и коммуникации ( сообщающих широким слоям населения текущую информацию, дающих ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей );

системе национальной (государственной) идеологии и пропаганды (контролирующая и формирующая политико-идеологические ориента-ции населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит);

индустрии формирования имиджа (массовое физкультурное движение – аэробика, фитнесс, спортивный туризм, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п.);

индустрии досуга (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, синтетические виды шоу-индустрии, массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, и т.п., способствующее психической разрядке ).

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают, что она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время, и создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества [21, 28].

1.2 Влияние средств массовой коммуникации

на массовое сознание подрастающего поколения

Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений; ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что, в свою очередь, формирует особый тип – пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 3 – структура СМК

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 4 – признаки массовой культуры

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 5 – трансляция продуктов масс-культуры

1.3. Школа как транслятор массовой культуры

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 6 – влияние массовой культуры на молодежь

Масс-культура оказывает огромное влияние на школьников в силу:

опоры на бессознательное, эмоциональное, быстродоступное – она основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики;

своей занимательности – она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству; некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим.

Глава 2. Исследование проявлений массовой культуры в массовой общеобразовательной школе

2.1 Организация и суть исследования

2.2 Ход исследования и анализ его результатов

Первый этап – анкетирование учащихся массовых общеобразова-тельных школ. Для этого мы раздали им анкеты с вопросами (12 вопросов) и попросили ответить на вопросы в соответствии со своими взглядами и представлениями. Нас не интересовал «правильный» ответ на вопросы по школьному курсу обществознания; нам важно было, что на самом деле думают респонденты, отвечая на эти вопросы. Часть ответов на вопросы тестового характера мы попросили аргументировать в состоявшейся позже беседе; причем здесь не играл роль принцип «индивидуальный вопрос-индивидуальный ответ», анкета носила анонимный характер и наиболее распространенные ответы учащихся мы разбирали вместе с аудиторией. Анкетирование в нашем исследовании помогло установить общую картину о представлениях учащихся о массовой культуре и ее влиянии на человека (Рисунок 7) (Приложение А).

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 7 – анкетирование учащихся общеобразовательной школы

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 8 – беседа с учащимися общеобразовательной школы

Мы постарались донести до аудитории, что распространяемая с запада массовая культура тесно связана с погоней за модой, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными. Массовая культура приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами не имеющими ничего общего с реальной жизнью населения [3, 98]. При разборе особенностей массовой культуры мы постарались дополнить материал учебника. Так, характеризуя такую черту, как общедоступность, мы рассказали об ее уровнях и для большего понимания их содержания привели краткую характеристику каждого:

мид-кулытура, или культура «средней руки» (посредственная культура). Рассказывая об этом уровне, мы отметили ее двойственный характер – она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма масс-культуры более высокая – она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом;

После каждого просмотра мы перемешивали предлагаемые картинки и заново раскладывали их на столе перед участником эксперимента, после чего снова предлагали ему посмотреть на них внимательно и выбрать из разложенных перед ним три наиболее понравившиеся картинки (в третьей части, соответственно, две понравившиеся картинки)». После того, как учащийся делал свой выбор, мы интересовались, почему он выбрал именно эти картинки, почему они нравятся больше остальных.

Телевидение является источником просвещения и одновременно источником деградации. С одной стороны, оно расширяет общую информи-рованность человека, углубляет знания, способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе, праву, формирует нравственные оценки. С другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого время-препровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору. Воздействие ТВ на учащихся школ представляет весьма неоднозначно: его положительные стороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются возможностей манипули-рования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения [15, 262].

Обработав все данные исследования, мы сделали следующие выводы: при ранжировании ценностей большая часть респондентов ставит такие значимые для любого общества ценности, как «отечество», «нация», «национальная культура», на последние места. Особый смысл данная проблема приобретает в период общего духовного кризиса, в эпоху засилья масс-культуры и американизации нашего общества. Беседуя о том, в чем же причина популярности массовой культуры, часть учащихся высказалась о том массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Публика, на которую рассчитана продукция масс-культуры, снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции. Обобщая ответы учащихся, в качестве основных аргументов позитивного вли­я­ния массовой культуры на жизнь обще­ства можно вывести следующие:

она утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы об­ще­ства;

от­ве­ча­ет за­про­сам в от­ды­хе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке

В то же время часть аудитории высказала противоположное мнение, сказав, что массовая культура имеет массу недостатков и множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира. Формируемое массовой культурой сознание отличается инертностью, ограниченностью, и не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, мелодрама, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни, по аналогии с которыми пытаются жить молодые люди [24, 57]. Так, из негативных сторон явления учащиеся отметили:

ори­ен­тацию на мас­со­вые вкусы;

стремление к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции куль­ту­ры;

рас­чет на пас­сив­ное по­треб­ле­ние;

на­саж­дение мифов в со­зна­нии людей;

фор­ми­рование ис­кус­ствен­ных по­треб­но­стей

Эксперимент по исследованию эстетических предпочтений дал следующие, в общем-то, ожидаемые результаты: было выявлено преобла-дание предпочтений образов массовой культуры и смешанных предпочтений. Вместе с тем было достаточно много смешанных предпочтений, что свидетельствует о том, что влияние массовой культуры не имеет абсолютного значения. Наибольшее влияние на эстетические предпочтения инициативной группы оказывают современные идеалы женской красоты, распространяемые массовой культурой, и образы сказочных персонажей из современных телевизионных и кинофильмов, а при выборе пейзажей влияние массовой культуры проявляется меньше. Наиболее показательными были объяснения испытуемыми причин выбора женских образов. Одна школьница, ученица 7-го класса, из первой части с женскими образами выбрала две картинки из образов современной массовой культуры и один выбор – образ классической живописи: картину В.А. Серова «Девочка с персиками». Она привела следующее обоснование этому: «Первые две картины мне понра-вились тем, что на них изображены красивые, нарядные девушки. У них дорогие украшения и платья. Видно, что девушки богаты и уверены в себе. Это праздничные картины. Третий портрет мне понравился, потому что здесь спокойно, нет ничего лишнего. Девочка спокойно сидит, отдыхает. Картина успокаивает». А вот репродукция картины В.А. Серова «Девушка, освещен-ная солнцем. Портрет Марии Яковлевны Симонович» испытуемой не понравилась: «Здесь девушка вся грязная, плохо одета. Еще у нее что-то с кожей на руках и лице: какие-то болезненные пятна. Наверное, это ожоги. И вообще, вроде молодая девушка, а выглядит как старушка». Налицо явная ориентация на типы современной модной женщины при невнимании к внутреннему содержанию образа.

Таким образом, в нашем исследовании выявилось, что в сознании учащихся в процессе их социализации складываются различные эталоны красоты по отношению к широкому спектру явлений действительности. Одни эталоны дети черпают из общения с классическим искусством, другие – в массовой культуре. Отсутствие единства (как и в случае с анализом популярности продуктов массовой культуры) объясняется тем, что в современной действительности имеет место столкновение этих эталонов, и это реальность развития восприятия и мышления современного ребенка.

Далее приведем полученную в результате примененных методов иерархию досугового времяпрепровождения:

смотреть телевизор предпочитают 74,2% учащихся,

слушать плеер – 68,7%,

проводить время с друзьями – 65,1%,

смотреть видеозаписи – 52,76,

читать книги 45,1% (из них в электронном формате 32,8 %),

общаться в организациях дополнительного образования – 39,3%,

читать периодическую печать (лидируют глянцевые журналы о мире шоу-бизнеса и индустрии красоты) – 36,1%,

общаться по телефону – 34,8%,

играть в компьютерные игры – 21,3%,

проводить время с родителями и другими взрослыми – 19,4%,

обмениваться информацией в различных мессенджерах – 4,7%,

путешествовать по компьютерной сети – 3,1%.

Проанализировав ответы учащихся на вопрос о влияния СМК на человека, мы сделали вывод, что 68 % респондентов считает просмотр TV исключительно положительным занятием и 32% признают его отрица-тельное влияние. Также, обобщая рассуждения учащихся, мы констатировали печальный факт: СМК формируют и закрепляют в сознании большинства опрашиваемых уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отно-шениях. Эти соотношения и склонности наводят на размышления: опрашиваемые действительно не понимают, что СМК манипулирует их сознанием, или просто не хотят этого понимать?

Что касается вопросов проявления массовой культуры в массовой общеобразовательной школе, отметим, что социально-психологические особенности, которые свойственны современному подрастающему поко-лению – стремление к новизне, экстравагантности, подражание сверстникам, ориентация на модные идеалы и стандарты, – явились благодатной почвой для некритического восприятия идеологии массового потребления, которая последовательно навязывается СМК через приобщение к массовой культуре (Рисунок 9).

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 9 – источники получения информации учащимися школы

Опрашиваемым учащимся (и, соответственно, большей части подростков) импонирует, что массовая культура несет в себе внешне привлекательные и легко усваиваемые идеи и символы, апеллирует к веяниям современной моды и эталонам престижного потребления, не требует напряженных размышлений, позволяет расслабиться, отвлечься от «прозы жизни», не поучает, а развлекает. Это приводит к различным формам искажения действительности. Опишем два наиболее интересных, на наш взгляд, искажения, появившихся в результате воздействия массовой культуры, активно существующих в школах. Первый из них мы обозначили как « феномен прикола». Осознание престижности модных образцов, предлагаемых молодежными журналами, заставляет учащихся школ подстраивать собственный стиль общения под принятый в молодежной субкультуре. Одной из главных характеристик соответствия моде является понятие «прикольный». Понятие «прикола» является органичным проявлением ориентации сознания современного школьника на стиль «экшн», последовательно вырабатывавшийся различными видами коммерческого искусства и СМК на протяжении последнего десятилетия. В стиле «экшн» любые поступки, при условии их обязательной активности, способности к риску, противостояния, борьбы, воли, дерзости, силы утверждаются как несомненно позитивное действие. Перечисленные качества представляются как безусловно прекрасные, подлинные, сущностные качества субъекта, призванные вызвать у потребителя симпатию и положительные эмоции (Рисунок 10).

В оценке чего-либо как «прикольного» сказывается не только бытийная индифферентность оценивающего, но и эмоциональный голод, побужда-ющий учащихся даже в самом обыденном и повседневном явлении находить импульс к эмоциональному движению, всплеску, к переживанию, а также и к выходу эмоций. Нечто, что названо одноклассником «прикольным», притягивает внимание других учащихся обещанием действия, причем направление и смысл действия не так важен, как само ощущение действия. Эта тенденция появляется в микрогруппах класса, зачастую перерастает в массовость в рамках класса и поддерживается педагогами, пытающимися общаться с учащимися на понятном им языке [21, 28].

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культурыРисунок 10 – « феномен прикола» в массовой

Таим образом, учителя, не в силах бороться с таким масштабным «приколоцентризмом» и переубедить массу хотя бы собственного класса, опускаются до уровня средне-статистического учащегося, владеющего культурой поведения в достаточно ограниченном объеме.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Рисунок 11 – р ечевая культура современного поколения

в условиях влияния средств массовой коммуникации

Таким образом, обозначилась достаточно серьезная проблема поиска своего рода «противоядия» от манипулирования сознанием учащихся средствами массовой культуры. На наш взгляд, основой такого «противоядия» может быть воспитание и духовное развитие личности, пропаганда ценностей российской и национальной культуры.

Источник

Роль массовой культуры – обучать!

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.

Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Структура и характеристики

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

К признакам массовой культуры относится:

Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

Роль и влияние

На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

Положительные стороныОтрицательные стороны
Развлекательный характерНизкое качество продукции
Повышение уровня общей грамотностиПошлый юмор
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложенийОриентация на потребление, количество
Доступность культуры населениюФормирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
Участие в современном рекреационном механизме снятия стрессаНизкий профессиональный уровень большинства произведений

Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.

Массовая культура: особенности развития в современный период

Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.

Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).

Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура.

Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.

Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.

В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.

В-четвертых, представители массовой аудитории превращаются теперь в пассивного потребителя со стремлениями потреблять все новые и новые формы культурных благ. Причем эти стремления «подогреваются» мощной информационной поддержкой из СМИ. Говоря иначе, типичный человек массы находится в постоянном ожидании новых трендов, новых сезонов и коллекций, новых серий, модных тенденций, не несущих в себе ничего принципиального нового. А отсутствие возможности получить подобные новые формы порождает психологические проблемы личности.

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.

Виды культур и их сравнение

Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).

Вид КритерийМассоваяНароднаяЭлитарная
Кто авторЛюбой желающийАноним, народПрофессионалы, творцы
Кому доступнаВсем (в силу простоты материала)Всем, кто заинтересованИзбранным (информация сложна для восприятия)
Качество продуктаСоздатели ориентируются на количество, а не на качествоНевысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нацииВажно качество, а не количество
ЯсностьПроста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенностиПроста, но требует знания и понимания национальных особенностейДля понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни
Результат влиянияФормирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критическиРазвивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализуПоддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций
ПримерыСериалы, комиксы, журналыСказки, легенды, мифы, народные песниКлассическая литература и музыка

Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.

Cовременное состояние

Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть фото Что относится к характеристикам массовой культуры. Смотреть картинку Что относится к характеристикам массовой культуры. Картинка про Что относится к характеристикам массовой культуры. Фото Что относится к характеристикам массовой культуры

Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *