Что относится к графическим

Графика: ее суть, виды и история. Известные художники-графисты

Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.

Что относится к графическим

Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.

Что относится к графическим

Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.

Что относится к графическим

При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.

Что относится к графическим

Виды графики, классификация

Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.

Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить. Актуальное деление таково:

Что относится к графическим

Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида.

Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ. Необходимо выделить:

Что относится к графическим

Что относится к графическим

Что относится к графическим

Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.

Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.

Что относится к графическим

Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля).

К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.

Что относится к графическим

Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов.

Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.

История графики

Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).

Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).

Что относится к графическим

В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Что относится к графическим

А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.

Что относится к графическим

А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.

Что относится к графическим

В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.

Что относится к графическим

Известные художники-графики

Одним из величайших гравёров и художников-графиков мира считается гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Графика в его творчестве занимала важное место. Среди признанных шедевров мастера — серия гравюр «Апокалипсис», акварельный «Заяц», таинственная «Меланхолия».

Что относится к графическим

Для работ Дюрера характерна ювелирная точность штриха, сочетающаяся с великолепной пластичностью.

Что относится к графическим

Великие вещи в графических техниках создавали и другие знаменитые творцы. Характерные примеры:

Что относится к графическим

Всемирное признание получили работы японских мастеров-графиков — воспевавшего красавиц Утамаро Китагавы, мастеров пейзажа Утагавы Хиросиге и Кацусики Хокусая.

Что относится к графическим

Сейчас и гравюры, и эскизы старых мастеров высоко ценятся коллекционерами. Отслеживая лоты на онлайновых аукционах сайта VeryImportantLot, вы сможете приобрести уникальные произведения, которые могут стать вашей фамильной ценностью или инвестицией. Свою коллекцию можно пополнять и работами современных художников-графиков, с которыми можно связаться, используя функционал VeryImportantLot. Эти вещи интересно смотрятся в модных интерьерах и, что немаловажно, растут в цене.

Источник

ГРАФИКА

ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.

Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.

Что относится к графическим

Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.

С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

Что относится к графическим

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.

Выделяется современный графический дизайн.

Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).

Гравюра

(фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами гравирования.

Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, в 20 в. пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой.

Особенностью гравюры является возможность получать значительное число оттисков, ее стилистика, связанная с работой в твердых материалах.

Что относится к графическим

В Европе гравюра появилась в 15 в., как искусство для народа. Дешевые гравированные листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.

К произведениям станковой графики, самостоятельным по назначению и по форме, относятся станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Станковая графика предназначена для музейных, выставочных коллекций, для украшения общественных и жилых интерьеров.

Что относится к графическим

Рисунок

– самостоятельный вид искусства, занимающий важнейшее место в изобразительном искусстве, а также основа живописи, скульптуры, архитектуры. Рисунком называют произведения, выполненные карандашом (графитным, серебряным, свинцовым, итальянским, цветными), пером, соусом, сангиной, углем, пастелью и другими материалами.

Эстамп

(фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.

К произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Он сопровождался пояснительными надписями, выполнялся безымянными художниками-самоучками и печатался огромными тиражами. Лубок – дешевая, широко доступная, занимательная гравюра, заменял неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем отраслью народного искусства, фольклора. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность, некоторая наивность. Лубок получил широкое распространение в Китае (с 8 в. – гравюры на дереве), в Европе (с 15 в. – гравюры на дереве, с 17 – гравюры на меди, с 19 – литографии). Лубок служил средством массовой информации и нередко – общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны 16 в. в Германии, лубки Великой французской революции 18 в.). В России в 17 в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от руки (в 18 в. появляется гравюра на меди, в 19 – литография). Популярностью пользовался лубок, иллюстрирующий былины, сказки, библейские легенды, притчи, а в 19 в. – художественные произведения.

Книжная графика

– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

Промышленная графика

– вид прикладной художественной графики, появившийся как вид искусства на рубеже 19–20 вв. Промышленная графика занимается созданием товарных ярлыков, фирменных знаков, издательских марок, упаковок, рекламных изданий, бланков и конвертов. Она соприкасается с рекламой, включается в систему дизайна.

Одним из видов графики является экслибрис (лат. ex libris, букв. – из книг) – знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим или литографским способами. Экслибрисы делятся на несколько типов. Гербовый – был распространен в 16–17 вв. и воспроизводил герб владельца книги. Вензелевый – представлял собой орнамент, включающий инициалы владельца книги. Сюжетный – состоит из фигур, атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов. Среди мастеров экслибриса были А.Дюрер, Л.Кранах, Г.Гольбейн-мл., Ф.Буше, У.Хогарт, А.Матисс, А.Н.Бенуа, В.А.Фаворский, Е.Е.Лансере.

Плакат

(нем. Plakat, фр. placard – объявление, афиша) – вид изобразительного искусства, изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях. Плакат является произведением печатной графики и полиграфии, часто создается в единственном экземпляре.

Что относится к графическимЧто относится к графическим

Шелкография

(англ. silk screen, фр. serigraphie) – вид художественной трафаретной печати. Участки шелковой сетки, натянутой на раму, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку на поверхность, воспринимающую изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С ее помощью можно печатать качественные репродукции картин. В 20 в. техника шелкографии появилась в Европе из Китая и Японии, получила развитие с 1930-х в творчестве Дж. Поллока, Ф.Леже.

Линогравюра

(англ. linocut) – гравюра на линолеуме, близкая к торцовой ксилографии. Один из видов выпуклой гравюры, она появилась и получила распространение в 20 в. Особенностью линогравюры являются контрасты черного и белого цвета, лаконизм, возможность использования листа большого размера, цветной печати, высокая тиражность. Пятно и штрих в линогравюры отличаются, как правило, сочностью и живописностью, однако ей не свойственна передача мелких деталей.

Акварелью

(от лат. aqua – вода, фр. aquarelle) называются водяные краски и живопись этими красками. Краски состоят из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества. В акварельные краски, которые разводят водой, кроме гуммиарабика добавляют мед или глицерин, для того чтобы краски не пересыхали. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Важную роль играет бумага (ватман, плотный и шероховатый торшон), белизна которой является источником света изнутри. Просвечивая через слоя краски, она придает особую звонкость акварельным работам. Для работы акварельными красками используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти.

Акварелью называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно акварель – прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику – кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство акварели – прозрачность краски. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект легкости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером («акварелированный рисунок»); работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская акварель»); живопись акварелью по сырой бумаге («английская акварель»), создающая глубину и ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Акварель существует с древних времен: в Древнем Египте ею раскрашивали папирусы, была знакома этрускам, использовалась в Китае. В средние века акварельные краски использовались для иллюстрации и украшения рукописных книг (миниатюры, орнаменты). С 15 в., с появлением гравюры на дереве, акварелью раскрашивают оттиски, чертежи, рисунки. В эпоху Возрождения появляются акварельные пейзажи, но лишь в 18 в. она становится самостоятельной живописью. Распространение получает городской пейзаж, выполненный акварелью (Дж. А.Каналетто, Ф.Гварди). Классической страной акварельной живописи является Англия (Дж. Козенс (1717–1786), Дж. М.У.Тёрнер, Дж.Констебл). Влияние английской акварельной школы ощущалось в искусстве Франции (Т.Жерико, Э.Делакруа), Германии (К.Фридрих, А.Менцель). В России акварельная живопись начинает активно развиваться с 18 в. (Брюллов К.П., А.А.Иванов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.П.Остроумова-Лебедева, художники группы «Мир искусства».

Гуашью

(фр. gouache, от итал. guazzo – водяная краска) называют и плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и живописные произведения, выполненные в этой технике. Краски гуаши непрозрачны, являются кроющими. При высыхании гуашь светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Гуашь широко использовались в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, раскрашивания рисунка. В середине 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. гуашь наиболее часто находит применение в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Монотипия

(от греч. monos – один, typos – отпечаток) – вид печатной графики, в которой жидкие масляные краски наносятся на гладкую поверхность металлической или стеклянной доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. Монотипия отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает живопись или акварель. Часто применяется в соединении с офортом.

Коллаж

(фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Браком в 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

Что относится к графическим

Фотомонтаж

– композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в 20 в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

Самой древней и наиболее распространенной гравюрной техникой является ксилография (от греч. xylon – дерево и grapho – пишу, рисую) – гравюра на дереве. Печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати – с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида ксилографии: обрезная и торцовая.

Обрезная ксилография выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке – вишня). Линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками, а в промежутках дерево выбирается долотом. Обрезной ксилографии присущи обобщенность рисунка, контрасты белого и черного, отсутствие светотени, тоновых переходов. Обрезная ксилография упоминается в Китае с 6 в.: иллюстрации, альбомы, лубки. В Европе появилась на рубеже 14–15 вв. в Германии, Чехии, Австрии, служила для иллюстрирования печатных книг, гравирования лубков, игральных карт, эстампов. Многие художники работали в этой техники: Г.Гольбейн, А.Альтдорфер, А.Дюрер. В 1516 в Италии художником Уго да Карпи была изобретена техника цветной ксилографии, которая называлась кьяроскуро (ит. chiaroscuro – светотень). Кьяроскуро печатается с 3 (или более) досок, соответствующих теневым, полутеневым и светлым частям изображения. В оттиске кьяроскуро напоминает рисунок кистью, выполненный в обобщенной манере, с мягкими переходами тона.

Торцовая ксилография выполняется на досках, срезанных поперек волокон из твердых пород дерева (пальма, самшит, бук): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми. Работают на доске резцом, добиваясь не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от темного к светлому. Рисунок получается четкий и тонкий. Мелкие штрихи лепят объем, сетка белых штрихов хорошо передает воздушную перспективу. Комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности (тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональный рисунок.

В начале 17 в. в странах Дальнего Востока появляется цветная гравюра. Расцвет японской цветной ксилографии относится к 18–19 вв. Харунобу (1725–1770), Утамаро, Хокусай создают иллюстрированные книги, календари, поздравительные карточки, светские эстампы. В России, Белоруссии и на Украине появление книжной ксилографии, связано с деятельностью Франциска Скорины (род. ок. 1490), Ивана Федорова. На рубеже 19–20 вв. возрастает интерес к традициям ксилографии: в рамках стиля модерн сложился изящный декоративный стиль эстампа, иллюстрации, виньетки. В 20 в. для многих мастеров ксилографии характерны публицистичность, экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной ксилографии.

Что относится к графическим

Цинкография

(от цинк и греч. grapho – пишу, рисую) – изготовление рельефных форм для высокой печати из цинка с помощью химических и фотомеханических процессов. Для гравюры на цинке рисунок наносится на доску кислотоупорными красками, затем неокрашенные части цинка глубоко травятся кислотами. Постепенно рисунок выявляется на пластинке, образуя клише для печати. Термин цинкография относят и к клише из меди, латуни, магниевых и алюминиевых сплавов, пластмасс.

Литография

(от греч. lithos – камень и grapho – пишу, рисую) – вид тиражной графики, способ плоской печати. Рисунок наносят на камень (плотный известняк) литографским карандашом или тушью, жирное вещество которого, проникнув в поры камня, остается на его поверхности. Краска, накатанная на камень, остается в местах, где было изображение. Печатают литографии на специальном станке. Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, простота техники, многотиражность и дешевизна. Она живописна, мягка и пластична, рыхлый штрих карандаша, заливки и растушевки хорошо передают объем, тонкую игру полутеней и рефлексов. Изобретенная в 1796–1798. в Германии А.Зенефельдером, литография стала популярной художественной техникой: иллюстрации, плакат, прикладная графика. Эту технику использовали: Э.Делакруа, О.Домье, А.Тулуз-Лотрек, П.Пикассо, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова и др.

Что относится к графическим

Гравюра резцом

– способ углубленной гравюры, позволяющий имитировать рисунок. Вырезанные на металле линии давали при печати рисунок из тонких штрихов. Бороздки, полученные в результате работы резцом, заполняются краской, рисунок печатается под прессом на влажной бумаге. Изобретенная в Италии в 15 в. гравюра резцом первоначально использовалась в ювелирном деле. Позже с металлических, медных, досок печатались листы с изображением игральных карт, сценок светского и духовного содержания, жанровые сценки, репродукции произведений живописи.

Офорт

(фр. eau forte, букв. – крепкая водка, т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. Полированную и нагретую доску из цинка или меди покрывают грунтом – растопленным лаком, состоящим из воска, смолы, асфальта и мастики. Затвердевший при остывании лак процарапывают стальной гравировальной иглой до металла, медь в этих местах обнажается. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту (т.н. «крепкую водку», по-французски «о-форт»), медную – в раствор хлорного железа. Лак не поддается действию кислоты, а открытые части металла углубляются, их заливают краской, покрывают доску бумагой и получают оттиск на металлографическом станке. Варьируя продолжительность травления разных участков доски, получают штрихи различной силы и сочности. Офорт ближе всего к рисунку пером.

Наряду с игловым (штриховым) офортом в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением – акватинту, лавис, мягкий лак, часто офорт сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой.

Офорт дает большие возможности художнику, склонному к живописному видению мира, благодаря богатой тональной шкале, свободе, тонкости и изяществу штриха. Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени, применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость, многократное травление создает богатую фактуру. Первые офорты выполнили в начале 16 в. Д.Хопфер (1470–1536) и А.Дюрер, использовав для этого железные доски. Расцвет офорта относится к 17 в., в 18 в. распространение получил цветной офорт. В 17–18 вв. офортисты работали с медными, а с 19 в. – с цинковыми пластинами. В этой технике творили: Ж.Калло, Рембрандт, А.ван Дейк, Дж. Б.Пиранези, Дж. Б.Тьеполо, О.Фрагонар, Ф.Гойя, Ф.Милле, К.Коро, К.Писсарро, А.Менцель, К.Кольвиц, А.Цорн, П.Пикассо, А.Матисс, М.З. Шагал, Симон Ушаков, И.И. Шишкин, В.А.Серов.

Что относится к графическимЧто относится к графическим

Лавис

(фр. lavis, букв. – размывка) – вид углубленной гравюры на металле, при которой кислота воздействует на металл при помощи специальной кисти. Различия в силе травления соответствует градациям тона в оттиске. Лавис позволяет получить небольшое количество оттисков. Отпечатанные листы напоминают рисунок кистью. Лавис, изобретенной французским гравером Ж.Б.Лепренсом (1734–1781), был распространен в 18 в., позже употреблялся как средство тонирования в других разновидностях углубленной гравюры с травлением.

Мягкий лак

– вид углубленной гравюры на металле, напоминающей в оттиске карандашный рисунок. Художник рисует карандашом на шероховатой бумаге, которую накладывают на доску, покрытую мягким жирным, легко отстающим грунтом. Частицы грунта, прилипая к бумаге, снимаются вместе с ней, после чего доска подвергается травлению. Техника мягкого лака известна с 17 в.

Сухая игла

– вид техники гравирования, разновидность офорта. Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной) доске. При работе иглой образуются т.н. барбы (заусенцы). Краска набивается в них и дает при печатании глубокую, сочную линию, особую бархатистость штрихов. Но заусенцы очень хрупки, быстро стираются при повторной печати, поэтому можно напечатать 10–15 хороших оттисков. Сухая игла известна с конца 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. В этой технике работали А.Дюрер, Рембрандт, А.Цорн, В.А.Серов.

Меццо-тинто

(ит. mezzo-tinto – букв. – полуокрашенный) – вид углубленной гравюры на металле. Техника сложна и трудоемка, тиражность невелика – 15–20 оттисков. Медную доску обрабатывают т.н. «качалкой», инструментом в виде лопаточки с зазубренным краем, и дающей в оттиске сплошной черный тон. Далее гравер стальной гладилкой постепенно выглаживает рисунок, переходя от темного к светлому. Чем больше сглажена поверхность доски, тем меньше краски задержится на ней, и при печати эта часть будет более светлой. Самые светлые места полируют. Отсутствие линий, нежность, бархатистость фактуры позволяют передавать мягкость градации тонов, тонкие нюансы. Способ меццо-тинто был изобретен в Германии Л. фон Зигеном (1609–1676) в середине 17 в., а в 18 – нач. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.

В 1768 французский художник Ж.-Б.Лепренс изобрел новую гравюрную технику, получившую название акватинта (от aqua – вода и tinta – окрашенная), являющуюся разновидностью гравюры на металле. Металлическую (медную) пластинку покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или смесью обоих). Грунт растворяющей жидкостью смывается кистью, наносится рисунок. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Смолистые частицы не поддаются действию кислоты, она выедает небольшие промежутки между ними. Далее кислотоупорным лаком закрывают те места, которые должны остаться светлыми, и снова опускает доску в кислоту. На открытых местах кислота разъест медь сильнее, и сюда забьется больше краски. На оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью – тушью или акварелью. Сначала акватинта существовала в качестве репродукционной техники, теперь является самостоятельной.

Компьютерная графика

– электронная графическая техника, получившее распространение в последней четверти 20 в.: изображения составляются на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Кристеллер П. История европейской гравюры. М., «Искусство», 1939
Кристеллер П. История европейской гравюры 15–17 вв. Л., «Искусство», 1939
Кальнинг А. Акварельная живопись. М., «Искусство», 1968
Турова В. Что такое гравюра. М., «Изобразительное искусство», 1977
Советы мастеров. Живопись и графика. Л., «Художник РСФСР», 1979
Материалы и техника рисунка. М., «Изобразительное искусство», 1984
Материалы и техника рисунка. М., «Изобразительное искусство», 1984
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М., «ЭЛЛИС ЛАК», 1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *