Что относится к государственным корпорациям
Что относится к государственным корпорациям
(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)
1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 83-ФЗ)
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.
К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);
утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
определение порядка использования прибыли государственной корпорации;
принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.
Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
3.2. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.
Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Статья 7.1. Государственная корпорация
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 7.1
Статья 7.1. Государственная корпорация
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7.1 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ в пункт 1 статьи 7.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в пункт 2 статьи 7.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным законом.
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.
Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.
На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.
3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1
В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.
К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);
утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
определение порядка использования прибыли государственной корпорации;
принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.
Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2
3.2. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.
ГАРАНТ:
Абзац второй пункта 3.2 статьи 7.1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ
Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ
И ИХ СООТВЕТСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГК РФ
Государственная корпорация учреждается на основе федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона.
Имущество государственной корпорации может формироваться также за счет:
— доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;
— федерального и иного имущества, передаваемого государственной корпорации в ходе ведения ее деятельности;
— других законных поступлений.
В части 1 статьи 35 Закона N 177-ФЗ установлено, что страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.
Иными источниками формирования фонда обязательного страхования вкладов, согласно Закону N 177-ФЗ, являются:
— пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;
— денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;
— средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом N 177-ФЗ;
— доходы от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;
— первоначальный имущественный взнос;
— другие доходы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
— взносы учредителей благотворительной организации;
— членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
— поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
— доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
— иные не запрещенные законом источники.
По общему правилу в качестве взноса не может быть передано федеральное имущество, которое является исключительной собственностью Российской Федерации, а также имущество, изъятое из оборота. Это вполне объяснимо, так как имущество, передаваемое Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации. Однако возможны исключения. Так, например, очевидно, что в состав Государственной корпорации «Росатом» должно входить имущество, являющееся исключительной федеральной собственностью (например, оборудование для ядерных исследований). По этой причине в статье 41 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» сказано, что при реорганизации Корпорации правила пунктов 1 и 2 статьи 60 ГК РФ не применяются, согласия кредиторов на перевод их требований не требуется. При ликвидации Корпорации имущество Корпорации поступает в федеральную собственность.
По общему правилу пункта 2 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Данное положение предопределено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией и, соответственно, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.
Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.
На официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. При этом установлено, что для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 ГК РФ, то есть учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.
В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:
— наименование государственной корпорации;
— цели деятельности государственной корпорации;
— место нахождения государственной корпорации;
— порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
— порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;
— порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону о некоммерческих организациях, поскольку согласно пункту 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.
Государственная корпорация имеет следующие полномочия:
— распоряжаться имущественным взносом Российской Федерации в соответствии с уставными целями;
— заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.
Статус государственной корпорации позволяет ей представлять интересы государства, а также выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.
Первой государственной корпорацией было Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Оно было создано в 1999 году на основании Федерального закона от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (утратил силу) и ликвидировано в 2004 году.
После этого в соответствии с Законом N 177-ФЗ в форме государственной корпорации было образовано Агентство по страхованию вкладов.
Вопрос о целесообразности использования рассматриваемой организационно-правовой формы не возникал ни в теории, ни на практике примерно до 2007 года. Однако в 2007 году в Российской Федерации было учреждено сразу 6 юридических лиц в организационно-правовой форме государственной корпорации, это:
— Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
— Российская корпорация нанотехнологий;
— Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»;
— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
— Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
— Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
В настоящее время государственные корпорации находятся в процессе своего формирования. Каждая из них создается на основании федерального закона (например, Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О Банке развития»). Следует отметить, что в мире к государственным корпорациям прежде всего относятся региональные банки развития, а также национальные отраслевые структуры.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование и цели деятельности, место нахождения, порядок управления ее деятельностью, в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, а также использования имущества в случае ее ликвидации.
В силу пункта 3.1 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях регламентировано, что федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (высший орган управления государственной корпорации).
В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.
К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
— утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);
— утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
— определение порядка использования прибыли государственной корпорации;
— принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.
Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
Из общего анализа специальных федеральных законов о создании таких юридических лиц следует, что органами управления государственных корпораций являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор.
Органом внутреннего финансового контроля государственной корпорации является ревизионная комиссия.
Члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. За исключением генерального директора члены наблюдательного совета работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.
К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:
— направлений деятельности корпорации на очередной год;
— положения о правлении;
— положения о ревизионной комиссии;
— финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;
2) принятие решений:
— о создании филиалов и открытии представительств;
— о назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии;
— о создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования;
— о заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;
3) заключение трудового договора с генеральным директором;
4) заслушивание отчетов генерального директора.
Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.
К полномочиям правления относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:
— предложений о направлениях деятельности на очередной год;
— финансового плана доходов и расходов;
— предложений о показателях деятельности;
— положений о ревизионной комиссии;
— предложений о направлениях использования прибыли.
Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент Российской Федерации.
— действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;
— возглавляет правление и организует реализацию его решений;
— издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;
— назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;
— распределяет обязанности между своими заместителями;
— представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;
— принимает на работу и увольняет работников корпорации;
— выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— отчитывается о деятельности корпорации перед Президентом и Правительством в порядке и сроки, которые определяются Президентом;
— утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— принимает решения по иным вопросам.
Обратите особое внимание!
Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены. Не приведен в соответствие с этими изменениями и Закон N 7-ФЗ.
В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.
Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).
Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
— потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
— общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
— ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
— товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);
— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
— общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
— учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
— автономных некоммерческих организаций;
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).
К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.
В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Соответственно, можно заметить, что в перечне организационных форм некоммерческих юридических лиц нет государственных корпораций. А как мы отметили, перечень является исчерпывающим.
В связи с этим стоит заметить, что совершенно не понятно почему не была изменена редакция статьи 65 ГК РФ.
Согласно статье 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
То есть в данной норме этот вид юридических лиц назван. Скорее всего, редакция будет изменена позже.
Также полагаем, что соответствующие изменения скоро будут внесены и в Закон N 7-ФЗ, а структуры, сегодня образованные в форме государственных корпораций, в дальнейшем будут создаваться в доступных организационно-правовых формах, названных в статье 50 ГК РФ.