Что относится к государственному кадастру отходов
Приложение. Порядок ведения государственного кадастра отходов
Порядок ведения государственного кадастра отходов
(утв. приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792)
ГАРАНТ:
См. Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242
См. Руководство по использованию автоматизированных средств приема заявок в электронном виде для подтверждения класса опасности отходов и их идентификации, утвержденное приказом Росприроднадзора от 7 ноября 2014 г. N 701
3. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
4. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
5. Информация, содержащаяся в ГКО, относится к государственным информационным ресурсам и носит открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
II. Федеральный классификационный каталог отходов
7. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.
8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),
химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:
Наименование вида отходов
Код вида отходов имеет 11-значную структуру:
Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:
12. Росприроднадзор обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в ФККО.
13. Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.
14. Внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется в соответствии с пунктами 10-13 настоящего Порядка.
15. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации о видах отходов, включенных в ФККО, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений о видах отходов, включенных в ФККО: наименование, 11-значный код вида отхода, принадлежность к блоку, типу, подтипу, группе, подгруппе, позиции.
III. Государственный реестр объектов размещения отходов
17. Не подлежат включению в ГРОРО:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
18. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520).
19. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица,
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
20. Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию;
присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО;
принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
21. Номер объекта размещения отходов в ГРОРО состоит из пяти групп знаков, разделенных дефисом*(2):
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:
получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;
вступления в законную силу в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
23. Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются.
24. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.
IV. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов
26. Банк данных ведется:
27. Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.
28. Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет».
29. Банк данных включает следующие сведения:
1) в части данных об отходах:
наименование и код вида отходов по ФККО*(4);
наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;
химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;
агрегатное состояние и физическая форма вида отходов*(5);
класс опасности вида отходов;
состав*(6) и происхождение*(7) исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов*(8);
другие сведения о виде отходов;
2) в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов:
краткая характеристика технологического процесса использования или обезвреживания отходов;
потребляемые ресурсы и отходы*(10);
наименование и код по ФККО используемых (обезвреживаемых) отходов;
наименование и код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) получаемой вторичной продукции (энергии), иное*(11);
производительность при получении вторичной продукции (энергии)*(12);
масса (объем), наименование и код по ФККО вторичных отходов, образующихся за год;
адрес, телефон, факс, интернет-сайт разработчика (собственника) технологии;
адрес, телефон, факс, интернет-сайт юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего технологию;
основной вывод заключения государственной экологической экспертизы на технологию, его дата и номер, наименование органа, выдавшего заключение*(14).
30. Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа.
*(1) Пример кодирования сведений о виде отходов «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 %»:
100 000 00 00 0 Отходы органические природного происхождения (животного и растительного)
170 000 00 00 0 Древесные отходы
171 000 00 00 0 Отходы обработки и переработки древесины
171 200 00 00 0 Древесные отходы с пропиткой и покрытиями, не загрязненные опасными веществами
171 201 00 01 0 Отходы обработки фанеры, изделия из фанеры, потерявшие свои потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно
171 201 01 01 4 обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5 % включительно
*(2) Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.
*(3) Для указания года используются две последние цифры года.
*(4) Последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО.
*(5) Твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное.
*(6) Примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье.
*(7) Указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье.
*(8) Заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья.
*(9) Использование и (или) обезвреживание отходов.
*(10) Электроэнергия, кВт/ч; водопотребление, ; использование (обезвреживание) отходов, тонн () в год.
*(11) В случае отсутствия кода по ОКПД.
*(12) Количество в год с указанием единицы измерения.
*(13) Промышленное, опытно-промышленное, опытное, иное.
*(14) В случае проведения государственной экологической экспертизы.
Разработка и ведение сводного кадастра отходов
Земля постепенно становится похожей на кучу мусора. А ведь для XX века проблема утилизации отходов еще не была глобальной. Но уже сейчас она достигла такого апогея, что для ее предотвращения требуются совместные усилия международных организаций, государственных органов, а также разумные действия простых обывателей.
Что такое кадастр отходов
Для того, чтобы наиболее эффективно выполнять задачи по сохранению природной среды, органы государственной власти РФ контролируют использование организациями и предприятиями природных ресурсов. Одной из форм контроля является создание реестров.
Большое внимание уделяется отходам производства – они могут являться источником загрязнения природных ресурсов, негативно отражаясь на здоровье человека.
Информация о них заносится в кадастр отходов. Он представляет собой систематический каталог, содержащий информацию обо всех видах бытового и промышленного мусора, периодически пополняясь новыми данными.
Виды кадастров
На государственном уровне охрана природопользования, в том числе ведение кадастровой политики, осуществляется Правительством РФ. На местах его распоряжения исполняют региональные Министерства природопользования – на них возлагаются функции контроля над достоверностью предоставляемых сведений.
Различают три вида кадастров:
Государственный кадастр
Он содержит следующие информационные разделы:
Разработка кадастра отходов относится к деятельности Министерства природных ресурсов. В обязанности ведомства в сфере контроля над природопользованием входит сбор, обработка и выдача надзорным органам статистической информации об отходах.
Региональный кадастр
Российская Федерация имеет слишком большую территорию. Государственного кадастра будет недостаточно для решения вопросов на местах, особенно учитывая специфичность каждого из регионов. Для этих целей создаются региональные кадастры, в которые вносятся следующие данные:
На его основе осуществляется надзор за деятельностью промышленных предприятий и коммунальных хозяйств, происходит планирование профилактических мероприятий в сфере рационального пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.
Сводный кадастр
Сводный кадастр содержит текущую информацию о деятельности промышленных предприятий и частных предпринимателей-природопользователей. Они подают сведения в форме отчетов в региональные надзорные органы. Сводный кадастр включает информацию обо всех видах мусора, за исключением биологического, радиоактивного и медицинского.
Для чего нужна разработка кадастра отходов
Основная цель документа – не допускать неправомерной утилизации мусора, который впоследствии может привести к экологической катастрофе. Для утилизации отходов разработана технология, не позволяющая им в течение длительного времени проникнуть в недра, загрязнить почву, водоемы, лесные массивы.
Проанализировав данные кадастра, надзорные органы могут прийти к выводу о том, что какой-либо полигон или хранилище переполнено. Ими выносится постановление о временном прекращении деятельности полигона, направлении туда комиссии. Её предстоит вынести решение о закрытии свалки или о привлечении дополнительного финансирования с целью увеличения её вместительности. В случае закрытия старого полигона необходимо определить место для введения в эксплуатацию нового.
Создание кадастра позволяет отслеживать статистику воспроизводства и утилизации различных видов отходов. На основании этих данных уместно провести анализ ситуации, определить перечень необходимых природоохранных мероприятий.
Согласно данным кадастра можно оценить эффективность всех этапов утилизации и вторичной переработки мусора, а также определить следующие шаги по их усовершенствованию.
Ведение кадастра отходов.
Кто ведет кадастр отходов и сдает отчеты
Формированием всероссийского кадастра отходов занимаются федеральные органы власти. Для всеобъемлющего контроля над деятельностью предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, каждому из них присваивается личный регистрационный номер.
По мере развития информационных технологий для удобства природопользователей разрабатываются специальные электронные программы, а также пошаговые инструкции по ведению отчетности.
Формы отчетов разрабатываются региональными отделениями Министерства экологии и природопользования. Предоставление отчетов является обязанностью для предприятий, организаций, а также индивидуальных предпринимателей, деятельность которых предполагает появление промышленного или бытового мусора.
Данные, которые должны быть внесены в документ
Как правило, структура отчета следующая:
Каждый документ обязательно заверяется печатью организации. После рассмотрения и одобрения отчетности выдаётся талон регистрации отходов природопользователя – обязательный документ для организации, чья деятельность связана с образованием отходов.
Всю интересующую подотчетных лиц информацию – о формах, сроках и возможности подачи отчета – можно получить в территориальных отделениях Министерства экологии и природопользования.
Сроки и порядок сдачи кадастровых отчетов
Организации, обязанные сдавать отчетность, предоставляют заполненную форму в ближайший орган Росприроднадзора. В случае наличия обособленных филиалов отчетность ведётся по ним отдельно.
Компании, приостановившие свою деятельность, предоставляют отчетность на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.
В случае реорганизации юридического лица его правопреемник представляет отчет не только о своей деятельности, но также включает в него информацию о своем предшественнике.
Организации, объявившие о своем банкротстве, не освобождаются от представления отчетности.
Сведения о своей деятельности обязаны предоставлять филиалы и представительства иностранных компаний, действующих на территории Российской Федерации
Срок сдачи отчётов определяется законодательство РФ. Форму 2-ТП (отходы) Росстат требует сдать до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Также предприятия, деятельность которых связана с производством отходов, обязаны представлять технический отчет о неизменности технологий производства. Для продолжения деятельности предприятия необходима отметка Росприроднадзора, имеющая установленный образец.
Отчет МСП об образовании отходов от субъектов мелкого и среднего предпринимательства. Предоставляется в отдел Министерства природных ресурсов по региону либо департамент Росприроднадзора при федеральном уровне контроля. Срок сдачи отчета истекает 15 января года, следующего за отчетным.
Расчет платы за негативное воздействие на экологию проводится за год и за каждый квартал. Расчет суммы платежей подается в Службу по надзору за природопользованием не позднее 20 числа того месяца, следующего за отчетным периодом.
Чтобы не запутаться, предлагаем распечатать небольшую памятку в виде таблицы:
Что входит в государственный кадастр отходов
Для облегчения задачи сохранения окружающей природы государство проводит различные учеты использования ресурсов. С такой целью организуются специальные кадастры (земельный, водный и др.) — ведомости о природных объектах и пользователях. Отдельной частью стоят статьи о мусоре, производственных и человеческих отходах, которые могут нанести потенциальный урон экологии. Для контроля существуют специальные документы и госструктуры — это государственный кадастр отходов и Росприроднадзор.
Для чего нужна отчетность
На территории РФ долго не было справочного документа, который бы предоставлял правдивые сведения обо всех местах размещения выбросов.
Даже само понятие «размещение выбросов» имеет двойной смысл: отходы содержат фирмы, которые занимаются переработкой и уничтожением, а также те, кто хранит их до транспортировки и утилизации. Поэтому был создан кадастр отходов — информационный документ, в котором расписаны все природоохранные мероприятия, вторичная переработка и общая политика государства в отношении экологии.
Например, проведя анализ, Росприроднадзор решил, что полигон твердых бытовых отходов превысил лимит, а это несет угрозу для окружающей среды. Департамент приостанавливает работу полигона и отправляет туда экспертную группу, затем выносит вердикт — прекратить деятельность полигона или расширить его территорию и увеличить мощность. Также может быть решено перенесение свалки на новое место. Главные задачи реестра:
Итак, в государственном кадастре отходов хранятся сведения о:
Все предприятия и фирмы с юридической ответственностью, а также компании малого бизнеса, которые связаны с образованием мусора, обязаны предоставлять данные, где отражаются:
Лицензии для транспортировки и утилизации
Фирмы, функционирующие как хозяйственные предприятия, принадлежат к природопользователям. В случае если они работают по двум или больше населенным пунктам, то появляется возможность направления письма в Росприроднадзор, где будут указаны все адреса. На основании письма предприятию будет выдан единый номер регистрации, что существенно упростит ведение отчетов в кадастре.
Росприроднадзор и Госдепартамент природопользования, отвечающие за функционирование кадастра, должны разработать программу, которую направляют хозяйственникам. Раньше ее получали лично, что занимало много времени, сейчас ее можно просто скачать.
Касательно обращения с твердыми коммунальными отходами Росприроднадзор и департаменты природопользования ведут активную работу по сотрудничеству с локальными строительными комитетами и ЖКХ. Деньги на это выделяет Министерство по природным ресурсам. Отчеты должны вести:
Региональные госструктуры
Некоторые регионы Российской Федерации передают отчеты в кадастр каждый квартал, некоторые только раз в год. Также есть области, где организации малого и среднего бизнеса освобождаются от этой процедуры. Необходимые документы для подачи информации в природонадзорные службы:
Документы отправляются вместе с сопровождением, написанном в 2 экземплярах. В природоохранных органах их рассматривают и ставят печать, подтверждающую, что их рассмотрели и внесли в кадастр.
Информация о размещении отходов
Существует информация, которая обязательно должна быть включена в кадастр. Обязательными в реестре считаются данные о размещении отходов, куда входят:
Итак, государственный кадастр отходов включает в себя свод документов, которые содержат информацию о происхождении, количестве и качестве выбросов, о свалках и полигонах и многое другое. Также ГКО систематизирует и классифицирует собранную информацию, на основе которых и делаются соответствующие выводы.