Что относится к главным требованиям личностного подхода
Статья «Личностный подход к воспитанию»
Лариса Николаевна Золотухина
Статья «Личностный подход к воспитанию»
К числу важнейших признаков личности относятся: разумность, ответственность, личное достоинство, индивидуальность.
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, то важное значение имеет развитие внутренне присущих задатков и свойств человека.
Развитие происходит: в единстве биологического и социального в человеке, диалектично, через деятельность.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации и жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др., просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и постепенно усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей развитие личности;
4) оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял деятельность.
Учитывая возросший уровень знаний современных подростков, их разнообразные интересы, воспитательи сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в разных областях знаний, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании.
Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка.
В своей практике для установления доверительного контакта с подростком я использую технологию диалога «педагог-воспитанник».Временная последовательность такого диалога следующая: накопление согласий; поиск интересов; приятие особенных качеств; выяснение «опасных» качеств; совместный анализ поведения; выбора действий. В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры. Здесь необходимо соблюдать принцип субъективности. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый в повседневной жизни.
Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей и режима, то это гарантируется договором педагога и воспитанников. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер.
Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей.
Основные педагогические предпосылки развития в детском возрасте — включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. А индивидуальная работа-это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в воспитании. Каждая группа требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.
Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Главным в работе воспитателя А. С. Макаренко считал систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей. Воспитатель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ребёнка, его отношения к сверстникам, взрослым. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребёнка. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания детей в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства воспитателя.
Личностно-ориентированный подход в ООД С введением ФГОС в настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь.
Гендерный подход в образовании Доклад на тему «Гендерный подход в образовании» Как представляют его авторы Лыкова, Касаткина и Пеганова в своем пособии «Играют мальчики»,.
Индивидуальный подход в художественном развитии Одаренный в творческой сфере (креативный, как сейчас говорят) ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее.
Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ О. В. Армеева – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» Термин «инклюзия» в переводе с английского языка.
Мой подход к работе с детьми «Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически.
Мой подход к работе с детьми Я шла к своей профессии 19 лет. Четыре года назад я почувствовала в себе организаторские способности с детьми. Может они всегда были, но.
Паспорт проектной работы «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Название проекта: «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Автор проекта: Дехтярчук Ирина Анатольевна.
Подход к «трудным детям». Советы родителям. Подход к «трудным детям». Ребёнок считается трудным в тех случаях, когда он слишком вял или слишком непоседлив, труслив.
Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.
Личностный подход. Личностный подход понимается как опора на личностные качества
Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС
Татьяна Буянкина
Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС
В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие процессы направлены на определение новой стратегии образования в соответствии с реалиями современного общества. Сегодня человечество перешло в постиндустриальную эпоху своего существования, характеризуемую нестабильностью процессов и явлений в динамично меняющемся мире, что становится объективной детерминантой реформирования образования. Атрибутом современного образования является способность и готовность решать жизненные задачи в нестабильном мире.Сегодня крайне необходимо находить адекватные ответы на вызовы времени: обществом востребована конкурентоспособная личность, подготовить которую — главная миссия системы образования. В связи с этим характерно, что модернизация традиционной системы дошкольного образования основана на доминанте поддержки развития личности ребенка.
В настоящее время получают признание технологии, направленные на развитие инициативы, самостоятельности и творчества ребенка в решении образовательных задач. За долгие годы преобразований дошкольной системы приоритетные позиции технологий, ориентированных на личность ребенка, не только не потеряли своего ведущего значения, но даже заметно усилились, и, получив мощную государственную поддержку, нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основе образовательного стандарта лежит смена парадигмы дошкольного образования, связанная, прежде всего, с изменением места и роли дошкольного периода в развитии личности ребенка, осознания его уникальности и особого значения в жизни человека. Понимаемый как самоценный период в развитии ребенка, дошкольный возраст становится важным этапом «правильного старта» для формирования успешной личности. Согласно принципу поддержки разнообразия дошкольного детства, ребенок, в неповторимом сочетании его реальных и потенциальных возможностей, стоит в центре педагогического процесса. В аспекте реализации ФГОС ДО личностно-ориентированный подход становится ведущим в проектировании образовательного пространства дошкольной организации. На основе концептуальных положений стандарта именно личностный компонент становится системообразующим фактором в современном дошкольном образовании. Основные направления определяющие личностно-ориентированную парадигму дошкольного образования. Гуманистическая направленность образования, которая обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру. Она предполагает любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, веру в ребенка и его способности. Гуманистическая компонента в новой модели образования противопоставлена авторитарному унифицирующему подходу в традиционной образовательной системе, где педагог ориентировался на усредненную модель ученика.Идея гуманизма в образовании выражена в формуле педагога: «Ребёнок может всё!» и предполагает максимальное развитие ребенка в образовательном процессе. Дифференцированная направленность предполагает построение такой образовательной системы, при которой учитываются индивидуальные возможности и потребности ребенка. В аспекте данного направления содержание педагогической деятельности определяется совокупностью способностей и потенциалом каждого конкретного ребенка. Личностная направленность предполагает умение педагога видеть в ребенке уникальную личность, создавать условия для её самопроявления и самореализации. Уже в дошкольном возрасте, когда только закладываются первые механизмы социального поведения, ребенку необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы он чувствовал признание и поддержку окружающих, а процесс позитивной социализации способствовал раскрытию индивидуальности ребенка. В аспекте направлений личностно-ориентированного подхода деятельность взрослых в условиях дошкольной организации направлена на построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности на основе партнерских взаимоотношений.
Принципы личностно- ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
В целом, следует отметить, что идея личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании не нова, но в условиях внедрения образовательного стандарта она приобретает императивное значение и становится основой совершенствования деятельности образовательных организаций в направлении повышения качества первой ступени отечественного образования. Настало время переходить от декларативных заявлений и эпизодичных практик к масштабному изменению дошкольного образовательного пространства с позиций личностно-ориентированного подхода.
Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.
Консультация «Основные принципы организации среды» Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.
Основные принципы работы учителя-дефектолога с ребенком с РАС Расстройство аутистического спектра (РАС)- это группа психических заболеваний или особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью.
Основные принципы закаливания Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по приведению образовательной среды в соответствие требованиям ФГОС ДО 1. Тщательно оцените возможности пространства группы. Рассмотрите все варианты более рациональной расстановки мебели. Не забывайте, что.
Соответствие образовательной среды требованиям ФГОС для комфортного пребывания ребенка в ДОУ Соответствие образовательной среды требованиям ФГОС Воспитатель: Бондарева А. С. Важнейшим условием реализации рабочей программы является.
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Статья «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Составители: Кесслер Лидия Владимировна (8212).
Технология личностно ориентированного коллективно-творческого дела в работе с родителями воспитанников ДОУ Технология личностно – ориентированного КТД в работе с родителями. мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Творческая выставка.
Технология личностно-ориентированного КТД в работе с родителями воспитанников ДОУ Мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Добрый день, уважаемые коллеги! «Выставка» является настолько привычной и обычной формой.
Личностный подход в психологии
Личностный подход является одним из принципов методологии психологии. Методология описывает, каким образом мы получаем знания. Она является своеобразным договором между людьми, изучающими нечто. Это соглашение о том, что какими словами называть.
Специальную методологию психологии составляют следующие принципы (Ефимова Н.С., Основы общей психологии):
Основы принципа личностного подхода:
Принцип личностного подхода в психологии предполагает, что исследователь держит в фокусе внимания знание об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый имеет свои особенности. Важно не только изучать эти особенности, но помнить о них, конструируя дизайн исследования более общих проблем. Человека изучают целостно, иначе теряется сама его сущность. Такой целостный взгляд предполагает, что мы видим в человеке личность.
В основе личностного подхода лежит философско-психологическая концепция личности С..
В чем же она заключается?
Прежде всего, выделяет зависимость психических процессов от личности как индивидуальности.
Как мы можем это наблюдать?
1) В индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т. д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
С примерами этих различий мы сталкиваемся постоянно. нравится решать задачи, петь. Один медлителен, другой все делает быстро. Некоторые люди жить не могут без постоянного общения, а не выносит даже смс.
2) Сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит в своем развитии каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и меняет эмоционально-волевую сферу человека.
3) Психические процессы не развиваются независимо в отрыве от других, а превращаются в сознательно регулируемые операции. Таким образом, психические процессы становятся психическими функциями личности.
Например, восприятие в ходе развития личности превращается в сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. В такой трактовке, вся психология человека может рассматриваться как психология личности.
Следующее важное положение концепции личности С. состоит в том, что любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые были сформированы ранее, также под влиянием внешних воздействий.
Раскрывая это утверждение, отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним».
Смысл этой цитаты метко выражен в расхожей формуле: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
В разработанной С.Л. Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность.
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Факторы понимания психологии личности
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
Выделяя эти аспекты психического облика личности, подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конкретной деятельности каждого человека они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в похожих ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Автор: Голыня Ирина
практический психолог, гештальт-терапевт
Этот фильм поможет разобраться в теме
«В погоне за счастьем»
В погоне за счастьем
Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте.
Кинопоиск 8.2
IMDb 8.20
Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.
Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru
Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев.
Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi