Что относится к функциям прокуратуры
Что относится к функциям прокуратуры
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ
О конституционно-правовом смысле положений абзацев первого и второго пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Информация об изменениях:
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Что относится к функциям прокуратуры
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.
Отмеченное подтверждается тем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в рамках внесенного 20.01.2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» внимание уделено прокуратуре.
В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена статья 129, которая находится в главе 7 под названием «Судебная власть и прокуратура». До 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть».
Таким образом указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, отмечено повышенное социальное значение прокурорской деятельности.
Статья 129 Конституции Российской Федерации состоит из пяти частей, которые посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.
Так, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.
Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.
Кроме того, в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.
С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено,
что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре).
В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.
Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.
Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.
Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).
Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.
Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).
Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).
На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.
Таким образом, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.
Информирует Старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя С.А. Сурма
Андреевский муниципальный округ
Официальный сайт муниципального образования
Прокурор разъясняет
Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой
Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?
Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.
Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.
Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
— федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;
— органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Кроме того, прокуратура осуществляет:
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;
— возбуждает дела об административных правонарушениях;
— участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
— участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;
— ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.
С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.
С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?
Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.
Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.
В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.
Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.
Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.
Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.
Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.
В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.
Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.
Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети «Интернет», возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).
В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.
Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,
— требовать предоставления необходимых документов и материалов,
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.
В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.
О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.
При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.
Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?
К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:
— социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
— защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
— социальной защиты, включая социальное обеспечение;
— обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
— охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
— обеспечения права на благоприятную окружающую среду;