Что относится к функциям государства в рыночной экономике
Функции государства в рыночной экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности рыночной экономики
Рыночная экономика – это система хозяйствования, которая опирается на свободное предпринимательство и ценообразование.
Рыночная система базируется на рынках продуктов, ресурсов, финансов, капитала. Цена на них складываются под влиянием предложения и спроса, а роль государственного вмешательства в экономические процессы резко ограничена. Многие эксперты считают, что появление рыночной экономики стало следствием времени и изменения потребностей общества.
Отличительными чертами рыночной экономики являются:
Независимость субъектов порождает конкурентную борьбу. Каждый субъект преследует собственные интересы, что ведет к неизбежному пересечению сфер влияния, что порождает конкурентную борьбу. Конкуренция является двигателем рыночной экономики, научно-технического прогресса. Многообразие форм собственности представлено частной, государственной, коллективной и общинной формами имущества. Рыночное ценообразование становится следствием работы механизма соотношения предложения и спроса. Государство практически не вмешивается в экономику напрямую, но оно сохраняет ряд инструментов, позволяющих влиять на отношения между субъектами. Сюда относят налогово-бюджетную и финансово-кредитную политику. Кроме того, государство оставляет за собой право прямого вмешательства при критических обстоятельствах.
Рыночная экономика предоставляет свободу выбора субъектам. Она способствует эффективному и рациональному распределению ресурсов. Рыночная система быстро адаптируется к заданным условиям, способна гибко подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Кроме того, конкуренция между субъектами способствует повышению качества товаров, услуг, помогает быстро корректировать неравновесие.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство в экономике
Государство является институтом управления всеми внутренними процессами в стране. Оно обеспечивает общественные интересы, защищает граждан от внешних и внутренних угроз. Основная задача государства – выработка законов и осуществление политики, направленной на рост и развитие. На макроэкономическом уровне государство может выступать в роли как продавца, так и покупателя. Оно не только регулирует отношения между субъектами хозяйствования косвенными методами, но и выступает их активным участником.
Государство не может заниматься коммерческой деятельность в силу своей исторической природы. Оно имеет право на получение налоговых выплат и проведение обязательных сборов, которые позволяют ему осуществлять его функции. То есть, обеспечением государства занимается население и реальный сектор экономики, которые являются налогоплательщиками.
Государство имеет право регулировать денежную массу. За это отвечает Центральный банк страны. Он имеет исключительное право на выпуск денежных знаков. Кроме того, Центральный банк регулирует ключевую процентную ставку, является главным кредитором финансовой системы страны. Он независим от государства, но является государственным органом, контролирующим денежную массу.
Государство заинтересовано в благополучии граждан и предпринимателей, так как его доход напрямую зависит от доходов населения. Чем выше качество и условия жизни, тем активнее население в экономическом плане. Оно стремится к саморазвитию, новаторству, что способствует научно-техническому прогрессу. В свою очередь инновации являются инструментом интенсивного развития экономики, что положительным образом сказывается на всех макроэкономических показателях.
Функции государства в рыночной экономике
Вмешательство государства в рыночную экономику стало изучаться в конце тридцатых годов двадцатого века. Тогда учетные обратили внимание на провалы рынка и на цикличность экономического развития. То есть на определенных этапах рыночный механизм не справлялся с нагрузкой, не мог выровнять соотношение предложения и спроса. В этом случае требовалось прямое вмешательство государства. Субъекты хозяйствования часто негативно воспринимают государственное регулирование, не обладая полной информацией о состоянии рынка. Чтобы снизить негативное влияние государство подбирает наиболее подходящие инструменты вмешательства.
Функции государства в рыночной экономике выражаются следующими действиями:
Государство выполняет производственную функцию. Оно обеспечивает безопасность материально-технической базы. То есть, государство осуществляет контроль над условиями труда, над работой инфраструктуры, соблюдением техники безопасности и так далее. Государство участвует в распределении ресурсов. Через законы и нормативно-правовые акты оно влияет на монополии, чтобы поддержать доступ к их товарам и услугам для широкого круга потребителей.
Поддержание справедливой конкуренции является одной из задач государства. Именно конкуренция обеспечивает развитие рыночной экономики, способствует ее санации. Стабилизация экономики с помощью государственных инструментов строится на обеспечении равных условий для всех участников.
Таким образом, государство является гарантом экономической стабильности. Для того, чтобы не нарушить нормальное функционирования рыночного механизма, оно применяет ограниченный набор финансовых инструментов, способствующих регулированию отношений между экономическими агентами.
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель: выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Оглавление
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
2.2. Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
2.2.1. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически (рис. 2) воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление (С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.
Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
В точке А расходы населения AD1 равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства G совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В точке Е – равновесный уровень ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C + Inv1) смещается вниз в положение (C + Inv2). Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD’3, линия (C + Inv1 + G) также смещается вниз в положение (C + Inv2+ G). Точка равновесия – E’, равновесный объем ВНП составит Ye’.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки, затем – на денежный и снова – на товарные. В точке E’ и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии.
Мультипликатор государственных расходов Кmg показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:
или .
2.2.2. Влияние налогов на ВНП
Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).
Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.
Рассмотрим это на графике (рис. 3). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.
Рис. 3. Влияние налогов на ВНП
Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.
Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.
Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.
Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.
Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то
.
Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.
Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).
2.2.3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени.
К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.
Рассмотрим действие этих механизмов. В периоды спадов уменьшается ВНП, сокращаются доходы населения, что сокращает и совокупный спрос, следовательно, в тенденции ведет к углублению спада. Но уменьшение доходов населения ведет и к абсолютному уменьшению выплачиваемых им налогов, что «притормаживает» падение совокупного спроса и соответственно ВНП. Этот процесс происходит автоматически, независимо от того, будут ли приниматься правительством какие-либо решения или нет.
В противоположном направлении действует вводимая правительством прогрессивная налоговая шкала и система трансфертных выплат (пособия по безработице, помощь малоимущим и т. д.). При спаде в экономике увеличивается безработица, но трансфертные выплаты «притормаживают» падение спроса безработных и малоимущих. Однако при этом образуется так называемый циклический дефицит.
Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
В фазе циклического подъема растут доходы населения, их спрос увеличивается, что способствует еще большему росту ВНП. Экономика «разгоняется». Но с ростом доходов населения увеличиваются налоговые выплаты и сокращается необходимость трансфертных платежей. В государственном бюджете образуется циклический излишек. При этом инфляционный бум сдерживается.
Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Встроенные стабилизаторы обычно сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики государства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
2.3. Кредитно-денежная политика
Конечные цели кредитно-денежной политики : экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.
Непосредственные целевые ориентиры:
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких – обычно ниже). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы – сверх обязательных (к примеру, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах). Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Это уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Противоположная ситуация при снижении ЦБ нормы обязательных резервов.
Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ рассматривают скорее как индикатор политики ЦБ. Например, повышение ее сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковских кредитов, а затем – ставки коммерческих банков по ссудам небанковскому сектору. Все изменения происходят по цепочке довольно быстро.
Операции на открытом рынке – ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации (ГКО).
ЦБ может покупать ценные бумаги у коммерческого банка. В таком случае увеличивается сумма на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦБ для подобных операций). Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштабы денежной экспансии.
Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Часто подобные операции ЦБ осуществляет в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае ЦБ продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Такие соглашения широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
В зависимости от угла наклона кривой M s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента (рис. 4а), либо на денежной массе (рис. 4б).
Рис. 4. Монетарная политика:
а) жесткая; б) гибкая
Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.
Однако следует иметь в виду, что определенные трудности связаны с вопросом согласованности фискальной и денежной политики.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой обычно подразумевается низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. В условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностях долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
2.4. Политика перераспределения доходов
Дифференциация в оплате труда, неравномерное распределение собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество порождают большие различия в получении доходов, уровне благосостояния.
Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца ( «лук Лоренца» ). По горизонтальной оси откладывают процент населения (или семей), по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждый из которых входят 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых богатых до самых бедных. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т. д.
Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой OF. Абсолютное неравенство – линией OFK. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов.
Рис. 5. Кривая Лоренца
Рыночная экономика признает только один вариант распределения доходов в соответствии с ее критериями справедливости – доход, полученный в результате участия в свободной конкуренции. Кто победил в конкурентной борьбе, тот получает высокий доход. Кроме трудолюбия, таланта и расторопности здесь существенную роль может сыграть и случай, везение, сложившаяся конъюнктура.
Для некоторых категорий работников рыночное распределение не действует или действует слабо: работники государственного управления, фундаментальной науки и др. Их доход определяет государство. Кроме того, имеется категория граждан, не участвующих в процессе производства: инвалиды, старики, дети. Они существуют в значительной степени благодаря государственной помощи.
В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье, медицинское обслуживание и др.
В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства («лук Лоренца» становится менее натянутым).
Однако существуют аргументы как в пользу равенства, так и в пользу неравенства. Сторонники неравенства утверждают, что способ распределения доходов в значительной мере определяет объем производства, распределяемого продукта и соответственно – доходов. Если государство выравнивает (даже и не полностью) доходы, то, по их мнению, исчезает необходимость много трудиться, рисковать. Проблема усугубляется тем, что при передаче доходов от богатых к бедным часть их теряется. (По расчетам американских экономистов Браунинга и Джонсона, из каждый 350 дол., уплачиваемых людьми с высокими доходами, бедные получают лишь 100 дол.)
В связи с этим встает вопрос о верхней и нижней границах государственного перераспределения доходов. Многое здесь зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и др. При жесткой модели рыночного хозяйствования решающая роль в формировании доходов предназначается рынку, планка государственного вмешательства удерживается на минимально низком уровне. Выбор социального варианта предусматривает более основательное вмешательство.
Размеры государственных социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства. Недопустимо наращивание выплат за пределы налоговых поступлений и превращение их в фактор бюджетного дефицита и инфляции: денежные добавки уничтожаются ростом цен. Более того, высокие налоги приводят к неприятному макроэкономическому эффекту – дефициту сбережений и соответственно свертыванию инвестиционного процесса.
Что касается нетрудоспособных, то социальные выплаты для них (в пределах, разумеется, определенных объемов) безопасны для рыночных механизмов. В то же время интересен подход экономистов к государственным пенсиям. Утверждается, что, рассчитывая на помощь государства в пенсионный период, будущие пенсионеры больше тратят на потребление и меньше сберегают. А это негативно влияет на инвестиции. По расчетам американского экономиста Фелдстайна, социальные государственные программы способствуют сокращению прироста совокупных сбережений и инвестиций почти на 50%.
Выплата пособий по безработице может ослабить стремление к поиску работы. Это может привести к снижению предложения рабочей силы и повышению ее цены. Этот рост не связан с результатами труда и способствует инфляционным процессам.
2.5. Политика перераспределения ресурсов
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты.
2.5.1. Издержки перелива
Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.
Этот процесс можно иллюстрировать графиком (рис. 6а и 6б).
а) пример издержек перелива
б) корректировка эффекта издержек перелива на распределение ресурсов
Рис. 6. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов
При издержках перелива, показанных на графике а, мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике б, обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.
Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 6), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных, кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
2.5.2. Выгоды перелива
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т. д.
Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 7).
а) пример выгод перелива
б) корректировка дефицита ресусов: со стороны спроса
в) корректировка дефицита ресусов: со стороны предложения
Рис. 7. Выгоды перелива и дефицит ресурсов
Выгоды перелива на графике а, как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике б, путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение S’t.
Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
2.5.3. Общественные блага и услуги
К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него. Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно, обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
2.6. Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства: