Что относится к форме обучения
Понятие форма обучения
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.
В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.
Существуют следующие способы обучения:
1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например: ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте) Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или школы.
Таким образом к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.
3) групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.
4) коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.
Функции формы обучения.
Функции форм обучения :
1) обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2) воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3) организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4) психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5) развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
7) систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8) стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;
9) дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.
Классификация форм обучения.
По длительности (времени) обучения различают:
1) классический урок – 45 минут;
2) спаренный урок – 90 минут;
3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существует 2 вида форм обучения:
1) коллективная работа;
2) индивидуальная работа.
Коллективная работа включает в себя:
1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;
3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4
4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;
5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;
6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);
Экскурсии бывают:
— комплексные (несколько объектов).
Они используются на любом этапе обучения:
1) с целью введения в тему;
2) как способ получения новой информации;
3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.
Необходимо принимать во внимание следующие требования :
— домашнее задание должно быть своевременным;
— домашнее задание должно быть связано с темой урока;
— организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;
— задание уроков на дом должно быть доступным;
— необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.
Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.
Проверка домашнего здания происходит различными приемами :
1) учитель проверяет домашнее задание всех учащихся;
2) учитель проверяет только несколько работ;
3) учащиеся взаимно проверяют свои работы;
4) ученики сами проверяют свои работы.
У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении заданий по степени трудности, перерывов для отдыха.
Формы организации обучения
Философская категория формы используется для описания способа упорядочивания объекта, его внутренней и внешней организации.
Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.
В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм организации обучения.
Содержание
Эмпирическая классификация форм организации обучения
Обычно выделяются три группы форм обучения:
Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.
При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной (общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым.
Об эмпирическом характере такого деления свидетельствует также оформление терминов во множественном числе.
Эта классификация обусловлена практикой обучения, в которой в каждый временнόй период на учебном занятии наблюдается однотипная со-бытийная ситуация взаимодействия участников обучения. Классификация может быть использована для адекватного описания и объяснения учебного процесса в рамках классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения.
Теоретическая классификация базисных форм организации обучения
В основе теоретической классификации базисных форм организации обучения лежат возможные структуры взаимодействия людей. Перечень этих структур исчерпывается следующими ситуациями: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе. В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» (один общается с несколькими как с одним) и «каждый общается по очереди с каждым». Находящиеся рядом, но делающие автономную индивидуальную работу, группу не представляют.
Согласно этим четырём структурам взаимодействия людей имеют место быть только четыре следующих базисных формы организации обучения:
Коллективная форма организации обучения не является частным случаем парной формы. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы.
Базисная форма организации обучения характеризует определённый вид со-бытийных связей между участниками обучения.
Базисные формы по-другому ещё называются общими, так как наблюдаются во все времена, при любом варианте и способе обучения (в разных пропорциях, но не необязательно на каждом занятии).
Базисные (общие) формы организации обучения — неделимые далее единицы, из которых складывается организационная структура учебного процесса в его конкретных формах. Теоретическая классификация форм организации обучения, носящая всеобщий характер, появилась благодаря практике нелинейных учебных занятий, которым характерно одновременное наличие разнотипных по структуре ситуаций.
Конкретные формы организации обучения
Базисные формы можно сравнить со строительным материалом. Так же как из кирпичей складываются разные сооружения, так и из этих четырёх видов форм обучения строятся конкретные процессы обучения. Определённое сочетание базисных форм представляет собой конкретную форму организации обучения. Это сочетание бывает как простым, так и очень сложным.
Роль, возможности и ограничения каждой базисной формы в конкретном учебном процессе зависят от того, как они связаны друг с другом, какая из них является ведущей, какова их пропорция.
Формы и методы обучения. Понятие и классификация.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формы и методы обучения. Понятие и классификация.
Forms and methods of teaching. Concept and classification.
В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции.
V. V. Kovtun senior lecturer of the Department of tactical and special training and operational planning Of the international interdepartmental center for training and retraining of specialists in the fight against terrorism and extremism VIPK MVD of Russia, Lieutenant Colonel.
Ключевые слова: обучение, воспитание, учебная дисциплина, методика, преподавание.
Key words: training, education, academic discipline, methodology, of teaching.
Аннотация: статья объясняет различия между методами и формами обучения. Рассказывает историю возникновения. На какие виды классификации делятся и почему.
Abstract: the article explains the differences between methods and forms of education. Tells the story of. What types of classification are divided and why.
У преподавателей – практиков нередко встречаются смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.
Форма обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности.
Из определения следует, что формы обучения отражают организационную сторону учебно-воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени и призваны решать следующие задачи:
Определять соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения.
Регламентировать совместную деятельность преподавателя и слушателей в процессе обучения.
Выявлять степень активности обучающихся и пути повышения их познавательной деятельности.
Определять требования к преподавателям по организации различных видов занятий.
Форма обучения предполагает организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (слушателя), либо взаимодействие между обучающимися в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.
Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям, один из них продолжительность учебных занятий.
По длительности времени обучения различают: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), а также уроки без звонков произвольной деятельности.
Кроме этого выделяют такие формы обучения как: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке и развивающаяся уже более трех столетий. Её контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Коменский.
Классно-урочную форму организации отличают следующие особенности:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящается только одному предмету (монизм). Эта особенность была заложена изначально, однако в настоящее время все чаще преподаватели при подаче материала от монизмов отходят, совершенствуя методики преподавания. При обучении в системе МВД уделяется особое внимание взаимосвязи изучаемого предмета с другими дисциплинами и говорится об обязательном прослеживании между ними предметной связи.
— постоянное чередование уроков (расписание);
— руководящая роль учителя (педагогическое управление);
— применяются различные виды и формы познавательной деятельности слушателей (вариативность деятельности).
В учебных заведениях МВД России применяются разнообразные организационные формы обучения, выбор которых всегда обусловлен учебными и воспитательными целями каждой темы занятий. Поэтому существует классификации форм обучения, которая называется целевой. Она подразделяет все формы обучения в зависимости от объема выполняемых ими функций на:
1.Коллективные, групповые, индивидуальные. Их выбор обусловлен дидактически целесообразным привлечением слушателей на тот или иной вид занятий.
3.Теоретические, направленные преимущественно на приобретение слушателями знаний, и практические, основная цель которых – формировать у будущих специалистов умения и навыки профессиональной деятельности.
Приведенная классификация является весьма условной, т.к. каждая форма обучения, хотя ив разной степени, но выполняет все функции:
Большое значение в подготовке специалистов для ОВД в системе МВД России приобретают комплексное использование различных форм обучения в учебно-воспитательном процессе. При этом важно в каждой учебной дисциплине соблюсти разумное соотношение всех форм обучения, чтобы обеспечить выполнение требований государственных образовательных стандартов и квалификационных характеристик в усвоении профессиональных образовательных программ на установленных уровнях знаний.
Формы и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи. Более того отдельные из них имеют одинаковые названия. Например, лекция как форма обучения и лекционный метод передачи знаний. Тоже можно сказать об игре как форме обучения и игровой метод проведения занятий. Однако между ними есть существенные различия, суть которых состоит в том, что формы обучения отражают организационную и временную характеристику учебно-воспитательного процесса, а методы обучения – его процессуальную, методическую сторону.
Метод обучения – категория историческая. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладели ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. В это время слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одной из главных задач образования.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний слушателям. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.
На рубеже 19-20 веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям, однако этот метод требует слишком большого труда и времени для получения результатов.
Методом обучения называют совокупность приемов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, обусловленных дидактическими задачами и направленных на достижение целей занятия, а также на воспитание и развитие слушателей в процессе обучения.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает:
Следовательно, понятие метода обучения отражает :
1.Способы обучающей работы преподавателя и способы учебной работы слушателей в их взаимосвязи.
2.Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
«Метод» от «формы» отличает цель, и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого слушателя.
В реальной педагогической действительности методы обучения, также как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и слушателями и используемые для эффективной организации учебной деятельности обучающихся. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.
Методы обучения призваны выполнять следующие функции:
Если Вы заметили функции форм и методов обучения перекликаются, это видно даже по их одинаковым названиям.
Обучающая функция выражается в вооружении слушателей знаниями, навыками и умениями, необходимыми для творческого решения практических задач специалистами-выпускниками учебного заведения. При этом, методы теоретического обучения призваны дать обучающимся целостные взаимосвязанные знания об относительно сложной самостоятельной правоохранительной деятельности, которую предстоит им выполнять в ОВД. Методы практического обучения наилучшим образом реализуют данную функцию в том случае, когда они путем моделирования максимально приближают обучение к реальным действиям специалистов, как в статистике, так и в динамике, обеспечивая формирование умений и навыков обучающихся. В применении любого метода обучения важно чтобы преподаватель проявлял активную жизненную позицию, излагал материал убедительно, доказательно, вел диалог целеустремленно, с учетом интеллектуального уровня развития слушателей и их индивидуальных особенностей, осуществлял перевод системы знаний в систему действий.
Воспитательная функция должна пронизывать каждое занятие. При этом, преподаватель обязан реализовывать её во всех методах обучения. Это достигается:
отбором содержания материала занятий;
умением преподавателя излагать этот материал так, чтобы воздействовать не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю.
Умелое применение воспитательной функции в каждом методе обучения способствует осуществлению одного из ведущих дидактических принципов: принципа воспитывающего обучения. Благодаря этому достигается, наряду с подготовкой квалифицированного специалиста, и формирование его как личности сосвоими взглядами, убеждениями, мировоззрением.
Развивающая функция характеризуется тем, что каждый метод обучения должен быть ориентирован не на память, а на развитие профессионального мышления обучающихся. Реализация данной функции через методы обучения имеет целью не только передать слушателям определенную сумму знаний, но и научить их логично строить свои мысли, аргументировано и научно обоснованно отстаивать свои взгляды, грамотно вести дискуссию с собеседниками. Все методы обучения в своей совокупности и каждый отдельно, при правильном их применении,
способствуют всестороннему развитию обучающихся, формированию у них творческого мышления.
Организующая функция каждого метода обучения заключается в том, чтобы в процессе взаимной деятельности преподавателя и слушателей научить последних управлять своей самостоятельной работой по усвоению программного материала. Особенно велика роль преподавателя в осуществлении данной функции в процессе раскрытия темы при ориентировании слушателей на новую литературу и другие материалы периодической печати. Вместе с тем, по ходу занятия обучающимся даются рекомендации:
по включению их в учебную, научно-исследовательскую и кружковую работу;
по организации для них консультаций, индивидуальных собеседований, коллоквиумов;
по работе с литературой и др.
Активизирующая функция призвана развивать у слушателей интерес к теме, предмету и формировать мотивы учения у каждого из них и у группы в целом. Эту функцию преподаватели реализуют на занятиях, применяя разнообразные методические приемы и средства. Преподаватели, не обладающие достаточным арсеналом методических приемов и не умеющие, а иногда и не желающие использовать средства наглядности и технические средства, не могут рассчитывать на высокую активность слушателей на занятиях. Поэтому они чаще всего склонны делить все методы обучения на активные и пассивные, забывая при этом главное требование, предъявляемое к преподавателю: любое занятие должно быть проведено активно, с интересом для слушателей. В противном случае оно не достигает своих дидактических целей. Обеспечение высокой активности обучающихся на всех видах занятий – это искусство, к овладению которым должен стремиться каждый преподаватель.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
1.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединяется ещё один – книга, а в последние десятилетия все сильней заявляет о себе безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Традиционные методы обучения и их модификации.
Упражнения под контролем «электронного учителя»
2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на занятии. Выделяют следующие методы:
формирование умений и навыков;
проверка знаний, умений, навыков.
Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.
3.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности ( И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).Тип познавательной деятельности (ТПД) – это Уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают слушатели, работая по предложенной преподавателем схеме обучения. Это характеристика тесно сопряжена с уже известными нам Уровнями мыслительной активности слушателей. В данной классификации выделяют два уровня методов обучения:
Общедидактическими методами являются:
Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, дедуктивно, индуктивно).
Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К.А.Тимирязева (1843-1920) «О жизни растений». В начале лекции ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?» Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине. Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время учеными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, земного тяготения. А потом уже рассматривает фактор напряжения корней стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.
Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, в отличие от информационного, т.е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования, излагая её решение от начала и до конца. И хотя слушатели при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
1.знания слушателям не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2.преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3.слушатели под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что:
Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.
Знания учащимся не сообщаются. Слушатели сами добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами слушатели.
Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач.
Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
К частнопредметным методам обычно относят то, что на дидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения. Отсюда и смешение понятий метода и формы.
4.По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
1.Методы, способствующие первичному усвоению материала.
2.Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К первой группе относятся: информационно – развивающие методы (устное изложение преподавателя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы);исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
Вывод: Многообразие методов обучения и различные подходы к их классификации расширяют знания преподавателей о технологии обучения и позволяют выбирать для проведения каждой темы занятия те из них, которые в сочетании с техническими средствами, наилучшим образом активизируют познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают необходимый уровень усвоения программного материала. При этом успешное использование целевых форм обучения предполагает комплексное применение эффективных методов для раскрытия отдельных тем занятий и их учебных вопросов. Однако, у молодых преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта и методической подготовки, выбор методов для проведения занятий, часто вызывает затруднения, опытным же преподавателям это удается лучше и результаты усвоения учебного материала, естественно выше. Умение преподавателей правильно выбирать лучшие целевые формы и наиболее активные методы обучения для проведения каждой конкретной темы занятий определяет уровень их методического мастерства.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», г. Ростов-на-Дону,1999г.
2.Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, «Таврия»,1992г.
3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.
4. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
5. Психология, Педагогика, этика. Под редакцией Ю.В. Наумкина. – М., 1999.
В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции