Что относится к формам прямой демократии
Непосредственная демократия
Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.
Содержание
Характеристика непосредственной демократии
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.
Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государсвенного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).
Недостатком прямой демократии являются сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования.
Соотношение непосредственной демократии и представительной
Непосредственную демократию отличают от представительной демократии где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.
Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.
В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.
В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.
Формы прямой демократии
Наиболее распространенными формами прямой демократии являются:
К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.
Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.
Исторические формы прямой демократии
Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [2] :
Также народные вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Непосредственная демократия в современных государствах
Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии, Лихтенштейне, Италии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа — очень сильно ограничены законодательно или на практике.
Россия
Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [3] к основам конституционного строя:
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
— ст. 3 Конституции РФ
Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции РФ
В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:
— Ст. 130 Конституции РФ
Прямая демократия в идеологии
Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент так-же является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.
Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.
Понятие и формы непосредственной демократии
Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Плебисцитарная демократия является другим способом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяют ее в отдельную группу.
В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
В правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной (прямой) демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.
По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».
Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне,- сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.
Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.
Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.
Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.
Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести:
— отдельную личность (прежде всего гражданина);
— различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания;
— граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом;
— весь многонациональный народ Российской Федерации.
При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
— всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
— участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
— индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям:
В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.
Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
Конституционные формы народовластия
Понятие и сущность конституционных основ народовластия
Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.
Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.
Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.
Прогрессивное значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и он вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»). Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.
Основой народовластия в западноевропейской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.
Вызывает интерес реализация народовластия в Великобритании. Британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Теоретически в Великобритании принята модель представительной демократии, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин». При этом фактически ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Народовластие в современной Великобритании реализуется посредством существования правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, является установление ответственности правительства перед парламентом.
Реализация принципа народовластия в США имеет долгую историю. Несмотря на то, что изначально создание государства сопровождалось провозглашением принципа демократического устройства, сложно говорить о реальном народовластии в период становления данного государства. Всеобщее избирательное право сформировалось в США в результате принятия в течение двух столетий ряда поправок к Конституции США. В 1868 году Четырнадцатой поправкой был установлен возрастной ценз в 21 год для активного избирательного права, в 1870 году Пятнадцатой поправкой было запрещено ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. В 1920 году Девятнадцатая поправка распространила активное избирательное право на женщин, ранее не участвовавших в политической жизни государства. В 1964 году был отменен имущественный ценз при федеральных выборах (Двадцать четвертая поправка), а в 1971 году был снижен возрастной ценз на всех выборах до 18 лет (Двадцать шестая поправка).
Конституционно-правовое закрепление принципа народовластия имеется и в Основном законе Германии. В статье 20 Конституции ФРГ установлено, что «Вся государственная власть исходит от народа», а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством.
Национальный суверенитет, гласит ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства, а в частях 1 и 2 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, а вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.
Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ.
Непосредственная демократия в современном государстве
Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.
Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.
Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.
В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.
В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.
Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.
Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.
В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.
Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.
В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.
В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.
Представительная демократия: юридическая природа и формы
Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.
В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ,
Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.
Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.
Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.
Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.
Формы демократии. Прямая демократия — конституционное право граждан
Последнее обновление 24.10.2020 / Автор: Светлана Опубликовано 09.02.2012
Прямая демократия (непосредственная демократия) — одна из форм организации и устройство общества, при которой основные решения принимаются и исполняются непосредственно гражданами. Инициаторами вопросов, которые требуют совместного решения, могут быть как отдельные граждане, так и целые группы людей. Современные средства мобильной связи и Интернет значительно упрощают эту форму управления на больших территориях.
Содержание страницы
✪ Формы и виды демократии в управлении делами государства
Виды демократии или народовластия в управлении государством представлены всего двумя составляющими:
Гораздо разнообразнее формы, методы, способы реализации этих видов демократии: участие в управлении делами государства непосредственно, используя инструменты власти гражданина, референдумы и выборы от местного до всероссийского уровня, митинги, шествия, пикетирование, опросы и т.д, где граждане в конкретных мероприятиях конкретными действиями воплощают в жизнь свои идеалы.
Волеизъявления граждан основаны на принципах выборности, добровольности, гласности, законности, подконтрольности, отчетности.
Демократию можно рассматривать, как ценность, как принцип, как механизм, как процедуру.
Одна из важнейших функций демократии – это механизм формирования и смены элит, чего на сегодня российский народ лишен. Примером являются выборы президента, где народ ничего не решает по существу: реальные конкуренты устраняются, а победитель предопределен заранее.
✪ Истоки прямой демократии и современное законодательство
В своём развитии прямая демократия проходит путь от формы общинновечевой самоорганизации до электронной демократии через такое средство связи, как Интернет.
Одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств были народные вече. Так что демократия – это исконно русская форма правления. Нам надо просто вернуться к своим истокам!
Формы прямой демократии или непосредственной власти народа прописаны в Конституции РФ 1993 года и отнесены к основам конституционного строя.
Ст. 3 Конституции РФ закрепляет право народа на прямую демократию:
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В Ст. 32 Конституции РФ праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
По факту получается всё несколько иначе. Так уж засело в умах людей, при постоянных «правоучениях» слуг-чиновников, что прямая непосредственная демократия это и есть представительная власть. Более того, прямая демократия эффективна в небольших населенных пунктах, где количество жителей примерно такое, что все знают всех и могут реально оценить выдвигаемые кандидатуры, оценить их работу и эффективность на занимаемом посту. При больших цифрах, начиная с уровня областных городов, регионов, страны непосредственное участие граждан в принятии решений затруднено.
Сегодня граждане России понимают, что современные средства коммуникации могут позволить преодолеть даже этот барьер для полноценного перехода к непосредственной власти народа. Однако, представительная власть в России пока главенствует.
✪ Представительная демократия — ведущая форма власти в большинстве государств
Представительная демократия, это форма власти, при которой источником власти является народ, но управление делами государства на всех его уровнях делегируется различным представительным органам, призванным выражать интересы людей, отдавать распоряжения, принимать законы, утверждать бюджет, устанавливать налоги и сборы и т.д. Участие граждан в принятии решений получается опосредованным, а прямая демократия всё более условной.
Представительная демократия имеет множество принципиальных недостатков. Выбирая органы власти путем голосования на выборах, чаще всего избиратели вынуждены отдавать голоса за незнакомые кандидатуры, которые им предлагаются и будут участвовать в управлении после избрания. Как следствие, формируется фиктивная элита, якобы имеющая такие качества, которые обязательно отличают её от основной массы избирателей. И где самый посредственный депутат умнее среднестатистического гражданина.
Депутаты обладают по сравнению с обычными гражданами целым набором привилегий и возможностей, особенно это ценно для тех, кто имеет доступ к PR-технологиям, финансам, инструментам манипулирования общественным мнением. Сегодня не все депутаты работают честно и ответственно, есть такие, кто этот пост использует для пиара, карьерного роста и обогащения.
При опосредованной форме демократии законы в абсолютном большинстве принимаются людьми, даже мало-мальски не разбирающимися в сути обсуждаемого вопроса: как депутаты-учителя могут заботиться о чаяниях фермеров, врачи — о нуждах военных, а домохозяйки — о производстве. В результате бывает, что принимаются не просто никому не нужные, а вредные законы. А потом к этим законам принимаются тысячи поправок. А это потерянные деньги, время …
Законы должны формулироваться грамотно, для чего в их разработке должны участвовать авторитетные и лучшие представители конкретных профессий и отраслей экономики. Возможно, что предложение С. Бабурина собрать в соответствии со Ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание не лишено здравого смысла.
При всех своих недостатках представительное управление в России на сегодня является доминирующим. Но России нужна новая модель управления государством. Что и необходимо, и возможно.
✪ Электронная демократия, как возможный и реальный способ современной демократии
При современном уровне развития информационно-коммуникационных технологий электронная демократия может стать основным средством для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях прямой или представительной демократии, начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
Она реально предоставляет более широкие возможности доступа граждан к демократическим процедурам, расширению гражданского участия в принятии решений. Что в конечном итоге должно привести к принятию более качественных законов и законодательных актов.
Электронная демократия способствует развитию прозрачности и подотчетности власти обществу. Те, кто управляют, становятся ближе к тем, кем они управляют. Таким образом власть становится более легитимной.
Для безопасного проведения взаимодействия между гражданами и правительством должна быть обеспечена сохранность персональных данных.
К сожалению, сегодня далеко не у всех граждан есть доступ к сети Интернет. А точнее, в силу разных причин, в том числе в силу какого-то страха и непонимания, возможность пользоваться этим каналом получения информации и связи. Но количество пользователей глобальной сети растет год за годом. Все больше участников пополняют Интернет-форумы, блоги, социальные сети, где информация имеет свойство распространяться очень быстро. Так называемый вирусный маркетинг.
Как и в обычной прямой демократии в электронной прямой демократии граждане имеют право высказываться о законопроектах до того, как это сделает парламент, инициировать новые законопроекты и отзывать представителей на любой стадии.
Электронная демократия сейчас находится в начальной стадии своего развития, ее потенциальные возможности широко обсуждаются по всему миру, предпринимаются первые попытки ее внедрения.
✪ Непосредственная демократия в современной России в действии
Прямое (непосредственное) народовластие в РФ является одним из главных элементов прямой демократии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.
Основой для существования прямой демократии (в любом государстве) являются права гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их защита, без которых прямая демократия не в состоянии выжить.
Примеры современный прямой демократии на сегодня уже существуют и проявляют себя, однако встречают на своем пути массу препятствий.
Сегодня, благодаря Ларисе Николаевне Бозиной, граждане России начали массово приступать к управлению делами государства непосредственно. Используя заявительную норму права, свои инструменты власти — бланк и печать, они отправляют уведомления о своем решении приступить к управлению делами государства непосредственно президенту РФ и Председателю Правительства РФ.
В своих письмах граждане не просто уведомляют высших должностных лиц, но и отдают распоряжение перечислить 40% от их доли в государственном бюджете РФ на личные расчетные счета для более рационального и бережливого обращения с народными денежными средствами. Все это делается для улучшения качества жизни гражданина. Ибо никто лучше самого гражданина не знает, какова потребность его души!
Правда представительной верхушке всё это не по нраву. Видимо, призывом Первого Президента России Б.Н. Ельцина «Власть не дают, власть берут!«, когда-то придет время воспользоваться.