Что относится к формам государственного устройства относится
Что относится к формам государственного устройства относится
Формы государственного территориального устройства
Понятие формы государств
Формы государственного устройства
М. Монтень
Унитарное государство
Признаки унитарного государства
Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;
Наличие единой конституции;
Единая система органов государственной власти;
Единая финансовая система;
Единая система законодательства.
Федерация
Признаки федерации
Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;
Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации
Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;
Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)
Конфедерация
Признаки конфедерации
Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.
Форма территориального устройства государства
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Форма государственного устройства
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Содержание
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права [2] [3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
Виды унитарных государств
Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
Регионалистское государство
Федерация
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Отличительные признаки федеративного государства
Виды федераций
По способу образования субъектов федерации выделяют:
По способу образования самой федерации выделяют:
В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:
В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:
Конфедерация
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Формы государственного устройства
Содержание:
↑ Формы государственного устройства
Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
↑ Унитарное государство
Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).
Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.
Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).
Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.
↑ Признаки унитарного государства
↑ Федерация
Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.
Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.
Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.
↑ Признаки федерации
Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
Основными видами форм государственного устройства являются:
Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.
Признаки унитарного государства следующие:
— единство и однородность территории;
— отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);
— деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;
— административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;
— наличие только одной общегосударственной конституции;
— наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
— парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
— органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;
— единое гражданство для всей страны;
— единая денежная система;
— общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.
Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.
Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.
Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:
— унитарные государства с автономиями;
Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.
Автономии могут быть:
— административными (построены сугубо на началах самоуправления);
— политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).
Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).
Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.
Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.
Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.
Можно выделить следующие признаки федерации:
— территорию федерации составляют территории её субъектов;
— субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
— в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;
— наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;
— парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.
Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.
В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.
Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.
В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.
Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.
Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:
— слабый уровень интеграции составляющих её частей;
— наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;
— отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;
— право свободного выхода из конфедерации.
Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.
Примером конфедерации являются:
— США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);
— Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);
— ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);
— Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.