Что относится к формам абстрактного мышления
Абстрактное мышление
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — анализ и понимание информации, выявление закономерностей и взаимосвязей на более сложном уровне, без активной связи с материальными объектами, пространством и временем. К абстрактным категориям относят числа, свойства, множества, утверждения, философские принципы, идеи.
В чем отличие абстрактного мышления от конкретного:
Абстрактный образ мыслей развивается постепенно. В детстве преобладает конкретное мышление, способность воспринимать только то, что видишь прямо перед собой. Формирование абстрактного понимания реальности происходит обычно в подростковом возрасте. Его появление говорит о переходе к более осознанному образу жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (автор «Стадии развития интеллекта» и других книг) считал, что первые зачатки абстрактного мышления появляются в период между 2 и 7 годами, когда ребенок уже может воспринимать символы, буквы, звуки. И только в возрасте около 12 лет у большинства людей начинается переход к абстрактному мышлению.
Например, многие математические задачи, которые мы решали в школе, являются примерами такого мыслительного фактора, так же как и изучение языков, философии, логики, психологии. Мышление абстрактными категориями может быть затруднено при некоторых формах аутизма и шизофрении, деменции, а также недостаточном умственном развитии.
Понятие простыми словами
Если говорить просто, то абстрактное мышление — это способность думать об общих категориях, идеях, концепциях, а не только о событиях и явлениях, которые происходят «здесь и сейчас». Не имея такого образа мыслей, человек обладает, по сути, только своим опытом и текущим восприятием действительности. Но он не способен заранее предвидеть какие-то ситуации, создать художественное или философское произведение или отследить закономерности между явлениями.
Мыслитель, который думает абстрактно, сосредоточен не на яблоке на столе перед собой, а на всех яблоках на планете или на метафорах и аллегориях связанных с райским запретным плодом. Обладая таким образом мыслей, человек способен лучше понимать философские проблемы, искусство, придумывать и создавать что-то новое.
Однако многие исследователи отмечают и негативные свойства такого рода мышления:
Лучше всего сохранять здоровый компромисс между абстрактным и конкретным видением мира, чтобы мыслить действительно эффективно и быть полезным обществу.
Признаки абстрактного мышления
Для абстрактного метода понимания мира характерна способность воображать, предсказывать и устанавливать связи. С его помощью можно выявить закономерности, которые не распознаешь при конкретном, материальном изучении объектов, создать концепции, обработать и проанализировать информацию для решения проблемы.
Абстрактный мыслитель, чаще всего, отталкивается от общих тенденций, вычленяет повторяющиеся элементы, чтобы найти главное и выявить устойчивые связи или их отсутствие. Он всегда использует весь свой багаж знаний, опыт, обобщает, сравнивает и анализирует.
Формы
Формы абстрактного познания мира:
В нормальном абстрактном процессе мышления важны самостоятельность, беспристрастность, отсутствие когнитивных искажений.
Понятия в повседневной жизни применяются постоянно. Например, мы говорим, « движение » или « доминирование », подразумевая под этими словами некий процесс или преобладание одних явлений над другими.
Суждения также применяются всеми, начиная со школьного возраста и в этом нет никакой особой специфики. Пример: если не выучить урок, получишь плохую отметку. Обычно суждение выражается в довольно короткой форме, чаще простой, чем сложной.
Умозаключения — более трудная категория. Они представляют собой преобразования простых суждений в некие выводы на основе логических операций. Пример: указываем посылки и заключения, располагая их, друг под другом. Проводим черту и пишем заключение.
Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является
заинтересованным лицом и родственником потерпевшего.
Следователь Иванов — родственник пострадавшего от преступления.
________________________________________
Следователь Иванов должен быть отстранен от дела.
Существуют дедуктивные, индуктивные и другие виды таких выводов, а также умозаключения по аналогии.
Как развить абстрактное мышление
Абстрактное познание мира можно стимулировать разными способами. Чтобы научиться абстрагироваться от текущей ситуации желательно:
Традиционно считают, что занятие математикой и логическими задачами развивает способность мыслить абстрактно. Мышление советуют стимулировать одновременно в разных областях (например, математике, литературе, естественных науках).
Учеников призывают «думать вслух», подвергая сомнению разные версии и проводя аналогии, чтобы докопаться до истины. Например, такой способ использовали древнегреческие философы, которые вовлекали своих последователей в сложные разговоры, постепенно выводя их на все более высокие уровни понимания и абстракции.
Популярна также концепция развития образного мышления при решении математических и других задач. Помогает и постоянное сравнение разных способов понимания мира: конкретного, образного и абстрактного, что демонстрирует разные подходы, их недостатки, специфику, а также преимущества.
Какой может быть абстракция, примеры
Функция абстрактного познания в достижении истины, получении новых знаний. Чтобы убедиться в том, что абстрактное умозаключение истинно, его обычно проверяют на практике.
Примеров абстрактных понятий очень много. Например, термины «справедливость», «биологический вид» и «свобода» нельзя потрогать или увидеть перед собой. Это чистая абстракция. К подобным понятиям относят и м етафоры. Например, виноград «дамские пальчики» или «стеклянный человек».
Особенность абстракции в том, что она создается в ходе мыслительного процесса.
По своему определению абстрактное мышление — это способность рассматривать концепции, выходящие за рамки того, что мы наблюдаем физически. Доминирование абстрактного образа мыслей демонстрирует интеллектуальный уровень человека, его способность к более высокому уровню восприятия реальности.
Основные формы абстрактного мышления.
Лекция 6.
Мышление.
Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.
С мышлением тесно связано воображение, в котором осуществляется возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».
Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями.
Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).
С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.
Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому мышлениечасто обозначают какпроцесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.
Виды мышления.
Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления.
Наглядно-действенное (практическое) мышление –вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.
Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).
В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.
Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.
Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.
Операции процесса мышления.
Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.
1. Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.
2. Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.
3. Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.
4. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.
5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
6. Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.
7. Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).
Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях.
Основные формы абстрактного мышления.
Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.
В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.
Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.
Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.
Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным, когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).
Содержание понятия – это совокупность наиболее существенных признаков предмета, который мыслится в этом понятии.
Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.
Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.
Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».
Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.
Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.
Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).
В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).
Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).
Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.
Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.
Методы мышления.
Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Индуктивное умозаключение (от лат.inductio – наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии – делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).
Типы мышления.
Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.
При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.
В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.
В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:
Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).
Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образования смысловых ассоциаций.
Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4868 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников
В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.
Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.
Что такое абстрактное мышление
Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир. Есть точное и обобщенное мышление.
Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами. Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем.
Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения. Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник».
В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит.
Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного. При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету». Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик).
В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. перейти наверх Абстрактно-логическое мышление В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления.
Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать». Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.
[AdSens-B]
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — вид мышления, благодаря которому можно абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Это мышление, при котором человек мыслит общими понятиями, без конкретики.
Мышление человека делится на два типа: точное и обобщенное (абстрактное). Точным мышлением мы пользуемся, когда у нас есть факты и знания, а абстрактным в обратной ситуации: когда точных данных нет.
Абстрактное мышление активизируется у человека тогда, когда он сталкивается с тем, что ему неизвестно. Абстрактное мышление позволяет рассуждать, строить догадки, делать выводы, умозаключения.
Используя абстрактное мышление, человек может посмотреть на ситуацию в целом, немного отдалившись от нее, не затрагивая условности и частности. Это позволяет взглянуть на проблему с разных ракурсов, найти нестандартные методы ее решения, расширить границы восприятия.
В основе абстрактного мышления лежит использование некогда полученной информации в качестве базы. Остальное человек додумывает с помощью фантазии, и в итоге приходит к новым знаниям.
Абстрактное мышление позволяет строить логические цепочки между несвязанными друг с другом явлениями и предметами путем суждений.
При абстрактном мышлении ускоряется процесс анализирования ситуаций, а выводы, которые исходят из обобщения, приходят в голову быстрее.
Особенность абстрактного мышления заключается в поисках неординарности: то, что раньше было незаметным или повседневным, станет видимым и необычным. Абстрактное мышление — фундамент креативности человека.
Абстрактное мышление уже есть у каждого человека, но развито и проявляется в разной степени. Эту способность можно и нужно совершенствовать.
Специфические характеристики абстрактного логического мышления
Сущность данного мыслительного процесса отражается за счет специфических признаков его проявления. К ним относятся:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:
Виды абстрактного мышления:
Определение
Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.
Формы
Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:
Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.
Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.
Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.
Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.
Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.
Типы мышления
В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:
Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.
Особенности
Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:
Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».
Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.
Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.
Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.
Также абстрактное мышление разделяют на:
Одинаково ли у людей развита абстракция?
Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.
У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.
Формы абстрактного мышления:
Существуют три формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие абстрактно-логического мышления
Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.
Мышление имеет несколько разновидностей. Самым распространенным его видом, который активизируется на последнем этапе развития личности, является абстрактно — логическое мышление.
Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.
Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.
Как и в чем проявляется абстрактное мышление
Определение через абстракцию
Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиесяклассы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.