Что относится к фоновому окружению

Фоновое и деловое окружение организации

Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

Внешняя среда организации делится на деловое (среда прямого воздействия) и фоновое окружение (среда косвенного воздействия). Таким образом стратегический анализ подразумевает исследование:

b) Внешней микросреды(делового окружения), регулируемой менеджментом фирмы и включающей: поставщиков, конкурентов, потребителей.

c) Макросреды(фонового окружения), абсолютно неподконтрольной менеджменту фирмы и включающей:

У макросреды есть две важные особенности:

ü она оказывает влияние не только на ваше предприятие, но и на микросреду: конкурентов, поставщиков, клиентов;

ü компания не оказывает влияния на макросреду.

PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые) economic (экономические), sociocultural (социокультурные ), technological forces) технологические факторы)

ü политические и юридические факторы являются важными, поскольку в любой момент нужно быть готовым к изменению политической обстановки, к изменению законов, к адекватным ответным шагам по отношению к чиновникам.

ü технологические факторы. Их необходимо изучать для того, чтобы вовремя вооружиться передовыми технологиями, и быть готовым к любым нововведениям.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Источник

Фоновая среда или среда косвенного воздействия

Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

Факторы фоновой среды относятся к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на ее операции, как предыдущие факторы.

Вместе с тем, среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, а информация о ней бывает неполной. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. Фоновая среда создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев эта среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

Набор факторов этой среды называют СТЭП-факторами. СТЭП – это аббревиатура, которая помогает запомнить состав факторов:

1. Социально-культурные факторы или социокультурные

Любая организация функционирует в своей культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, к которым относятся жизненные ценности, установки людей, традиции, нравственные и религиозные нормы влияют на организацию.

Социокультурные факторы определяют товары, которые люди стремятся покупать. Они влияют на приверженность определенной торговой марке или отрицательное отношение к конкретному товару.

Социокультурная среда может также влиять на трудовые отношения, уровень зарплаты, условия труда.

И, наконец, от социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, от представления потребителей о качественном обслуживании зависит практика работы магазинов, кафе, ресторанов и др.

Если потребители услуг свыклись с мыслью, что низкий уровень обслуживания является нормой обслуживания, то такая система и будет процветать.

В качестве социально-культурного фактора выделяют также независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

2. Технологические факторы

Технологические факторы внешней среды отражают уровень научно-технического развития в стране и в целом, в мире.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация должна использовать достижения научно-технического прогресса.

Технологические факторы влияют на скорость устаревания продукции, на эффективность, с которой товары можно изготавливать, на информационные технологии и многое другое.

Технологическая среда является весьма подвижной, поэтому организации должны быть в состоянии быстро реагировать на изменения технологий, должны ориентироваться на высокие технологии.

3. Косвенно воздействует на организации также общее состояние экономики в стране. Такие экономические явления как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара затрагивают интересы организаций.

Экономическая обстановка в стране определяет те объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели. Она также определяет виды потребляемых ими товаров. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность денежных ресурсов и отсюда – доходы на инвестированный капитал или займы.

Таким образом, состояние экономики в стране может оказывать либо положительное, либо отрицательное воздействие на организацию. Поэтому руководители должны учитывать, как это скажется на деятельности организации.

4. Политические факторы.

Политические факторы или политическая ситуация оказывает влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Поэтому отношение правительства, законодательных органов к предпринимательству, фермерству, развитию производства сказываются на налогообложении доходов, установлении налоговых льгот, контроле цен и др.

Для всех организаций большое значение имеет фактор политической стабильности.

В составе внешней среды косвенного воздействия можно отметить и такой фактор, как природно-климатические условия региона, в котором функционирует организация.

Сюда относятся климатические сезонные условия, доступность сырья, энергоресурсов, наличие автомобильных магистралей, путей сообщения.

Факторы этой среды оказывают влияние на расходы по доставке материалов, распределению продукции и применению рабочей силы.

Что относится к фоновому окружению

И, наконец, если организация ведет дело за пределами внутреннего рынка, то она должна учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она осуществляет свою деятельность.

В каждой стране внешние факторы будут уникальными. Они затрагивают не только потребности, но и культуру, привычки и обычаи другой нации. Поэтому организации должны учитывать все это при ведении дел, тщательно изучать законы и государственное регулирование этих стран.

Кроме того, международные факторы могут оказывать косвенное влияние и на организации, действующие внутри страны.

Тема 5. Система коммуникаций в организации

1. Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникации.

2. Межличностные коммуникации.

2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. – М, 1996, с. 102-108

3. Менеджмент. / под ред. М. М. Максимцова и А. В. Игнатьевой. – М, 1998, гл. 11

1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций

Работа любой организации зависит от процесса обмена информацией между отдельными подразделениями и сотрудниками организации.

Этот процесс обмена информацией, её смысловым значением называется коммуникацией.

Существует два аспекта коммуникаций – информационный и личностный.

Информационный характеризует коммуникацию как процесс движения информации, а личностный – как взаимодействие личностей.

Поэтому не следует понятие коммуникации отождествлять с понятием информация.

Коммуникация – это социально – экономическое явление, проявление сущности человека и его отношений с другими людьми. А информация является внешним проявлением коммуникации.

Коммуникация играет важную роль в процессе управления. Она является связующим процессом, объединяющим в единое целое все функции управления.

Без коммуникации невозможно существование любой организации. С помощью коммуникации формируется поведение людей в организации;

· осуществляется координация их деятельности;

· происходит передача информации для принятия и реализации решений;

Велика роль коммуникации в деятельности любого менеджера. Можно утверждать, что эффективность его работы прежде всего зависит от эффективности его коммуникаций.

Коммуникации в организации представляют сложную многоуровневую систему, охватывающую организацию и её элементы, а также её внешнее окружение. Поэтому выделяют

· внешние коммуникации и

· внутренние коммуникации (рис. 1)

Что относится к фоновому окружению

Рис. 1 Классификация коммуникаций

Внутренние коммуникации – это информационные обмены между уровнями управления подразделениями.

Различают: организационные и межличностные коммуникации

Организационные коммуникации осуществляются на уровне всей организации.

Межличностные коммуникации – это прямой межличностный обмен информацией между сотрудниками организации. Они делятся на:

— формальные или официальные и,

Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные коммуникации осуществляются на основе установившихся личных отношений между работниками организации.

Наличие неформальных коммуникации связано со стремлением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Неформальными коммуникациями иногда пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на предполагаемые изменения.

Особенности этих коммуникаций является большая скорость передачи информации, значительный объём аудитории, не всегда высокая достоверность передаваемых сообщений.

Часто неформальные коммуникации имеют форму различных слухов. Хотя наличие в организации неформальных коммуникаций является явлением нормальным, но появление различных слухов – это всегда следствие недостатка информации, свидетельство неэффективности системы коммуникаций. Поэтому передача максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации позволяет уменьшить количество слухов.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: коммуникации между уровнями управления (вертикальные коммуникации) и коммуникации между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Вертикальные или межуровневые коммуникации – это обмен информацией между подразделениями или работниками, находящимся на разных уровнях управления. Они подразделяются на коммуникации сверху вниз (нисходящие) и снизу вверх (восходящие).

Коммуникации сверху вниз имеют своим содержанием приказы, решения, конкретные задания, изменения правил, инструкции и др.

Коммуникации снизу вверх имеют форму отчетов, сообщений о возникающих трудностях, проблемах и предложениях по их разрешению, просьб и др. К вертикальным коммуникациям относятся также коммуникации руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа. Эти коммуникации оказывают непосредственное влияние на процесс деятельности и они наиболее подробно будут рассмотрены в отдельной теме.

Горизонтальные коммуникации осуществляются на одном уровне управления между равными по положению в организации подразделениями или работниками. Например, коммуникации между сотрудниками разных отделов. Эти коммуникации имеют форму обмена мнений, координации действий, сообщений и др.

Наиболее эффективными являются горизонтальные коммуникации, при их использовании информационные потери и искажения составляют порядка 10%, т. е. около 90% сообщений попадает к получателям и ими воспринимаются. Это объясняется тем, что работники, находящиеся на одном и том же уровне, хорошо знают характер работы своих коллег.

В вертикальных коммуникациях потери и искажения информации довольно значительны. Например, в нисходящих коммуникациях только 20% информации доходит до низших уровней и правильно понимается ими.

В восходящих коммуникациях потери и искажения информации еще значительней – только порядка 10% информации с низших уровней доходит до высших уровней управления.

Связано это с процессом фильтрации в межуровневых коммуникациях. Фильтрация означает, что с одного уровня управления на другой руководителем направляются только те сообщения, которые его касаются. При этом сообщения могут суммироваться или упрощаться, отсеиваться. Такой отбор может стать причиной искажения исходной информации. Искажение информации может возникать при передачи информации от подчиненных к руководителю, когда руководителя высшего звена стараются снабжать только положительно воспринимаемой информацией.

Искажение информации может поступать вследствие информационных перегрузок. Руководитель при этом менее важную информацию отсеивает. А этот отсев всегда субъективен.

Все виды коммуникаций связаны между собой и составляют единое целое – систему коммуникации организации. Деятельность организации в значительной степени зависит от эффективности системы коммуникации. Коммуникация как процесс обмена информацией возможен только при наличии 4 основных элементов: (рис. 2)

1. отправитель – это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает её;

2. сообщение – это собственно информация, выраженная в словах, цифрах, жестах и др.

3. канал – средство передачи информации – например, устная речь, письмо, электронные средства связи.

4. Получатель – лицо, которому направлена информация и которое её воспринимает.

Источник

Внутренняя и внешняя среда в организации, основные элементы

Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

Что относится к фоновому окружению

_Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.

Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и проч.

Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различ¬ных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наи¬более успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ве¬дущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.

Горизонтальное разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые ор¬ганизация осуществляет в соответствии со своим предназначением.

Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, т. е. подчиненность одних звеньев организации другим.

Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складываю¬щейся, последовательной, связанной, групповой.

Складывающаяся технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. На¬пример, участники процесса по отдельности изготавливают детали, которые объе¬диняются в конечный продукт лишь на сборочном стенде.

Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Так происходит, например, на конвейерной сборке автомобиля.

Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант.

Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или па¬раллельно в зависимости от ситуации.

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю.

Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искус¬ственно, особенно если его основы задаются технологией.

Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъек¬тами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятель¬ном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвя¬занностью отдельных трудовых процессов.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

Что относится к фоновому окружению

На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).

Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).

Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с кото¬рыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения.

Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).

Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности. При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры).

При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в кратко¬срочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

3. Законы организации

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии. Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и до¬полнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существует реальный выигрыш.

Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п.) позволяет извлекать одновременно выгоды и из тех и из других, а следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности. Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.

Например, излишние работники слоняются без дела и мешают друг другу, в тоже время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить

даже • текущую работу. Понятно, что и в том и в другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

Закон композиции говорит том, что функционирование всех без исключения ор¬ганизационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.

Речь идет об избежании серьезных потрясений, ведущих к потере устойчивости (например, изменения границ, рангов ключевых фигур); о соблюдении экономии рациональном использовании ресурсов, расширении масштабов и сферы

деятельности и т. п.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух

противоположных организационных начал: стабильности и развития.

В организациях, естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Закон информированности утверждает, что в организации не может быть большее порядка, чем У ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия

внутренних и внешних потрясений.

Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех

последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

4. Организационная культура организации.

Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных инеформальных правил поведения администрации и персонала, выдержавших испытание временем. Большинство из них неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях. Это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение.

Первоначально культура формировалась под воздействием географических и природно-климатических факторов. Затем в ход пошли политические, экономические, религиозные, социальные и иные детерминанты.

Первые упоминания о культуре восходят к античности, где она отождествлялась

с образованием. В эпоху Возрождения под культурой (души, разума и проч.) понимал ось активное творческое начало в человеке, служившее основой его гармоничного возвышенного развития.

В современном смысле этот термин первым стал употреблять немецкий юрист и

историограф С. Пуфендорф (1632-1694).

Впервые о факторе организационной культуры высказался в 1938 г. Ч. Барнард,

однако специально ею занялись лишь в 1980-е гг. в США под влиянием исследований в области теории организации, стратегического управления и индивидуального

Сегодня культура организации, как уже отмечалось, считается главным фактором

ее конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией.

Специфическая ситуация сложилась в России, где, как отмечают исследователи, зависимость между успехами предприятия и культурой не стала еще столь очевидной, как на Западе. В нашей стране, к сожалению, она заимствовала оттуда лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые

В тоже время стиль работы большинства российских руководителей и предпринимателей остался таким же, как при административно-командной системе (деловой эгоизм, игнорирование интересов потребителей и партнеров, стремление в первую очередь к личному обогащению и уже затем к заботе об общей пользе).

Культура системна, охватывает все стороны жизни организации (поэтому она является наиболее стабильным, цементирующим ее фактором). Она есть тот контекст, в рамках и под влиянием которого протекают все организационные процессы.

Уникальность сочетания элементов культуры приводит к тому, что нет двух групп, даже действующих в одинаковых условиях, у которых она была бы одинаковой.

Поскольку культура включает методы и приемы деятельности, реализуется в ней; непосредственно или опосредованно воздействует на людей параллельно с формальными организационными механизмами, управление правомерно рас¬сматривать как функцию комбинации ее элементов.

Культура обычно вырабатывается как в процессе взаимодействия членов организации, так и под влиянием социального и делового окружения, национально¬государственного и этнического факторов, менталитета. Сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

Культура иерархична и имеет несколько уровней.

Поверхностный образуют правила поведения людей и вещественные атрибуты ¬эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и проч.; промежуточный составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией.

Как целое культура организации обычно состоит из относительно самостоятельных локальных субкультур отдельных сфер (производство, сбыт), форм деятельности (предпринимательство, управление, труд), социальных групп (руководители, специалисты, рабочие). Их носители отличаются специфическими особенностями, предпочтениями, моделями поведения.

Субкультуры могут конкретизировать и развивать общую культуру, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контркуль¬туры).

В организации всегда найдутся как приверженцы существующей культуры, проявляющие здравый консерватизм, так и иных, в том числе альтернативных, культур, выступающие сторонниками реформ в этой области. Однако будет немало людей, чьи позиции по отношению к любой культуре окажутся индифферентными.

По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций. Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий.

Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы, и формирование специфической логики мышления (в том числе и единомыслия).

Интегрирующая объединяет людей, поддерживает необходимый социально¬психологический климат и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, отождествление себя с нею. Это привлекает других лиц, облегчая решение кадровых проблем.

Регулирующая функция обеспечивает соблюдение людьми правил и норм поведения, осуществления контактов с внешним миром, облегчает ориентацию в сложных

ситуациях, снижает возможность нежелательных конфликтов. Эта функция считается основной.

Сила воздействия культуры как регулятора поведения зависит от состава членов организации, продолжительности совместной работы, интенсивности взаимодей¬ствия.

Коммуникационная функция играет важную роль в установлении контактов меж¬ду людьми, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.

Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей к организации, друг к другу и к внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.

Ориентирующая функция направляет деятельность участников в требуемое рус¬ло, придает общий смысл их поведению, способствует осмыслению ими событий и связи между ними.

Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди.

Разные культуры отдают предпочтение различным способам мотивации (целям, деньгам, лидерству, стремлению к самостоятельности, созданию и защите своего мира, уравнительности, повышению качества жизни). Например, «новые русские» стремятся к стабильности и защите своего положения.

Воспитательная функция культуры общеизвестна, поэтому на ней не стоит за¬держиваться.

Ассимиляционная позволяет использовать все, что есть вокруг лучшего, полезного организации.

Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, т. е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры в некое неуловимое целое, оказывающее тем не менее огромное воздействие на их эмоции.

По степени влияния на организацию выделяют несколько типов культур. Бесспорная характеризуется небольшим числом неукоснительно соблюдаемых общих норм, которые при необходимости сознательно корректируются. Она не до¬пускает спонтанного влияния как извне, так и изнутри и является закрытой. Это проявляется в нежелании видеть недостатки, выносить сор из избы, в показном единстве. Закрытая культура хотя формально и объединяет, но одновременно по¬давляет персонал, поэтому и не сплачивает его, не становится решающим моментом мотивации.

Слабая культура практически не содержит общих ценностей и норм; у каждого элемента организации они свои, причем зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению.

Сильная культура содержит множество норм и ценностей, открыта любому влиянию, допускает диалог между всеми участниками организации и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, lи в результате только становится сильнее. Но соотношение между открытостью и закрытостью культуры все же должно быть оптимальным.

Сила культуры определяется тремя моментами: глубиной ее проникновения в организационные отношения, широтой распространения и степенью охвата членов организации, ясностью провозглашаемых приоритетов, степенью признания ее основ людьми.

Нужно иметь в виду, что как сильная культура, так и слабая могут быть эффек¬тивны в одном и неэффективны в другом отношении. Пока однозначных связей между силой культуры и успехом не выявлено, но замечено, что наиболее сильные фирмы обладают и сильной культурой.

Каждая из культур, в свою очередь, может быть прогрессивной или регрессивной,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *