Что относится к фольклору 3 класс

Что такое Жанры фольклора

Жанры фольклора — это разделение фольклора на различные направления (стили).

Фольклор — это устное народное творчество. Его создаёт народ на протяжении уже многих веков и передаёт в устном виде следующим поколениям.

Фольклор делится на большие и малые жанры.

Что относится к фольклору 3 класс

Большие жанры фольклора

Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.

Эпические произведения

Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.

Лирические произведения

Это проза под музыку. Сюда относят:

Драматические произведения

Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.

Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.

Малые жанры фольклора

Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:

Детский фольклор

Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.

К детскому фольклору причисляют:

Примеры детского фольклора

Потешка

«Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!».

Пестушка

«Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!».

Приговорка

«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!».

Закличка

«Иди, весна,
Иди, красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, большой урожай
В наш край».

Читайте подробнее про Фольклор и его примеры.

Источник

Интегрированный урок-обобщение МДО по литературному чтению, музыке в 3-м классе «Фольклор. Жанры устного народного творчества»

Класс: 3

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к истории, культуре, традициям, воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие:

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

— Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и настроимся на работу.

— Теперь сядьте удобно, начинаем урок.

2. Актуализация знаний

— Какой раздел изучаем?

Что относится к фольклору 3 класс

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего.»
М.Горький

— Посмотрите, что стоит у доски?

Что относится к фольклору 3 класс

В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».

Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды.

В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой «Дарума», привезённой с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.

Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.

По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

3. Мотивация

— Сегодня мы с Вами создадим матрёшку «Жанры устного народного творчества.»

Что относится к фольклору 3 класс

— На мои вопросы можно отвечать только: ДА – НЕТ.

Источник

Презентация по литературному чтению «Фольклор» (3 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к фольклору 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по литературному чтению на тему: «Фольклор» Выполнила: ученица 3 «А» класса Ковалёва Алина Руководитель: Шитова С.В.

Фольклор Фольклор – произведения устного народного творчества. Его живая память, передаваемая из поколения в поколение. В фольклоре отразились жизнь и обычаи народа, представления о добре и зле.

Фольклор Загадки Пословицы и поговорки Небылицы Скороговорки Сказки Былины Потешки Прибаутки

Небылицы Небылицы – жанр устного народного творчества. Это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком чего на самом деле быть не может. *** На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется. *** Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила.

Былины Былина – это поэтические произведения русского фольклора, написанная особым былинным стихом. В них повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с чудовищами – врагами земли русской. Былина Илья Муромец и Соловей – разбойник

Что относится к фольклору 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к фольклору 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что относится к фольклору 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к фольклору 3 класс

Номер материала: ДБ-519445

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к фольклору 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к фольклору 3 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к фольклору 3 класс

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что относится к фольклору 3 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 7. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Фольклор – устное народное творчество.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; скороговорки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях;

Научимся их различать;

Сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Народное творчество – это целая огромная страна, это не только искусство слова, но и прикладное искусство.

Одежда и дома, бытовая утварь и детские игрушки – раньше всё создавалось руками народных умельцев. Люди старались украсить свой быт, затейливые узоры служили оберегами от злых сил, в которых они верили. А ещё народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Интерактивное путешествие школьников Ани и Володи по стране Устного народного творчества начинается с волшебной карты, благодаря которой наши герои могут повторить основные понятия, изученные на уроках раздела.

А. – Какая красивая мелодия!

В. – Это лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих.

А. А мне мама в детстве колыбельные песни пела, когда укачивала меня. Я до сих пор помню (напевает):

«Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток»

В: Смотри, кажется, туча надвигается.

А: Помнишь, мы на уроке специальные песенки-заклички учили. Давай попросим, чтобы дождик не пошёл!

Хором:Уж ты, радуга-дуга,

В. Нам пора дальше идти. Давай подведём итог, что мы узнали о песнях.

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Б) Деревня «Сказкино».

А: – Смотри, какая деревня необычная.

В: – Сказочная. Видишь, здесь живут герои волшебных сказок, которые мы прочитали. А ты помнишь, чем волшебные сказки отличаются от других?

А. – Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. Она имеет особую композицию.

-присказка (встречается не во всех сказках);

— кульминация – главное событие, испытание;

В волшебной сказке обязательно используется такой приём, как троекратный повтор. Кроме того в волшебной сказке действует волшебный помощник, появляются волшебные предметы.

Добро борется со злом и побеждает

А: Да, мы много нового узнали о сказках. Продолжим наше путешествие.

А: Лес какой-то непонятный. Как будто прозрачный. Заколдованный, что ли?

В: На карте он называется Загадайкин. Наверное, надо отгадать чьи-то загадки.

Л. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Л: Молодцы ребята, смотрите, как лес изменился!

А: Я люблю отгадывать загадки. С помощью загадки в народе испытывали мудрость, находчивость человека, его знания.

В: Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

На фасадах домов в деревне написаны пословицы.

В: Вся семья вместе, так и душа на месте.

А: Жизнь измеряется не годами, а трудами.

В: При солнышке тепло, при матери – добро.

А: Какие мудрые изречения. В них самое главное сказано и о семье, и о труде, и о материнской любви.

В: Недаром на Руси говорили – без пословицы речь не молвится. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется.

Дети оказываются на вершине горы.

А: Высоко мы забрались. А как эта гора называется?

А: Я помню, мы изучали докучные сказки.

В. А я одну новую выучил.

На горушке — избушка,

Живёт в ней старушка.

Хороша у старушки мочала!

Не начать ли сказку с начала?

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Аня и Володя в деревенском доме наблюдают картины жизни его обитателей.

Вот мать заплетает дочери косу.

Мама: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Вот бабушка играет с малышом

Этот пальчик в лес ходил.

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик встал и съел

Потому и потолстел!

А: Это село называется Потешкино. Здесь жители много потешек знают и деток своих потешают.

В: На самом деле, потешка не только для развлечения нужна. Она помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь

Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.

Устное народное творчество представляет огромную часть русской культуры, формировавшуюся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются чувства и переживания народа, его история, размышления о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение из уст в уста. В образах героев произведений фольклора, народ выражал своё отношение к понятиям добра и зла.

Разбор типового тренировочного задания

Источник

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Жанры устного народного творчества»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме

«Жанры устного народного творчества»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по устному народному творчеству;

Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;

Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

Оборудование: макет паровозика, занимательный и иллюстративный материал, маршрут путешествия, выставка книг по устному народному творчеству.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели.

Сегодня мы отправляемся в трудное, но увлекательное путешествие – в мир устного народного творчества. А совершим путешествие на сказочном паровозике. Наш маршрут пройдет по станциям:
“Пословицыно”
“Загадкино”
“Небылицы”
“Егоркины скороговорки”
“Сказки”

3. Повторение. Жанры устного народного творчества.

Чтобы попасть на наш сказочный паровозик, вы должны определить среди произведений устного народного творчества загадку, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку, пословицу. (Названия жанров представлены на карточках на доске.)

Учись доброму, худое на ум не пойдет. (Пословица.)

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы.
Поводи поди-ка ты! (Считалка.)

Белая вата поплыла куда-то. (Загадка.)

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон. (Колыбельная песня)

Сшила Саша Саньке шапку. (Скороговорка)

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– Аеще хочешь?
– Хочу! (Прибаутка)

Молодцы! С заданием справились. Итак, начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Дети под музыку выполняют движения:
– Завести моторы!
– Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5!
– Ту-ту! Поехали!

4. Путешествие в мир устного народного творчества.

– Прочитайте пословицу:
Пословица – всем углам помощница.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

1-й ученик: Пословица – жанр фольклора, краткое изречение, которое заключает в себе какое-то поучение.

2-й ученик: Пословица советует, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Кто много читает …(тот много знает).

Поздно встанешь … (мало сделаешь).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Игра. По двум словам отгадать пословицу.

Коса – камень (Нашла коса на камень.)

Труд – лень (Труд человека кормит, лень портит.)

– Молодцы, ребята! Едем дальше!

Появляется девочка – Загадка.

– Со страницы книжки
В гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась, и случилась так,
Что на куски разбилась,
Не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте,
Помните меня и знайте!

Игра. Из слов, написанных на карточках, сложить загадку и разгадать ее.

Надкоромысло повисло красное рекой

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Девочка – Загадка:
– Ребята, а вы знаете загадки?
Давайте проведем конкурс “Кто больше знает загадок?”
(Дети загадывают друг другу загадки.)

– А сейчас встречайте:
К нам идут два брата,
И оба с Арбата
Фома да Ерема.

Дети читают небылицы в лицах.

Фома и Ерема (вместе) :Здрасьте! А вот и мы оба, Фома да Ерема.

Потешки услыхали, к вам, ребята, прибежали,

Голосом пляшем, ногами поем.

В общем, прекрасно живем!

Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы.

А ну, Ерема, присядем у ворот.
Да потешим народ.
(Оба садятся.)

Фома вредный, голос медный.
Сам с кувшин, голова с аршин. (Смеются.)

Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы-то надорвали.
(Отворачиваются друг от друга.)

Ерема (толкает Фому) :Начинай!

Фома: Нет, ты начинай!

Фома и Ерем а (вместе) : Вместе начнем, а вы подпевайте!

Фома поет частушку:

По Кетовской улице
Едет кот на курице.

А лиса на петухе,
А Ерема на свинье!

Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота!

Чепуха,чепуха!
Это просто враки.
И Ерема, и Фома –
Мастера на враки!

Полно вам, ребята,
Попусту болтать.

Лучше вам, ребята,
Выйти и сплясать!

(Исполняется танец под русскую народную песню “На горе-то калина”.)

Станция “Егоркины скороговорки”

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава
На траве лежат дрова” –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь.

Конкурс “Всех скороговорок не перескороговоришь”.

Класс делится на две команды.
Учитель сообщает на ухо скороговорки первым игрокам (по типу игры “Телефон”).
Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу скороговорок.

Отвори, Варвара, ворота.

Проворонила ворона вороненка.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

– Как вы понимаете смысл этих слов?

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки…

Появляются в костюмах Сказочник и Сказочница.

– Отгадайте, как нас зовут.

Сказочник: Мое имя такое же, как у героя сказки “По щучьему велению”. (Емеля.)

Сказочница: А мое имя такое, как у героини сказки “Царевна – лягушка”. (Василиса Прекрасная.)

Игра “Доскажи словечко”

Жили-были семь ребят –
Белых маленьких (козлят)
Мама их любила
Молочком (поила).
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел
Нежным голосом (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(“Волк и семеро козлят”).

Сказочница: А с моим заданием справитесь? Здесь зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.

Сказочник: Молодцы! А теперь попробуйте закончить “крылатые” выражения, встречающиеся во многих сказках.

Поди туда – не знаю куда,… (принеси то – не знаю что).

Скоро сказка сказывается,….(не скоро дело делается).

Я там был, мед-пиво пил, (по усам текло, да в рот не попало).

В некотором царстве,………..(в некотором государстве).

– Ребята, а сейчас нам пора возвращаться. Займите свои места и в путь.

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали и назовем жанры фольклора.
Молодцы! До новых встреч!

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к фольклору 3 класс

Номер материала: ДБ-1666954

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к фольклору 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к фольклору 3 класс

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Что относится к фольклору 3 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что относится к фольклору 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к фольклору 3 класс

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *