Что относится к физическому труду
Физический труд
Труд физический (ручной) является исторически первичным видом общественно полезной деятельности человека,насчитывающим, начиная с появления самых примитивных орудий (из кости, камня), около трех миллионов лет.
В настоящее время ручные формы труда подразделяются на простые (землекоп, грузчик), не требующие особой длительной подготовки, и сложные (лекальщик, слесарь, маляр), основанные на определенной системе научно-технических знаний и специальном профессиональном обучении.
Статической работой мышц обеспечивается рабочая поза человека.
Количество работы, выполняемой человеком за смену, определяет степень тяжести его труда и соответственно величину затрачиваемой энергии. Чем больше энергетические затраты, тем выше утомление работника, тем менее производителен его труд. Для профессий, в которых полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, характерны значительные мышечные нагрузки и высокие затраты энергопотенциала работников, ведущие к быстрому развитию у них утомления, снижению работоспособности, и как следствие, производительности и качества труда. Это один из основных недостатков тяжелых ручных работ, определяющий их социальную неэффективность.
С другой стороны, многократное повторение одних и тех же мышечных действий, обусловленное однотипностью конкретной формы труда, ведет к чрезмерному разрастанию волокон (гипертрофии) какой-либо одной группы мышц, что нарушает нормальное функционирование двигательной системы организма в целом. Кроме того, продолжительное мышечное напряжение при статических нагрузках нередко сопровождается застоем крови в тех или иных частях тела за счет сдавливания мышцами кровеносных сосудов. В целом длительные мышечные перегрузки при тяжелых физических работах часто являются причинами заболеваний опорно-двигательного аппарата человека.
В связи с выше изложенным, применение утомительного мускульного труда оправдывает себя лишь в индивидуальных ситуациях при отсутствии механизированных средств для работы. В современных условиях производственной деятельности людей, когда многие их трудовые функции, связанные с большими физическими нагрузками, облегчены использованием раз-личных технических устройств, тяжелый ручной труд постепенно отступает.
Тем не менее, высокие мышечные нагрузки еще имеют место в целом ряде профессий. Например, на судах морского флота значительная доля ручного труда входит в рабочие операции судомехаников и мотористов, занятых ремонтными работами. Большие статические мышечные нагрузки, создаваемые однообразной рабочей позой «стоя» (около 50% вахты), испытывают матросы, работая за штурвалом или выполняя функции впередсмотрящего.
В целом сочетание статических и динамических усилий (сокращений) различных мышечных групп двигательного аппарата человека, являясь естественно природной основой рабочих движений, обеспечивает практический предметно-действенный компонент всякого вида труда. Более того, умеренные физические нагрузки развивают мышечную систему организма, способствуют оптимальному течению обменных процессов, что благоприятно сказывается на общем состоянии соматического и психического здоровья работающих.
Формы труда, требующие высокой мышечной активности и больших затрат физической энергии человеком, в настоящее время относятся к уходящим. Тем не менее, в ряде профессий (при полностью или частично отсутствующей механизации производственных процессов) применение мышечных усилий имеет место.
Среди морских профессий значительными физическими нагрузками характеризуется труд матросов-рыбообработчиков промысловых судов, которые при больших уловах за короткий срок обрабатывают огромные объемы рыбы. При этом основная нагрузка приходится на определенные группы мышц, выполняющих как динамическую, так и статическую работу. Многие рабочие операции при рыбообработке производятся в вынужденной позе «стоя» в течение длительного времени, что повышает энергетические траты организма работающего, вызывая быстрое развитие утомления.
Несмотря на многообразие двигательных компонентов в труде моряков в целом для него характерна низкая мышечная активность (более, чем в три раза по сравнению со средними физиологическими нормами), что позволяет говорить о профессиональной гипокинезии. Это явление присуще профессиям большинства современных производств, оснащенных различными техническими устройствами, освобождающими человека от тяжелых физических работ, связанных со значительными нагрузками на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд, его формы. Периоды трудового процесса. Изменения в организме при работе. Категории работ по степени тяжести
Периоды трудового процесса:
1. Период врабатываемости (инерционное торможение ЦНС)
2.Период устойчивой работоспособности
3. Период пониженной работоспособности (охранное торможение ЦНС)
4. Конечный порыв (симуляция активной деятельности)
Фазы изменения активности мозга соответствующие периодам труда:
1. Инерциального торможения
2. Состояние рабочего возбуждения (длительность зависит от тяжести и напряженности работы)
3. Фаза охранительного торможения. После работы:
1. Фаза послерабочего возбуждения
2. Фаза после рабочего торможения
3. Фаза восстановления возбудимости
Изменения в системе крови:
а) морфологические (из-за повышенной потребности организма в кислороде повышается количество
циркулирующих эритроцитов выходящих из депо, повышение эритропоэза происходит при гипоксии, связанной с
работой)
б) физические (повышение вязкости, повышение осмотического давления, повышение осмотической
резистентности эритроцитов)
в) биохимические (при тяжелой работе накапливаются недоокисленные продукты, вследствие этого понижаются
щелочные резервы крови; повышается содержание глюкозы в крови)
При динамической работе потребление кислорода зависит от степени тяжести и периода работы:
При статической работе во время работы имеется незначительное повышение потребления кислорода, но после работы эта потребность резко возрастает (феномен Линдгарда).
повышение ЧСС, повышение систолического объема, повышение минутного объема, имеется прямая зависимость между степенью тяжести работы и степенью прироста пульса
Категории работ по степени тяжести:
IV. Очень тяжелая > 120
Критерием для определения степени тяжести является динамика 2 групп показателей:
1) определяемые в лаборатории:
а) величина потребления кислорода
в) величина снижения в % исходной выносливости кистей
2) определяемые в натуральных условиях (частота пульса, величина его учащения, время восстановления исходной
величины).
14. Умственный труд, его особенности. Категории работ по степени напряженности.
Особенности умственного труда:
1. В основе умственного труда лежит восприятие, переработка информации, принятие решений. Это осуществляется с помощью анализаторов при включении высших функций мозга: память, внимание, интеллект.
2. Изменение обменных процессов также имеет циркулярный характер, но они менее выражены и менее постоянны, следовательно характеризовать интенсивность умственной работы по ним нельзя.
3. Умственный труд чаще связан с нервно-эмоциональным напряжением, следовательно изменение биохимических и др. показателей могут быть обусловлены активизацией САС (симпато-адреналовой системы) и выбросам адреналина (повышение пульса, повышение температуры, повышение концентрации глюкозы, повышение эритроцитов, уменьшение эозинофилов).
4. Как правило умственная работа сочетается с гиподинамией. Классификация работ по степени напряженности:
4. Очень напряженная
Критерии для классификации работ по степени напряженности:
2. В натуральных условиях:
а) число объектов одновременного наблюдения
Профессии физического труда. Тяжелые профессии.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в настоящее время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня в России наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, а работодатели готовы оплачивать их труд даже выше, чем представителей умственного труда. К тому же, за выполнение тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.
Согласно определению толкового словаря, физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. В его основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, в отличие от работников интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат на выполнение работы. Особенно много сил и энергии затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).
По интенсивности труда профессии делятся на 5 групп:
Выполнение физического труда умеренной интенсивности способствует физическому развитию организма, его оздоровлению, повышает иммунитет и умственную работоспособность. Физический труд обеспечивает нормальное развитие таких качеств, как сила, выносливость, ловкость, улучшает координацию и гораздо полезнее для осанки, чем сидячая работа.
С другой стороны, чрезмерно тяжелые физические работы снижают работоспособность всех систем организма человека, что может привести к частым болезням.
Характеристика физического и умственного труда (определение, критерии оценки тяжести труда, энергетические затраты, особенности).
По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.
Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд
Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений и др. Это характерно для таких профессий, как диспетчеры, операторы центральных пультов управления сложными объектами, руководители трудовых коллективов.
Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по её изменению.
Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
По своему содержанию и характеру умственный труд делится на творческий и нетворческий. Творческий характеризует продуктивную деятельность, т.е. деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий – характеризует репродуктивную деятельность, т.е. деятельность, воспроизводящую действующую практику.
Одним из важнейших показателей эффективности работника в системе «человек – машина», а также при выполнении обязанностей диспетчера, оператора и других аналогичный профессий является внимание.
Физический труд
Что касается физического труда, то для него определены достаточно объективные критерии оценки тяжести, – это энергозатраты.
Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества – продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена кислородом, тоже содержащимся в крови. Гликоген – это полисахарид, образованный остатками глюкозы. Он откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов (ускорителей реакций) расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.
Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.
К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.
К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.
К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.
Итак, основными физиологическими реакциями организма на физическую работу являются учащение пульса, повышение кровяного давления, учащение дыхания и повышение лёгочной вентиляции, изменение состава крови, увеличение потоотделения. Изменения постепенно нарастают, доходя до определённого уровня, при котором усиленная работа органов и систем уравновешивается с потребностями организма.
Это вызвано тем, что во время интенсивной работы происходит мобилизация внутренних ресурсов организма, происходит обеднение кислородом и питательными веществами неработающих тканей и органов, а также поглощение запасов самих мышечных клеток, которые за счёт этих внутренних запасов некоторое время могут работать без потребления кислорода (так называемая анаэробная фаза работы мышц). Чтобы пополнить эти запасы во время отдыха, организм продолжает потреблять повышенное количество кислорода.
Если при продолжительной тяжёлой работе и при мобилизации всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.
Вынужденное и тем более неудобное положение тела, даже в случае лёгкой работы, может приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и те же группы мышц более утомительна. Рабочая поза может быть свободная, неудобная, фиксированная и вынужденная. К свободным позам относятся удобные позы сидя, с возможностью изменения рабочего положения тела или его частей. Фиксированная рабочая поза – невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе работы различать мелкие объекты. Наиболее жёстко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов – луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лёжа, на коленях, на корточках и т.д.
Утомление и восстановление при физической и умственной работе (определение, симптомы утомления, виды утомления, фазы утомления, от чего зависит восстановление, схема процесса восстановления, критерии восстановления).
Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
· компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
· некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма.
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.
Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.
Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация) (иллюстрация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).
С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.
Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.
Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.
11. Показатели тренированности организма человека (перечислить и дать характеристику, привести примеры).
Тренированность организма человека — это возможность выполнять большие физические нагрузки, обычно наблюдается у людей, чей образ жизни или профессия связаны с напряженной мышечной деятельностью. Тренированный организм, приспособленный к физическим нагрузкам, способен не только осуществлять интенсивную мышечную работу, но и оказывается более устойчивым к ситуациям, вызывающим болезни, к эмоциональным нагрузкам, экологическим воздействиям.
Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:
1) изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;
2) изменения опорно-двигательного аппарата;
3) изменения функции органов дыхания, кровообращения, состава крови и т.п.
что тренированные лица лучше расслабляют свои мышцы, чем нетренированные. Дополнительное же напряжение мышц всегда связано с дополнительными энергетическими затратами. Кроме того, у тренированных отмечается в состоянии покоя несколько более пониженная возбудимость нервной системы по сравнению с нетренированными. Наряду с этим у них хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Все эти изменения свидетельствуют о том, что тренированный организм очень экономно расходует энергию в покое, в процессе глубокого отдыха совершается перестройка его функций, происходит накопление энергии для предстоящей интенсивной деятельности.
Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период врабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.
Можно сделать 2 вывода относительно влияния тренировки. Первый заключается в том, чтотренированный организм выполняет стандартную работу более экономно, чем нетренированный. Тренировка обусловливает такие приспособительные изменения в организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций. Бурная реакция организма на работу у нетренированного человека проявляется в неэкономном расходовании сил и энергии, чрезмерном функционировании различных физиологических систем, их малой взаимной отрегулированности. В процессе тренировки организм приобретает способность реагировать на ту же работу умереннее, его физиологические системы начинают действовать более согласованно, координированно, силы расходуются экономнее. Второй вывод состоит в том, что одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утомительной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления.
Таким образом, организм человека, систематически занимающегося активной двигательной деятельностью, в состоянии совершить более значительную по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею. Это обусловлено систематической активизацией физиологических и функциональных систем организма, вовлечением и повышением их резервных возможностей, своего рода тренированностью процессов их использования и пополнения.
Физический труд. Физическая тяжесть труда. Оптимальные условия труда
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.
В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда (конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.
Физическая тяжесть труда (энергозатраты)
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10…25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172…293 Дж/c); 50% и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).
Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75…175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.
В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013-94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1-оптимальные; 2-допустимые; 3-вредные; 4-опасные (экстремальные).
1.Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).
2.Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Функциональное состояние организма должно восстанавливаться во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, изменения уровней факторов среды и трудового процесса не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы условий труда должны соответствовать безопасным условиям труда.
3.Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.
4.Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты заболеваний, появлению начальных признаков профессиональной патологии.
При третьей степени воздействие уровней вредных факторов приводит, как привило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Для определения конкретных размеров доплат условия труда оценивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда Xфак=Xф1 + Xф2 + … + Xфn = ∑ xфi.
Умственный труд
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большей ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25%, при вынужденной неудобной позе – на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя, расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – на 60…100%.
Эффективность труда. (Работоспособность, совершенствование умения и навыков, расположение и комплектность рабочего места, размещение органов управления, чередование работы и отдыха, разгрузка, релаксация)
Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.
1.Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:
· фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5ч, а при умственном творческом труде – до 2…2,5 ч;
· фаза высокой устойчивости; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч. и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;
· фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.
2.Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.
С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.
3. Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.
Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижении. Качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать позу, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10…15˚; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе – прямая осанка.
Приборные панели следует располагать так, чтобы плоскости лицевых частей индикаторов были перпендикулярны линиям взора оператора, а необходимые органы управления находились в пределах досягаемости. Наиболее важные органы управления следует располагать спереди и справа от оператора. Максимальные размеры зоны досягаемости правой руки – 70…110 см. Глубина рабочей панели не должна превышать 80 см. Высота пульта, предназначенного для работы сидя и стоя, должна быть 75-85 см. Панель пульта может быть наклонена к горизонтальной плоскости на 10…20˚, наклон спинки кресла при положении сидя 0…10˚.
Для лучшего различения органов управления они должны быть разными по форме и размеру, окрашиваться в разные цвета либо иметь маркировку или соответствующие надписи. При группировке нескольких рычагов в одном месте необходимо, чтобы их рукоятки имели различную форму. Это позволяет оператору различать их на ощупь и переключать рычаги, не отрывая глаз от работы.
5.Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 ч.) и дневные (с 14 до 17ч) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.
Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходиться на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.
Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.
6.Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психологического напряжения.
Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.