Что относится к физическим явлениям физика 7 класс
Примеры физических явлений
Всего получено оценок: 170.
Всего получено оценок: 170.
Физика — это наука об окружающей нас природе, она устанавливает самые общие закономерности, существующие между материальными объектами, и описывает их в виде физических законов. Любая из таких закономерностей проявляется в виде событий, называемых физическими явлениями. Поговорим об этих явлениях, рассмотрим их разнообразие и виды.
Физические явления в природе
Природа — это всё, что нас окружает. Земля, Солнце, воздух, предметы, люди, космос — всё это природа. Природа вечна и бесконечна.
Рис. 1. Природа.
Формой существования объектов в природе является движение в широком смысле — то есть всевозможные изменения, происходящие с ними. Не существует объектов, в которых бы никогда не происходило никаких изменений. Форма объекта, положение относительно других объектов, внутренняя структура, взаимодействия — хотя бы часть из этих характеристик любого предмета со временем всегда изменяется.
Изменения, происходящие с объектами в природе, объединяются под общим названием «явления». Большинство из них (но не все) изучает физика, поэтому такие явления называются физическими. Физическое явление — это явление, происходящее с материальными объектами, при котором предметы и вещества меняют своё состояние и характеристики, но при этом не появляется новых веществ.
Виды физических явлений
К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые электромагнитные, световые и некоторые другие процессы. Их можно представить в виде таблицы:
Рис. 2. Таблица физических явлений.
Приведём примеры физических явлений разных видов.
Механические явления
Механика изучает движение в узком смысле. То есть изменение положения тел в пространстве со временем и взаимодействие между этими телами.
Примеры механических явлений — это движение и соударение предметов, разгон и торможение, уравновешивание весов, земное притяжение, движения планет, сжатие пружины, всплывание предметов в жидкости.
Тепловые явления
Термодинамика изучает физическую сущность тепла, его источники и перенос между телами.
Примеры тепловых явлений — нагрев и остывание, кипение и конденсация, плавление и затвердевание.
Звуковые явления
Акустика изучает закономерности появления звука и его распространения в различных средах.
К звуковым явлениям относится сам звук, его слышимость, звуковоспроизведение и звукоизоляция.
Электромагнитные явления
Электродинамика изучает все, что относится к особой форме материи — электромагнитному полю.
Примеры электромагнитных явлений — это молния, электризация предметов, работа электрических приборов, движение тока по проводам, магнитные взаимодействия, работа электронных устройств.
Световые явления
Оптика изучает законы распространения света.
К световым явлениям относятся появление теней и полутеней, увеличение линзы, разложение белого света в спектр.
Явления, не изучаемые физикой
В заключение приведём пример явлений, которые физика не изучает. В первую очередь, это явления, относящиеся к смежным наукам. Например, превращения одних веществ в другие изучаются химией. Законы количественных соотношения и закономерностей изучаются математикой. Математика — это фактически «язык физики», физические наблюдения становятся законами только тогда, когда они выражены количественно на языке математики.
Кроме того, вне интересов физики лежат явления, происходящие в обществе, мыслительные процессы, искусство, религия, интересы людей. Эти явления изучаются гуманитарными науками.
Рис. 3. Гуманитарные науки.
Что мы узнали?
Физика изучает природные явления. Природа — это всё, что окружает нас. К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые, электромагнитные, световые процессы, происходящие в природе.
Явления природы. Физические явления, их разнообразие
Все, что создала природа или человек, ученые называют физическими телами. С течением времени тела меняются. Например, из маленького желудя вырастает могучий дуб. Из его ствола столяр производит мебель. Гончар из глины делает посуду. Под действием ветра, воды и солнечных лучей разрушаются горы. Водяной пар, находящийся в воздухе, возвращается на землю в виде дождя и снега. И таких примеров можно привести очень много.
Мир явлений
Изменения, происходящие с телами, получили название явления. Различают биологические, физические, химические и некоторые другие явления.
К биологическим явлениям относятся явления в живой природе, например забота о новорожденных малышах, прилет птиц весной, объединение волков в стаю, размножение, рост и развитие организмов.
Рост растения — пример биологического явления
Физическим явлениям свойственны изменения агрегатного состояния вещества, размеров и формы тела, положение тел друг относительно друга. При этом новые вещества не образуются.
Физические явления
Превращение воды в лед и ее испарение, изготовление из гранита памятника, измельчения сахара в сахарную пудру — все это примеры физических явлений. Они очень разные, но при этом ни одно вещество не разрушилось и новые вещества не образовались.
В отличие от физических явлений, при химических явлениях одни вещества превращаются в другие. Например, дрова в костре превратились в кучку пепла, на железной цепи образовалась ржавчина, подсолнечное масло превратили в маргарин.
В природе одни явления сопровождаются другими. К примеру, рост организма является биологическим явлением. Однако оно сопровождается физическим явлением — увеличением линейных размеров тела. Чтобы расти, организмы должны питаться, а значит, во время роста в организмах происходят и химические явления. Еще пример: химическое явление горения сопровождается выделением света и тепла, которые являются физическими явлениями.
Повторяемость явлений в природе
Явления природы время от времени сменяют друг друга, то есть способны чередоваться или повторяться. С начальной школы ты знаем о чередовании времен года, дня и ночи. Повторяются цвета радуги, независимо от того, в каком месте нашей планеты она появилась.
В мире живой природы также много примеров повторяющихся явлений. С детенышами происходят те же биологические явления, и с родителями (рис. 36). Они рождаются, растут, развиваются, питаются, оставляют потомство, погибают. Благодаря такой повторяемости явлений существует жизнь на Земле.
Как можно описывать явления
Чтобы твои наблюдения за явлениями в природе были упорядоченными, их следует описывать по определенному плану. Для этого следует определить цель наблюдения и фиксировать ход событий. Например, записывать изменения, которые происходят:
Разнообразие физических явлений
Ознакомься с рисунком с названиями основных физических явлений.
Явления, связанные с движением тел, называют механическими. При этом тела меняют свое положение относительно других тел. Например, полет птицы, движение автомобиля, падение капель дождя.
Тепловые явления связаны с нагревом и охлаждением тел. Примером тепловых явлений является нагрев днем и охлаждение ночью поверхности Земли.
К звуковым явлениям относятся явления, связанные с возникновением и распространением звука. Пение птицы, жужжание крылышек комара, раскаты грома — это звуки. Их мы воспринимаем ухом как колебания воздуха звуковыми волнами.
Световые явления связаны с распространением световых лучей. Свет излучают Солнце, молния, включенная электрическая лампочка, горящая свеча и тому подобное.
Магнитные явления — это явления притяжения тел магнитом. Например, показания стрелки компаса, привлечение магнитом железных гвоздей.
Явления, обусловленные электризацией тел, называют электрическими. Благодаря им работает множество современных бытовых и осветительных приборов (холодильник, пылесос, люстра и т.д.). Даже мобильный телефон ты не сможешь зарядить без использования электрического явления.
Электрические явления встречаются и в природе. Во время грозы можно наблюдать молнию. Она является разновидностью мощного электрического тока. Откуда берутся заряженные частицы, которые вызывают молнию? Грозы в основном бывают летом или поздней весной, когда теплый воздух поднимается высоко вверх. Вследствие трения в облаках слоев воздуха и капель воды они электризуются. Во время грозы наэлектризованные облака могут сблизиться настолько, что от этого возникает электрическое явление — молния. Она сопровождается громким звуком — громом. Во время грозы молния также может возникнуть между облаком и землей. Это очень опасно, потому что от молнии случаются пожары и поражения людей током.
Поэтому во время грозы нужно соблюдать определенные правила поведения: избегать контакта с металлическими телами. Если гроза застала тебя на открытой местности, нужно сесть на землю и переждать ее. И на рисунке правильно поступил тот мальчик, который спрятался в углубление в земле, а не встал под одиночным деревом.
Правильное (а) и неправильное (б) поведение на открытой местности во время грозы
Чтобы предотвратить попадание молнии, на дома и другие сооружения устанавливают молниеотводы.
Заключение
Любые изменения, происходящие в природе, называют явлениями. Различают биологические, физические и химические явления.
Биологические явления является основой жизнедеятельности организмов.
Во время физических явлений не происходит превращение одних веществ в другие, а во время химических — из одних веществ образуются другие.
Явления природы описывают по определенному плану.
В природе многие явления сменяют друг друга, способны чередоваться, повторяться.
Первый урок физики в 7 классе «Физические явления».
Образовательные:
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
Определить место физики, как науки.
Научить различать физические явления, физические тела и вещество.
Познакомить с методами изучения физики.
Воспитательные:
Показать значение познания мира через мышление.
Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
Развивающие:
Развивать внимание и любознательность.
Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.
Просмотр содержимого документа
«Первый урок физики в 7 классе «Физические явления».»
в IV веке до н.э. применил Аристотель.
В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка
Главная задача физики
— познать законы природы,
свойства различных веществ
и поставить их на службу человеку.
— это каждый окружающий нас предмет.
— это всё то, из чего состоят физические тела.
— это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
— это измеряемые свойства тел или явлений.
— это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
— это изменения, происходящие с физическими телами:
-не происходит превращения одних веществ в другие,
-не происходит образование новых веществ.
Физика 7 класс. Введение
Физика – это наука о природе.
Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями.
таяние льда, падение камня, кипение воды, ветер, гром, молния.
В курсе физики изучают физические явления, происходящие в окружающем мире, они бывают механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые.
Любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями.
Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Для описания физических явлений используют специальные термины, такие как, физическое тело, вещество, материя.
В физике любое из окружающих тел называют физическим телом или просто телом.
карандаш, камень, Луна, капля воды, стакан.
Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и т.д.)
Примеры материи, не являющейся веществом:
При изучении физических явлений проводят наблюдения, опыты, затем выдвигают гипотезы, которые проверяют экспериментом. На основе результатов эксперимента делают выводы и создают теорию изучаемого явления, объединяющую отдельные законы.
Для описания какого-либо свойства физического тела или явления служит физическая величина. Физические величины количественно описывают свойства физических тел, процессов, явлений.
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу (с эталоном).
Пример измерения физической величины:
измерить длину стола – означает сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например, с метром.
Для каждой физической величины приняты свои единицы. В России и других странах применяется Международная система единиц – СИ (система интернациональная). В СИ основной единицей длины является метр (1 м), единицей времени – секунда (1с), единицей массы – килограмм (1 кг).
Для проведения опытов необходимы приборы, к ним относятся измерительная линейка, мензурка, амперметр, вольтметр, термометр, весы и др.
У каждого измерительного прибора есть шкала с определенной ценой деления (расстоянием между ближайшими штрихами шкалы).
Чтобы определить цену деления прибора, необходимо:
1. найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
2. вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Пример определения цены деления измерительного прибора:
При измерении физических величин допускается определенная неточность – погрешность измерения, которую необходимо учитывать. Точность измерения зависит от цены деления шкалы прибора. Чем меньше цена деления, тем точнее измерения.
Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
где А – измеряемая величина, a – результат измерений, ∆а– погрешность измерений.
Конспект составлен на основании теоретического материала учебника «Физика 7 класс» А.В. Перышкин
Тема урока: «Физические явления». 7-й класс
Разделы: Физика
Класс: 7
Тема урока: “Физические явления”.
Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.
Развивающие: продолжение развития навыка работы в паре и в группе. Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе практической работы.
Воспитывающие: используя факты биографии М. В. Ломоносова раскрыть значение таких методов изучения физики, как наблюдение и опыт, в познании природы, в развитии науки. Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: механические игрушки, спиртовка, магниты, металлические шарики, собирающая линза, эбонитовая палочка, шланг гофрированный, раздаточный материал для работы на местах.
1. Видеомагнитофон. К/фр. “Материальная картина мира”.
2. Мультимедийный курс “Физикус”.
3. Мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА1. Организационный момент.
Приветствие. – 2 мин.
2. Разминка.
3. Постановка цели урока.
Объявление темы урока. – 18 мин.
Физические явления. Демонстрация опыта. | Индивидуальное задание. |
1. Механические. |
Движение игрушек(поступательное, вращательное).
Реактивное движение воздушного шарика.
Наблюдение вращения “змейки” от тепла огня.
Притяжение деревянной линейки к наэлектризованной эбонитовой палочке.
Наблюдение притяжения мелких частичек к наэлектризованной ручке.
Ориентирование магнитной стрелки в пространстве. Намагничивание металлических шариков от магнита.
Получение изображения предмета при помощи собирающей линзы.
Фрагмент электронного учебника “Физикус”.
“Эхо. Реверберация”.
4. Роль наблюдения и опыта, как основных методов познания природы. – 7 мин.
Интересные факты из жизни М. В. Ломоносова.
Разбивка на группы, работа в группах.
А. Придумать способы получения звука при помощи гофрированной трубы.
Оборудование: гофрированная труба.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Как аукнется, так и откликнется”.
Загадка: “Меня никто не видит, но всякий слышит,
а спутницу мою всякий видит, но никто не слышит”.
А. Выяснить, как зависит объём воздуха от его температуры?
Оборудование: холодная и горячая вода, воздушный шарик, пластиковая бутылка.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Тише едешь – дальше будешь”.
Загадка: Поднялись врата – всему миру красота!”
А. Придумать способы, чтобы воздушный шарик, наполненный обычным воздухом, прилип к потолку.
Оборудование: воздушный шарик.
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Гроза застала в поле – садись на землю”.
Загадка: “Сильнее Солнца, слабее ветра. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет”.
А. На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Придумать способ, чтобы монетка попала в стакан (переворачивать стакан, трогать монетку нельзя).
Б. Прочитав пословицу и отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают.
Пословица: “Куй железо, пока горячо”.
Загадка: “В круглом домике, в окошке, ходят сёстры по дорожке,
Не торопится меньшая, но зато спешит старшая”.
5. Отчёт групп с демонстрацией опытов. – 8 мин.
6. Посадка на свои места.
Закрепление материала. Раздача опорных конспектов. – 2 мин.
7. Подведение итогов. Выставление отметок. – 3 мин.