Что относится к фишинговым атакам дорожное яблоко
Социальная инженерия: «Дорожное яблоко»
2 года назад сделал следующую публикацию:
Провел интереснейший эксперимент, хочу поделиться опытом, что бы люди учились на чужих ошибках. Эксперимент из области легендарной «Социальной Инженерии», метод под названием «Дорожное яблоко».
Этот метод атаки представляет собой адаптацию троянского коня, и состоит в использовании
физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD, или флэш, в месте, где носитель может быть легко найден (туалет, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный, и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство.
Пример: Злоумышленник может подбросить CD, снабжённый корпоративным логотипом, и ссылкой на официальный сайт компании цели, и снабдить его надписью «Заработная плата руководящего состава Q1 2007». Диск может быть оставлен на полу лифта, или в вестибюле. Сотрудник по незнанию может подобрать диск, и вставить его в компьютер, чтобы удовлетворить своё любопытство, или просто добрый самаритянин отнесёт диск в компанию.
Всё это показалось мне очень интересным и было решено опробовать. Выбрал знакомую мне организацию (название которой не указано по известным причинам) и начал планирование. Решено, что это будет CD диск, на котором будет размещаться, непосредственно, само яблоко. В программной части оно представляло из себя 2 самостоятельные программы:
1. Инсталлер яблока, на который ссылался autorun.ini нашего CD
2. Само яблоко.
Как мне стало известно из предварительных исследований, во всём офисе стоит Kaspersky AntiVirus с модулем Анти-хакер и, соответственно, с встроенным фаерволлом. Т.е. вынос информации через сеть становится проблематичной задачей, решение которой было «пущено лесом». Изначально была идея ограничиться отправкой СМС на телефон содержания типа “Hello form Apple: Mission completed”, но фаерволл испортил такое удовольствие. Коли мы сами не можем отправить уведомление, придется заставить легального пользователя обратиться к нам. Решено, что яблоко не будет нести ни шпионских, ни деструктивных функций. Само Яблоко выполняло 2 функции: создавало текстовое послание на C:\ap.txt и меняло заголовки всех доступных окон и кнопок на «Смотри C:\ap.txt». В послании был текст приветствия, объяснение что и как получилось и «Для КОРРЕКТНОГО УДАЛЕНИЯ этого ПО свяжитесь с…», тем самым увеличивая шансы на обратную связь со мной легальными пользователями, под страхом деструктивных функций при не правильном удалении. Да, была создана функция корректного удаления, но на самом деле вполне можно удалить подручными средствами, не опасаясь за целостность системы =). Учитывая, что там стоит KAV, вполне вероятен был перехват функции hidden install в реестр, поэтому кроме неё сделан мгновенный принудительный запуск Яблока, хотя это и палит инсталлер.
Всё это добро записано на CD-R, осталось только добавить привлекательную надпись на диск. Посоветовавшись с коллегами (благодарности им), ничего более вызывающего любопытство кроме слова «Яблоко» не придумали =). Изначально, по плану было проникнуть на территорию организации и оставить диск на подоконнике в туалете +), но надёжность этого плана оставляла большую тень сомнения. По идее, кто бы ни нашел бы диск на территории организации из персонала, диск обязательно должен быть передан системному администратору для дальнейших разбирательств (на что и рассчитано). Но на практике может быть совсем иначе… Тогда было решено пойти на хитрость и договориться с охраной организации что бы диск с яблоком передали лично в руки системного администратора с описанием того, что диск найден случайно на запланированном подоконнике =). В назначенный день я прибыл в организацию, договорился с охраной, сделал все свои дела и благополучно уехал домой, ожидать последующие несколько дней обратной связи офиса со мной.
Увы, системный администратор не посчитал нужным связаться со мной, но я связался с ним сам и выяснил все подробности произошедшего. Как оказалось, охрана успешно передала диск системному администратору и он успешно вставил его в CD-ROM с ОС MS Windows с не отключенным автозапуском, что привело к успешному запуску инсталлятора Яблока. Но тут начались не предвиденные проблемы. Их система обнаружения вторжения(СОВ) подняла тревогу на этапе принудительного запуска Яблока и заражение системы Яблоком было предотвращено. Т.е. единственная ошибка была в использовании не безопасных алгоритмов при программировании, которые считаются «подозрительными» для СОВ.
Хитросозданный диск попал по назначению, диск вставили в «уязвимую систему», сработал автозапуск Яблока, но системы обнаружения вторжений положили его в снег лицом…
В общем, 2 результата:
1. Сам принцип Яблока сработал, запуск его состоялся.
2. Системы обнаружения вторжений запалили Яблоко.
Заключение: если профессионально подходить к программированию Яблока, адаптированного под условия бытия жертвы, то шанс успеха весьма высок. С другой стороны, эксперимент нас многому учит, как не попасться самим на подобные уловки.
Публикация была в марте 2008го. Не прошло и 2 года, как из этой организации мне позвонил уже новый системный администратор и требовал объяснений и ответственности за свои поступки 🙂 Казус заключался в том, что ни записанной идеи, ни исходников у меня не осталось и на требования «корректной инструкции» по удалению мне сказать было нечего. Ну сказал где примерно искать.
Вот так вот бывает: неожиданно потребовалось 2 года для полного выполнения задуманного 😉
Полное руководство по фишинговым атакам
С самого момента изобретения электронной почты фишинговые атаки преследуют как частные лица, так и организации, со временем становясь всё более изощренными и замаскированными. Фишинговая атака — один их распространенных способов, используемых хакерами для проникновения в учетные записи и сети своих жертв. По данным Symantec, каждое двухтысячное письмо является фишинговым, а это значит, что ежедневно совершается порядка 135 миллионов атак.
И хотя фишинговые атаки уже давно не редкость, в кризисные времена их количество резко возрастает. Мошенники пользуются хаосом и неразберихой, вызванной последними событиями. В такие времена многие ожидают писем из официальных источников, таких как экспертные организации, страховые компании или правительственные учреждения. Это дает преступникам отличную возможность маскировать свои вредоносные рассылки под письма из официальных источников. Эти, на первый взгляд, безобидные письма перенаправляют пользователей на мошеннические сайты, чтобы обманом побудить их ввести конфиденциальную информацию.
Что такое фишинг?
Простыми словами, фишинг — это тактика рассылки мошеннических электронных писем и попытка обманом заставить получателей нажать на вредоносную ссылку или скачать зараженное вложение, чтобы затем украсть их личную информацию. Эти письма могут выглядеть как сообщения из вполне респектабельных источников: торговых компаний, банков, а также лиц или команд в вашей собственной организации, например, из отдела кадров, от вашего руководителя или даже генерального директора.
Если ваши сотрудники не могут распознать признаки фишинга, под угрозой находится вся ваша организация. Согласно исследованию Verizon, среднее время, необходимое первой жертве широкомасштабной фишинговой рассылки, чтобы открыть вредоносное письмо, составило 16 минут, а на то, чтобы сообщить о фишинговой кампании в отдел информационной безопасности, ушло вдвое больше времени — 33 минуты.
Учитывая, что 91% киберпреступлений начинается именно с успешной фишинговой рассылки по электронной почте, эти 17 минут могут обернуться для вашей компании катастрофой.
Методы фишинговых атак
Как уже упоминалось, большинство, если не все фишинговые атаки начинаются с электронного письма, которое выглядит так, будто его отправил вполне законный источник, однако последующие способы атаки и проникновения могут быть различными. Некоторые способы достаточно просты и заключаются в том, чтобы обманом вынудить пользователя нажать на ссылку и ввести конфиденциальную информацию, другие же более изощренные, например, запуск исполняемого файла, который имитирует настоящий процесс и получает доступ к компьютеру и сети жертвы, чтобы незаметно запустить там вредоносную программу.
Обычно во время фишинговой атаки для обмана жертвы используется сразу несколько приемов. Например, нередко мошенники используют манипуляции с ссылками и подделку веб-сайтов, что в комбинации придает их действиям максимальную убедительность. Первое, что вы видите при получении фишингового электронного письма, — правдоподобно выглядящую ссылку, которая ведет на часто используемый и не вызывающий подозрений сайт, такой как Facebook, Amazon или YouTube, а также сообщение, под разными поводами призывающее вас перейти по этой ссылке. Эти сообщения будут предлагать пользователям ввести конфиденциальную информацию, утверждая, что с их учетной записью или заказом возникла проблема, которую необходимо решить. Именно на этом этапе в игру вступает следующий прием — подделка веб-сайтов.
Хотя на первый взгляд ссылка может выглядеть совсем как легитимный веб-сайт, скажем, «amazon.com», при внимательном рассмотрении можно обнаружить небольшие несоответствия или нестыковки, раскрывающие истинную природу ссылки. Создание таких мошеннических доменов, близких по написанию к известным сайтам, называется тайпсквоттингом. Эти вредоносные сайты во всем максимально похожи на реальные страницы, и ничего не подозревающие пользователи могут ввести на них свои учетные данные. Хакеры же получают возможность ввести украденные данные на настоящем сайте.
Также хакеры часто прикрепляют не вызывающий подозрений файл или добавляют ссылку, при нажатии на которую будет тайно загружено вредоносное программное обеспечение, которое внедрится в систему жертвы. Эти атаки часто внедряют вредоносную программу, маскирующуюся под настоящий исполняемый файл. Работая в фоновом режиме, такая программа будет перемещаться в сети пользователя с целью кражи конфиденциальной информации, такой как банковские счета, номера социального страхования, учетные данные пользователей и многое другое. Иногда вредоносное программное обеспечение включает программу-вымогатель, которая пробирается через сеть жертвы, шифруя и перемещая конфиденциальные данные для хранения с целью выкупа.
Типы фишинговых атак
Наиболее популярный среди фишинговых мошенников метод атаки заключается в создании максимально широкого охвата. Они рассылают стандартные электронные письма от имени известных сайтов максимально возможному количеству адресатов в надежде, что кто-нибудь клюнет на их уловки. Это эффективный, но не единственный метод поймать жертву на крючок. Некоторые киберпреступники для достижения своих целей используют более точные методы, например адресный (целевой) фишинг, клон-фишинг и уэйлинг.
Адресный фишинг и уэйлинг
Как и в обычных фишинговых атаках, в адресном (целевом) фишинге и уэйлинге для обмана жертв используются электронные письма из надежных источников. Однако вместо массовой рассылки множеству получателей адресный фишинг нацелен на конкретных лиц или выдает себя за вызывающее доверие лицо для кражи учетных данных или информации.
Подобно адресному фишингу, уэйлинг (дословно — «охота на китов») направлен на конкретное высокопоставленное лицо. Вместо того, чтобы нацеливаться на широкую группу, такую как отдел или команда, злоумышленники направляют своего внутреннего капитана Ахава на высокоуровневые цели — руководителей и влиятельных лиц — в надежде поразить своего белого кита.
«Охотники на китов» стремятся выдать себя за высшее руководство, например генерального директора, финансового директора или начальника отдела кадров, чтобы убедить членов организации раскрыть конфиденциальную информацию, представляющую для злоумышленников ценность.
Чтобы уэйлинг увенчался успехом, злоумышленники должны намного лучше изучить свою жертву по сравнению с обычным фишингом, чтобы выглядеть как можно достовернее. Злоумышленники рассчитывают воспользоваться авторитетом руководителя, за которого себя выдают, чтобы убедить сотрудников или других руководителей не проверять и не подвергать сомнению их запросы.
Во время работы в предыдущей компании я также стал целью уэйлинга: мошенник, выдававший себя за моего генерального директора, просил дать свой номер телефона, чтобы он мог позвонить мне и попросить об услуге. К счастью, в письме было много явных признаков мошенничества. Самым очевидным было то, что офис генерального директора находился всего нескольких шагах от моего стола, так что он мог бы легко подойти, если бы я ему понадобился!
Клон-фишинг
Клон-фишинг не такой изобретательный как адресный фишинг или уэйлинг, но от этого не менее эффективный. Этому методу атаки присущи все основные элементы фишингового мошенничества, а разница заключается в том, что вместо того, чтобы выдать себя за пользователя или организацию с конкретным запросом, злоумышленники копируют реальное электронное письмо, которое ранее было отправлено легитимной организацией. Затем хакеры используют манипуляции со ссылками для подмены реальной ссылки из исходного электронного письма и перенаправления жертвы на мошеннический сайт. Там они обманом пытаются заставить пользователей ввести учетные данные, которые злоумышленники будут использовать на реальном сайте.
Примеры мошенничества с электронной почтой
Мошенники часто подделывают официальные электронные письма от розничных продавцов, таких как Amazon или Walmart, утверждая, что пользователю необходимо ввести свои учетные данные или платежную информацию для выполнения заказа. Ссылки в электронном письме приведут вас на целевую страницу, выглядящую как настоящая, где вы сможете ввести конфиденциальную информацию.
С развитием электронной коммерции, а также в условиях пандемии количество интернет-покупок достигло невиданных масштабов, а значит у мошенников прибавилось работы. В период праздников, когда все массово покупают подарки, количество таких мошенников растет в геометрической прогрессии. Многие люди делают столько покупок, что перестают задумываться и замечать, что с их заказом что-то не так.
Примером фишингового мошенничества, которое набрало обороты в праздничный сезон 2020 года, является поддельное электронное письмо от Amazon, информирующее клиентов о необходимости войти в систему, чтобы обновить платежную информацию и адрес для выполнения заказа.
(Источник)
Лично я постоянно получаю электронные письма от Amazon о доставке, датах прибытия, подтверждениях и прочем. Если бы я не знал, на что обращать внимание для определения фишинга, я бы легко попался на уловки мошенников.
Анатомия фишинговых писем
Мы выделили наиболее распространенные элементы, присущие фишинговым письмам. Ознакомьтесь с нашей полной инфографикой, чтобы проверить свои знания.
Фишинговые рассылки обычно нацелены на создание ощущения срочности и используют напористые выражения и тактику запугивания, начиная с темы письма.
Отправитель / поле «От»
Мошенники будут создавать впечатление, что электронное письмо отправлено официальным лицом из известной компании, например службой поддержки клиентов. Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть, что и имя отправителя, и адрес электронной почты являются подделкой и не принадлежат этой компании.
Получатель / поле «Кому»
Фишинговые электронные письма часто обезличены, в них к получателю обращаются как к «пользователю» или «клиенту».
Тело письма
Как и в теме письма, в основном тексте зачастую используются выражения, создающие ощущение срочности. Они побуждают читателя действовать, не задумываясь. Фишинговые письма также часто содержат как грамматические, так и пунктуационные ошибки.
Вредоносная ссылка
Подозрительная ссылка — один из главных элементов фишинговых писем, их «полезная нагрузка». Эти ссылки часто сокращаются (с помощью bit.ly или аналогичной службы) или отформатированы, чтобы выглядеть как реальная ссылка от настоящей компании и соответствовать сообщению поддельного электронного письма.
Тактика запугивания
Помимо создания ощущения срочности в фишинговых письмах часто используется тактика запугивания, рассчитанная на то, что читатели перейдут по вредоносной ссылке из-за тревоги или замешательства.
Подпись в конце письма
Как и в случае с приветствием, подпись в конце фишингового электронного письма часто является безличной — обычно указано общее название службы поддержки клиентов, а не имя человека, и соответствующая контактная информация отсутствует.
Нижний колонтитул письма
Нижний колонтитул фишингового электронного письма часто содержит явные признаки подделки, включая неверную дату регистрации авторского права или адрес, не соответствующий расположению настоящей компании.
Вредоносный сайт
Как правило, нажатие на ссылку в фишинговом письме приведет вас на вредоносный сайт.
Как не стать жертвой атаки
Лучшая защита от фишинга — знания. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, стремятся выглядеть как можно более убедительно, но зачастую их можно раскрыть по контрольным признакам. Обязательное регулярное обучение основам информационной безопасности и социальной инженерии — это отличный способ предотвращения, который поможет вашей организации выявлять признаки вредоносных электронных писем.
Вот на что нужно обращать внимание каждый раз, когда вы получаете электронное письмо с просьбой нажать на ссылку, загрузить файл или указать свои учетные данные, даже если кажется, что письмо пришло из надежного источника:
Не попадайтесь на уловки
Знание — сила, особенно когда речь идет о защите от фишинга. Чтобы задумка мошенников увенчалась успехом, вы должны попасться на их уловки. Даже если вы считаете себя экспертом по выявлению фишинга, нельзя терять бдительности, ведь опасность может таиться за каждой ссылкой. С течением времени фишинговое мошенничество и электронные письма злоумышленников будут становиться все более изощренными и трудноотличимыми от настоящих.
Пока наша повседневная жизнь тесно связана с цифровыми технологиями и интернетом, хакеры всегда будут рядом, пытаться использовать невинных людей для получения финансовой выгоды. Лучший способ оставаться в безопасности и быть в курсе всех событий — продолжать изучать самые современные формы фишингового мошенничества.
Краткое введение в социальную инженерию
Intro
Информация – является одним из важнейших активов компании. Информация может составлять коммерческую тайну компании, т.е. при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или принести иную коммерческую выгоду компании. Соответственно, такую информацию необходимо защищать.
Поскольку в любой компании работают люди, то неизбежно возникает влияние человеческого фактора на все процессы организации. В том числе и на процесс защиты конфиденциальной информации.
Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем при использовании этим человеком современных технологий.
Любые действия человека, связанные с нарушением режима безопасности можно разделить на две большие категории: умышленные и неумышленные действия.
К умышленным действиям относятся кражи информации сотрудниками, модификация информации, либо её уничтожение (диверсии). Это крайний случай и с ним приходиться бороться постфактум, привлекая сотрудников внутренних дел.
К неумышленным действиям относятся: утрата носителей информации, уничтожение или искажение информации по неосторожности. Человек не осознаёт, что его действия приводят к нарушению режима коммерческой тайны.
Так же к неумышленным действиям относиться «помощь» не тем лицам, или так называемая социальная инженерия. Когда сотрудник не осознаёт, что его действия направлены на нарушение режима коммерческой тайны, но при этом тот, кто его просит это сделать, чётко знает, что нарушает режим.
Техники социальной инженерии
Все техники социальной инженерии основаны на особенностях принятия решений людьми.
Претекстинг — это действие, отработанное по заранее составленному сценарию (претексту). В результате цель (жертва) должна выдать определённую информацию, или совершить определённое действие. Этот вид атак применяется обычно по телефону. Чаще эта техника включает в себя больше, чем просто ложь, и требует каких-либо предварительных исследований (например, персонализации: выяснение имени сотрудника, занимаемой им должности и названия проектов, над которыми он работает), с тем, чтобы обеспечить доверие цели.
Фишинг — техника, направленная на жульническое получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает цели e-mail, подделанный под официальное письмо — от банка или платёжной системы — требующее «проверки» определённой информации, или совершения определённых действий. Это письмо обычно содержит ссылку на фальшивую web-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести конфиденциальную информацию — от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Троянский конь: Эта техника эксплуатирует любопытство, либо алчность цели. Злоумышленник отправляет e-mail, содержащий во вложении важное обновление антивируса, или даже свежий компромат на сотрудника. Такая техника остаётся эффективной, пока пользователи будут слепо кликать по любым вложениям.
Дорожное яблоко: Этот метод атаки представляет собой адаптацию троянского коня, и состоит в использовании физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD, или карту памяти, в месте, где носитель может быть легко найден (коридор, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный, и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство.
Пример: Злоумышленник может подбросить CD, снабжённый корпоративным логотипом, и ссылкой на официальный сайт компании цели, и снабдить его надписью «Заработная плата руководящего состава Q1 2010». Диск может быть оставлен на полу лифта, или в вестибюле. Сотрудник по незнанию может подобрать диск, и вставить его в компьютер, чтобы удовлетворить своё любопытство.
Кви про кво: Злоумышленник может позвонить по случайному номеру в компанию, и представиться сотрудником техподдержки, опрашивающим, есть ли какие-либо технические проблемы. В случае, если они есть, в процессе их «решения» цель вводит команды, которые позволяют злоумышленнику запустить вредоносное программное обеспечение.
Обратная социальная инженерия.
Целью обратной социальной инженерии является заставить цель саму обратиться к злоумышленнику за «помощью». С этой целью злоумышленник может применить следующие техники:
Диверсия: Создание обратимой неполадки на компьютере жертвы.
Реклама: Злоумышленник подсовывает жертве объявление вида «Если возникли неполадки с компьютером, позвоните по такому-то номеру» (это в большей степени касается сотрудников, которые находятся в командировке или отпуске).
Меры противодействия
Самый основной способ защиты от социальной инженерии — это обучение. Т.к. тот, кто предупреждён – тот вооружён. И незнание в свою очередь не освобождает от ответственности. Все работники компании должны знать об опасности раскрытия информации и способах ее предотвращения.
Кроме того, сотрудники компании должны иметь четкие инструкции о том, как, на какие темы говорить с собеседником, какую информацию для точной аутентификации собеседника им необходимо у него получить.
Вот некоторые правила, которые будут полезны:
1. Все пользовательские пароли являются собственностью компании. Всем сотрудникам должно быть разъяснено в день приема на работу, что те пароли, которые им выдали, нельзя использовать в каких бы то ни было других целях, например, для авторизации на интернет-сайтах (известно, что человеку трудно держать в голове все пароли и коды доступа, поэтому он часто пользуется одним паролем для разных ситуаций).
Как такая уязвимость может быть использована в социальной инженерии? Допустим, сотрудник компании стал жертвой фишинга. В результате его пароль на некотором интернет-сайте стал известен третьим лицам. Если этот пароль совпадает с тем, который используется в компании, возникает потенциальная угроза безопасности самой компании.
В принципе, даже не обязательно, чтобы сотрудник компании становился жертвой фишинга. Нет никаких гарантий, что на сайтах, где он авторизуется, соблюдается необходимый уровень безопасности. Так что, потенциальная угроза всегда существует.
2. Все сотрудники должны быть проинструктированы, как вести себя с посетителями. Необходимы четкие правила для установления личности посетителя и его сопровождения. При посетителе всегда должен находиться кто-то из сотрудников компании. Если сотрудник компании встречает посетителя, бродящего по зданию в одиночку, то он должен иметь необходимые инструкции для корректного выяснения того, с какой целью посетитель оказался в этой части здания и где его сопровождение.
3. Должно существовать правило корректного раскрытия только действительно необходимой информации по телефону и при личном разговоре, а так же процедура проверки является ли тот, кто что-либо запрашивает действительным сотрудником компании. Не секрет, что большая часть информации добывается злоумышленником при непосредственном общении с сотрудниками компании. Надо учесть еще тот факт, что в крупных компаниях сотрудники могут не знать друг друга, поэтому злоумышленник может запросто прикинуться сотрудником, которому требуется помощь.
Все описанные меры достаточно простые, однако большинство сотрудников забывают про эти меры и про тот уровень ответственности, который на них возложен при подписании обязательств о неразглашении коммерческой тайны. Компанией тратятся огромные финансовые средства на обеспечение информационной безопасности техническими методами, однако эти технические средства могут быть обойдены, если сотрудники не будут применять меры по противодействию социальным инженерам, а службы безопасности не будут периодически проверять бдительность персонала компании. Тем самым средства, направленные на обеспечение информационной безопасности, будут потрачены впустую.