Что относится к финансовым средствам здравоохранения

Финансовое обеспечение медицинских учреждений. Памятка бухгалтеру бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Финансовое обеспечение медицинских учреждений.
Памятка бухгалтеру госсектора

Финансовое обеспечение медицинского учреждения (относящегося к государственному сектору управления) регулируется главой 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Доходы медицинского учреждения

Основной документ, регулирующий доход

Бесплатные медицинские услуги для населения

— средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

— средства обязательного медицинского страхования

Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», утверждаемой на соответствующий год*(1)

— средства страховых компаний (по программе ДМС);

— собственные средства организаций (юридических лиц);

— личные средства физических лиц

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006

1. Медицинские услуги, реализуемые в соответствии с «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

— постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 10.12.2018 N 1506

— в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, установленной п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ*(2);

— согласно Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом ХII Правил обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н;

— с учетом писем ФФОМС, уточняющих отдельные расходы

— Закон (или постановление Правительства) соответствующей территории «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на конкретный период (год или более);

— Тарифное соглашение в сфере ОМС

В соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, установленной Тарифным соглашением в сфере ОМС (п. 4 приложения N 1 к приказу Минздрава России от 28.01.2019 N 25н).

Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой, установленной разделом ХII Правил обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.

Тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 30.Закона N 326-ФЗ)

На что следует обращать внимание:

— заработная плата медперсонала включается только по профилям врачебных и соответствующих сестринских специальностей, услуги которых входят в территориальную программу (установлено на всех территориях: перечень специальностей, финансируемых за счет ОМС, определяется в Законе «О Территориальной программе»);

— стимулирующие выплаты определенным медицинским специальностям (врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, медицинские работника ФАП) могут входить в структуру тарифа (например, п. 3.6 Тарифного соглашения Москвы*(4), п. 3.10 Тарифного соглашения Амурской области);

— расходы на оплату труда немедицинского персонала могут иметь ряд ограничений (например, ст. 53 Тарифного соглашения Ставропольского края);

— может быть установлен рекомендуемый норматив на питание (п. 3.7.1 Тарифного соглашения республики Хакасия*(4));

— запрет на расходы капитального ремонта и подготовку проектно-сметной документации для его проведения, а также расходы инвестиционного характера;

— ограничение о выделении средств на оплату труда сотрудников, работающих в отделениях при закрытии их на проведение плановых и внеплановых ремонтов, карантинных и профилактических мероприятий дополнительно не выделяются. Указанные расходы могут возмещаться за счет средств соответствующего бюджета (например, п.1.1 Раздела III Тарифного соглашения Калининградской области);

— запрет на расходы содержания имущества, сдаваемого в аренду или используемого в коммерческих целях (например, п. 3.5 Тарифного соглашения Республики Крым);

— запрет на расходы по оплате получения высшего и/или среднеспециального образования, обучение в ординатуре, интернатуре (например, п. 3.5 Тарифного соглашения Республики Крым)

Тарифным соглашением субъекта РФ могут быть установлены предельные нормативные расходы по каждой подстатье КОСГУ. Так, например:

— установлена допустимая доля расходов (см. п. 3.17 Тарифного соглашения по Амурской области);

— структура плановых расходов утверждается руководителем медицинского учреждения по согласованию с Министерством здравоохранения субъекта РФ и (или) ТФ ОМС субъекта РФ (см. абзац четвертый п. 3.7.1 Тарифного соглашения в сфере ОМС Республики Хакасия*(4))

Высокотехнологичная помощь (ВМП), включенная в систему ОМС

Право оказания ВМП имеют только те медицинские организации, которые включенны в специальный реестр (федеральный или субъектовый) (п. 6 Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 29.12.2014 N 930н). Например, Приложение 14 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи г. Москвы, утв. постановлением правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП или Приложение 14 к Тарифному соглашению Ярославской области, на 2019 год.

Перечень видов ВМП, включенной в систему ОМС на 2019 год, установлен постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506.

Для медицинских организаций, федерального подчинения:

— норматив финансовых затрат, структура расходования средств определены Приложением к Программе госгарантий от 10.12.2018 N 1506.

Для медицинских организаций субъекта РФ следует иметь в виду:

— норматив финансовых затрат устанавливаются либо Законом (постановлением Правительства субъекта РФ) либо Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта РФ;

— структуры расходования средств могут быть определены непосредственно нормативными актами субъекта РФ (например, п. 3.17 «Рекомендованные предельные нормативы расходов» Тарифного соглашения Амурской области на 2019 г.) или быть аналогичными постановлению Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506 (например, абзац пятый раздела V постановления Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 762 или п. 2.3.5 Тарифного соглашения Ярославской области, на 2019 год)

на цели, установленные в рамках структуры тарифа ОМС или по базовой программе ОМС*(2), или с ограничениями, установленными Территориальной программой субъекта РФ

На что следует обращать внимание:

— может быть разрешена закупка основных средств без ограничения стоимости (разъяснения по этому поводу были приведены в письме ФФОМС от 09.04.2018 N 3787/26-5/2057).

Оплата медицинской помощи с применением телемедицинских технологий

С 2019 года вид помощи, включенный в номенклатуру оказания медицинских услуг.

— раздел VI Методических рекомендаций по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС (доведены письмом Минздрава России и ФФОМС от 21.11.2018 NN 11-7/10/2-7543, 14525/26-1/и)

В соответствии c Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом ХII Правил обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, а именно:

— на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в консультации (консилиуме врачей);

— на закупку основных средств, непосредственно используемых во время консультации (консилиума врачей), стоимостью до ста тысяч рублей за единицу;

— на возмещение расходов на мягкий инвентарь, непосредственно используемый во время консультации (консилиума врачей);

— на приобретение услуг связи, непосредственно потребляемых во время консультации (консилиума врачей);

— на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе консультации (консилиума врачей);

— на иные цели, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе консультации (консилиума врачей);

Средства нормированного страхового запаса (НСЗ), предоставляемые медицинскому учреждению,

— Закон субъекта РФ «О бюджете Территориального фонда ОМС» на определенный год

— финансирование дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;

— приобретение медицинского оборудования;

— проведение ремонта медицинского оборудования;

— софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Расход осуществляется только на цели, определенные в «Типовом соглашении», заключенном с медицинским учреждением на выделение средств НСЗ

— НСЗ на дополнительное профессиональное образование, закупка и ремонт медицинского оборудования

Размер финансового обеспечения НСЗ определяется за счет средств, поступающих в ТФОМС от мероприятий по проведению медико-экономического контроля и экспертизы, а также уплаты наложенных на организации санкций (п. 6.3. ст. 26 Закона N 326 ФЗ).

Порядок выделения и использования средств определен постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332

Документы, регламентирующие выделение средствы:

— «Типовое соглашение», заключаемое в соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 354н;

— комплект документов в соответствии с п. 4-6 постановления Правительства РФ от 21.04.2016 N 332. Следует обратить внимание, что выделение средств будет производиться только под заключенный контракт поставки оборудования или выполнения работ (услуг).

Общий порядок использования выделенных средств:

— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов по направлениям выделенных средств;

— предоставление отчета об использовании средств (см. приказ ФФОМС от 26.05.2016 N 105);

— возврат выделенных средств, при их использовании не по целевому назначению;

— остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели

— НСЗ на софинансирование расходов по оплате труда

Размер финансового обеспечения НСЗ за счет субвенции ФФОМС.

Порядок выделения и использования средств определен приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н.

Документы, определяющие выделение средств:

— «Типовое соглашение», заключаемое в соответствии с приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 86н;

— ежемесячная Заявка от медицинской организации на выделение средств.

Общий порядок использования выделенных средств:

— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов по направлениям выделенных средств;

— предоставление отчета об использовании средств в ТФОМС (см. проект приказа ФФОМС);

— возврат выделенных средств в бюджет ТФОМС, при их использовании не по целевому назначению

Поступления доходов медицинским учреждениям за счет других источников в рамках «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Оплата родовых сертификатов

— постановление Правительства от 31.12.2010 N 1233;

— приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 N 72н

Кто осуществляет платежи:

предъявленные медицинским учреждением корешки родовых сертификатов

Расход осуществляется в соответствии с п. 8 постановления Правительства от 31.12.2010 N 1233, например:

— на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (установлен предельный уровень расхода);

— на оплату труда младшего медицинского персонала (если разрешено, то установлен предельный уровень расхода);

— на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в проведении профилактических медицинских осмотров новорожденных детей;

— на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения профилактических медицинских осмотров новорожденных на осуществление недостающих видов работ (услуг);

— обеспечение медикаментами (установлен предельный уровень расхода);

— оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и медицинскими изделиями (установлен предельный уровень расхода);

— дополнительное питание для беременных и кормящих женщин (установлен предельный уровень расхода).

Более подробный Порядок расходования этих средств определен приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 N 72н

Высокотехнологичная помощь, не включенная в систему ОМС

— Перечень федеральных госучреждений, оказывающих такую ВМП (утв. приказом Минздрава России от 27.08.2018 N 560н);

— Правила финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными государственными учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2016 N 1302)

Форма предоставления финансового обеспечения:

Объем финансового обеспечения:

формирует государственное задание медицинскому учреждению (п. 8 постановлением Правительства РФ от 05.12.2016 N 1302)

Кто осуществляет платежи:

Соглашение на выделение субсидии, заключаемое между ФФОМС, учредителем медицинского учреждения и медицинским учреждением.

Порядок заключения соглашения определен приказом Минздрава России от 14.12.2016 N 966н

Порядок использования выделенных средств:

— раздельный аналитический учет средств субсидии (п. 18 постановления Правительства РФ от 05.12.2016 N 1302);

— не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии используются в очередном финансовом году на те же цели (п. 17 постановления Правительства РФ от 05.12.2016 N 1302);

— расходы на заработную плату регулируются приказом Минздрава РФ от 26.12.2018 N 926н

Оказание скорой медицинской помощи в части:

— медпомощи, не включенной в территориальную программу ОМС,

— не застрахованным по ОМС лицам,

— специализированной санитарно-авиационной эвакуации

Медицинская помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства, наркологические заболевания, лечение наркозависимости)

Формирование государственного задания, выделение субсидии за счет соответствующего бюджета: федерального или субъекта РФ

Паллиативная медицинская помощь

— приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям»;

— приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».

в соответствии с п. 5 ст. 36 Закона N 323-ФЗ подготовлен Проект совместного приказа Минздрава России и Минтруда России «Об утверждении положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» (от 26.04.2019), который должен будет отменить или изменить указанные выше приказы Минзрава России

2. Иные медицинские услуги, не включенные в.»Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Оплата медицинской помощи застрахованным лицам, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

— федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (статья 32);

— постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Кто осуществляет платежи:

Договор между страховщиком и медицинским учреждением по оплате конкретного перечня работ, услуг по медицинской помощи, предоставленных застрахованному лицу, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Важно, что цена услуги определяется как цена по аналогичной услуге по ОМС, если такая услуга включена в Территориальную программу ОМС, в противном случае расчет производится по цене платной услуги (см. разъяснения Минтруда России от 20.08.2018 N 529н).

Общий порядок использования выделенных средств:

— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов.

Проверка целевого расхода осуществляется страховщиком, как правило, Территориальным ФСС.

Целевой расход подтверждается проверкой наименования, объемов и сроков предоставленных пострадавшему лицу медицинских услуг (п. 20 постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286)

Медицинская помощь лицам, участвующим в проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (мобильные скоропомощные бригады)

— федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (статья 39);

— приказ Минздрава России от 01.03.2016 N 134н.

Обязанность за медицинское обеспечение при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий возложена на организаторов (п. 3 ст. 39 закона N 329-ФЗ).

Таким образом, оплата мобильных скоропомощных бригад осуществляется за счет тех источников, которые предусмотрены для финансирования проводимого мероприятия:

— для иных мероприятий, проводимых за счет привлеченных средств грандов, фондов, собственных средств организаторов

*(1) Соответствующее постановление Правительства принимается ежегодно:

*(2) Структура тарифа включает в себя :

— расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты,

— приобретение лекарственных средств, расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов

— приобретение продуктов питания,

— приобретение мягкого инвентаря,

— приобретение прочих материальных запасов,

— расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования),

— расходы на организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации),

— расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества,

— расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг,

— расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации,

— расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

*(3) по согласованию с уполномоченным органом.

*(4) тексты некоторых «Тарифных соглашений об оплате медицинской помощи в системе ОМС» на текущий (2019 год), непредставленных в информационной системе «Гарант», можно посмотреть на официальных сайтах соответствующих ТФОМС:

— «Тарифное соглашение. » города Москвы http://www.mgfoms.ru/medicinskie-organizacii/tarifi ;

— «Тарифное соглашение. » республики Хакасия, утвержденное Решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС N 2 от 18.02.2019 http://tfomsrh.ru/tariff-agreement.php

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования

Оглавление

Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

Что относится к финансовым средствам здравоохранения

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

Основные задачи ПФР:

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

2.2. Фонд социального страхования

Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *