Что относится к финансовой отчетности

Финансовая (бухгалтерская) отчетность

Финансовая (или бухгалтерская) отчетность организации – это структурированная информация о ее имущественном положении и финансовом состоянии. Бухгалтерская отчетность составляется на базе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), а отчетность, составленная по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), называется финансовой отчетностью. Оба стандарта РСБУ и МСФО регламентируют отчетность из основных отчетов: баланс (отражает финансовое положение), отчет о прибылях и убытках (отражает финансовый результат), отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала.

Элементы бухгалтерской отчетности

Ожидания инвесторов и кредиторов зависят от их оценки деятельности руководства по управлению ресурсами и оценки перспектив развития предприятия. Существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им сделать такую оценку.

Для оценки финансового состояния предприятия необходима информация:

Активы, обязательства и собственный капитал – относятся к финансовому положению.

Экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий.

Обязанность организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий.

Остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств.

Изменения в ресурсах и правах, отражающие финансовые результаты

Увеличение активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала.

Уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала.

Экономический ресурс – это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод.

К обязанностям передать экономический ресурс относятся:

Если у одной стороны есть обязанность передать экономический ресурс, следовательно, у другой стороны есть право получить этот ресурс.

Обязанности возникают в силу договора (договор купли-продажи, трудовой договор) или требований законодательства (уплата налогов).

Взносы в собственный капитал не являются доходами, а распределение дивидендов не является расходами.

Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности

Что относится к финансовой отчетности

Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская отчетность содержит нужную информацию в разных бухгалтерских отчетах. Данные о финансовом положении, а именно информация об ресурсах и источниках их финансирования содержится в бухгалтерском балансе. Информация о достигнутых финансовых результатах содержится в отчете о прибылях и убытках. Информация о денежных потоках показана в отчете о движении денежных средств. Все финансовые отчеты взаимосвязаны между собой и показывают, как хозяйственные операции изменяют финансовое положение предприятия.

Полный комплект бухгалтерской отчетности включает:

Промежуточная бухгалтерская отчетность (за месяц или квартал), а также упрощенная бухгалтерская отчетность (для малых предприятий) ограничивается первыми двумя или тремя отчетами.

По ссылке можно скачать примеры годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ и финансовой отчетности по МСФО ПАО «Аэрофлот» за 2018 год, а также посмотреть табличную форму и оригиналы этих отчетов по отдельности в соответствующих разделах.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – экономическая группировка имущества по его составу и источникам финансирования. Баланс показывает финансовое положение организации на отчетную дату.

Информация об экономических ресурсах и правах требования помогает пользователям определить сильные и слабые стороны отчитывающейся организации с финансовой точки зрения. Эта информация поможет оценить ликвидность и платежеспособность, потребность в источниках финансирования и вероятность их получения, а также оценить эффективность управления ресурсами.

Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. В верхней части баланса показывается имущество по составу и размещению (активы баланса), а в нижней части отображаются источники формирования этого имущества (пассивы баланса).

Также возможен вариант, если активы расположены в левой части таблицы, а пассивы – в правой.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны разделяться в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства считаются краткосрочными, если их срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты или они являются частью операционного цикла, даже если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства считаются долгосрочными.

Более подробно бухгалтерский баланс с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках)

Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат показывает разницу между доходами и расходами. Если доходов больше – получается прибыль, расходов больше – убыток. Отчет содержит данные о доходах и расходах нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты.

В отчете доходы и расходы отражаются без НДС и делятся на обычные и прочие.

Отчет о финансовых результатах помогает понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Эта информация поможет оценить эффективность управления ресурсами.

Более подробно отчет о финансовых результатах с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о движении денежных средств (ДДС)

Информация о денежных потоках помогает оценить способность предприятия генерировать чистые поступления денежных средств и управление ресурсами. Отчет показывает, как отчитывающаяся организация получает и расходует денежные средства, включая информацию о ее заимствованиях и погашении задолженности, дивидендах и прочих факторах, которые влияют на ликвидность и платежеспособность. Информация о денежных потоках помогает понять осуществляемые операции, дать оценку финансовой и инвестиционной деятельности, оценить ее ликвидность или платежеспособность.

Структура отчета о движении денежных средств классифицирует денежные потоки по видам деятельности:

Операционная деятельность показывает способность предприятия быть на самофинансировании.

Инвестиционная деятельность показывает денежные потоки во внеоборотные активы.

Финансовая деятельность показывает денежными потоки в собственный и заемный капитал.

Более подробно отчет о движении денежных средств с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о движении собственного капитала

В отчете раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Изменения в капитале предприятия между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшения его чистых активов за этот период.

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Помимо финансовой отчетности предприятия представляют пояснительную записку с примечаниями, в которой описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов и финансового положения предприятия.

Предприятие должно раскрыть примечаниях более подробную разбивку статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности предприятия.

представлять информацию об используемой учетной политике

раскрывать информацию, которая не представлена в отчетности

Стандарты и регулирование

Бухгалтерская отчетность регламентируется международными и национальными стандартами.

Для России национальными стандартами являются Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), которые регулируются Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ) и Законом о бухгалтерском учете. Информацию о всех действующих ПБУ и законах можно посмотреть здесь >>.

Также многие организации (кредитные, страховые, публичные и т.д.) должны дополнительно публиковать бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Требования к финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Бухгалтерская отчетность должна предоставить сравнительную информацию по крайней мере за один предшествующий отчетный период с целью выявить и оценить изменения и тренды.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой, если каждый из этих показателей несущественен, и должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности.

Консолидированная финансовая отчетность

Консолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах материнской компании и ее дочерних компаний как единой отчитывающейся организации. Такая информация полезна для инвесторов и кредиторов материнской организации при оценке перспектив будущих поступлений денежных средств в материнскую компанию.

Неконсолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах отдельной компании, но не ее дочерних компаний.

Принципы составления бухгалтерской отчетности

Достоверное представление и соответствие. Финансовая отчетность должна достоверно и правдиво отражать финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Непрерывность деятельности. Если руководство располагает информацией о серьезных сомнениях в способности предприятия непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то эта информация должна быть раскрыта в отчетности.

Учет на основе принципа начисления. Предприятие должно составлять финансовую отчетность на основе принципа начисления в отношении активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, за исключением информации о движении денежных средств.

Существенность и агрегирование. Предприятие должно представлять отличающиеся по характеру или функции статьи отдельно в финансовой отчетности, за исключением, когда они несущественны.

Взаимозачет. Предприятие отражает активы, обязательства, а также доходы и расходы по отдельности. Оценка на нетто-основе не считается свернутым представлением.

Периодичность представления отчетности. Предприятие представляет полный комплект финансовой отчетности как минимум на ежегодной основе.

Сравнительная информация. По всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период, должна представляться сравнительная информация за предшествующий период.

Последовательность в представлении. Предприятие должно оставлять неизменными представление и классификацию статей в финансовой отчетности от периода к периоду.

Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».

О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.

В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».

В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».

Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».

Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.

В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».

Отзывы участников семинаров:

Источник

Справочная информация: «Формы бухгалтерской отчетности» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В данный список включены важнейшие и широко применяемые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации и Банком России. Формы бухгалтерской отчетности, отсутствующие в данном списке, можно найти непосредственно в утвердивших их документах.

Обращаем внимание, что ознакомиться с машиночитаемыми бланками, подготовленными на основании TIF-шаблона АО «ГНИВЦ», можно в документах, утвердивших соответствующие формы.

В случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности также представляется аудиторское заключение о ней в виде электронного документа либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

См. формы бухгалтерской отчетности:

— организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) >>>

— некредитных финансовых организаций >>>

— негосударственных пенсионных фондов >>>

Внимание! С отчетности за 2019 год экономические субъекты (за исключением освобожденных от указанной обязанности организаций) обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также аудиторские заключения о ней (если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган (Федеральные законы от 28.11.2018 N 444-ФЗ и N 447-ФЗ). Порядок представления экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней установлен Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.

Источник

Финансовый отчет: почему для инвестора это самый важный документ

Что относится к финансовой отчетности

Как выбрать компанию, в акции которой стоит вкладывать деньги? Начать лучше с прочтения финансового отчета. Это документ, который регулярно выпускает любая публичная компания, торгующая акциями на бирже.

Финансовый отчет позволяет определить фундаментальные характеристики компании, ее текущее финансовое положение и представить перспективы бизнеса на ближайшее будущее.

Такая отчетность отразит любые результаты вне зависимости от того, насколько они могут быть вредны для котировок. Если прибыль компании за квартал превратилась в убыток, долг вырос или операционная деятельность не приносит дохода, все это попадет в отчет.

У каждой публичной компании на сайте есть специальный раздел для инвесторов, где она ежеквартально публикует данные с финансовыми показателями. Помимо сайтов самих компаний существуют и другие ресурсы, которые собирают корпоративные заявления. Один из таких ресурсов — Центр раскрытия корпоративной информации. Здесь отчеты может скачать любой желающий.

«Не изучив финансовую отчетность компании, не стоит делать долгосрочных вложений в акции, — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Финансовую устойчивость, как и грядущий крах, можно заметить в годовых отчетах, которые говорят о стратегических задачах и возможных проблемах бизнеса.

Например, нередко хорошие показатели нового направления обеспечиваются за счет финансирования от других предприятий холдинга. При этом в финансовом отчете хорошо можно проследить постоянный рост затрат и отсутствие прибыли за длительный период времени. Это тревожный знак, даже если у компании есть качественный ассортиментный портфель и налажена работа с покупателями».

Какие существуют финансовые отчеты

Российские инвесторы чаще всего работают с тремя стандартами финансовых отчетов:

Если мы говорим о российских эмитентах, то здесь актуальны отчеты МСФО и РСБУ. Крупные компании могут публиковать оба варианта отчетности, но выходить они могут даже с разной периодичностью: встречается, что отчетность по РСБУ выходит чаще, чем по МСФО.

Говоря упрощенно, отчетность по РСБУ делается для налоговой службы, а отчетность по МСФО — для акционеров. При инвестициях в компании на американском рынке помимо МСФО придется иметь дело с отчетами US GAAP.

Между стандартами есть различия, в некоторых моментах существенные, пояснил старший инвестиционный консультант «БКС Брокера» Ильяс Хамитов. На западе даже распространена практика по приведению аналитиками отчетности компании по стандартам US GAAP к стандартам МСФО и наоборот для того, чтобы правильно оценивать компании из разных стран, отчитывающихся по разным стандартам.

«Главным в чтении финансовой отчетности компании является конечная цель — аналитик или инвестор должен определиться с тем, что он хочет проверить и что он хочет видеть в итоге исследования, — рассказывает Хамитов. — От этого зависит, на какой форме отчетности стоит сконцентрировать свое основное внимание. А далее стоит помнить, что все рассчитанные показатели имеют силу только в совокупности с другими показателями: историческими, текущими, показателями конкурентов или вообще с информацией из другой формы отчетности».

Главные пункты финансового отчета

Финансовые отчеты состоят из десятков таблиц с результатами. Далеко не все они обязательны для анализа состояния компании. Как правило, выделяют несколько базовых пунктов:

Важно следить и за эффективностью бизнеса: насколько растет выручка год к году, какая маржинальность бизнеса — то есть сколько прибыли получается в процентах от выручки.

И, наконец, нельзя забывать об основной цели любого бизнеса — зарабатывании денег. Стабильная прибыльность компании — важнейший показатель в оценке кредитного качества любой корпорации».

«Немаловажную роль играет отчет о движении денежных средств, — добавил Ильяс Хамитов из БКС. — Он состоит их трех разделов: денежный поток от операционной деятельности, инвестиционной и финансовой. Обычно денежный поток от операционной деятельности должен быть существенно положительным, так как это денежный поток от основной деятельности компании, который идет на выплату дивидендов и погашение финансовых обязательств».

Поток от финансовой деятельности может быть как отрицательным, так и положительным в зависимости от того, выплатила ли компания или получила больше процентных платежей на свои обязательства и от своих вложений соответственно.

«Но это общая картина, — уточнил Хамитов. — Существует огромное количество случаев, когда даже стабильно низкий или даже отрицательный денежный поток от операционной деятельности не воспринимался инвесторами негативно. Они могут быть уверены в том, что у компании настолько инновационный продукт, что для успешной его реализации потребуется некоторое количество времени и денег».

«Спрятанные» метрики стартапов

Влияние финансовой отчетности на настроения инвесторов хорошо заметно на примере старапов, выходящих на биржу. Часто такие компании находят способы скрывать потери за хитрыми метриками, которые некоторое время устраивают акционеров.

Но как только такая компания выпускает финансовый отчет по международным стандартам — как правило это бывает перед выходом на биржу, — ситуация резко меняется.

Более того, даже отчеты по международным стандартам могут ввести неопытного инвестора в заблуждение — и здесь становятся важным оценки экспертов.

Международные стандарты финансовой отчетности, на которые перешли и российские публичные компании — это не правила, а принципы, которые можно интерпретировать неоднозначно. Нужно руководствоваться общепринятыми практиками и тщательно изучать учетную политику компании, что именно понимается под каждой конкретной статьей, чтобы потом не возникло таких неприятных моментов, разъяснил Коган.

«Уже сейчас многие на Уолл-стрит настоятельно требуют, чтобы регулятор SEC «навел порядок», поскольку те метрики, которые компании используют, могут сильно отличаться от того, что происходит с компанией на самом деле, — заключил представитель «Высшей школы управления финансами». — К примеру, показатель скорректированной чистой прибыли можно скорректировать буквально на что угодно. Важно это осознавать и уметь отделять зерна от плевел».

Помочь разобраться в хитросплетениях отчетностей и бизнес-моделей поможет РБК Quote. Мы в ежедневном режиме прочитываем и анализируем десятки финансовых отчетов самых разных компаний. А затем отбираем то, что по-настоящему важно — и пишем об этом статьи. Чтобы не пропустить ничего важного, подписывайтесь на РБК Quote в «твиттере» и «фейсбуке». А если хотите начать торговать самостоятельно — регистрируйтесь на нашем сайте. Это просто и безопасно.

Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее

Источник

Формы бухгалтерской отчётности

Отчётность организаций делится на статистическую, налоговую и бухгалтерскую (финансовую). В этой статье мы поговорим о последнем её виде: о её классификации, функциях, формах, сроках представления в госорганы.

Что это и для чего

Бухгалтерская отчётность – это итоговый результат работы бухгалтеров и обобщённая информация о финансовом положении компании. Это также совокупность данных о результатах деятельности предприятия за определённый период времени.

Она невозможна без бухгалтерского учёта – эти понятия всегда идут следом друг за другом. Главной целью её является информирование всех заинтересованных лиц о состоянии дел в компании.

Виды бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская финансовая отчётность – это своего рода финальный шаг, подытоживающий ведение бухгалтерского учёта. Существует определенная классификация бухгалтерской отчётности, которая предопределяет разницу в её составлении.

Виды бухгалтерской отчётности определяются по таким признакам, как её состав, назначение и используемые в ней данные. Соответственно, виды можно классифицировать исходя из:

1. Сферы, для которой составляется бух документация.

2. Времени, за которое она составляется.

3. Того, кем она будет рассмотрена.

4. Количества данных, что содержит.

По первому признаку – для какой сферы составляется – бухгалтерская финансовая отчётность делится на управленческую и налоговую. Управленческая составляется для руководителей организации – чтобы они знали о состоянии дел в компании и на основании данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности, могли принимать рациональные управленческие решения. Налоговая же преследует другие цели: выбрать самый подходящий для компании налоговый режим и сократить затраты на налогообложение.

Второй признак – временной – бухгалтерскую классифицирует отчётность на годовую и промежуточную. В годовой прописаны финансовые результаты предприятия за год – соответственно, можно резюмировать об эффективности работы компании за 12 месяцев. Отметим, что срок длиною в год – это стандартный отчётный период для бухгалтерской отчётности. А промежуточная – эта та, что формируется за срок менее года. Обычно составляется за период три месяца, полгода или девять месяцев. Что примечательно для данного вида – в большинстве случаев документация составляется для внутренних потребностей организации и подлежит рассмотрению именно на внутреннем уровне.

Из этого вытекает третий признак деления бухгалтерской финансовой отчётности на виды – это назначение использования, то есть то, кем она будет рассмотрена. Здесь идёт деление на внешнюю и внутреннюю. Отчёты внешние готовятся для всего внешнего поля: государственных органов, инвесторов, кредиторов, банков и т. д. Внешние отчёты нужны сотрудникам и руководству самой организации.

Последний признак – количество содержащихся данных – создаёт такие виды бухгалтерской отчётности, как индивидуальные, сводные и консолидированные отчёты. Различия в этих видах следующие. Индивидуальный – говорит о деятельности одной организации. Сводный составляется методом объединения отдельных отчётов организации. Консолидированный – путём объединения отчётов юридических лиц, связанных друг с другом в экономическом и финансовом плане.

Ключевое отличие последних двух видов в том, что сводная составляется в рамках одного собственника, а консолидированная – в рамках нескольких собственников. Сводная отражает совокупные данные по структурам одного предприятия. А консолидированная отражает данные по разным организациям, то есть объединяет самостоятельные структуры в формате одного большого предприятия.

Итак, разобравшись с видами бухгалтерской отчётности, поговорим о её функциях.

Функции бухгалтерской отчётности

Суть учёта бухгалтерского – в сводке показателей за определённый период времени по всем параметрам хозяйственной деятельности компании. Поэтому суть отчётности бухгалтерского учёта – в систематизации этих показателей и в представлении результатов расчётов, проведённых по ним.

Вне зависимости от видов и форм бухгалтерской отчётности, ею выполняется определённый список функций, для реализации которых она и составляется. На самом деле, этот перечень включает всего две функции:

Информационная. Отчётность по бухгалтерскому учёту представляет собой кладезь информации для заинтересованных лиц. Она говорит о финансовом положении компании. Показывает проистекающие финансовые процессы и их результаты – итоговые и промежуточные.

Контролирующая. Как руководители и собственники компании, так и госорганы, вкладчики, инвесторы и другие внешние заинтересованные лица могут с помощью отчёта получать информацию об эффективности работы данной компании. На основе полученной информации они могут делать выводы – что поменять в её политике, продолжать ли инвестировать, давать ли кредит, соответствует ли её деятельность закону.

Разобрались с классификацией и функциями, теперь перейдём к рассмотрению форм.

Все формы бухгалтерской отчётности

При оформлении документов для подачи бухгалтерского типа отчётности нужно использовать только законодательно установленные формы таких отчётов.

Для чего нужны формы бухгалтерской финансовой отчётности?

Дело в том, что документы при предъявлении должны быть в стандартизированном виде и отвечать требованиям, которые выставляют государственные контролирующие органы. Чётко прописанные и установленные формы облегчают жизнь как сотрудникам компании при составлении, так и государству при проверке.

Формы бухгалтерской отчётности утверждены приказом Минфина России от 2.07.2010 № 66н. Этот документ указывает, для отображения каких данных используются те или иные формы. Стоит отметить, что в этот нормативно-правовой акт регулярно вносятся правки и изменения. Так, одно из последних нововведений – переименование отчёта «о прибыли и убытках» в «о финансовых результатах».

Инструкции по заполнению бухгалтерской отчётности утверждены ПБУ 4/99.

Чтобы понять, что и как должно отражаться в документе, изучим все формы бухгалтерской отчётности по отдельности.

Типовые формы бухгалтерской отчётности делятся на основные и дополняющие формы.

Сначала рассмотрим основные формы отчётности бухгалтерского учёта.

Первая из них – это бухгалтерский баланс. Это главный документ, основа для последующей документации и финальный этап проводимой организацией деятельности. В составе данной формы отчёта бухгалтерского – активы и пассивы, которые дают представление о том, какие средства имеет предприятие и хватит ли их, чтобы покрыть расходы. Данные в балансе группируются в виде показателей по остаткам на счетах бухучёта. При составлении баланса нужно придерживаться правила, что актив = пассив. Его соблюдение доказывает корректность проводимого учёта в организации. На основании баланса анализируются показатели в динамике и изменение удельных весов всех статей баланса за сравниваемые периоды. Ещё проводится анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Вторая из основных форм – это отчёт о финансовых результатах (ранее – о прибыли и убытках). Наглядно показывает расходы и доходы компании за отчётный период, а также итоговый результат – прибыль или убыток. Документ аккумулирует данные по показателям выручки, себестоимости реализации, коммерческим затратам и т. д. Данную заполненную форму также можно анализировать на изменение показателей в динамике, а на основании данных о выручке – проанализировать деловую активность предприятия.

Вышеописанные типовые формы отчётности – это своего рода «скелет» для составления других документов бухучёта. Для полноценного рассмотрения ситуации со всех сторон нужны дополнительные формы.

Поэтому следующие типовые формы бухгалтерской отчётности имеют уже пояснительный и сопроводительный характер.

Отчёт об изменениях капитала – этот документ поясняет операции, повлёкшие за собой перемены в капитале организации. Заполняется только в том случае, если в отчётном периоде были такие операции, например, выпускались акции или был увеличен уставной фонд.

Отчёт о движении денежных средств показывает движение денежных потоков в компании, поступления на счета наряду с их источниками. Документ содержит три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. На основании данных документа также выявляется изменение показателей по той или иной статье.

Отчёт о целевом использовании средств (о целевом финансировании) – нужен для отражения данных по использованию полученных средств. На его основе делаются выводы о правильности их использования. Как правило, этот тип документа нужен некоммерческим организациям (НКО) для информирования об использования ими средств со взносов и прочих безвозмездных поступлений.

Приложение к бухгалтерскому балансу – даёт пояснение по его статьям.

Сдача в госорганы

С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения. Так, с 2020 года все юридические лица теперь должны сдавать бухотчётность в ИФНС только в электронном формате (исключение – субъекты МСП). Обязательный экземпляр и аудиторское заключение к нему передаётся через оператора ЭДО, которого компании нужно выбрать и заключить с ним договор. Например, легко сдавать документы в иФНС можно через Такском: на выбор оператор предоставляет веб-версию Онлайн-Спринтер и программную версию Доклайнер. Есть и решение, встроенное в 1С.

Работая в решениях Такском, при заполнении форм образцы не требуются: сервис подскажет, как нужно заполнять те или иные поля, также есть система проверки на ошибки.

Также можно скачать бланки документации бухгалтерской на Гарант.ру и КонсультантПлюс.

Сроки сдачи в ИФНС за 2020 год остались стандартными – в течение трёх месяцев с момента окончания отчётного периода, не позднее 31 марта 2021 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *