Что относится к фарфоровой посуде
Виды и особенности фарфоровой посуды
Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.
Преимущества и недостатки посуды из фарфора
Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.
Какой бывает фарфор
Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой
Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.
Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China
В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.
Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.
New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.
Хранение фарфоровой посуды
От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.
Посуда фарфоровая и фаянсовая
Сервиз чайный «Коттеджный». Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)
Фарфоровая посуда
Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый.
Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.
Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)
Фаянсовая посуда
Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.
Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.
Сервиз кофейный «Золотая лента». Форма «Юлия», костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова
Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО «Императорский фарфоровый завод») прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.
Сервиз «Золотая лента». Форма «Купольная», костяной фарфор (ИФЗ)
Сырьё и производство. При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).
Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).
Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.
После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).
Фарфор
Посещение ресторана — это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость — нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.
Правильный выбор предметов сервировки для ресторана даст возможность заведению сформировать собственный уникальный стиль. В нынешней жесткой конкуренции это немаловажно. Главные требования, предъявляемые к профессиональной посуде в ресторанном бизнесе — надежность и долговечность, сочетающиеся с креативным дизайном и адекватной ценой.
Ресторатор, выбирая фарфоровую посуду, часто стоит перед дилеммой: фаянс или фарфор. И чтобы найти решение, необходимо прежде всего оценить преимущества качественной фарфоровой посуды по сравнению с другими видами керамики.
Преимущества и недостатки фарфоровой посуды
Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:
Фарфоровая посуда — все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.
Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.
Виды фарфора
Фарфор — вид тонкой керамики, изготовленной спеканием при высокой температуре каолина — качественной белой глины в смеси с кварцевым песком, полевым шпатом и другими добавками.
Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.
Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:
1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.
На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:
Фарфоровая посуда для ресторанов
Выбор фарфоровой посуды
Специфика ресторанного бизнеса предъявляет к посуде ряд требований, на которые следует опираться при выборе. Специалисты руководствуются тремя золотыми правилами:
Основные фирмы-производители
Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.
Немецкие фирмы
Немецкий фарфор Seltmann Weiden — это элитная посуда для заведений высокого уровня:
Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD — одна из крупнейших в Германии.
Фирменный знак SCHÖNWALD — стилизованную елочку — можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.
Последний модный тренд SCHÖNWALD отражен в серии WellCome.
Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам из оксида алюминия изделия стали надежными в эксплуатации и приобрели особый блеск и оттенок, меняющийся от голубого при дневном, до бежевого при вечернем освещении.
Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон — от 22,5 тыс. р.
Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:
Российские фирмы
Самые известные фирмы по производству фарфора России:
Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:
Небольшие ледяные скульптуры для праздников и банкетов можно создать при помощи форм для ледяных скульптур.
Bormioli Luigi – это элитная посуда от итальянского производителя. В чем ее преимущества – читайте в этой статье.
Чешские фирмы
Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:
Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.
Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.
Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:
Фарфоровая посуда и ее особенности
О том, каковы главные особенности фарфоровой посуды, знают не все. Красота и изящество присущи многим материалам, поэтому бывает непросто отличить настоящий фарфор, а в процессе ухода многие опасаются испортить тарелку или вазу. Разобраться не так сложно, как кажется. Если захотелось купить красивый сервиз, имеет смысл узнать о производстве больше.
Достоинства и недостатки
Разные виды фарфоровой посуды всегда были очень дорогими, поэтому подчеркивали статус и благосостояние семьи. Фамильные сервизы переходили от одного поколения к другому: теперь у многих хранятся предметы, перешедшие по наследству от бабушек. Материал ценится заслуженно: он изящный и утонченный. Самый обычный прием пищи проходит в торжественной атмосфере, если на столе эстетичная сервировка.
Разновидности
Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.
Мягкий
Твёрдый
Костяной
Это самая дорогая разновидность твердого фарфора. Отличие в том, что при изготовлении добавляют жженую кость. При обжиге компоненты расплавляются, за счёт этого происходит спекание. Если посмотреть на свет сквозь стенки, можно заметить, что они прозрачные. В случае с фарфором это свойство условно: материал называют прозрачным, когда он пропускает свет.
Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.
Как отличить от керамики и фаянса
Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.
Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.
Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.
Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.
Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.
Разница между фарфором Fine Bone China и New Bone China
Эти два типа неодинаковы по составу. China в названии означает «фарфор», а Bone — «костяной». На самом деле пережженные кости КРС есть только в составе Fine Bone China. Также в вещество добавляют глину и фарфоровый камень. Название материал получил потому, что прочностью и белизной напоминал кости. Настоящий рецепт современные мастера так и не смогли воссоздать, но до сих пор, чтобы придать плотность, добавляют костную золу.
New Bone China — более простой и дешёвый аналог костяного. В сырье добавляют не пепел, а искусственный заменитель. Себестоимость получается ниже, а по прочности и внешнему виду не уступает Fine Bone China.
Правила хранения и ухода
Придать посуде блеск можно с помощью перекиси водорода. Несколько капель наносят на мягкую ткань и натирают поверхность.
Из чего делают фарфоровую посуду, виды, состав, различия материала, лучшие бренды
Изобретенный в Поднебесной еще в VII веке, фарфор и поныне считается одним из самых лучших материалов для изготовления посуды. Чашки, блюдца, тарелки, чайники, вазы из него отличаются особым изяществом, красотой, элегантностью. Для того, чтобы выбрать качественные изделия, необходимо знать особенности, существующие виды, а также основные характеристики подобной керамики.
Характеристика фарфоровой посуды
Времена, когда этот состав для посуды из Китая, был тайной, давно прошли. В начале XVIII века специалисты в Саксонии нашли свой рецепт изготовления, не отставали русские мастера, самостоятельно открывшие секрет производства уникальной керамики. В наш дни фарфоровая посуда представлена в магазинах во всем великолепии, и при желании легко купить чайный или столовый сервиз как для повседневного употребления, так и приобрести в специализированных лавках антикварные вещи.
В качестве сырья используются различные виды глины особых сортов (каолин, глина с включениями хромофоров), а также минералы (кварц, полевой шпат). В зависимости от процентного соотношения компонентов, вида последующего обжига различают степени пластичности фарфоровой массы, и, соответственно, тип готовых изделий.
Классический материал характеризуется следующими признаками:
Фарфор – разновидность керамики, отличающаяся не только составом компонентов, но и особой технологией изготовления. Важны показатели температуры, при которых происходит обжиг изделий, благодаря чему посуда становится как бы прозрачной.
Сервизы отличаются идеально гладкой поверхностью, полной безопасностью с точки зрения экологичности (натуральные материалы), отсутствием эффекта «старения» (в отличие от фаянсовых чашек и блюдец). Посуда без напыления, не особо «старая» подходит для мытья в посудомоечной машине.
Разновидности фарфора
В состав массы, из которой его делают, входят несколько компонентов, при этом процентное содержание их различается. Исходя из этого, выделяют две основных разновидности благородной керамики:
В таблице представлены основные характеристики каждой группы.
Компоненты | Твердый | Мягкий |
Каолин | 46-66% | 24-40% |
Полевой шпат | 25% | 30% |
Кварц | 25% | 45% |
Температура плавления (º C) | 1400-1450 | 1300-1350 |
Большое содержание белой глины (коалина) дает изделиям необходимую прочность, увеличение плавней (добавок шпата) повышает пластичность.
Это интересно! Твердый и мягкий фарфор различаются не по степени плотности, а по содержанию жидкой фазы при обжиге. У мягкого она больше, поэтому велик риск деформации заготовок.
Также различают следующие подвиды материала:
Для многих потребителей такие тонкости в производстве посуды неизвестны, но разобравшись с тем что это такое, в нюансах производства, гораздо проще выбирать качественные изделия.
Например, в Китае, стране, которая считается родиной фарфора, мастера изготавливали сервизы из мягкого материала, тогда как европейские специалисты предпочитали творить шедевры из твердой, требующей высокотемпературного обжига массы с большим количеством белой глины.
Различается и оформление готовых изделий:
На фабриках поточного производства для оформления утвари применяют технику деколи (с использованием специальной бумаги и обжига).
Коллекционная и функциональная посуда
Ранее фарфор считался предметом роскоши и по стоимости был доступен только обеспеченным людям. В наши дни коллекционеры «гоняются» за уникальными, выполненными вручную в особых техниках старинными изделиями, при этом в магазинах представлен огромный выбор функциональной кухонной утвари из фарфора на каждый день.
Благодаря массовому производству, каждый покупатель может приобрести продукцию отечественных фабрик, купить сервизы именитых зарубежных производителей. Ценившийся в прежние времена фарфор из Поднебесной перешел в разряд коллекционной утвари, а современные китайские производители предлагают недорогие наборы не всегда высокого качества.
Это не касается элитных марок типа Corone, в производстве которой используется отборное сырье и оригинальный, разработанный в Венеции дизайн.
Среди коллекционных предметов не только посуда из фарфора, но и декоративная скульптура, фигурки, предметы интерьера.
Большой популярностью и спросом пользуются изделия фабрик эпохи СССР, отличающиеся оригинальным дизайном и безупречным качеством.
Особо ценится продукция следующих производителей:
В Европе и в России делают фарфоровую посуду по заказам фешн-марок.
La Maison & Valentin Yudashkin
К таким относится бренд La Maison (Валентин Юдашкин), Россия, фирма «Гермес» (Франция).
Lefard Villeroy & Boch
Фарфоровые изделия для массового потребления производят в самых разных уголках мира: немецкие компании Dibbern, Villeroy & Boch, английская Dudson, российские «Кубаньфарфор», «Скудельник», Lefard («Лефард»), китайские Rollin Porcelain, Naomi, Midori.
Производители
Среди отечественных производителей фарфоровой посуды имеются как предприятия с давней историей, так и новые компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции.
В списке известных производителей:
Популярны изделия таких знаменитых российских производителей как Гжельский завод (посуда с ручной росписью из кобальта), завод в Дулево, фабрика «Фарфор Сысерти».
Ряд производств, хотя и продолжают выпуск эксклюзивных коллекционных серий, также имеют линии по изготовлению недорогого массового фарфора.
Rosenthal Kahla Lladro
Это такие фабрики как российская мануфактура Гарднеръ, немецкие «Розенталь» (Rosenthal), «Кахла» (Kahla), испанская «Льядро» (Lladro).
Особенности ухода в зависимости от вида фарфора
Посуда из благородной керамики отличается прочностью, великолепным внешним видом, долговечностью. Но белоснежные или расписные сервизы будут радовать глаз долгие годы только при условии правильного ухода.
Для удаления стойких пятен допускается добавить в воду пару капель нашатыря, после чего тщательно сполоснуть утварь и насухо протереть мягкой салфеткой.
Тарелки, чашки, блюда моют сразу же после трапезы, вытирают насухо, иначе на поверхности появятся пятна, разводы, потеки.
Хранят тарелки в вертикальном положении (складывание «горкой» не допускается), в хорошо просушенном состоянии. Нельзя ставить тарелки и чашки после мытья в сушилку, только вытирать досуха и убирать в шкафы. Если нет возможности при хранении раскладывать посуду по отдельности, то покрывают каждый предмет мягкой салфеткой.
В посудомоечной посуде разрешено мыть только некоторые виды фарфоровой посуды. Производители указывают при помощи маркировки такую возможность. При этом выбирают короткие циклы мойки, невысокий температурный режим, применяют для процедуры щадящие составы с натуральными компонентами. С расписными сервизами лучше не рисковать и вымыть чашки с блюдцами вручную, иначе ценная утварь потеряет привлекательность, на посуде появятся сколы, царапины, разводы.
Декорированные позолотой, серебром изделия отмывают очень бережно, так как велик риск стирания слоев. Коллекционный фарфор «преклонного возраста» рекомендуется только протирать от пыли, обходясь без мытья. Аккуратно моют изделия, имеющие выступающие детали (ручки, носики), держа предметы за корпус.
Фарфоровая посуда красива и практична. Зная особенности такой керамики и правила ухода, можно использовать функциональную утварь для повседневности, а роскошные, доставшиеся в наследство от бабушек и родителей сервизы – для особо торжественных случаев.