Что относится к факторам макросреды предприятия
К макросреде относятся
Внешняя и внутренняя среда фирмы. Экономическая устойчивость предприятия.
Внешнюю среду подразделяют на:
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
К микросреде относятся.
К макросреде относятся.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышл
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
Эк. уст-ть п/п–способность фирмы в условиях изменчивости внешней среды оставаться эффективной и рентабельной
R = Сумма прибыли за период/ Сумма затрат за период * 100%
2. Понятие, состав, классификация, структура основного капитала (основных средств) предприятия. Виды оценки, показатели движения, среднегодовая стоимость.
Основные фонды – материально-вещественные ценности пр-ия, которые служат на пр-ии длительное время, частями переносят свою ст-ть на ст-ть ГП (амортизация), вещественно в ГП не входят, многократно участвуют в производственных циклах. Основные фонды: основные производственные фонды(активные(тех.оборудование, машины и механизмы); пассивные (производственные здания и сооружения)) и основные Не производственные фонды(жилые дома, гостиницы, общежития, детские сады). Основные производственные фонды пр-ия – это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие ст-ть на изготовляемый продукт частями, по мере износа.
Виды оценки ОФ:
1. Первоначальная стоимость основных фондов– ст-ть приобретения, доставки, установки, наладки оборудования (ОС) в ценах момента приобретения. 2. Текущая (восстановительная) стоимость основных фондов– стоимость ОФ в ценах момента переоценки. 3. Балансовая (остаточная) стоимость основных фондов – полная стоимость (1 или 2) за вычетом износа. 4. Рыночная стоимость основных фондов – стоимость ОС на рынке купли/продажи ОФ в условиях свободно проводимых сделок, в соответствии со С и П. 5.Ликвидационная стоимость основных фондов – ст-ть возврата средств в результате ликвидации ОФ (ст-ть запчастей при разборе)
Движение основных фондов – это приобретение новых ОФ, а так же выбытие, списание, продажа старых или ненужных основных фондов. В связи с этим различают ст-ть на конец года, начало года, ст-ть вводимых в течение года ОФ, ст-ть выбывших в течение года ОФ. Фкон = Фнач + Фввод – Фвыб
— Наличие ОФ в течение года характеризуется среднегодовой стоимостью основных фондов:
Фср = Фнач + (∑Фввод*Чввод)/12 – (∑Фвыб*Чвыб)/12
1 Коэф-т обновления Кобн=Фввод/Фкон*100
2 Коэф-т выбытия К выб=Фвыб/Фнач*100
3 Коэф-т прироста Кприр= (Фввод-Фвыб)/Фкон*100
3.2 Основные факторы макросреды
Макросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями. Макросреда включает следующие основные элементы: 1) демографическая среда; 2) экономическая среда; 3) природная среда; 4) научно-техническая среда; 5) политическая среда; 6) культурная среда.
Демографическая среда
Основные ее характеристики – численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
Экономическая среда
Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы.
Природная среда
Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку. Деятельность предприятия зависит от условий, которые предъявляет природная среда, а именно:
Дефицит некоторых видов ресурсов и сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены. Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).
Рост загрязнения природной среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.
Научно-техническая среда
Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. К основным тенденциям развития научно-технической среды относятся: ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.
Ускорение научно-технического прогресса. Современная техника – это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров. Ей на смену приходят роботы и робототехнические комплексы с искусственным интеллектом.
Рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время в наиболее развитых странах их величина составляет не менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг.
Распространение стратегии мелких улучшений. Это внедрение небольших усовершенствований в уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.
Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ужесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.
Политическая среда
Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. В России быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой является Конституция РФ и Гражданский кодекс. Важная причина государственного регулирования – необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководители предприятий должны хорошо знать федеральные и местные законы, под действие которых подпадает маркетинговая деятельность в том или ином регионе.
Культурная среда
Это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии решений о покупке могут сказаться особенности культурного уклада стран – приверженность населения основным культурным ценностям.
Факторы макросреды предприятия
1. Демографические факторы — это изменение численности, плотности населения, уровень смертности и рождаемости, половозрастная структура страны, плотность населения. Кроме того, к демографическим факторам относятся миграция, соотношение городского и сельского населения, уровень образования и т.д. К группе демографических факторов относится и урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения. Демографические изменения затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, квалифицированной по какому-либо признаку, требуется «свой» продукт.
3. Культурные факторы включают социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества. К культурным факторам относят вероисповедание, особенности потребительской культуры, субкультуры в рамках одной культуры и т. д. Сюда же относится приверженность общества национальным традициям и обычаям, моральным и культурным ценностям. Семья, ближайшее окружение, в котором вырастает человек, формируют его убеждения, культурные ценности и нормы.
4. Политические и правовые факторы — это политическое устройство страны и уровень политической стабильности, расстановка политических сил, общественные движения и степень политизации общества. К правовым факторам относят также особенности законодательной системы и ее исполнения, существующие законодательные акты и нормативы, регулирующие взаимоотношения предприятий с потребителями и другими предприятиями (включая поставщиков и посредников), уровень правовой грамотности населения и т. д.
5. Научно-технические факторы, включающие силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым появляются новые товары, существенно улучшающие качество жизни людей. С одной стороны, технологические изменения могут угрожать предприятиям, которые обнаружили свою несостоятельность в вопросах эффективной конкуренции со своими более развитыми в технологическом отношении соперниками, с другой – новые технологии создают новые рынки, стандарты, государственный контроль над качеством товаров и маркетинговые возможности.
6. Природные и экологические факторы — это климат, наличие сырьевых ресурсов, энергетическая ситуация, состояние окружающей среды и уровень вмешательства государства в эту сферу (принятие законодательных актов и их соблюдение). К вопросам экологии относятся: использование экологически безопасных продуктов, разработка упаковки, не загрязняющей окружающую среду, защита озонового слоя земли, запрет испытаний новых продуктов на животных, борьба с загрязнением окружающей среды, сохранение энергии и т.д.
Микросреда представлена теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии.
К микросреде относятся: потребители (клиенты), конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории, государственные органы.
Основными контактными аудиториями, окружающими фирму, являются: финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.), средства массовой информации (телевидение, радио, пресса), общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, например, курортной зоны, персонал. Цель исследования внутренней среды — уяснение сильных и слабых сторон предприятия.
Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса:
1. Конверсионный маркетинг. Применяется при отрицательном или негативном спросе. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потенциальных потребителей недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки (стоматологические услуги, некачественный товар).
Причины отрицательного спроса: вредность товара для здоровья, неприятные ощущения при потреблении товара, товар вышел из моды, отрицательный имидж фирмы-производителя товара.
2. Стимулирующий маркетинг. Применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.
Причины отсутствия спроса: отсутствие информации, новизна изделия, несоответствие рынка сбыта, потеря ценности товара.
3. Ремаркетинг. Применяется при снижающемся спросе.
Причины: снижение качества товара, появление товаров-заменителей, снижение престижности товара, моральное старение товара.
4. Развивающийся маркетинг.
Применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителя желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг.
5. Синхромаркетинг. Применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется, например, сезонно.
6. Поддерживающий маркетинг. Применяется при полноценном спросе. В этом случае спрос полностью соответствует возможностям фирмы, которая удовлетворена своим торговым оборотом.
Средства поддержания спроса: политика цен, модернизация товара, изменение условий продажи, реклама, проверка целесообразности издержек на маркетинговые операции.
7. Демаркетинг. Применяется при чрезмерном спросе. В этом случае уровень спроса постоянно и существенно выше, чем фирма может удовлетворить.
Методы: увеличение цен, сокращение или прекращение рекламы, выдача лицензий другим фирмам.
8. Противодействующий маркетинг.
Применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие).
Методы: повышение цен, запрет или ограничение рекламы, антиреклама, ограничение доступа товара, формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара.
Виды маркетинга в зависимости от вида товара:
1. Потребительский маркетинг характеризуется:
•большим числом потребителей;
•большим числом потребностей;
•поточными продажами и др.
2. Промышленный маркетинг характеризуется:
•ограниченным числом участников рынка;
•высокой стоимостью сделки;
•интенсивным прямым подходом;
3. Маркетинг услуг можно охарактеризовать как комплексную, программную деятельность на рынке услуг, интегрирующую в себе процесс создания и производства товара-услуги, а также доведения ее до потребителя на основе изучения потенциального и реального спроса потребителей и конкретных рыночных условий.
Маркетинг услуг преследует двуединую цель — максимизировать прибыль предприятия, производящего и оказывающего услуги, и удовлетворить спрос потребителей.
Внутренний маркетинг — маркетинг организаций сферы услуг, используемый для эффективной мотивации сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами. «
Комплекс внешнего (традиционного) маркетинга описывает стратегию отношений «фирма—потребитель».
Комплекс двустороннего (интерактивного) маркетинга описывает стратегию отношений «персонал—потребитель». Приведем определение, данное Ф. Котлером: «Двусторонний маркетинг — маркетинг организаций сферы услуг, который предполагает, что воспринимаемое качество услуг в значительной степени зависит от качества взаимодействия покупателя и продавца».
Основные факторы макросреды функционирования фирмы
Макросредапредставлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического социального и культурного характера.
Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы:
• природно-географические и экологические;
Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего рынка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, плотность населения, уровень и темпы рождаемости и смертности, процесс старения населения, миграции населения, удельный вес городского и сельского населения, плотность населения, изменения в представлении о семье и ее характере и т.д.
Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экономические факторы определены темпами экономического роста и объемами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями и др.
Научно-технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, известностью и оснащенностью научно-технических институтов и лабораторий и т.д.
Политические факторы оказывают сильное воздействие на развитие бизнеса и маркетинговой деятельности фирмы. Политическая стабильность или нестабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, ос-
новная направленность и характеристики государственного регулирования экономической жизни и т.д. Правовые факторы чрезвычайно важны для определения оптимальности и перспективности организации ведения бизнеса и маркетинговой деятельности. Специалист в области маркетинга при принятии решений должен учитывать правовые нормы, регулирующие предпринимательство в пределах конкретного рынка, обеспечивающие защиту прав потребителя и общественности, контроль за доброкачественностью и безопасностью товаров, охрану окружающей среды и т.д.
Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.
Изучение рынка
Комплексное изучение рынка
Изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его особенности.
Во-первых, это изучение требований рынка к товару, т.е. требований покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. В данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.
Во-вторых, комплексное исследование рынка предполагает изучение его емкости, а также характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамику продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.
В-третьих, маркетологи-исследователи внимательно следят за уровнем цен и тенденциями их изменения.
В-четвертых, исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав партнеров фирмы, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованность в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели и при должной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами. В отношении каждой фирмы, в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе, проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и преимуществ и т.д.
В-пятых, объектами маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также маркетинговые методы работы конкурентов (их товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика).
В-шестых, исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области маркетинга и коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи, какие формы посреднических соглашений типичны, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д.
Емкость рынка
Емкость рынка в простейшем понимании этого термина представляет объем реализуемых товаров в течение года. Емкость рынка исчисляется, как правило, в физическом и стоимостном выражении на определенный период. Например: емкость рынка велосипедов города «N» составляет 200 тыс. шт. (50 млн руб.) в год.
Емкость рынка можно определить различными способами, два наиболее представительных из которых ниже и будут рассмотрены.
Во-первых, емкость рынка по данному товару определяется по формуле
Е = П+ И-Э + 3, где Е — емкость рынка данного товара;
П— объем производства данного товара на данном рынке (или его сегменте);
И — объем импорта данного товара;
Э — объем экспорта данного товара;
3 — дельта запасов, т.е. минус поступления в запасы и плюс поступления на рынок из запасов.
Во-вторых, емкость рынка по данному товару может быть получена иначе:
где Е — емкость рынка по данному товару;
К — количество потребителей данного товара на данном рынке; Т — количество данного или аналогичного товара, потребляемое
одним потребителем в год.
Фирмы обычно используют оба метода для взаимного контроля
и корректировки результатов.
Однако данные формулы определения емкости рынка весьма упрощенные, и, для того чтобы получить более точные, приближенные к реальности показатели, следует делать поправки на реэкспортную и реимпортную продукцию, на изменение покупательной способности населения, уровень доходов, уровень потребления, тенденции, структуру и обычаи потребления, стереотипы образа жизни, факторы предпочтения при выборе покупки и многие другие факторы, в результате чего для более точного определения данного показателя должны быть использованы многофакторные эконометрические модели.
Определяя емкость рынка, предприятие, выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу На рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности). Доля на рынке подсчитывается по формуле Д = Пp: О×100%,
где Д — доля предприятия на рынке;
Пр — объем продаж предприятия на рынке;
О — общий объем продаж данного товара на данном рынке.
Сегментирование потребителей – это обоснование (выделение) части рынка, в котором покупатели одинаково реагируют на потребительские свойства предлагаемых товаров, услуг. Данный процесс разделения общей совокупности потребителей на однородны целевые группы позволяет максимально учесть запросы покупателей и выгодно сфокусировать маркетинговые усилия.
Результатами процесса сегментации потребителей являются:
— быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение;
— выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии;
— органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте;
— усиление конкурентных преимуществ компании за счет своевременной оценки порога цен, выгодного ассортимента и сервисного обслуживания клиентов;
— формирование позитивного общественного мнения в целевых аудиториях покупателей.
Основными признаками (факторами) сегментации потребительских товаров являются следующие: а) географические: климат; рельеф; урбанизация; б) демографические: численность населения; уровень рождаемости; возрастная пирамида; количество мужчин и женщин; плотность населения; распределение населения по семейному положению и жизненному циклу семьи; национальность; в) экономические (имущественные): экономический уровень развития страны или региона; темпы роста ВНП; уровень доходов населения; уровень потребления; уровень сбережений; степень использования потребительского кредита; жилищные условия; г) социальные и культурные: социальное происхождение; социальное положение; профессия; образование; социальная среда и социальное окружение; религиозные верования; обычаи; д) психографические: черты характера; привычки; представления о самих себе; образ жизни; жизненная позиция; мотивы поведения; личностные характеристики; факторы покупательского поведения и др.
Критериями выбора сегмента являются: 1) количественные границы, 2) доступность сегмента, 3) устойчивость сегмента, 4) выгодность сегмента, 5) коммуникативность сегмента.
Стратегия сегментации рынка позволяет компании, учитывая свои сильные и слабые стороны, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где компания имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки.