Что относится к этнографическим источникам
Что относится к этнографическим источникам
Исторические источники
1. Что такое исторический источник.
Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.
Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.
2. Виды исторических источников
Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.
Дадим краткую характеристику этим источникам.
Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.
Вещественные источники
Письменные источники
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.
Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях
Антропологические источники
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Устные источники
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.
Этнографические источники
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.
Источники нового времени
Природно-географические источники
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.
Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.
Художественно-изобразительные источники
И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
3. Всем ли источникам можно верить.
Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.
К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.
Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.
Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои
Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.
Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.
Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.
Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.
Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.
Запомните
А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.
Классификация этнографических источников
Этнологические источники могут представлять собою материальные (вещественные) предметы культуры изучаемого народа — артефакты (от лат. arte — искусственно и factus — сделанный); они описываются и исследуются в качестве характеристик, произведений или свойств этого народа. Если же речь идет об изучении этнокультурной истории, то такие источники удобно трактовать как остатки прошлой этноисторической реальности. Следовательно, сам источник выступает как остаток, фрагмент изучаемого факта или объекта. К числу таких остатков-артефактов относятся, например, коллекции этнографических музеев, сохраняемые обществом памятники истории культуры, а также функционирующие в реальном бытовании традиционные предметы материально-вещной среды (традиционная народная одежда, характерные национальные кушанья, предметы обихода и т. п.).
Наряду с артефактами различают такие источники, которые содержат в себе отражения тех или иных сторон этнического объекта, интересующего исследователя. Их иногда называют преданиями или меморатами (от лат. memoria — память). К этой обширной категории этнологических источников относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и иные фиксации данных (звукозапись, кино- и видеосъемки), рисунки, устные рассказы и прочие документальные и псевдодокументальные материалы. Сказания полинезийцев об их расселении по островам Тихого океана, «История»Геродота, содержащая обильные историко-этнологические материалы о многих древнеевропейских, азиатских и африканских народах, сведения из комплекта газеты о межэтнических взаимоотношениях, — вот типичные примеры этого класса источников.
Разделение источников на артефакты-остатки и мемораты-предания является относительным и далеко не единственно возможным. Анализируя источник, полезно, кроме того, установить характер его отношения к описываемой им этнической реальности: представляет ли он собою прямое свидетельство об изучаемом явлении (например, результат специального прямого наблюдения) или же сведения об исследуемом объекте отразились в источнике лишь попутно и имеют к объекту более или менее косвенное отношение. Так, описание папуасских обрядов, которые наблюдал Н.Н.Миклухо-Маклай на Новой Гвинее, прямо характеризует быт местных племен, в то время как упоминания о русских, французах и немцах в эпопееЛ.Н.Толстого «Война и мир» содержат лишь косвенные их характеристики, которые приходится специально извлекать из этого произведения, подвергая тщательной источниковедческой обработке.
↑Характер и свойства источников
Характер и свойства источников сильно различаются. Обширный класс среди них составляют письменные памятники. Их особая ценность состоит в том, что они содержательны и наполнены смыслом. Правда, их не всегда легко прочитать (например, памятники письменности индейцев майя и др.). Письменные источники могут быть зафиксированы на разных носителях — на глиняных табличках (письменные документы шумеров, хеттов и иных древних народов), на папирусе (у древних египтян), на каменных стелах — монументах в виде цилиндра или иной формы (например, трехъязычная Бехистунская надпись VI в. до н. э. в Иране), на пергаменте (особым способом выделанной коже), на бересте (в средневековом Новгороде) и наконец, на бумаге. В конце ХХ в. широко распространились носители, используемые с применением компьютерной техники.
Письменным источникам противостоят устные (фольклорные и иные), а также вещественные. Многие письменные источники хранятся в архивах, но немало их уже опубликовано. Отношение исследователей к источникам существенно зависит от того, содержат ли они нечто новое, еще неизвестное. Поэтому источники, заново обнаруженные в архиве или собранные в экспедиции («в поле»), обычно ценятся выше, чем уже опубликованные и неоднократно проанализированные. Но бывает и наоборот: в новом теоретическом и методологическом освещении, в сопоставлении с другими источниками уже известные памятники «раскрываются» с прежде неизвестной стороны и их повторное изучение ведет к новому открытию.
↑Происхождение источников
Работа с этнологическим (этнографическим) источником начинается с его критического рассмотрения (так называемой критики источника). Научность всякого исследования в первую очередь определяется строгостью и тщательностью источниковедческого анализа. Главная задача критики источника состоит в том, чтобы установить, содержит ли он этнологическую информацию, и если да, то в какой мере ее можно использовать в научном исследовании. Необходимо выяснить происхождение источника, его автора (если он есть), каким образом источник возник или был создан, в какой степени он заслуживает доверия.
Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обращаться к классическим письменным нарративным (повествовательным) источникам. Примеры в этом случае многочисленны и разнообразны. Сколько-нибудь полное их перечисление невозможно. Ниже названы лишь некоторые, которые при желании могут быть заменены другими, нисколько не уступающими приводимым ни с точки зрения их научной ценности, ни в смысле яркости и занимательности.
Писатель и историк последней четверти I и начала II вв. н. э. Корнелий Тацит известен как автор серьезных капитальных трудов (« Анналы», «История»), так и создатель менее крупных, но тем не менее содержательных произведений («Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии»). Во всех сочинениях Тацита имеются ценные сведения палеоэтнографического характера. Насколько его труды насыщены этнической информацией, можно судить по тому факту, что в них упомянуты более 150 этнических наименований (этнонимов) народов, расселенных в большей части известной в ту пору ойкумены.
Эпоха феодализма породила немало разнообразных источников, содержащих информацию о различных сторонах жизни тогдашних этносов: хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники. В числе средневековых источников, полезных для изучения исторической этнографии, следует указать на сочинения, возникшие в результате далеких и трудных путешествий, многолетних наблюдений разных стран и народов. Среди них «Книга» Марко Поло (XIII в.) о путешествии в Китай, «История Монгалов» Плано Карпини и «Путешествие в восточные страны» Гильома Рубрука (XIII в.) об их миссиях в Монголию, «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.) о его пребывании в Персии и Индии.
Интересные и во многом достоверные сведения об индейском населении Центральной и Южной Америки содержатся в сочинениях Христофора Колумба, Бартоломе де Лас Касаса, Диего де Ланды (XVI в.). Полезно обратить внимание еще на одну разновидность позднесредневековых источников, а именно на так называемые «домовники», или «домострои», — религиозно-бытовые инструкции-наставления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом. Среди этого рода произведений выделяется русский «Домострой», отредактированный протоиереем Сильвестром — известным советником Ивана Грозного (XVI в.).
В последующие периоды нового и новейшего времени (XVIII и XIX вв.) появились содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты. Исследования Джеймса Кука, Жана Лаперуза и Луи Бугенвиля, Академические экспедиции по России (XVIII в.), научные путешествия Александра Гумбольдта, кругосветные плавания российских моряков в первой половине XIX в. и многие другие, — все это были не только шаги в географическом постижении Земли, но также важные штрихи и элементы познания этнической композиции ее населения. В этой связи нельзя не вспомнить также о произведениях Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве — Иакинфа).
↑Этнографические экспедиции
Однако изучение письменных нарративных источников — далеко не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях путем как прямого, так и инструментального наблюдения избранного для изучения фрагмента действительности. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повышает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.
Об этнологических экспедициях обычно говорят как о чем-то таком, что связано с романтическими переживаниями далеких поездок, неожиданных встреч с людьми, принадлежащими к иным культурам, и другими привлекательными сторонами пребывания в путешествии. Кое-что из этого вполне справедливо, но все же следует иметь в виду, что этнологическая экспедиция — это прежде всего сложный и часто утомительный труд по собиранию разнообразных сведений, материалов и данных (т. е. информации) о населении региона, который обследует экспедиция. Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами (респондентами), фиксацию данных о предметах материальной культуры (поселениях, жилищах и других постройках, одежде и украшениях, утвари и пище и т. п.), описание поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т. д.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и пр.) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения и многое другое, что необходимо тем или иным способом закрепить, превращая увиденное и услышанное (т. е. наблюденное) в собственно полевой источник этнологических сведений.
Отсюда следует, что источники, полученные путем экспедиционного наблюдения, имеют важное и специфическое свойство: они создаются исследователями (и их помощниками) в ходе экспедиционной работы. И чем тщательнее этнологи трудятся, чем внимательнее наблюдают и чем точнее фиксируют наблюдаемые в экспедиции объекты, тем более содержательные и ценные источники они создают. Конечно, все этнологические (этнографические) источники так или иначе созданы или собраны людьми — письменные документы, археологические и этнографические коллекции в музеях, фольклорные произведения или заполненные опросные листы для записи сведений при проведении переписи населения.
В этнологических исследованиях, как показывает опыт и как об этом сказано выше, находят себе применение разнообразные виды источников: а) вещественные памятники и предметы, б) письменные тексты и в) данные устной традиции (которые, понятно, приходится также превращать в тем или иным способом фиксированные тексты). Разнообразие источников обусловливается еще и множественностью технических способов отображения этнической действительности. Всякого рода рисунки — от реальных изобразительных элементов на произведениях иконописи до современных рисунков характерных национальных типов (среди которых известны, например, акварели Б.М.Кустодиева «Русские типы»), — фотографии, кинорепортажи, звукозаписи, наконец, съемка видеофильмов и т. п., — все эти материалы нередко используются в качестве этнологических источников, а в обозримом будущем их значение, несомненно, возрастет.
Следует иметь в виду, что этнологическое исследование редко основывается на одном каком-нибудь источнике или даже группе источников одного и того же класса. Обычно этнологи, исследуя ту или иную проблему, в ходе работы объединяют (комплексируют) разные источники.
Отдельного упоминания заслуживает еще один класс источников: это памятники и результаты деятельности по «производству» профессиональной духовной культуры, созданием которой занят особый слой общества — национальная художественная (творческая) интеллигенция. Этническая информация обильно представлена в художественной литературе (вспомним для примера испанские и другие повести и очерки Проспера Мериме), в журналах и газетах, кино- и видеофильмах, передачах радио и телевидения, произведениях живописи и скульптуры. Все они могут быть изучены с этнологической точки зрения и в современной науке нередко служат источниками интересных и важных сведений.
Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения — массовое этнологическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистически значимый источник. В этнологии и этносоциологии при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, оросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований. Работа по изучению и созданию этих источников — конструирование стандартных вопросников, организация их заполнения в экспедиции (или иным способом), анализ с помощью статистической переработки на компьютере — составляют предмет специальных научных и учебных этнологических дисциплин.
Этнографические источники
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 02:04, реферат
Краткое описание
этнографические источники — это информация, зафиксированная (опредмеченная) в разной форме в ходе полевых этнографических экспедиций и последующей камеральной обработки, данные смежных с этнографией научных дисциплин, а также любая другая информация, используемая для решения задач этнографии.
Классификация этнографических источников.
Информация может сохраняться и передаваться в различных кодовых системах — письменной и устной речи, изображениях, предметах, поведенческих актах и др.
Прикрепленные файлы: 1 файл
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.docx
этнографические источники — это информация, зафиксированная (опредмеченная) в разной форме в ходе полевых этнографических экспедиций и последующей камеральной обработки, данные смежных с этнографией научных дисциплин, а также любая другая информация, используемая для решения задач этнографии.
Классификация этнографических источников.
Информация может сохраняться и передаваться в различных кодовых системах — письменной и устной речи, изображениях, предметах, поведенческих актах и др. В этом смысле тот или иной способ кодирования, кодовая система — это отдельный тип источника, используемый в научных исследованиях. В соответствии с этим критерием мы можем классифицировать и этнографические источники, выделив следующие их типы:
1. Полевые этнографические источники разного вида — письменный текст (записи интервью, наблюдений и др.), аудиозапись, видеозапись, фотография, рисунок, план и чертеж, вещевая коллекция. При этом следует особо подчеркнуть, что все виды нетекстовых этнографических материалов обязательно сопровождаются текстовыми записями — «легендами», комментариями и др. Полевые источники — «ведомство» этнографии, которая их создает, обрабатывает и хранит. Полевое исследование, этнографическую экспедицию называют также «методом непосредственного наблюдения», имея в виду, что этнограф-исследователь вступает в прямое взаимодействие, общение с изучаемой культурой, сообществом и отдельными его представителями. «Метод непосредственного наблюдения» реализуется в таких формах как интервью, наблюдение за жизнью изучаемого сообщества и участие в этой жизни самого исследователя. В ходе полевого исследования, реализации «метода непосредственного наблюдения» формируется этнографический источник в различных его формах — текстовой (письменная и устная разновидности), изобразительной (рисунки, планы, чертежи, фото, кино, видео) и вещевой.
2. Письменные источники разных видов: законодательные источники, актовые материалы, материалы делопроизводства, статистика, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), летописные материалы, литературные памятники, нарративные (повествовательные) источники. Этот тип источников трудно приписать к одному из научных «ведомств», их критически обрабатывают и используют различные гуманитарные науки. Под «письменными источниками» в этнографии принято понимать тексты разного вида и происхождения, которые созданы вне сферы профессиональной этнографии, но содержащие информацию, значимую для этнографического исследования. Привлечение письменных источников позволяет расширить временные и пространственные рамки этнографического исследования, поместить полевые экспедиционные материалы в более широкий исторический и социальный контекст, дополнить и перепроверить их.
3. Аудиовизуальные источники — изобразительные источники (фотодокументы и другие виды изображений), аудиодокументы, кино- и видеодокументы — также «межведомственные», из «общего фонда» гуманитарных наук.
4. Археологические источники — «ведомство» археологии. и первичный материал, и результаты аналитических исследований по археологии. Археологические материалы и модели, создаваемые в археологии, могут служить источником информации о происхождении того или иного народа, этнических компонентах, принявших участие в его сложении, о контактах с другими культурами и этническими группами, его миграциях. Кроме того, археологические материалы служат важным источником для исследования истории материальной, социальной и духовной культуры этнических групп и культурных ареалов в прошлом.
5. Физико-антропологические источники — «ведомство» физической антропологии.
6. Лингвистические источники — преимущественное «ведомство» лингвистики. также очень важны для этнографа при решении всего спектра этнографических задач. Язык и культура неразрывны, язык опосредует все виды человеческой культурной деятельности и соответственно в различных подсистемах языка отражаются явления и структуры этнокультурной реальности. Лингвистика дает, в частности, ценнейший материал для решения вопросов этногенеза и этнической истории.
7. Фольклорные источники — преимущественное «ведомство» фольклористики. Особая категория источников этнографии — фольклорные источники, которые преимущественно изучает и интерпретирует фольклористика как одна их отраслей филологии. Впрочем, следует иметь в виду, что фольклор как устное народное творчество во всех его проявлениях является также и объектом изучения этнографии. Полевое этнографическое исследование, как правило, предполагает фиксацию и фольклорного материала. Однако этнографию интересует скорее прагматика фольклора, его функции. Этнограф изучает фольклор в конкретном социокультурном контексте, как часть тех хозяйственных, бытовых и обрядовых ситуаций, в которые вплетены те и или иные фольклорные формы.
связь этнографии с гуманитарными этнографич. науками
Объект исследования этнографии — этнос — проявляет себя во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни, его производственная деятельность оказывает непосредственное влияние на окружающую среду и связана с ней. Коль скоро этносы отличаются один от другого своими культурно-бытовыми особенностями, то эти различия проявляются или могут быть выявлены в тех науках, которые изучают самого человека, человеческое общество и воздействие его на природу. Выделение сугубо этнических аспектов из различных научных дисциплин значительно обогащает этнографию, ее источниковедческую базу, особенно при изучении этногенеза и этнической истории.
О связи этнографии с историей уже говорилось, ее связь с антропологией и археологией также очевидна. Именно тот раздел антропологии, который исследует происхождение рас и их распределение в пространстве, изменения физического облика людей в результате историко-социальных контактов, антропологического состава этносов, называется этнической (или даже исторической) антропологией. Определение культурно-бытовых особенностей по археологическим материалам позволяет выделить Древние этнические группы и от чисто типологических построений перейти и в археологии к историко-культурным построениям. Такое направление в археологии в последнее время получило название палеоэтнографии (букв.— древней этнографии). Данные этнической антропологии и палеоэтнографии позволяют исследовать ранние этапы (истоки) этнической истории.
Столь же очевидна тематическая и проблемная связь между этнографией и языкознанием (лингвистикой), литературоведением и фольклористикой, т. е. с теми научными дисциплинами которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народов, ее богатство, проявляющиеся в лексике устном поэтическом творчестве, в художественной ткани литературных произведений. Коль скоро язык, имеющий внутренние законы развития, непосредственно связан со своим носителем и имеет этнообразующий характер, в языкознании выделилась особая отрасль — этнолингвистика, рассматривающая проблему происхождения языков и их родственных и контактных связей в соотношении с этногенезом, с этническими процессами.
В последние годы активное использование методов конкретно- социологических исследований в общественных науках выявило наличие определенных социальных закономерностей, являющихся отражением этнической специфики исследуемой структуры (особенно при социологическом изучении и сопоставлении крупных одно- и многонациональных регионов). Естественным явилось выделение особого направления — этносоциологии. Точно таким же был путь выделения из общей психологии подразделения, изучающего влияние этнических категорий на психическую деятельность человека и человеческих коллективов — этнопсихологию.
География, в недрах которой рождалась этнография, в частности русская, и все ее подразделения, изучающие население, его размещение по земной поверхности, влияние на окружающую природу, продолжают сохранять самые тесные связи с этнографией. К таким подразделениям относятся демография, статистика и специальные дисциплины — этностатистика и этническая картография, этногеография.
Разделы таких сугубо естественных наук, как ботаника и зоология, исследующие жизнь и развитие культурных растений и домашних животных, дают любопытный материал для этнической истории, так как через окультуривание диких растений, одомашнивание диких животных и распространение созданных человеком новых видов можно проследить этнические контакты. Подобные проблемы решают этноботаника и этнозоология.
Этнография и антропология