Что относится к этапам проектной деятельности 3 класс

Проектная деятельность 3 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 3-б класса составлена с учетом требований ФГОС. Рабочая программа составлена на основе:

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12 2012 г.);

2.Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голынковская средняя школа»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);

3. Письма «Об организации внеурочной деятельности» № 03 – 296 от 12 мая 2011 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель работы над проектами:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— учиться социально-адекватным способам поведения.

3. Формировать умения организовывать свою деятельность, управлять своей деятельностью; решать творческие задачи.

4. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Общая характеристика курса

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный обучающийся должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество обучающихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими обучающимися и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Обучающиеся испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность обучающемуся проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий обучающиеся приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает обучающегося к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность обучающегося. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение обучающимся новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Основные принципы организации работы над проектами:

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

— направлены на достижение конкретных целей;

— включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

— имеют ограниченную протяженность во времени, с определеннымначалом и концом;

— в определенной степени неповторимы и уникальны.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые новый стандарт определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Планируемые результаты по изучению учебного предмета

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием.

а) Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), выявление проблемы, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, формулировка предположения (гипотезы), выбор способа деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

б ) Презентационные : построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

в) Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы(пары).

г) Поисковые и информационные: находить информацию в доступных источниках, сбор информации, выделение главного и существенного, хранение информации.

д) Проведение эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов, проведение собственно эксперимента (наблюдение, измерение, обработка и осмысление).

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающиеся должны научиться:

■ давать определение понятиям;

■ делать умозаключения и выводы;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

— формировании у обучающихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

— развитие познавательных навыков обучающихся,

-умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

— добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

— умение координировать свои усилия с усилиями других.

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

обучающийся, освоивший курс «Проектная деятельность» должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

Форма организации : занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и др.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, встречи с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволит познакомить ребят с картиной мира, научит их постигать мир и упорядочивать свой опыт. Поэтому процесс обучения нацелен на выработку навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Примерные критерии оценок проектной деятельности

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Последовательность работы над проектом

Основные этапы внеурочной проектной деятельности.

4. Реализация проектов.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможныхподтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект,

культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы

(книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,

предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов : создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

Источник

Проектная деятельность в 3 классе.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к этапам проектной деятельности 3 классМАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением

немецкого языка» г.Перми

Рассмотрено на заседании Утверждаю.

педагогического совета Директор МАОУ «СОШ №12»

протокол_____ от ______ 2015г. ______________ Ракинцева Е.М.

приказ ______ от ________ 2015г.

Рабочая программа по

внеурочной проектной деятельности

срок реализации 1 год

для учащихся 3 классов

Разработана учителем начальных классов

Полежаевой Оксаной Геннадьевной

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности

Актуальность проектной деятельности осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация идеи формирования у младших школьников основ умения учиться. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности– личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Цель программы – создание условий для развития личности и основ творческого потенциала учащихся; формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В ходе решения системы проектных задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:

целеполагать (ставить и удерживать цели)

планировать (составлять план своей деятельности)

проявлять инициативу при поиске способов решения проектных задач

моделировать (представлять способ действия в виде модели, схемы, выделяя все существенное и главное)

всупать в коммуникацию 9 взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное: почему получилось или не получилось, видеть трудности, ошибки)

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Занятия проводятся один раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, театрах, библиотеках. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, соревнований, встреч с интересными людьми. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, СМИ, интернете. Источником информации могут быть взрослые. Итоги проектной деятельности могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, праздники, стенгазеты.

Алгоритм разработки проекта, этапы:

Практический (выполнение проекта).

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Последовательность работы над проектом

Технологический (творческий) проект

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *