Что относится к этапам планирования исследования
ЛЕКЦИЯ № 4. ТЕМА. Планирование исследования и основные элементы
ТЕМА. Планирование исследования и основные элементы
Методики полевого опыта
План
1. Этапы планирования исследования (эксперимента)
2. Основные элементы МПО
Главная задача любого эксперимента – это практическое решение какой – либо общей проблемы, неразрешенной на сегодняшний день (обеспечение населения продовольствием, экологическая безопасность и др.) или частной проблемы. В земледелии частными проблемами являются: увеличение продукции растениеводства, защита растений от сорняков, вредителей и болезней, повышение плодородия почвы и др.
Тема исследования – это отдельный вопрос проблемы, решающий практические вопросы сельскохозяйственного производства, в конкретных почвенно-климатических условиях, для последующего широкого внедрения научных исследований в производство.
При подготовке и проведении исследования можно выделить 3 этапа.
1. Первоначальный, который включает в себя:
а) выбор темы исследования и её обоснование. Она должна быть актуальной и отвечать сегодняшнему дню. Она может быть прикладной (непосредственно для решения текущих задач) и теоретической (фундаментальные исследования). Без теоретических разработок, вероятен тупик в практике.
б) определение цели и задач исследования Цель – одна (возможно две), задач может быть несколько и их нельзя путать.
в) постановка рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза – это научное предвидение (предположение), которое берётся за основу при объяснении ожидаемых в опыте результатов.
2. Составление программы и методики исследования(решение
вопросов, что делать и как делать)
а) программа исследований – это перечень изучаемых в опыте вопросов
Какие наблюдения, измерения, учёты и анализы в отношении почвы
или растения будут проводиться в опыте.(что делать?)
б) методы исследования. Это перечень методик при изучении
поставленных вопросов (как делать). (методика определения
Эти два этапа охватывают планирование эксперимента (мероприятия, проведённые до закладки опыта).
Программа и план исследования
Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программа должна давать ответ на вопросы:
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
Программа исследования представляет собой содержание предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:
Планирование исследования необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.
Таким образом, план исследования по теме определяет объем работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты. Рабочий план представляет собой график действий, состав и компетенции исполнителей, график проведения исследований, стоимость работ на каждом этапе исследования.
Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывает так, что план не может быть выполнен.
Планирование научного исследования
ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности» (И. Кант)
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы исследовательской работы на год на основе комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, договоров, заявок, грантов на исследования, представленных заказчиками. Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам. Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИР студентов. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.
Для того, чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской работы в соответствии с программой исследования, календарными сроками и материальными затратами, составляется рабочий план (план-график) выполнения работ. Необходимо так выстроить логическую очередность выполнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали.
План и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования, но, в общем, схема научного исследования выглядит следующим образом:
1. формулирование цели и задачи;
2. выбор объекта и материалов, используемых для эксперимента;
3. выбор методики проведения эксперимента;
4. установление точности результатов измерений (выходных параметров),
5. фиксация и обработка результатов эксперимента
6. обсуждение и выводы
Сначала формулируется тема научного исследования, обосновываются причины её разработки. После предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты.
Тема научной работы должна отвечать некоторым требованиям:
4) определенность понятий;
На первом месте здесь критерий актуальности научной темы, который определяется новизной, связью темы с жизнью общества и так называемой модностью. Если тема модная, оперативно отражает реальность с ее проблемами, то можно выиграть, если раньше конкурентов написать, опубликовать работу, в которой предложить решение этой проблемы. Но если промедлить, то появляется огромное количество конкурентов, и будет сложно показать преимущества и новизну своей работы, и ее оригинальность.
Второе условие — конкретность. Типичные недостатки: неоправданная широта темы, абстрактность, когда формулируются темы глобального характера.
Третье условие — наличие проблемы.
Четвертое условие — определенность основных понятий, недопустимость употребления двусмысленных и нечетких выражений, например, «рост развития», «уменьшение смысла», «философия проблемы», «магия привлекательности».
Пятое условие — краткость. В теме может и должен быть отражен объект и предмет исследования. В соответствии с обозначенной темой формулируется цель, которая должна быть ясно и четко выражена.
Требования к формулированию темы (названия) научной работы:
1) в названии темы должна быть сформулирована проблема;
2) тема должна быть достаточно конкретной;
3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы.
Цель и задачи
Цель исследования – это то, к чему стремится исследователь в своей работе, его общая направленность на конечный результат. Цель работы обычно созвучна названию темы научного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т. д.
В предметном поле исследователь избирает проблему, неразрешенную трудность, которая мешает нормальному развитию общества и успешному удовлетворению его потребностей, улучшению экологической ситуации и т. д. Решение этой проблемы и рассматривается им как цель его работы. Цель выступает как конечная причина, которая определяет характер, ход и задачи исследования. Отсюда вытекает логичность структуры работы, которая должна быть подчинена конкретной цели.
Далее, в соответствии с поставленной целью определяется круг задач. Задачи должны как бы логически расчленять цель на первичные составные элементы. Основополагающим требованием при этом является выделение логического основания, по которому будет произведена классификация задач. Чаще всего в качестве основания классификации задач выдвигают этапы исследовательской работы. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования, вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Задачи исследования лучше формулировать в форме перечисления, применяя глагольные сказуемые: «проанализировать …», «осуществить …»; «раскрыть особенности организации…», «выделить условия развития…»; «выявить совокупность положений, составляющих теоретико-методологические основания…», «исследовать …», «обосновать эффективность…», «определить принципы …»; «разработать …»; «апробировать…».
Объект и предмет исследования
Объект исследования в определении теории познания – это то, что изучает эта наука, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть, это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.
Следует отметить, что один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Например, кристалл каменной соли. Кристаллография изучает его с точки зрения оптических характеристик, механических, может быть, пьезоэлектрических. Химия исследует его состав, реакции, время растворения. Минералогия рассматривает его мутность, включения, выясняет происхождение и условия формирования.
ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Кроме грамотного планирования, очень важно так провести исследование (эксперимент) и оформить его результаты, чтобы оно было адекватно восприняты другими исследователями и в случае необходимости, его можно было повторить и подтвердить приоритет данного исследователя или лаборатории. Поэтому, после теоретического планирования наступает преаналитический этап, где происходит отбор методик для эксперимента, определяется необходимое число измерений и количество экспериментальных групп, готовится необходимое оборудование, химические реагенты и посуда. Это очень важный этап, определяющий дальнейший успех или неудачу всего исследования, поэтому требует тщательной проработки. Для успешного осуществления этого этапа в биохимических, гистологических, микробиологических и других экспериментов, исследователю необходимо знание методов отбора и хранения анализируемых образцов, маркировки химических реактивов, правил работы с основным лабораторным оборудованием и измерительными приборами, видов, степени точности и предназначения лабораторной посуды, а также правил приготовления и расчета основных рабочих реактивов. Однако кроме технических моментов очень важной составляющей любого исследования является интерпретация полученных данных. Вся последовательность событий при медико-биологическом эксперименте может быть представлена в виде континиума, состоящего из двух уровней. Первый уровень начинается с измерения характеристик объекта и заканчивается получением результата путем сравнения значений со специальными шкалами. Второй уровень синтетический, он базируется на сравнении результатов с литературными данными, научными гипотезами и т. п. Результатом этого этапа являются научно обоснованные выводы и практические рекомендации. При их формулировании исследователи очень часто используют приемы по упрощению данных полученных при измерениях. Результаты измерения чаще всего представляют собой количественные непрерывные данные, в то время как выводы содержат информацию в виде качественных, дискретных данных. Поэтому представляется важным рассмотреть пошагово весь ниже приведенный континиум.
В клинической лабораторной диагностике общепринятым считается деление исследования на 3 этапа, а именно преаналитический, аналитический и постаналитический. Это в первую очередь обусловлено тем, что первый и третий этапы трудно стандартизировать и поэтому на них совершается наибольшее количество ошибок, ведущих к ложным клиническим решениям. В клинических исследованиях по сравнению с медико-биологическим экспериментом на преаналитическом этапе могут выполняться многочисленные операции и естественно, что любые отклонения в технологии скажутся на конечном результате. Аналитический этап включает непосредственно измерение, и интерпретацию величины этого измерения в соответствии со специализированной шкалой при этом исследователь получает результат сопоставимый с литературными данными. Постаналитический этап включает интерпретацию этого результата. Обычно на этом этапе проводится упрощение данных и приведение количественных данных к качественным – дискретным, что позволяет принять клиническое решение или дать рекомендацию.
Программа и план исследования
Программа исследования: структура, разработка и содержание
Каждое исследование должно начитаться с программы.
Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.
Программа и план являются важными компонентами исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.
Программа составляется исходя и цели и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:
Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.
Программа включает в себя следующие разделы:
Планирование исследования систем управления
Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.
План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.
План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.
Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.
Принципы планирования исследований
Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.
Рассмотрим данные принципы подробней:
Таким образом, разработка исследовательского плана является одним из главных факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.
Планирование исследования
Состав программы проведения исследования
2. Содержание проблемы.
3. Актуальность исследования.
4. Рабочая гипотеза решения проблемы.
5. Ресурсное обеспечение.
6. Предполагаемый результат и эффективность исследования.
а) получить конкретные организационные характеристики его проведения;
б) распределить ресурсы между исполнителями, отрезками времени;
в) сформировать этапы, т.е. последовательность выполнения тех или иных работ;
г) установить точки и методы контроля при выполнении исследований.
План соединяет содержание проблемы с организационными возможностями ее разрешения и вариантами ее практического решения.
Известно, что не всякая проблема при исследовании может решаться последовательно и успешно, этап за этапом. В процессе решения проблемы могут возникнуть непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые выполнение плана исследования срывают или ставят под угрозу срыва. Иногда план исследования серьезно корректируется под влиянием внешних обстоятельств. Иногда обстоятельства план полностью разрушают, поэтому в науке принято по сложным исследовательским задачам разрабатывать алгоритм исследования в виде блок-схемы, который предусматривает возможность возврата при непредвиденных трудностях и неудачных решениях.
В реальной практике возможно:
— не разрабатывать ни плана, ни программы, ни алгоритма;
— совмещение в одном документе всех названных процедур.
При разработке плана исследования надо опираться на определенные принципы.
Самым первым по значимости можно считать принцип конкретности. Он говорит о том, что план должен состоять из заданий, которые необходимо планировать, формулировать предельно четко. Задание, как правило, не должно требовать дополнительных разъяснений и уточнений. Это идеальный принцип, но к этому надо хотя бы стремиться.
Пятый принцип называется принципом контролируемости, и суть его состоит в том, что в план должна быть изначально заложена система контроля. Что нельзя протокольно проконтролировать, нельзя закладывать в план исследования.
Шестой называется принцип ответственности, он говорит о том, что в планах всегда есть графа «ответственный исполнитель» наряду с «исполнителями». Если нельзя, невозможно на одного человека возложить ответственность, то необходимо особо это как-то в этой графе отметить.
Непосредственно форма плана исследования может быть следующая:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет