Что относится к эстетическим потребностям
Z-мир. 31. Эстетические потребности
31. Прекрасные чувства и эстетические потребности
Согласно философскому определению эстетики (см. БСЭ), она состоит из сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферы художественной деятельности людей. Однако здесь нас будут интересовать в основном чувственная сторона этих явлений и отношение к художественной деятельности с точки зрения удовлетворения эстетических чувств.
Суть прекрасного и механизм проявления эстетических потребностей.
Феномен эстетических потребностей проще всего понять через предметы их удовлетворения. Перебирая мысленно все вещи и ситуации, когда происходит удовлетворение эстетических потребностей, можно заметить, что удовлетворение происходит лишь в том случае, когда определенные характеристики вещей соответствуют определенным стандартам или эталонам. Важно, что установление этого соответствия непременно требует определенной работы сознания. Понятно, что эстетическое восприятие вещей возможно только после усвоения эстетических критериев и, следовательно, без эстетического воспитания не может быть и эстетического восприятия.
Если мы согласимся с этим выводом, то должны признать, что сильные эмоции, получаемые от вещей и даже от произведений искусства эстетически не воспитанным человеком, эстетическими не являются. Представляется, что понимание красоты привносится в сознание воспитанием. Дикий человек, выросший вне общества, может наслаждаться, например, красивым (в нашем представлении) восходом, но чтобы эта красота восхода стала прекрасной, человек должен овладеть языком и кодом прекрасного, принятыми в окружающем человека обществе – хотя бы в каком-то ближайшем его окружении. И только в этом случае красота становится эстетической и общественно признанной.
Следовательно, чтобы какие-то вещи и чувства стали прекрасными, эстетичными, предварительно должна быть выработана система прекрасных идеалов (и соответственно прекрасных целей). А затем эти идеалы должны быть внедрены в сознание воспитуемого (причем активным образом): соответствие свойств вещей этим идеалам должны во всех случаях вызывать сильные чувства. Так, я не без труда и не без помощи окружающих осилил великую и сложную эстетику песен А.Галича (но осилил-таки!), а вот к опере и оперетте приобщиться мне не удалось…
Что же делает вещь прекрасной?
Пожалуй, во всех случаях в основе прекрасного лежит редкость вещи с определенными характеристиками, что легко объяснимо с психологической точки зрения (в частности, редкими являются вещи дорогие, то есть те, которые требуют затраты большого количества труда на их изготовление). Кроме того, красота вещи определяется вызываемой ею ассоциацией с какими-либо положительными эмоциями. Животное, которое напоминает кровососущее насекомое, обычно кажется нам некрасивым, созерцать его не хочется. Но если это животное изображено на картине талантливого художника, то удовольствие от созерцания картины (соответственно, восхищение талантом мастера) может не только нивелировать неудовольствие от созерцания живого насекомого, но и вызвать большие положительные эмоции.
В общем случае никаких единых общепризнанных («объективных») эстетических критериев существовать не может. Не считая, правда, одной сферы – производства (причем не только результатов, но и его средств, и самого процесса). Здесь самый обобщенный и общепринятый эстетический критерий – совершенство, объединяющее такие характеристики, как максимальная производительность, надежность, безопасность, точность, так и минимальная себестоимость и др.
Удовольствие от созерцания совершенной характеристики вещи доступно, пожалуй, каждому человеку. Тем не менее, у каждого человека – свои критерии совершенства, которые он применяет лишь к миру своих потребностей. Так, интеллектуально ограниченный человек не способен понять совершенство и эстетику решения, мысли, идеи. Точно так же оценка совершенства (следовательно, и степень удовольствия от созерцания) произведения искусства чрезвычайно сильно зависит от диапазона художественного и общего развития человека. Вспомним, как в юности мы с удовольствием «проглатывали» примитивные в художественном отношении вещи, а спустя годы мы удивляемся, как такое вообще можно было читать! Впрочем, удивляться этому способны лишь развивающиеся личности.
Две формы эстетики
Вообще-то говоря, существуют две, причем существенно различные, формы эстетики – эстетика формы и эстетика содержания. Конечно, в идеале каждая вещь должна быть прекрасна и по форме, и по содержанию. Однако ввиду ограниченности ресурсов (материальных, временнЫх, человеческих) приходится чем-то жертвовать. Мужчины жертвуют чаще формой, женщины – содержанием. Как известно, большинству мужчин важно, чтобы машина хорошо ездила, женщинам же важнее, чтобы машина была красивой.
Каждая из двух основных эстетик имеет свои критерии прекрасного и соответственно своих установителей моды и своих почитателей. Поэтому эстетические оценки, например, полотна с изображением прекрасного пейзажа у зрителей с разными эстетиками могут быть противоположными: одни будут с удовольствием созерцать пейзаж, не обращая особого внимания на технику и качество живописи; другие же с презрением отойдут от картины, написанной непрофессионально. Поскольку красота может быть присуща любым вещам, то она распространяется и на людей. Так, одни люди предпочитают иметь супруга красивого внешне, другим же важнее его внутренняя красота.
Замечу, что общая эстетическая характеристика личности зависит от эстетических характеристик различных ее субстанций (сторон). И потому практически невозможно встретить человека, который был бы прекрасен (в нашей системе эстетических ценностей) во всех отношениях. Потому обычно и случается, что супруг либо умный, но некрасивый, либо, наоборот, красивый, но глупый… В качестве утешения скажу, что любой здоровый человек может совершенствовать свои субстанции безгранично. И если оба супруга поверят в такую возможность, то нет таких трудностей, которые они не смогли бы преодолеть!
Развитие эстетики порождает удивительный парадокс: чем шире у человека спектр критериев совершенства (и красоты), тем ограниченнее (вплоть до исчезновения!) становится для него мир совершенных вещей. А так как важнейшей вещью в мире является человек, то с разносторонним эстетическим развитием личности число не только кумиров, но и просто людей, заслуживающих уважения, катастрофически падает. Трагедия большинства великих людей состоит в том, что они уходят из жизни обычно в глубоком одиночестве.
Объем мира эстетических вещей.
Как было сказано выше, эстетические критерии могут быть применимы ко всем субстанциям и всем вещам и величина эстетического чувства зависит как от объективных характеристик вещи, так и от индивидуальных свойств подсознания. Встречаются люди, утратившие способность к эстетическим чувствам еще в раннем возрасте. Но есть и такие, кто сохранил способность доводить эстетические чувства до экстаза, причем в различных субстанциях. Последнее замечание важно, поскольку обычно эстетическими чувствами называют лишь чувства, вызванные созерцанием произведений искусства. Расширение диапазона эстетических чувств на все субстанции существенно обогащает жизнь человека, ибо эстетичными могут быть и этические отношения, и логические операции, и даже экономическая деятельность… И если мы вспомним субстанции человека (см. главу «Субстанции (человека)»), то без труда заметим, что все они и в целом, и в отдельных проявлениях могут быть прекрасными, эстетичными: природа, продукты питания, предметы быта, тело человека, психика, этика, сама эстетика(!), интеллект, общество, мировоззрение, какая-либо способность, мысль, идея, дух и т.д. и т.п. Но важно не заблуждаться: эстетика при этом не совпадает с самой субстанцией. Так, эстетика логики и сама логика – вещи разные.
Относительная значимость эстетики.
Стоит рассмотреть вопрос и о месте эстетических потребностей в ряду остальных потребностей.
Есть люди с гипертрофированными эстетическими потребностями, и если бы у них была возможность, то они все свое время проводили бы в картинных галереях, консерваториях, театрах, кинотеатрах и т.п. В этом случае жизнь наполняется наслаждением, но становится абсолютно бесплодной.
На другом полюсе – жизнь с полным пренебрежением к эстетике. Сторонники этой линии жизни, как правило, занимаются «делом» – экономической (в частности и производством произведений искусства), научной, педагогической и другой неэстетической деятельностью. Есть ли убедительное логическое основание считать их неэстетичную жизнь несчастной и бессмысленной? Есть: чем меньшим число субстанций человек владеет, тем меньшее его разнообразие, следовательно, и могущество. Так что если вы сами не способны к эстетическим удовольствиям, то хотя бы своих детей не лишайте такой возможности и постарайтесь найти в качестве одного из воспитателей поклонника всего изящного и прекрасного.
Удельный вес эстетических потребностей.
Если сравнить эстетические потребности с другими видами конкретных потребностей, то напрашивается мысль, что они представляют собой простейший подвид духовных потребностей. Действительно, с одной стороны, их удовлетворение состоит в соответствии реальности (например, произведения искусства) определенной системе критериев (что есть суть удовлетворения духовной потребности вообще). С другой стороны, процесс удовлетворения эстетических потребностей не требует от личности затрат каких бы то ни было усилий (не считая затрат на приобретение произведений искусства): в процессе потребления никаких ценностей не производится, а само потребление представляет собой процесс созерцания, хотя и сопровождаетсяющегося всплеском сильных положительных эмоций. (Бесспорно, для полноценного выживания личности положительные эмоции ей необходимы, однако для этого существуют и другие пути.)
Понятно, что общество, отягощенное задачей выживания, не может позволить себе тратить значительную часть средств и времени на потребление произведений искусства. Но и отдельная личность, посвящая свою жизнь потреблению (не производству!) произведений искусства, по сути дела ничем не отличается от той, которая предается физиологическим удовольствиям. А в конечном итоге и от той, и от другой после ухода в мир иной ничего не остается…
Но поскольку сфера эстетики необходима для полноценного развития личности, обществу надлежит поддерживать (по меньшей мере, морально) производство произведений искусства. А работник искусства, не выходящий за пределы своей сферы деятельности и полностью погруженный в искусство, представляет собой не совсем полноценную личность.
И мне представляется, что если бОльшая часть общества будет посвящать искусству (и производству, и потреблению) значительную часть времени, то такое общество обречено на стагнацию и даже, рано или поздно, на вымирание. Так что, как говорится, во всем нужно знать свою меру.
Эстетические потребности в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Потребности в жизни человека
Эстетические потребности – это заинтересованность человека в эстетических ценностях и разнообразных формах творческой деятельности, прежде всего, в деятельности в сфере искусства, где эстетическое начало выражается в концентрированном виде.
Любая активная деятельность человека в своей основе имеет потребности, которые вместе с мотивами оказывают большое влияние на развитие личности. С потребностями человека связаны факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности – это сила потребности и содержание потребности. При средней силе потребности качество деятельности будет наилучшим, если сила потребности будет ослабевать, то и качество деятельности ухудшится. Кроме того, эффективность деятельности будет повышаться, если деятельность будет удовлетворять потребность, которая лежит в её основе. Например, если медицинский работник основой своей профессиональной деятельности считает оказание помощи человеку, то эффективность его деятельности будет высокой. Если же в основе профессиональной деятельности лежит материальная потребность, то эффективность этой деятельности резко снизится.
Личность человека развивается в ходе осуществления деятельности, а отсюда уровень психологического развития личности будет определяться количеством и разнообразием имеющихся у него потребностей. Кроме органических потребностей у человека есть потребности материальные, социальные, творческие, духовные и потребности психического развития. Каждая группа потребностей может включать в свой состав ещё и частные потребности. Число и степень имеющихся у человека потребностей, таким образом, могут служить характеристикой уровня его психологического развития.
Другая, более важная характеристика уровня развития человека, лежит в разнообразии потребностей и в том, какие из них он считает приоритетными, а какие отодвигает на второй план. Когда приоритетными являются органические потребности, то такая личность вряд ли является психологически развитой. Высокоразвитая личность на первое место по значимости ставит творческие или духовные потребности.
Виды потребностей
Из всех классификаций потребностей наиболее применяемой является классификация А. Маслоу. Она построена по иерархическим группам, последовательность которых указывает на их порядок появления в процессе индивидуального развития и на развитость мотивационной сферы.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Пирамида Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ученый выделяет 7 классов потребностей, которые появляются с момента рождения и сопровождают личностное взросление:
Эти группы потребностей расположены в виде строгой иерархической структуры соподчиненности – первая группа иерархии образует основание, а последняя группа является вершиной иерархии. Потребность вышележащего уровня актуализируется только тогда, когда нижележащие потребности удовлетворены.
Потребности человека классифицируются по источнику происхождения – это естественные потребности, запрограммированные на генетическом уровне и культурные потребности, формирующиеся в процессе общественной жизни.
Вторая классификация разделяет потребности по уровню сложности – биологические, социальные, духовные:
Не все актуальные потребности человек может удовлетворить по тем или иным причинам, в этом случае возникает состояние фрустрации. При этом сохраняется напряжение потребности, предметное содержание которой недоступно, что вызывает дискомфорт. Дискомфорт, вызванный напряжением потребности, устраняется психологической защитой личности, которая, как правило, активизируется.
Механизмов психологической защиты довольно много, но каждому отдельному человеку свойственен только один или несколько регулярно применяемых им механизмов. Механизмы психологической защиты, которые чаще всего применяются человеком, выступают одной из характеристик его направленности.
Эстетические потребности человека
Социальная практика обуславливает эстетическое сознание человека, но, тем не менее, оно нуждается в развитии, воспитании и самовоспитании. Человек, с малоразвитыми эстетическими потребностями, оказывается обедненным и развитие других человеческих качеств у него затрудняется.
Эстетические потребности могут исчезать, если они не удовлетворяются, например, когда люди испытывают нужду в течение длительного времени, то они привыкают к этому и довольствуются тем, что у них есть, не заботясь об эстетической стороне.
Эстетические потребности составляют высший слой в своей структуре, что обуславливается информационным воздействием на сознание личности. Люди, живущие в окружении уродливых вещей и людей, лишенные эстетических радостей, заболевают, а лучшим лекарством от этого специфичного заболевания, является красота.
Не только взрослый человек, но и каждый здоровый ребенок имеет эстетические потребности, которые обнаруживаются на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного строя.
Удовлетворение эстетической потребности характеризуется тем, что субъект выступает как активно действующий потребитель, который пользуется красивыми вещами в процессе своей жизнедеятельности.
Различаются эстетические потребности по степени конкретизации, т.е. по степени ориентированности потребностей на какие-то конкретные предметы потребления.
Разнообразные виды продуктов труда имеют разные эстетические свойства и ценности, а это значит, что и эстетические потребности конкретизируются и удовлетворяются в разной степени.
Специальная литература располагает различными системами расчета объема конкретных потребностей для того, чтобы построить модель потребительского предпочтения, распределения и потребления.
С другой стороны, никто не делал попытку рассчитать уровень удовлетворения или насыщения эстетической потребности. Возможно, допустимость таких расчетов необходимо специально исследовать.
Относительно специфики исследования насыщения эстетической потребности существует несколько принципиальных соображений:
Для того чтобы установить зависимость между фактическим удовлетворением общественных потребностей и выражением удовлетворенности потребителей, академик С.Г. Струмилин рекомендовал использовать «закон нравственного ожидания» Бернулли.
ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — специфический вид практически духовной (создание произв. искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем разновидностям Д. э. присуще эстетическое… … Эстетика: Словарь
ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — способ установления эстетической ценности к. л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» и т. п. О. э. подлежат все предметы и явления, доступные непосредственно … Эстетика: Словарь
ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает… … Эстетика: Словарь
Сафронов, Борис Владимирович — (04.07.1928 03.07.1998) спец по соц. филос. и эстетике; д р филос. наук, проф. Род. в с. Салтыково Пензенской обл. Окончил ВПА (1963) и адъюнктуру этой же академии (1968). Работал (1968 1985) преп., доц., проф. кафедры маркс. лен. филос. ВПА. Был … Большая биографическая энциклопедия
КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность худож. ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об ве. В качестве синонима К. х. иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития К. х. определяется в конечном… … Эстетика: Словарь
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Эстетические потребности в психологии — Понятия «потребности»
Общепризнанно, что потребности являются движущей силой человеческих действий и поведения. В то же время, существует широкий спектр понимания природы потребностей — от биологической до социально-экономической интерпретации. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Потребность как потребность — это состояние индивида, возникающее вследствие потребности в объективных условиях, объектах, предметах, без которых невозможно развитие и существование живых существ (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А. Пирон, В.И. Ковалев, В.А. Ядов, Л.И. Божович). Однако, состояние нуждаемости также возможно, когда есть излишек чего-то, поэтому необходимо избавиться от этого излишка.
С этим тесно связано понимание потребности как отражение потребности в сознании человека. Потребность как зависимость — это состояние организма, выражающее его зависимость от определенных условий существования. Однако зависимость лишь показывает, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сути потребностей. Следует отметить, что два вышеприведенных определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако есть и другие взгляды, кроме этих.
Понятия «потребности»
Большинство психологов разделяют мнение о том, что потребность имеет функцию стимулирования активности (поведения, активности) человека. И это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Понимание природы потребностей и их роли в мотивации человека является «косточкой раздора».
Нужно по мере необходимости. Согласно справочной литературе, слово «потребность» имеет два значения: Отсутствие необходимости (дефицита) и потребности, потребности в чем-то.
В психологии потребность обычно понимается как дефицит, недостаток чего-либо в организме животного или человека, и в этом смысле она интерпретируется как потребность. В принципе, в этой трактовке термин «потребность» относится ко всему, что необходимо организму, но чего он не имеет на данный момент.
В то же время, потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, что вредно для нормального функционирования организма. В этой связи возникает необходимость ликвидации этого излишка. Например, мы говорим о некоторых физиологических потребностях, которые все знают, когда нужно «сходить в туалет». Необходимость может возникнуть и в связи с психологическими стимулами, которые возникают спонтанно, без предварительного опыта недостаточности, но за счет определенных свойств появившегося объекта. Это было подробно описано при рассмотрении свойств эмотиогенных ситуаций.
В советской психологии наиболее распространено мнение, что потребность — это не сама потребность, а ее отражение в сознании человека. Так, К.К. Платонов пишет, что потребность — это ментальное явление отражения объективной потребности в чем-то организма (биологические потребности) и личности (социальные потребности).
Л.И. Божович считал, что все человеческое поведение основано на потребностях, которые непосредственно мотивируют человека к деятельности. Однако потребность ни в коем случае не может быть приравнена к объективно существующей потребности. Потребность, не отраженная в соответствующем опыте, не становится драйвером поведения. Поэтому она понимала эту потребность как потребность индивида, отраженную в виде опыта (и не обязательно воспринимаемую) для чего-то необходимого для поддержания организма и развития его личности.
М. М.Филиппов видит необходимость как ментальный образ необходимости. Но психологи неоднозначно решают вопрос об отражении потребностей в сознании. У разных авторов результатом рефлексии являются разные психологические явления: ощущения, переживания, состояния напряжения, переживаемые потребности. С.Л. Рубинштейн писал, что конкретной формой существования потребностей является эмоция. Многие психологи считают объект своего удовлетворения необходимостью. Для некоторых потребность проявляется сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.
Потребность как предмет удовлетворения потребностей. Часто потребность рассматривается как объект (предмет), который отражается в сознании человека и который может удовлетворить (устранить) потребность.
Многие рассматривают необходимость не только как мысленный образ субъекта (объекта), но и как самого субъекта (объекта). В этой интерпретации, так сказать, необходимость убирается из психической жизни человека. Такое представление о потребности приводит к тому, что объекты, в частности, рассматриваются как средства для развития потребности. Следуя этой логике, чем больше объектов окружает человека, тем больше возрастают его потребности. Однако это не так. Представляется, что лучше говорить об обогащении путей и средств удовлетворения потребностей, чем о появлении новых потребностей.
Потребность как недостаток товара. Потребность как ценность. В основе этого подхода лежит концепция сохранения и развития (усовершенствования) человека, научное и обыденное сознание воспринимает их как проявления своего благополучия. Поэтому для них используется термин «хорошо». Она относится к состояниям и процессам субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) поддержания и развития этого субъекта. Поскольку таких причин может быть много и, в частности, между ними существует несколько причинно-следственных связей, вводится понятие ордеров. Например, добро первого порядка определяется как состояние сытости, добро второго порядка — как хлеб, затем как зерно, мельница, поле, на котором выращивается зерно, и так далее до бесконечности. Состояние отсутствия товара определяется как отсутствие. В таком состоянии человек как бы требует восстановления нарушенной целостности (сохранения) или развития, или возникновения условий, обеспечивающих эти результаты. Таким образом, отсутствующее добро будет функционировать как объект потребности. Таким образом, потребность в хорошем Х является условием отсутствия хорошего Х, а наличие хорошего Х означает отсутствие потребности в нем.
Таким образом, потребности трансформируются в определенные ценности для индивидуума. Это привело к аргументу о том, что удовлетворение потребности (и вытекающее из этого удовлетворение) не всегда приводит к исчезновению или ослаблению силы потребности, а, напротив, может привести к ее усилению. Предполагается, что этот образец можно описать следующим образом: Удовлетворенность = сила конкретной потребности / количество фактически полученного добра. Это опровергает мнение о том, что существует обратная зависимость между силой потребности и удовлетворенностью (чем больше потребность удовлетворена, а ее сила уменьшается, тем больше удовлетворенность испытана). Однако эта зависимость была бы верна, если бы дивиденд (сумма фактически полученного товара) был постоянной величиной. В действительности, однако, делимость (ценность добра) варьируется, и это даже может привести к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворением, т.е. чем больше удовлетворение, тем сильнее потребность и, наоборот, чем сильнее выраженная потребность, тем больше удовлетворение, которое испытывает человек. Удовлетворенность, таким образом, может влиять на потребность двумя способами: По мере роста удовлетворенности потребность в рассматриваемом благе может как уменьшаться, так и возрастать.
Физические и личные потребности
Различные взгляды на явление необходимости содержат ряд выводов, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы мотивации.
Во-первых, эта потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в самом широком смысле как нужда, желательность чего-то, а не просто как дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности и нужды недопустима, поскольку потребность тела отражает объективное состояние, а потребность человека связана с сознанием и пониманием потребности, то есть имеет субъективную сторону.
Второе положение заключается в том, что потребность индивида не может быть исключена из состояния потребности, что отражает возникновение потребности и служит сигналом индивида о необходимости удовлетворения возникшей потребности. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействие внешней и внутренней среды, которые приобретают личное значение для человека (в силу необходимости, привлекательности, валентности).
Третье заключается в том, что возникновение личной потребности — это механизм, запускающий человеческую деятельность по поиску и достижению цели (объекта или задачи), которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности.
Четвертое положение заключается в необходимости разделения понятий «потребность организма» и «потребность индивида». Это важное обстоятельство вызвано следующими закономерностями:
Рассматривая потребность человека как состояние, важно помнить о двух его сторонах, происходящих в единстве — физиологической (биологической) и психологической.
Эстетические потребности в жизни человека
Эстетические потребности — это интерес человека к эстетическим ценностям и различным формам творческой деятельности, особенно в искусстве, где эстетические принципы выражаются в концентрированной форме.
В основе любой активной человеческой деятельности лежат потребности, которые вместе с мотивами оказывают большое влияние на развитие личности. Факторы, влияющие на эффективность деятельности, связаны с потребностями человека, то есть с силой и содержанием потребностей. Когда сила потребности является средней, качество деятельности будет самым лучшим; когда сила потребности становится слабее, качество деятельности ухудшается. Кроме того, если деятельность удовлетворяет основную потребность, производительность повышается. Например, если медицинский работник рассматривает оказание помощи человеку как основу профессиональной деятельности, то эффективность этой деятельности будет высокой. Однако если основой профессиональной деятельности является материальная потребность, то эффективность этой деятельности будет значительно снижена.
Личность человека развивается в процессе деятельности, поэтому степень психологического развития человека определяется количеством и разнообразием его потребностей. Помимо органических потребностей, у человека есть также материальные, социальные, творческие, духовные и ментальные потребности в развитии. Каждая группа потребностей может включать частные потребности. Таким образом, количество и степень потребностей человека может служить характеристикой его уровня психологического развития.
Другая, более важная, характеристика уровня развития человека заключается в многообразии его потребностей, и в каких из них он видит первостепенную важность, а какие ставит на задний план. Если предпочтение отдается органическим потребностям, то такой человек вряд ли будет психологически развиваться. Высокоразвитый человек ставит во главу угла творческие или духовные потребности.
Типы потребностей
Из всех классификаций потребностей наиболее применима классификация А. Маслоу. Она основана на иерархических группах, порядок которых указывает на порядок их появления в процессе индивидуального развития и развития мотивационной сферы.
Ученый выделяет 7 классов потребностей, которые возникают с рождения и сопровождают личное созревание:
Эти группы потребностей выстроены в виде строгой иерархической структуры со-подчинения — первая группа иерархии является основой, а последняя — вершиной иерархии. Потребность более высокого уровня реализуется только после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
Потребности человека классифицируются в соответствии с их происхождением: Это естественные потребности, запрограммированные на генетическом уровне, и культурные потребности, которые возникают в процессе социальной жизни.
Вторая классификация разделяет потребности в зависимости от степени сложности — биологической, социальной, духовной:
Не все реальные потребности могут быть удовлетворены по разным причинам, и в этом случае возникает состояние разочарования. В то же время, напряжение потребности, содержание которой недоступно, сохраняется, вызывая дискомфорт. Дискомфорт, вызванный напряжением потребности, устраняется за счет психологической защиты человека, которая обычно активируется.
Существует целый ряд механизмов психологической защиты, но для каждого человека характерен лишь один или несколько механизмов, которые он регулярно использует. Механизмы психологической защиты, которые наиболее часто используются человеком, функционируют как одна из характеристик его ориентации.
Эстетические потребности человека
Социальная практика определяет эстетическое сознание человека, но оно все еще нуждается в развитии, образовании и самообразовании. Человек с неразвитыми эстетическими потребностями оказывается обедневшим и испытывает трудности в развитии других человеческих качеств.
Эстетические потребности могут исчезнуть, если они не будут удовлетворены. Например, когда люди долгое время находятся в нужде, они привыкают к этому и довольствуются тем, что у них есть, не заботясь об эстетических аспектах.
Эстетические потребности формируют верхний слой в своей структуре, что обусловлено информационным воздействием на сознание человека. Люди, живущие в окружении уродливых вещей, и люди, лишенные эстетических удовольствий, заболевают, и лучшим лекарством от этой специфической болезни является красота.
Не только взрослые, но и каждый здоровый ребенок имеет эстетические потребности, которые встречаются на каждом этапе развития человека, начиная с первобытной системы.
Удовлетворение эстетической потребности характеризуется тем, что субъект предстает как активный потребитель, использующий красивые вещи в процессе своей жизни.
Эстетические потребности различаются по степени конкретности, то есть по степени ориентированности потребностей на некоторые специфические объекты потребления.
Различные виды продукции имеют различные эстетические свойства и ценности, что означает, что эстетические потребности также определены и удовлетворены в разной степени.
В литературе существуют различные системы расчета объема конкретных потребностей для построения модели потребительских предпочтений, распределения и потребления.
С другой стороны, никто никогда не пытался подсчитать степень удовлетворения или насыщения эстетической потребности. Возможно, необходимо специально изучить вопрос о допустимости таких расчетов.
Что касается особенностей исследования насыщения эстетических потребностей, то здесь есть некоторые основные соображения:
Для определения зависимости между фактическим удовлетворением общественных потребностей и выражением удовлетворенности потребителей академик С.Г. Струмилин рекомендовал применить «закон морального ожидания» Бернулли.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института