Что относится к эсо
Что такое ЭСО? Памятка для учителя
Что такое ЭСО?
Памятка для учителя
Электронные средства обучения (далее – ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
моделирующие программные средствапредоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
демонстрационные программные средстваобеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
учебно-игровые программные средствапозволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Новые СанПиН в детском саду
После вступления в силу новых санитарных правил СП 2.4.3648-20* (далее – санитарные правила, СанПиН) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения в целом, и цифровых ресурсов цифровой образовательной системы «МЭО – Детский сад», в частности.
Понятие электронные средства обучения (далее – ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.
В пункте 2.10.2 определены возможности использования ЭСО в процессе специально организованных занятий.
Так, в части (абзаце) четвертой указанного пункта установлено, что при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут. Отметим, что в «МЭО – Детский сад» нет заданий для детей, которые они должны были бы списывать, срисовывать с экрана, фиксировать их в тетрадях с помощью знаково-символических изображений. Кроме того, речь идет о непрерывном использовании информации на экране. Следовательно, во время занятия мы можем не единожды обращаться к интерактивной доске или экранам ноутбуков с длительностью их использования до 5-7 минут, предусмотрев перерыв и гимнастику для глаз.
Поскольку все занятия в «МЭО – Детский сад» построены в технологии смешанного обучения и предусматривают использование цифровых ресурсов наряду с традиционными видами детской деятельности (продуктивной, конструкторской, поисково-экспериментальной, игровой, двигательной активностью и др.), то контент «МЭО» полностью соответствует данному требованию СанПиН
Последняя часть (абзац) пункта 2.10.2 СанПин устанавливает, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Данное положение налагает запрет на использование в младшей и средней группах не только детских девайсов (компьютеров, ноутбуков), но также интерактивных досок, панелей. При этом запрета на использование электронных ресурсов воспитателем нет. Равно как нет запрета на использование ЭСО в других формах организации образовательного процесса.
Исходя из данного положения СанПиН, рассматривая его буквально (дословно), можем рекомендовать:
1. В младшей и средних группах дошкольной образовательной организации электронный контент цифровой системы «МЭО – Детский сад» может и должен использоваться прежде всего как методическое пособие для воспитателя. Воспитатель получает грамотно построенный сценарий занятия, в котором он может заменить цифровые ресурсы на бумажные средства обучения или традиционные игровые средства.
2. Образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. Это происходит в разнообразных формах взаимодействия педагогов с детьми (игровой деятельности, чтении художественной и познавательной литературы, конструировании, моделировании, решении проблемных ситуаций, беседах, игровых упражнениях и др.), а также в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с их семьями.
В любых формах образовательной деятельности кроме занятий использование цифрового контента детьми возможно. Цифровые ресурсы педагог может использовать в индивидуальной работе с детьми; дети могут самостоятельно пообщаться с компьютером, используя цифровые ресурсы контента МЭО; мы можем использовать электронный контент при проведении досуговых мероприятий, совместных мероприятий с родителями.
Безусловно, педагог должен ограничить время нахождения ребенка за компьютером (ноутбуком). Поскольку в старшем возрасте рекомендовано не более 5-7 минут непрерывного использования компьютера, для младшей и средней группы целесообразно установить время не более 4-5 минут. Еще раз повторим – единовременного использования. После перерыва (во второй половине дня) можно разрешить ребенку вернуться к понравившейся ему игре, к интересной презентации.
И, конечно же, воспитатель может рекомендовать родителям позаниматься с детьми дома с использованием ресурсов «МЭО – Детский сад».
Предлагаемый подход позволит использовать цифровую образовательную систему «МЭО – Детский сад» во всех дошкольных группах (начиная с младшей) дошкольной образовательной организации, не нарушая положений санитарных правил.
*О применении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28, зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный № 61573)
Особенности применения электронных средств обучения в образовательном процессе
Понятие и назначение электронных средств обучения. Преимущества и недостатки их использования в учебном процессе. Трудности применения этих средств для ученика и учителя. Использование электронных средств обучения в контексте модульного обучения.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.04.2013 |
Размер файла | 23,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования Республики Беларусь
Гродненский государственный медицинский колледж
На тему: «Особенности применения электронных средств обучения в образовательном процессе»
1. Понятие электронных средств обучения
2. Преимущества использования ЭСО в учебном процессе
3. Недостатки использования ЭСО в учебном процессе
4. Использование ЭСО в контексте модульного обучения
В системе образования в настоящий момент ведущую роль играют информационные технологии, которые способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения. Новые формы организации процесса обучения, направленные на индивидуализацию и дифференциацию активно развиваются и основываются на принципе самостоятельного обучения с помощью различных интерактивных средств и информационных ресурсов.
Исходя из этих направлений становится актуальным создание и использование качественных электронных средств обучения, в основе которых лежат современные информационные технологии. Компьютер вносит в образовательный процесс интерактивность, которая позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения.
Такое качество способно эффективно воспринимать информацию учащимися, что сказывается на пользе самостоятельной работы. В электронных учебниках, пособиях, словарях, справочниках, практикумах средствами гипертекста и мультимедиа (анимация, графика, аудио, видео) учебный материал представляется в интерактивной форме, что способствует более быстрому нахождению необходимой учащимся информации, её пониманию и усвоению. Компьютерный контроль активизирует процесс познания и помогает дать наиболее объективную оценку уровня знаний пройденного материала учащимися.
1. Понятие электронных средств обучения
Электронные средства обучения можно разделить на следующие виды по своему методическому назначению:
Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Могут использоваться при проведении практических и лабораторных занятий, при организации самостоятельной проектной деятельности школьников.
демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Появляется возможность объяснить и показать учащимся трудный для понимании материал.
электронные учебники (ЭУ) являются основными ЭСО. Такие учебники должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. ЭУ позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи.
учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.
досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
интеллектуальные обучающие системы (ИОС) могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых.
Использование ЭСО в процессе обучения должно соответствовать общедидактическим принципам:
ь последовательности предъявления материала,
ь сознательности обучения,
ь самостоятельности и активности деятельности,
ь прочности усвоения знаний,
ь единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Также применение электронных средств обучения даёт дополнительные дидактические возможности :
обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной информации, которая предполагает реализовать возможности современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представленных в динамике развития, в пространственном и временном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
компьютерное моделирование изучаемых объектов, процессов, явлений;
автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет фиксировать результаты экспериментов;
изменять значения параметров (например, физических величин) согласно условиям эксперимента;
осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала:
v генерирование и рассылка организационно-методических материалов,
v загрузка и передача их по сети и т.п.
Выделяют ряд ключевых аспектов использования электронных средств обучения в образовательном процессе:
Преподаватель создаёт условия для наилучшего учета индивидуальных возможностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки и раскрытия творческого потенциала учащихся.
Ш содержательный аспект:
Используя ЭСО, педагог можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов, соответственно учебник дополняется теми элементами, которые не могут быть реализованы с обычным учебником;
Ш учебно-методический аспект:
Этот аспект позволяет учителю обеспечить учебно-методическое сопровождение учебного предмета. Ведь ЭСО можно применять на различных этапах образовательного процесса, как при подготовке к уроку, как на самом уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний), так и для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, также для подготовки к контрольным работам и т.д.;
Ш организационный аспект:
Исходя из аспекта, педагог может использовать при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
Ш контрольно-оценочный аспект:
Такой аспект позволяет осуществить педагогу различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Использование ЭСО в процессе обучения существенно влияет на формы и методы представления учебного материала, вид взаимодействия между учащимися и педагогом, а также на методику проведения занятий, в общем.
Условием эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ занятия. Его педагоги могут осуществлять по следующим принципам:
ь обоснованность и целесообразность использования ЭСО на занятии;
ь организация работы группы и каждого учащегося с ЭСО;
ь деятельность педагога во время работы учащихся с ЭСО;
ь деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
ь деятельность преподавателя после окончания работы учащихся с ЭСО;
ь организация работы группы и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
При подготовке и проведении преподавателем факультативных занятий, элективных курсов и организации самоподготовки возможно применение электронных средств обучения.
2. Преимущества использования ЭСО в учебном процессе
Вхождение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.
На практике информатизация образования невозможна без использования средств информатизации образования, к которым по праву относятся и электронные средства обучения.
Использование ЭСО, как может показаться, всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Конечно, в ряде случаев это так. Но есть и отрицательные стороны информатизация образования. Положительные и отрицательные моменты использования ЭСО важно учитывать в процессе работы каждому преподавателю, безусловно, и тому педагогу, который создаёт электронные средства обучения.
Применение ЭСО в образовательном процессе приводит к распространению в педагогической и организационной деятельности учебного заведения следующих значимых возможностей:
Ш совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
Ш повышение эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
Ш организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
Ш введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
Ш внесение изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
Ш совершенствование механизмов управления системой образования.
В числе главных плюсов выделяют компактность и дешевизну электронных средств обучения. К достоинствам также можно отнести возможность быстрого обновления, добавления и изменения информации; легкого тиражирования; использования аудио- и видеоматериалов, гипертекстовой технологии и др.
Всё вышеперечисленное не исключает и присутствие недостатков, связанных с использованием электронных средств во всех формах обучения.
3. Недостатки использования ЭСО в учебном процессе
Одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Но индивидуализация сводит к минимуму живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой учебном процессе, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером».
Следующий недостаток вытекает из предыдущих, им является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Также трудности могут возникнуть в применении ЭСО, которые предоставляют преподавателю и учащимся свободу в поиске и использовании информации. Многие обучаемые не могут воспользоваться предоставленной им свободой, предоставляемой информационно-телекоммуникационными средствами в процессе обучения.
Зачастую, большой объём информации, предоставляемый образовательными электронными изданиями и ресурсами (электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы) приводит к неумению извлекать нужную информацию и становится причиной отвлечения учащегося от сути изучения учебного материала.
При демонстрации учащимся информации разных типов, может произойти отвлечение от одного типа информации к другому, вследствие чего будет пропущена важная информация. Поэтому, чтобы такого не происходило, преподаватель должен грамотно и чётко компоновать материал модулей, акцентировать внимание учащихся на важных моментах и исключать ненужную информацию, чтобы не «засорять» память учащихся.
В различных ситуациях применение ЭСО не позволяет обучающимся проводить «реальные опыты своими руками», что отрицательно отражается на результатах обучения.
Конечно, нельзя забывать о чрезмерном и не оправданном использовании электронных средств информатизации негативно влияющих на здоровье всех участников процесса обучения.
электронный обучение ученик модульный
4. Использование ЭСО в контексте модульного обучения
В основе модульного обучения лежит деятельность учащихся, позволяющая им логически правильно организовать своё обучение для освоения какой-либо раздела или темы в модуле, распределяя время изучения той или иной темы, контролируя себя.
Использование ЭСО в организации модульного обучения позволяет эффективно применять различного рода электронные средства для лучшего понимания и усвоения материала. ЭСО повышает качество учебного материала, делая его аудиовизуальным, красочным, динамичным, что способствует более наглядному представлению информации. В процессе модульного обучения проявляется взаимосвязь теории и практики. Учащиеся, например, используя электронный учебник, изучают теоретический материал темы модуля (с мультимедийным наполнением), закрепляют полученные знания, пользуясь электронным практикумом (сборник упражнений и задач), а затем проверяют свои знания, проходя электронное тестированием. Вследствие чего, получают оценку, усвоен ли учебный материал темы модуля, если учащийся успешно прошёл контроль знаний, то он может переходить к изучению следующего раздела модуля. Если же оценка неудовлетворительная, то учащийся может заново воспользоваться электронными пособиями для повторения изученного материала с целью доступа к следующей теме модуля при успешном тестировании.
Использование ЭСО в процессе обучения обеспечивает:
Ш индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора темпа учебной деятельности, организационных форм и методов обучения ;
Ш предоставление учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
Ш расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
Ш расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
Ш формирование информационной культуры учащихся;
Ш повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
Модульное обучение при одновременном использовании компьютерных технологий позволяет каждому учащемуся достигнуть хороших результатов в процессе обучения, то есть в соответствии со своими способностями осваивать учебный материал и при этом получать знания на современном техническом и образовательном уровне.
Ключевыми моментами в использовании ЭСО не только в модульном обучении, но и в любом другом накладывает свои особенности на применение их в образовательном процессе. Преподаватель, применяющий электронные средства или имеющий отношение к их созданию, должен овладеть многими нюансами создания компьютерных программ, которые затем будут использовать учащиеся в качестве электронных пособий в образовательном процессе. Следует учитывать, что применение ЭСО не должно исключать работу учащихся с обычным учебником.
Модульное обучение с использованием электронных средств обучения позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, что эффективно влияет на процесс обучения.
Стремительное развитие информационных и педагогических технологий, определённо, накладывает свой отпечаток на поиск и использование различных форм, методов, средств и технологий в образовательном процессе. Применение новых образовательных технологий и «продвинутых» электронных средств обучения предполагает, что преподаватель должен быть компетентен в использовании ЭСО и суметь сформировать необходимые компетенции у обучающихся.
2. Пакшина Н.А. Электронные справочники, словари, каталоги [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nntu.nnov.ru/RUS/biblioteka/meropr/docs/2-7.pdf (31.05.11)
4. Электронные средства обучения и их использование в подготовке школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html (30.05.11)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Требования к разработке средств обучения, особенности применения интерактивных досок, графопроекторов, компьютерной техники, средств воспроизведения цифровых носителей, сети Интернет, электронных учебников, обучающих систем в образовательных учреждениях.
контрольная работа [37,6 K], добавлен 24.10.2010
Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания. Виды образовательных электронных изданий. Место и роль игровой технологии в учебном процессе. Классификация педагогических программных средств.
дипломная работа [84,4 K], добавлен 12.09.2014
Средства обучения как важный компонент данного процесса, классификация и типы. Общая дидактическая роль средств обучения в деятельности учителя технологии. Изучение педагогического опыта и анализ эффективности использования электронных средств обучения.
курсовая работа [48,0 K], добавлен 11.09.2015
Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий. Классификация электронных средств учебного назначения. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе. Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования.
контрольная работа [46,9 K], добавлен 27.11.2008
Состояние и особенности традиционных средств обучения информатики детей младшего школьного возраста, их преимущества и недостатки. Разработка урока информатики с использованием электронных и традиционных средств обучения, его дидактические особенности.
дипломная работа [6,0 M], добавлен 17.09.2011