Что относится к эмпирическому познанию
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Эмпирическое познание мира. Признаки и методы
Эмпирическое познание. Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Что значит эмпирическое познание?
Весь процесс познания принято делить на две части: теоретическую и эмпирическую. Первая считается высшей, исходя из того, что она строится на проблемах и законах, являющихся их решением. Суждение о ней, как об идеале, спорно: теория хороша для уже изученных процессов, признаки которых давно рассмотрены и описаны кем-то другим. Эмпирическое познание – это совсем иная форма знания. Она первоначальна, потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта исследования. Его также называют чувственным созерцанием, что означает:
Эмпирическое познание в философии
У каждой науки есть уникальное видение необходимости использования чувств в процессе изучения окружающей среды и общества. Философия считает, что эмпирический уровень познания – это категория, служащая укреплению связей в социуме. Развивая наблюдательные способности и воображение, человек делится опытом с окружающими и вырабатывает мыслящее созерцание – конструктивное восприятие, возникающее из симбиоза чувств и внутреннего взора (точки зрения).
Признаки эмпирического познания
Черты, характерные любому изучаемому процессу, называют его особенностями. В философии используют аналогичное понятие – признаки, раскрывающие характеристики происходящего процесса. Особенности эмпирического познания включают:
Методы эмпирического познания
Понять механизм философской или социологической категории нереально без предварительной выработки правил проведения исследования. Эмпирический путь познания нуждается в таких методах, как:
Функции эмпирического познания
Функции любой философской категории означают цели, которых можно достичь ее применением. В них раскрывается сама необходимость существования понятия или явления с точки зрения полезности. Эмпирический способ познания имеет следующие функции:
Эмпирическое познание — виды
Чувственный способ получения знаний может принадлежать к одной из трех разновидностей. Все они взаимосвязаны друг с другом и без этого единства невозможен эмпирический метод познания мира. В число этих видов входят:
Что такое Эмпирическое познание
Эмпирическое познание — знания, полученные из опыта либо наблюдений, а не из теоретических рассуждений или идей.
Методы научного познания
Метод исследования — это путь к решению определённой задачи. Методы научного познания бывают двух уровней:
Некоторые общенаучные методы используются лишь на эмпирическом уровне:
Другие методы используются лишь на теоретическом уровне:
А есть такие методы, которые используются на обоих уровнях (эмпирическом и теоретическом):
Эмпирический метод
Это исследования, выводы которых основаны на конкретных данных, таких как количественные или качественные методы исследования предмета.
Количественные методы исследования
Это сбор числовых данных, т. е. количественная оценка информации. Эти методы имеют структурированный формат. Может быть сбором такой информации, как: мнения, поведение и т. д. (часто используются опросы целевой аудитории).
Качественные методы исследования
Это сбор нечисловых данных — анализ причин, значений и мнений. Эти методы имеют полуструктурированный или неструктурированный формат. Качественные методы позволяют получить более глубокую информацию о предмете изучения (часто используются эксперименты, интервью и т. д.).
Теоретический метод
Теоретический (или неэмпирический) метод основывается на логических умозаключениях, предположениях и убеждениях. Теоретический метод не основывается на данных, собранных посредством доказательств, как это происходит с эмпирическим методом.
Исследователь собирает данные при помощи:
Эмпиризм
Эмпиризм — это теория о том, что источником знаний человека может быть только чувственный опыт.
Эмпиризм в философии — идеология, что всё берёт своё начало в опыте, в том, что мы можем испытать. Сторонники эмпиризма считают, что только через опыт можно рационально допустить или познать какие-либо утверждения.
Рационализм
Эмпиризм противопоставлен рационализму — теория, согласно которой разум способен получать знания напрямую, не посредством чувств. Для рационализма разум — это единственный способ получать знания.
Узнайте больше про Рационализм.
Эмпирики
Одним из ранних эмпириков и основоположником эмпиризма можно считать английского философа сэра Фрэнсиса Бэкона.
Он обосновал индуктивный метод познания, который сейчас называется научным методом или методом Бэкона.
После него, в 17-м и 18-м вв., значимые представители эмпиризма открыто противились рационализму:
Виды и формы познания мира
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Эмпирические знания: что это такое, характеристики, виды и примеры
Содержание:
Эмпирическое знание тесно связано с научным знанием, поскольку оба стремятся узнать, на что похожа реальность. Однако первое имеет особое значение для ощущения и восприятия живых существ, предметов и явлений через органы чувств.
Этот тип знания фактический, но не такой объективный, как научный, хотя он больше основан на материальных объектах, чем на философском и религиозном знании.
Далее мы поговорим более подробно о что такое эмпирическое знание, как его получают, какие бывают типы, каковы их характеристики и основные отличия от научных знаний, а также увидеть некоторые примеры из повседневной жизни.
Что такое эмпирическое знание?
Материалистические подходы к реальности, то есть те, которые стремятся понять, что есть, из того, что есть, основаны на эмпирическом знании и восприятии. Хотя это делает эмпирическое знание субъективным и также называется ненаучным знанием, Именно этот тип знания послужил основой для возникновения современной науки. и научная мысль и метод. Эмпирическое радикально противоположно концепции религиозного и философского знания, более абстрактной, образной и метафизической природы.
Типы эмпирических знаний
Мы можем говорить о двух типах эмпирического знания. Они следующие.
1. Частный
Например, фраза «птицы летают» может быть конкретным эмпирическим знанием, поскольку невозможно обобщить и сказать, что все птицы летают. Их может быть несколько, может быть большинство, но не все.
2. Условные
Это такое знание, в котором объекту присваиваются определенные характеристики, но может случиться так, что в будущем он их не получитлибо потому, что этот объект изменяется, либо потому, что он имеет разные характеристики в зависимости от контекста и ситуации, в которой он находится.
Если взять тот же предыдущий пример, то можно предположить, что, хотя все птицы, которых мы видели в нашей жизни, летают, это может быть не так в будущем (например, они потеряют свои перья и больше не смогут летать. ) или что в зависимости от ситуации не могут этого сделать.
Характеристики
Основными характеристиками эмпирического знания являются следующие шесть:
1. На основе опыта
Получение эмпирических знаний осуществляется через опыт, взаимодействовать с явлением, которое вы хотите запечатлеть, и узнавать о нем.
Например, чтобы узнать, что такое роза, необходимо ее увидеть, понюхать, прикоснуться к ее стеблю и обнаружить, что она колет.
2. Ограничено чувственным восприятием
Эмпирическое знание может быть получено только через чувства. В случае отсутствия всех органов чувств (слуха, вкуса, зрения, осязания и обоняния) или изменения любого из них, это подразумевает ограничение опыта и, следовательно, ограничивает получение знаний.
Например, слепой человек не может знать цвета эмпирически. Возможно, вы узнали в школе, что небо голубое или что кровь красная, но вы никогда не видели этих цветов и не можете понять, как они выглядят.
3. Субъективно
Эмпирические знания субъективны. Для его приобретения каждый человек использует свои чувства., которые могут быть изменены или захватывать информацию разными способами. Опыт зависит от того, что человек воспринимает и как он это делает, что делает сам опыт необъективным.
Например, если два человека войдут в операционную, они заметят, что стены имеют оттенок между синим и зеленым. Один может сказать, что это сине-зеленый цвет, а другой считает, что он больше сине-зеленый. Смотрите, они видят то же самое, но их способ интерпретации отличается
4. Несистематический и неподдающийся проверке
Эмпирические знания нельзя ни проверить, ни измерить, их подтверждает только факт.. Для этого не требуются шаги или точный метод получения этого знания, поскольку мир запечатлен таким, какой он есть, только нашими чувствами.
Например, если мы ласкаем шерсть нашего питомца, это может быть очень приятное ощущение. Это удовольствие невозможно измерить объективно, нет единицы измерения того, насколько что-то приятно, и другой человек не может проверить, приятно ли ласкать нашего питомца.
5. Частный
Эмпирическое знание нельзя применить ко всем явлениям или обобщить и сказать, что это мнение или реальность каждого, другими словами, это конкретное знание.
Каждый человек вбирает и усваивает эти знания по-своему., от их собственного способа интерпретации мира, основанного на собственных убеждениях и предыдущем опыте, что делает эмпирические знания несколько неточными.
Например, если кто-то считает «Крик» Эдварда Мунка уродливой и гротескной картиной, это их мнение, основанное на их опыте, в то время как другие могут подумать, что она приятна для глаз и очень красива. Как бы то ни было, нельзя сделать общий вывод о том, что все считают картину «Крик» уродливой.
6. Это практично
Эмпирическое знание имеет применение в повседневной жизни, позволяя нам понимать повседневные явления в соответствии с тем, что мы воспринимаем нашими чувствами. Однако это бесполезно для теорий или обобщений.
Некоторые примеры эмпирического знания
Давайте рассмотрим несколько примеров эмпирических знаний, типичных для повседневной жизни.
В чем разница между эмпирическим и научным знанием?
Как мы уже отмечали, эмпирические знания сыграли очень важную роль в возникновении современной концепции науки. Этот тип знания вместе с доктриной эмпиризма стал ключом к появлению научного метода. Оба являются двумя способами понимания реальности, но у каждого есть свои методы и системы для генерации новых знаний.. Они несопоставимы, и, по сути, первое также известно как ненаучное знание.
Как мы уже говорили, эмпирические знания основаны на личном опыте и восприятии информации, которую человек получает через органы чувств, с помощью которых они могут делать свои собственные выводы о реальности. То есть эмпирическое субъективно. С другой стороны, научные знания основаны на доказательствах и применении стандартизированных методов для проверки имеющихся данных и получения знаний, которые являются максимально объективными и близкими к реальности.
Научное знание начинается с конкретных гипотез, связанных или не связанных с эмпирическими. Эти гипотезы призваны стать объяснением реального мира, чего эмпирическое знание не предлагает. Кроме того, научные знания должны быть проверены особым методом с демонстрациями и тестами (научный метод), то есть это систематическая характеристика, противоположная эмпирическим знаниям, в которых опыт фиксируется без каких-либо процессов, кроме ощущений и восприятия.