Что относится к элементам модели государство как платформа
Государство как платформа: люди и технологии
Данный доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) его авторы предлагают рассматривать как практическое пособие, развивающее идеи доклада Центра стратегических разработок «Государство как платформа». Исследование подготовлено с учетом опыта, полученного от реализации на базе РАНХиГС программы переобучения «Руководитель цифровой трансформации». Вкладывая в роль государства как цифровой платформы несколько пониманий, РАНХиГС уделяют ключевую роль вопросу о том, к чему в будущем приведут новые технологии и какие новые вызовы они принесут российскому обществу и государству. А сама цифровая трансформация представляется уже третьей волной цифровизация, которая спровоцирует появление новых моделей деятельности и новых продуктов и процессов.
Продолжая свои рассуждения, эксперты РАНХиГС перечисляют мировые тренды в цифровой трансформации государства, такие, как открытые данные, машиночитаемые законы, «гособлака» и т.д. Кроме этого в качестве основных технологий, наиболее актуальных для системы государственного управления, называются и подробно раскрываются большие данные, нейросети, интернет вещей, системы блокчейн и цифровой прослеживаемости.
Авторы доклада представляют основной набор инструментов, необходимых для реализации задачи по внедрению цифровых и платформенных решений, признавая, что время, когда можно было решать трансформационные задачи, не затрагивая саму государственную службу закончилось. Анализ жизненной ситуации, описание процессов и потребностей людей, реинжиниринг процессов всё это будет необходимо реализовывать для управления процессами при цифровизации государственного управления.
РАНХиГС формирует перечень конкретных решений в области цифровой трансформации государственного управления, включающий запуск механизмов отбора, мотивации, обучения, создание прототипов будущих суперсервисов в пилотных регионах, построение единой государственной архитектуры данных и масштабируемой облачной инфраструктуры и т.д. В заключение своего исследования эксперты РАНХиГС выдвигают предположения того, что может происходить в мире после осуществления цифровой трансформации и господства новых технологий, и сообщают, что в будущем будут только расти индивидуальные издержки людей от «ошибок» и важность обладания знаниями, почему и для чего работают цифровые технологии.
Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация.
С 2017 года со стороны Центра стратегических разработок впервые прозвучала идея «Государства-как-Платформы». Указанная идея предполагает трансформацию государственного управления с использованием возможностей, которые предоставляют новейшие технологии. Метафора «Государства-как-Платформы» значимо не только в технологическом аспекте, которому в большей мере посвящен настоящий доклад. В контексте рассматриваемой работы было важно предложить видение образа будущего государства, в котором государственный аппарат малочисленный, решения принимаются быстро, а также не имеется посредников между человеком и его данными в лице государственных органов. При подобном подходе возрастает возможность построения индивидуальных решений в развитии и решении жизненных ситуаций, с которыми сталкивается человек как в бытовой жизни, так и в работе.
Новая цифровая реальность делает неизбежной трансформацию государственных сервисов. В фокусе концепции «Государство-как-Платформа» находится человек. Идентифицируясь в государственной платформе с помощью своего «цифрового двойника» человек будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.
По мнению авторов доклада, России необходимы следующие изменения:
Как построить государство-платформу?
Тему государства как платформы продолжила вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество» М. С. Шклярук. Она отметила, что в государственном управлении в последнее время наметились некоторые изменения, но для перехода на качественно новый уровень их недостаточно. Сохраняется старая кадровая система, вопросы, решения которых ждут бизнес и граждане, тонут в многочисленных межведомственных согласованиях.
По мнению сотрудников Центра стратегических разработок, основная проблема государственного управления заключается в том, что нет эффективной работы по достижению стратегических приоритетов и по большому счету нет самих стратегических приоритетов. Формирование и реализация приоритетных проектов — это, конечно, попытка восполнить недостающее, но эти проекты часто не увязаны между собой. «Я думаю, если попросить членов правительства назвать три главные стратегические цели России, их ответы не совпадут», — предположила Шклярук.
Реформу государственного управления следует рассматривать как инструмент проведения ключевых изменений, которые необходимы стране: удвоение несырьевого экспорта, рост ВВП на 30%, увеличение реальных располагаемых доходов населения на 25%, снижение бедности на 25% и ежегодный экономический рост на 3,6% (целевой прогноз Центра стратегических разработок до 2024 года). Для достижения этих целей и необходимо решить ключевую задачу по созданию системы стратегического планирования.
Конечно, в стране наблюдается попытка формирования единой системы документов стратегирования. Однако, как отметила Шклярук, их количество избыточно — только на федеральном уровне насчитывается порядка 170 таких документов, не считая приоритетных проектов. Но в то же время нет ключевого документа стратегии страны, которая задавала бы единые цели, и по-прежнему деятельность министерств и ведомств ориентирована на решение текущих задач.
Реформа стратегического управления должна быть увязана с кадровой реформой, запуском полного цикла управления персоналом и введением известной бизнесу модели регулярного диалога по целям — необходимо, чтобы члены Кабинета министров как минимум в квартальном режиме проводили анализ процесса достижения конкретной цели, выявляли мешающие факторы и принимали соответствующие решения по их устранению. «В принципе на бумаге это существует и сегодня, но один из основных акцентов предлагаемой нами реформы сделан на признании необходимости ухода от имитационности всех процедур», — отметила Шклярук.
Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»
Каким образом можно обеспечить реализацию стратегических целей? Сейчас Центр стратегических разработок совместно с аппаратом правительства работает над увязкой процесса стратегического планирования и проектного управления с бюджетным процессом, на данный момент есть соответствующие пилотные государственные программы. И следующим шагом должно стать включение такой программы в число приоритетных государственных программ с защищенным бюджетом сроком на шесть лет. Кроме того, должен появиться и так называемый центр, то есть определен федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за внедрение управления по результатам, повышение эффективности деятельности государственного управления. Необходим функциональный анализ — выявление ненужных функций государства, тех функций, которые на данный момент дублируются, и тех, которые могут быть переданы на рынок. У государства-платформы должен появиться главный архитектор, которого сейчас нет и без которого государство-платформу развивать невозможно. Соответственно, активно должна функционировать и обратная связь для того, чтобы государство понимало, нужен или нет тот или иной проект. Поэтому механизмы открытого правительства по-прежнему должны применяться и совершенствоваться так же, как и инициативное бюджетирование.
Что касается целевых показателей государства-платформы, то сотрудники Центра стратегических разработок считают, что создание массива данных, из которого можно черпать нужную для обработки искусственным интеллектом информацию, позволит уже через шесть лет порядка 50 государственных услуг оказывать мгновенно. Эта амбициозная цель (к примеру, в Великобритании это удалось сделать с 20 государственными услугами) заставляет перестраивать все процессы, которые стоят за оказанием государственных услуг и за всеми другими ведомственными процессами.
Кроме главного архитектора этой технологической базы потребуется мощный реинжиниринг процессов, который Центр стратегических разработок предлагает делать исходя из жизненных ситуаций граждан и бизнеса и проводить именно межведомственный реинжиниринг процессов, внедряя так называемый процессный подход в государственном управлении. Конечно, необходимо изменить и кадровую политику. Необходимо внедрение полного цикла управления персоналом с применением современных инструментов оценки. У чиновников должны появиться новые компетенции. Кроме того, в стране следует создать отдельный орган власти, ответственный за управление кадрами на госслужбе, который бы отвечал за внедрение единых методологических подходов к кадровой работе и оказывал бы методологическую поддержку кадровым службам федеральных органов и органам власти субъектов Федерации.
Полностью репортаж доступен для подписчиков в февральском номере журнала «Бюджет».
Что относится к элементам модели государство как платформа
Данный профиль посвящен различным вопросам по государственному и муниципальному управлению
Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления
Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и. Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления
Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и содействие экономическому росту, основанному на внедрении технологий. В фокусе развертывания Платформы находится гражданин в условиях новой цифровой реальности. Государство должно создать условия, которые помогут человеку раскрыть свои способности и сформировать комфортную и безопасную среду для его жизни и реализации потенциала, а также для создания и внедрения инновационных технологий.
По оценкам авторов, создание «Государства-как-платформы» обеспечит государству:
• снижение уровня затрат на общегосударственные расходы на 0,3%25 ВВП к 2024 году;
• встраивание данных в процессы принятия решений, автоматические алгоритмы принятия решений, принципиальный реинжиниринг процессов, мониторинг ситуации в режиме реального времени:
— увеличение скорости процессов;
— увеличение числа индикаторов экономического состояния в реальном времени, полученных из альтернативных источников;
• адресность государственной поддержки;
• дистанционный контроль объектов контроля и надзора;
бизнесу:
• снижение административных издержек на контрольно-надзорную деятельность и нагрузки по предоставлению отчётности;
• удовлетворённость пользователей качеством данных и сервисов:
— высокий объём используемых бизнесом государственных данных;
— высокую долю бизнеса, использующего / подписанного на государственные данные;
гражданам:
• высокий уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение скорости и качества оказания услуг и минимизацию очного контакта с госорганами:
— высокую долю цифровых услуг, оказываемых в про-активном режиме;
— высокую долю данных, представляемых гражданами однократно;
— персонализацию госуслуг.
В результате полностью изменится взаимодействие человека и государства. Государство перейдет от предоставления единичных «точечных» сервисов при помощи государственных (ведомственных) информационных систем и баз данных к комплексному решению жизненных ситуаций человека, которое основано на едином массиве данных и алгоритмах работы с ними. При этом, благодаря использованию современных технологий, данные граждан будут более эффективно защищены от несанкционированного доступа, а надежное резервирование предотвратит их утрату.
После цифровой трансформации гражданину не придется совершать всех этих действий. Уже в роддоме информация о рождении ребенка попадет в «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник». Далее «цифровой двойник» будет «обрастать» все новыми и новыми данными. Платформенные сервисы будут активно предлагать гражданину различные услуги.
Человек, идентифицируясь в государственной платформе, с помощью своего «цифрового двойника» будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями (рисунок 1).
• государственная служба:
— разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие;
— возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан;
— предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, государственные служащие сфокусируются на выводах, а не на рутине.
На уровне руководства портфелем проектов принимаются стратегические решения о параметрах создаваемого «Государства-как-платформы», приоритетах развития тех или иных сервисов, глобальном выделении ресурсов (создание новых органов власти, принятие программ целевого финансирования и т.д.).
В рамках программ, входящих в портфель, выполняется разработка сервисов (по сути, проектирование и внедрение каждого сервиса представляет собой программу), доработка и полномасштабное развертывание ГЦП (Государственной цифровой платформы), а также решение сопутствующих организационных, нормотворческих и ресурсных задач.
В рамках проектов происходит разработка ГЦП, развертывание прототипа ГЦП на пилотных проектах, подготовка органов власти к запуску новых сервисов.
Рисунок 2. Ключевые изменения в результате цифровой трансформации госуправления
Рисунок 3. Структура управления развертыванием «Государства-как-платформы»
Отдельно стоит остановиться на принципах управления, которыми следует руководствоваться при разработке программного обеспечения. Для обеспечения необходимой гибкости и быстроты при разработке ГЦП необходимо применять:
Литература:
В.В. Буров, М.В. Петров, М.С. Шклярук, А.В. Шаров. «Государство-как платформа»: эффекты реализации и управление развертыванием//Государственная служба. 2018.№4(20).С.17-26 Показать больше
Девятый «Гайдаровский форум», который открылся вчера в Москве, запомнится широким спектром тем: участники говорят не только об экономике, но и проблемах образования, науки и государственного управления. Последняя тема стала ключевой для сессии «Современные вызовы государственного управления», которая прошла 17 января в РАНХиГС. В ходе открытого диалога ведущие экономисты, политики и ученые обсудили новые модели государственного регулирования.
Перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.
Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с «большими данными». Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.
Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня. Эту модель не обошли стороной и участники открытого диалога. Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», отметила, что реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления. Ожидается, что к 2024 году она будет частично осуществлена: 50 наиболее востребованных госуслуг будут оказываться мгновенно («0 секунд 0 чиновников»), данные всех государственных информационных ресурсов будут доступны в реальном времени через программные интерфейсы. Кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.
Перейти на цифровой формат госуправления стремятся не только в России: такого же курса придерживаются и в Великобритании, о чем сообщил гость сессии лорд Фрэнсис Мод, директор Francis Maude Associates LLP, государственный министр торговли и инвестиций Великобритании в 2015–2016 гг. Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.
Как отметил другой участник дискуссии – Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, – новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.
Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой. По словам Президента Академии наук Александра Сергеева, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.
– Должна быть стратегическая гибкость. Для того, чтобы двигаться в определенном направлении, нужен вектор, а вектора, я боюсь, у нас нет, – считает президент РАН.
Обрести новый вектор можно только после соответствующих изменений. И речь идет не только о цифровой, но и о культурной трансформации.
– Один из элементов этой трансформации – совершенно другой уровень вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, – отмечает Андрей Слепнев, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации. – Если раньше, когда мы говорили: «нам надо посоветоваться с общественностью», «привлечь экспертов», – это был скорее оборот речи, то сейчас это – абсолютно необходимый инструмент в работе.
Мысль Андрея Слепнева вновь возвращает к идее «цифрового государства»: такой инструмент, как общественное мнение, сможет быть использован в полной мере только тогда, когда электронные платформы станут одной из основных площадок государственного регулирования.