Что относится к элементам финансовой отчетности

Новости

Элементы финансовой отчетности

ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Принципы(47-80)

Принципы(47-80)

В соответствии с МСФО элементами финансовой отчетности являются:

Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения в балансе, являются активы, обязательства и капитал. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Пять составляющих финансовой отчетности, образуют основное бухгалтерское или балансовое равенство, которое характеризует финансовую позицию предприятия и отражает взаимосвязь двух основных форм отчетности: баланса и отчета о прибылях и убытках.

Согласно классификации, принятой в МСФО, основной вид балансового равенства следующий:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Балансовое равенство объединяет три составляющие баланса, и из него вытекает определение капитала, которое было приведено выше. Исходя из приведенных определений доходов и расходов основное бухгалтерское равенство может быть представлено в следующем виде:

В этой форме бухгалтерское равенство дает наглядное представление об экономической взаимосвязи основных форм отчетности: разница между доходами и расходами, представляющая собой чистую прибыль (чистый убыток), рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, увеличивает (уменьшает) собственный капитал предприятия.

Кроме доходов и расходов, существуют еще две операции, оказывающие влияние на величину собственного капитала и отражающие взаимосвязь предприятия с «внешним» миром: инвестиции и изъятия владельцев. Они также могут быть введены в основное балансовое равенство:

Однако в такой форме балансовое равенство используется достаточно редко, хотя наиболее наглядно демонстрирует не только процесс увеличения капитала в результате собственной деятельности компании, но и возможности по его изменению, привносимые извне.

ЦЕЛЬ 1

Определить основные элементы финансовой отчетности

Несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия и их отражения в финансовой отчетности.

Активы

Активы — это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать в компанию разными путями. Например, актив может быть:

· использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и услуг, продаваемых компанией;

· обменен на другие активы;

· использован для погашения обязательства; или

· распределен среди собственников компании.

Между возникающими расходами и создаваемыми активами существует тесная связь, но они совсем необязательно будут совпадать. Так, когда компания несет расходы, это может свидетельствовать о том, что преследовалась цель получения прибыли в будущем, но это не является достаточным доказательством того, что возник объект, отвечающий определению актива. Точно также отсутствие соответствующих расходов не мешает статье соответствовать определению актива и, таким образом, претендовать на признание в балансе. Например, дотированные статьи компании могут подходить под определение актива.

Обязательства

Необходимо провести различие между текущим и будущим обязательствами. Решение руководства компании приобрести активы в будущем периоде само по себе не ведет к возникновению текущего обязательства. Обычно обязательство возникает тогда, когда актив доставлен или когда компания заключает не подлежащий отмене договор на его приобретение.

Урегулирование текущего обязательства обычно связано с отказом компании от ресурсов, содержащих экономическую выгоду, с тем, чтобы удовлетворить иск другой стороны. Урегулирование текущего обязательства может осуществляться несколькими способами, например:

· выплатой денежных средств;

· передачей других активов;

· заменой одного обязательства другим; или

· переводом обязательства в капитал.

Обязательство также может быть погашено другими средствами, такими как отказ или утрата кредитором своих прав.

Капитал

Несмотря на определение капитала как остаточного, в балансе он может разбиваться на подклассы. Например, в корпоративной компании такие статьи как средства, внесенные акционерами, нераспределенная прибыль, резервы, представляющие выделения нераспределенной прибыли, и резервы, представляющие корректировки, обеспечивающие поддержание капитала, могут показываться отдельно. Такая классификация может быть уместной для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности на этапе принятия решения, когда они определяют юридические или другие ограничения способности компании распределять или как-либо использовать капитал. Она также может отражать факт того, что стороны с долями участия в компании имеют разные права в отношении получения дивидендов или возмещения капитала.

Сумма капитала, показываемая в балансе, зависит от измерения активов и обязательств. Как правило, общий размер капитала только по случайности соответствует общей рыночной стоимости акций компании или сумме, которая могла бы быть выручена от реализации либо чистых активов по частям, либо всей компании, как действующей компании.

Определить основные критерии классификации доходов и расходов

Доход

Доход — это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

В соответствии с МСФО определение дохода включает в себя выручку и прочие доходы.

К прочим доходам относятся, например, поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.

Прочие доходы обычно отражаются в отчете о прибылях и убытках отдельно, так как информация о них полезна для принятия экономических решений. Указанные доходы часто отражаются в отчетах без соответствующих расходов.

Расходы

Согласно МСФО определение расходов включает расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании (такие расходы как себестоимость продаж, заработная плата и амортизация), а также убытки.

Убытки обычно отражаются в отчете о прибылях и убытках отдельно, потому что информация о них полезна для принятия экономических решений. Убытки часто отражаются в отчетах за вычетом соответствующего дохода.

Необходимо отметить, что в системе Международных стандартов финансовой отчетности стандарта по расходам в настоящее время нет.

Это объясняется, в том числе и тем, что содержания раздела «Принципы» сборника МСФО, где дается принципиальное определение расхода, достаточно, чтобы не возникало вопросов о принадлежности тех или иных расходов к той или иной категории. Кроме того, построение самой западной системы учета, предполагающей его разделение на подсистемы финансового и управленческого учета, также не делает для западного пользователя отчетности достаточно актуальной систему классификации всех возможных расходов организации.

Источник

Финансовая (бухгалтерская) отчетность

Финансовая (или бухгалтерская) отчетность организации – это структурированная информация о ее имущественном положении и финансовом состоянии. Бухгалтерская отчетность составляется на базе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), а отчетность, составленная по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), называется финансовой отчетностью. Оба стандарта РСБУ и МСФО регламентируют отчетность из основных отчетов: баланс (отражает финансовое положение), отчет о прибылях и убытках (отражает финансовый результат), отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала.

Элементы бухгалтерской отчетности

Ожидания инвесторов и кредиторов зависят от их оценки деятельности руководства по управлению ресурсами и оценки перспектив развития предприятия. Существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им сделать такую оценку.

Для оценки финансового состояния предприятия необходима информация:

Активы, обязательства и собственный капитал – относятся к финансовому положению.

Экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий.

Обязанность организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий.

Остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств.

Изменения в ресурсах и правах, отражающие финансовые результаты

Увеличение активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала.

Уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала.

Экономический ресурс – это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод.

К обязанностям передать экономический ресурс относятся:

Если у одной стороны есть обязанность передать экономический ресурс, следовательно, у другой стороны есть право получить этот ресурс.

Обязанности возникают в силу договора (договор купли-продажи, трудовой договор) или требований законодательства (уплата налогов).

Взносы в собственный капитал не являются доходами, а распределение дивидендов не является расходами.

Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности

Что относится к элементам финансовой отчетности

Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская отчетность содержит нужную информацию в разных бухгалтерских отчетах. Данные о финансовом положении, а именно информация об ресурсах и источниках их финансирования содержится в бухгалтерском балансе. Информация о достигнутых финансовых результатах содержится в отчете о прибылях и убытках. Информация о денежных потоках показана в отчете о движении денежных средств. Все финансовые отчеты взаимосвязаны между собой и показывают, как хозяйственные операции изменяют финансовое положение предприятия.

Полный комплект бухгалтерской отчетности включает:

Промежуточная бухгалтерская отчетность (за месяц или квартал), а также упрощенная бухгалтерская отчетность (для малых предприятий) ограничивается первыми двумя или тремя отчетами.

По ссылке можно скачать примеры годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ и финансовой отчетности по МСФО ПАО «Аэрофлот» за 2018 год, а также посмотреть табличную форму и оригиналы этих отчетов по отдельности в соответствующих разделах.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – экономическая группировка имущества по его составу и источникам финансирования. Баланс показывает финансовое положение организации на отчетную дату.

Информация об экономических ресурсах и правах требования помогает пользователям определить сильные и слабые стороны отчитывающейся организации с финансовой точки зрения. Эта информация поможет оценить ликвидность и платежеспособность, потребность в источниках финансирования и вероятность их получения, а также оценить эффективность управления ресурсами.

Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. В верхней части баланса показывается имущество по составу и размещению (активы баланса), а в нижней части отображаются источники формирования этого имущества (пассивы баланса).

Также возможен вариант, если активы расположены в левой части таблицы, а пассивы – в правой.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны разделяться в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства считаются краткосрочными, если их срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты или они являются частью операционного цикла, даже если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства считаются долгосрочными.

Более подробно бухгалтерский баланс с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках)

Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат показывает разницу между доходами и расходами. Если доходов больше – получается прибыль, расходов больше – убыток. Отчет содержит данные о доходах и расходах нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты.

В отчете доходы и расходы отражаются без НДС и делятся на обычные и прочие.

Отчет о финансовых результатах помогает понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Эта информация поможет оценить эффективность управления ресурсами.

Более подробно отчет о финансовых результатах с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о движении денежных средств (ДДС)

Информация о денежных потоках помогает оценить способность предприятия генерировать чистые поступления денежных средств и управление ресурсами. Отчет показывает, как отчитывающаяся организация получает и расходует денежные средства, включая информацию о ее заимствованиях и погашении задолженности, дивидендах и прочих факторах, которые влияют на ликвидность и платежеспособность. Информация о денежных потоках помогает понять осуществляемые операции, дать оценку финансовой и инвестиционной деятельности, оценить ее ликвидность или платежеспособность.

Структура отчета о движении денежных средств классифицирует денежные потоки по видам деятельности:

Операционная деятельность показывает способность предприятия быть на самофинансировании.

Инвестиционная деятельность показывает денежные потоки во внеоборотные активы.

Финансовая деятельность показывает денежными потоки в собственный и заемный капитал.

Более подробно отчет о движении денежных средств с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>

Отчет о движении собственного капитала

В отчете раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Изменения в капитале предприятия между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшения его чистых активов за этот период.

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Помимо финансовой отчетности предприятия представляют пояснительную записку с примечаниями, в которой описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов и финансового положения предприятия.

Предприятие должно раскрыть примечаниях более подробную разбивку статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности предприятия.

представлять информацию об используемой учетной политике

раскрывать информацию, которая не представлена в отчетности

Стандарты и регулирование

Бухгалтерская отчетность регламентируется международными и национальными стандартами.

Для России национальными стандартами являются Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), которые регулируются Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ) и Законом о бухгалтерском учете. Информацию о всех действующих ПБУ и законах можно посмотреть здесь >>.

Также многие организации (кредитные, страховые, публичные и т.д.) должны дополнительно публиковать бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Требования к финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Бухгалтерская отчетность должна предоставить сравнительную информацию по крайней мере за один предшествующий отчетный период с целью выявить и оценить изменения и тренды.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой, если каждый из этих показателей несущественен, и должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности.

Консолидированная финансовая отчетность

Консолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах материнской компании и ее дочерних компаний как единой отчитывающейся организации. Такая информация полезна для инвесторов и кредиторов материнской организации при оценке перспектив будущих поступлений денежных средств в материнскую компанию.

Неконсолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах отдельной компании, но не ее дочерних компаний.

Принципы составления бухгалтерской отчетности

Достоверное представление и соответствие. Финансовая отчетность должна достоверно и правдиво отражать финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Непрерывность деятельности. Если руководство располагает информацией о серьезных сомнениях в способности предприятия непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то эта информация должна быть раскрыта в отчетности.

Учет на основе принципа начисления. Предприятие должно составлять финансовую отчетность на основе принципа начисления в отношении активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, за исключением информации о движении денежных средств.

Существенность и агрегирование. Предприятие должно представлять отличающиеся по характеру или функции статьи отдельно в финансовой отчетности, за исключением, когда они несущественны.

Взаимозачет. Предприятие отражает активы, обязательства, а также доходы и расходы по отдельности. Оценка на нетто-основе не считается свернутым представлением.

Периодичность представления отчетности. Предприятие представляет полный комплект финансовой отчетности как минимум на ежегодной основе.

Сравнительная информация. По всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период, должна представляться сравнительная информация за предшествующий период.

Последовательность в представлении. Предприятие должно оставлять неизменными представление и классификацию статей в финансовой отчетности от периода к периоду.

Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».

О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.

В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».

В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».

Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».

Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.

В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».

Отзывы участников семинаров:

Источник

Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации

В этой статье подробно рассмотрены состав финансовой отчетности, основные правила ее составления, основные элементы финансовой отчетности и правила их признания и оценки. В предыдущих статьях настоящего цикла мы рассмотрели требования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в отношении качественных характеристик финансовой отчетности, к которым относятся понятность, уместность, достоверность (надежность) и сопоставимость, а также коротко остановились на основных элементах финансовой отчетности.

Напомним, что МСФО выделяют две категории элементов финансовой отчетности: характеризующие финансовое положение (бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала) и характеризующие результаты деятельности (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).
Вопросам формирования и представления финансовой отчетности мы планируем посвятить две статьи.
В первой из них мы более подробно рассмотрим состав финансовой отчетности по МСФО, основные правила ее составления, основные элементы финансовой отчетности и правила их признания и оценки.
Во второй статье мы рассмотрим требования, предъявляемые МСФО к порядку составления основных форм финансовой отчетности, а также выявим основные различия в порядке составления отчетности в соответствии с МСФО и Российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ).
Вопросы составления и представления финансовой отчетности в той или иной степени затрагиваются практически всеми действующими в настоящее время международными стандартами, а в качестве специальных стандартов можно назвать такие, как МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты», МСФО (IAS) 14 «Отчетность по сегментам», МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности», МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».
Однако основным стандартом, регулирующим порядок формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, является МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Он определяет критерии соответствия финансовой отчетности правилам МСФО; устанавливает требования в отношении существенности, непрерывности деятельности, последовательности представления; определяет обязательные компоненты финансовой отчетности; дает рекомендации по составлению каждой из основных отчетных форм; устанавливает общие требования к признанию и оценке в отчетности объектов и операций.

Представление дополнительной информации Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации помимо финансовой отчетности представляют также такие документы, как:
финансовые обзоры, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности организации, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается;
прочие отчеты и официальные бюллетени, например отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости (указанные документы представляются за рамками финансовой отчетности и не регулируются нормами МСФО).
РСБУ также предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что «исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений». Составу дополнительной информации и особенностям формата представления данных посвящен раздел VIII ПБУ 4/99.
Итак, можно сделать вывод о том, что и МСФО, и РСБУ позволяют организациям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности, более подробно раскрывающую отдельные показатели отчетности либо сведения об организации, если такая информация может быть полезна заинтересованным пользователям отчетности.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Помимо рассмотренных ниже требований в отношении добросовестного представления, существенности, порядка взаимозачета статей отчетности и необходимости представления сравнительной информации МСФО (IAS) 1 определяет, что при составлении финансовой отчетности организация обязана руководствоваться допущениями о непрерывности деятельности, последовательности представления и учете по методу начисления. Значение каждого из указанных допущений рассмотрено нами в статье «Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации», опубликованной в журнале «Новая бухгалтерия» N 11 за 2006 г.

Существенность И МСФО, и РСБУ устанавливают требование в отношении существенности показателей, раскрываемых в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Пункт 11 МСФО (IAS) 1 определяет термин «существенность» следующим образом: «Опущения или искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного опущения или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого».
Согласно МСФО применение принципа существенности означает, что нет необходимости выполнять конкретные требования к раскрытию информации какого-либо стандарта или интерпретации, если полученная в результате информация не является существенной (п. 31 МСФО (IAS) 1). Каждый существенный класс сходных статей в обязательном порядке должен представляться в финансовой отчетности отдельно (п. 29 МСФО (IAS) 1). Если какая-либо линейная статья сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в финансовой отчетности, либо в примечаниях. Статья, которая недостаточно существенна для того, чтобы требовалось ее отдельное представление в финансовой отчетности, может признаваться существенной для ее раскрытия в примечаниях.
РСБУ содержат сходную на первый взгляд характеристику в отношении требования существенности. Так, п. 11 ПБУ 4/99 определяет, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, а также если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой, с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Однако обратившись к п. 1 вышеупомянутых Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, увидим отличительную особенность РСБУ: признавая оценочный характер показателя существенности, Указания предусматривают возможность его количественной оценки: «Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов».
С точки зрения требований МСФО «существенность» представляет собой именно качественную, а не количественную характеристику отчетности. Это означает, что МСФО требуют включения в финансовую отчетность сведений о любой хозяйственной операции или ином факте хозяйственной жизни при условии, что такая информация является существенной с точки зрения определенного пользователя (или группы пользователей) отчетности независимо от количественной (стоимостной) оценки соответствующего показателя отчетности.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что РСБУ говорят о «существенности» применительно к отдельной статье отчетности (к «общему итогу соответствующих данных»), а МСФО рассматривают «существенность» комплексно, т.е. применительно к финансовой отчетности в целом.

Сравнительная информация И МСФО (п. 36 МСФО (IAS) 1), и РСБУ (п. 10 ПБУ 4/99) устанавливают требование о том, что в каждый числовой показатель, вводимый в отчетность, в обязательном порядке должна включаться информация за предыдущий период (согласно МСФО «за исключением случаев, когда какой-либо Стандарт или Интерпретация допускает или требует иного»).
В целом сопоставимы и требования международных и российских стандартов в отношении корректировки (реклассификации) данных для обеспечения их сопоставимости по отчетным периодам.
Так, п. 38 МСФО (IAS) 1 предусматривает, что, когда представление или классификация статей в финансовой отчетности изменены, сравнительные суммы должны быть в обязательном порядке реклассифицированы, если только проведение реклассификации не является практически неосуществимым.
Когда сравнительные суммы реклассифицируются, организация обязана раскрыть:
a) характер реклассификации;
б) сумму каждой статьи или класса тех статей, которые были реклассифицированы;
в) причину проведения реклассификации.
ПБУ 4/99 (п. 10) в свою очередь требует, что если данные за период, предшествующий отчетному, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Обязательства МСФО (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют обязательства как текущую задолженность компании, возникающую из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
В РСБУ понятие «обязательство» нормативными актами не определено. Концепция (п. 8.4) формулирует определение понятия «кредиторская задолженность», содержание которого близко по смыслу к термину «обязательства», которым оперируют МСФО, так: «Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды».
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности МСФО предусматривают признание обязательства в балансе в случае, если существует вероятность того, что в результате погашения текущего обязательства возникнет отток ресурсов, содержащих экономические выгоды, а величина этого погашения может быть надежно определена. МСФО к обязательствам относят также резервы, создаваемые в условиях неопределенности суммы либо времени исполнения обязательств.
Поскольку в российских нормативных актах нет четко сформулированных критериев признания обязательств в бухгалтерском учете и отчетности, такие критерии изложены в Концепции, п. 8.4 которой по аналогии с Принципами МСФО определяет, что кредиторская задолженность признается в бухгалтерском балансе, когда существует вероятность оттока ресурсов, способных приносить организации экономические выгоды, который является следствием исполнения существующего обязательства, и когда величина этого обязательства может быть измерена с достаточной степенью надежности.
МСФО предусматривают использование нескольких методов оценки обязательств:
по фактической стоимости приобретения (обязательства признаются по сумме выручки, полученной в обмен на долговое обязательство, или по суммам денежных средств или их эквивалентов, уплата которых ожидается при нормальном ходе дел;
по восстановительной стоимости (обязательства отражаются по недисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для погашения обязательства в текущий момент времени);
по возможной цене погашения (обязательства отражаются по стоимости их исполнения, т.е. по недисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которую предполагалось бы потратить для исполнения обязательств при нормальном ходе дел);
по дисконтированной стоимости (обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия денежных средств, которые, как предполагается, потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел).
РСБУ (в частности, п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ) предусматривают, что расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными, по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Капитал МСФО (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют понятие «капитал» как долю в активах компании, остающуюся после вычета всех ее обязательств. Обусловлено такое толкование термина тем, что в случае ликвидации компании кредиторы имеют преимущественное по отношению к собственникам право на удовлетворение своих требований.
РСБУ не содержат четко сформулированного определения термина «капитал», но раскрывают значение данного понятия через характеристику его структуры. Так, п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет, что в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
Значение понятия «капитал», определяемое п. 7.4 Концепции, по содержанию аналогично его значению в МСФО: «Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности».
К сожалению, рамки статьи не позволяют нам более подробно раскрыть понятие «капитал» с точки зрения подходов к его квалификации и оценке в РСБУ и МСФО, но отдельные вопросы раскрытия информации о капитале мы рассмотрим в следующей статье при описании основных правил составления баланса в российской и международной отчетности.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Расходы МСФО (п. 70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют понятие «расходы» как уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов либо увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.
Как следует из вышеприведенного определения, к расходам также относится уменьшение экономических выгод в результате «истощения активов», когда собственно выбытия активов не происходит, но их стоимость снижается (например, расходом признается снижение стоимости актива в результате его уценки).
Выбытие активов, связанное с распределением капитала между собственниками (например, выплаты в виде дивидендов), согласно Принципам МСФО не квалифицируется как расход.
Пункт 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» определяет расходы организации как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Поскольку в РСБУ термин «расходы» является, по сути, зеркальным отражением термина «доходы», определению данного термина присущи те же недостатки, что и определению термина «доходы».
Во-первых, формально определение, предложенное ПБУ 10/99, не учитывает возможности признания расходом уменьшения экономических выгод вследствие невыбытия активов, а снижения их стоимости, хотя п. 12 ПБУ 10/99 предусматривает признание суммы уценки отдельных видов активов в составе прочих расходов организации.
Во-вторых, РСБУ не увязывают значение термина расходы с конкретным отчетным периодом, хотя из совокупности положений нормативных документов такая связь очевидна.
И, наконец, о недостаточной проработанности российского определения свидетельствует тот факт, что под определение, сформулированное ПБУ 10/99, попадает выплата дивидендов акционерам, тогда как МСФО распределение прибыли не признают расходом организации.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *