Что относится к элементам духовной культуры
Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры
Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.
Что такое духовная культура?
Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.
Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.
Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.
К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.
Примеры духовной культуры
А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:
Признаки духовной культуры
Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:
Как создаётся духовная культура?
К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.
Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.
Духовные ценности
Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.
Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.
Функции духовной культуры
К числу основных функций духовной культуры относят:
Различия между духовной и материальной культурой
Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.
К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:
В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:
Заключение
Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.
Духовная культура и ее элементы
К духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы для индивида. И.Кант в своё время подчеркнул, что интерес к произведению искусства не связан с какой-либо пользой или выгодой. То же самое касается науки и религии. Люди способны пожертвовать многими благами и даже жизнью во имя своих принципов, убеждений и идеалов. Всё это относится к идеальным мотивам деятельности человека. И явления духовной культуры несут в себе именно такое идеальное содержание, выступая посредниками в духовном общении людей. Продукт духовного производства — создание, распределение, потребление духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура — это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения*.
В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда — нравственная или мораль), философская, религиозная.
С таким представлением о духовной культуре можно было бы согласиться, если бы перечисленные элементы охватывали еще и язык, как важнейший культурообразующий фактор. В данной схеме ему не нашлось места. Кроме того, нет нужды отождествлять духовную культуру с сознанием. В духовно развитом человеке все духовно: и мысли, и чувства, и поступки.
Некоторые авторы выделяют язык как особый элемент, но относят его к так называемой социальной культуре. Например, по такой классификации отмечена культура: интеллектуальная (наука, философия, просвещение), эстетическая (искусство и литература), этическая, социальная (язык, быт, традиции и обычаи, право и политика), религиозная.
Вне зависимости от того, что следует причислять к духовной культуре, она выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.
Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны. Особенно отважны в своих суждениях те, кто знаком с философией, в которой утверждаются противоположность духа и материи. Так в чем же состоит различие материальной и духовной культуры? Ответить на этот вопрос непросто.
Если материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением, то в духовной культуре, отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши способности.
Другая трудность состоит в том, что материальная и духовная культуры связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.
В данном случае обе формы культуры возможно выделить по заложенным в них ценностях.
Ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости — «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.
Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения.Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).
Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не несут практической направленности.
Некоторые авторы, выступая против противопоставления материальной и духовной культуры как особых форм, считают, что под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т.е. всякий артефакт имеет и духовную и материальную стороны.
Структура культуры и ее основные элементы
Все статьи сайта → Культурология → Теория культуры → Структура культуры и ее основные элементы
Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно выделить материальные и духовные средства жизнедеятельности человека. Иными словами, культура состоит из элементов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого единства обеспечивается духовной деятельностью человека.
Материальная культура
Материальная культура (материальные ценности) существует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которого обусловлены творческими способностями человека, имеют целесообразное предназначение.
Материальная культура — это духовность человека, преобразованная в форму вещи, это, прежде всего, средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также различные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-предметные отношения человека в сфере обмена, т.е. производственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в материальную культуру.
Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним относятся также памятники, археологические объекты, архитектурные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.
Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различные условия для реализации материально-технических возможностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гармонии между творческими замыслами и их реализацией приводило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.
Духовная культура
Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.
Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.
Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.
Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.
Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»). Обычай — это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции.
Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.
Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд — это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы — «дожинки») и другие.
В духовной культуре могут действовать нормы. Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.
Более сложным и развитым продуктом духовной культуры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, допускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, классиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.
Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:
• политическая культура;
• нравственная культура (мораль);
• эстетическая культура (искусство);
• религиозная культура;
• философская культура и т.д.
Но это не единственная попытка классификации элементов духовной культуры. При социальном подходе культурологи выделяют две формы существования культуры: массовую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества — элита. Содержанием культуры является вся человеческая деятельность.
Рассмотрев структуру культуры, следует отметить наличие в культуре каждого народа классовых и общечеловеческих, национальных и интернациональных ценностей. В традиционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались такие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть господствующих классов, были достаточно развитыми. Это мораль, право, искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности, есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в менталитете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ считает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «настоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно считает настоящим человеком прежде всего самого себя. В качестве примера гармоничного сочетания национальных и интернациональных начал в культуре обычно называют Японию. С одной стороны, Япония — традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой стороны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно соединить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочетании одного и другого.
Большую роль в развитии культуры играют потребности. Потребность — это необходимость в чем-либо, это определенное состояние человека, связанное с чувством необходимости, удовлетворения. Потребность заставляет человека действовать. Есть первичные потребности человека — природные, и вторичные — социальные или культурные. Культурные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль потребностей заключается в том, что у человека с их возникновением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к творческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.
Физическая культура
Физическая культура — это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.
В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.
На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.
Виды культуры
Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.
Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».
Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Духовная культура
Всего получено оценок: 60.
Всего получено оценок: 60.
Говоря о понятии «культура», следует разграничивать два его толкования. Культура в широком смысле — это всё, что создано человеком на протяжении истории. В узком смысле это система ценностей и норм, включающая такие области, как мораль, религия, мировоззрение, эстетика и уровень воспитанности человека. Рассмотрим, что в себя включает сфера духовной культуры, чем она характеризуется.
Сфера духовной культуры
Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.
Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.
Духовные ценности
Духовная культура — это система определённых ценностей. Кратко познакомимся с основными из них, узнаем, какие компоненты включает каждая группа.
Существует понятие «вечных» ценностей. Это те ценности, которые являются важными для всех людей во все времена. Примерами являются добро и польза, любовь, свобода, честь и достоинство, истина и справедливость, красота, верность.
Что мы узнали?
Духовная культура — это совокупность ценностей и идеалов и деятельность людей по их разработке и применению. Она включает следующие элементы: мораль, наука, образование, философия, религия, искусство. К духовным ценностям относятся мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические.