Что относится к электронной почте
Что такое адрес электронной почты и из чего он состоит?
Чаще всего такой вопрос задают люди, которые не так давно начали использовать интернет. Откуда они узнают про адрес электронной почты (e-mail)? Например, когда хотят зарегистрироваться на каком-нибудь сервисе, где без электронной почты не обойтись.
Что же такое адрес электронной почты? Давайте для примера возьмем обычный (реальный) адреса человек. Что он из себя представляет? Город, улицу, номер дома и номер квартиры, индекс. Для того, чтобы получать корреспонденцию на дом, вы должны указывать все эти данные. В случае с электронной почтой все проще: есть определенный набор букв и символов, который представляет из себя адрес электронной почты. Соответственно, для получения корреспонденции или для регистрации на каком-либо онлайн сервисе, где требуется электронная почта, вы указываете этот набор букв и символов (зачастую еще и цифр).
Как выглядит адрес электронной почты?
Он состоит из двух частей. Первая часть — это логин, который вы придумываете самостоятельно или который вам предоставляют (например, на рабочем месте). Вторая часть, как правило, представляет из себя адрес сайта, где зарегистрирована почта. Обе части адреса e-mail обязательно разделены между собой знаком @, который называют «собакой».
Адрес электронной почты может выглядеть так: васяпупкин12345@yandex.ru. Еще один пример: back@siteprokompy.ru.
У вас уже наверняка возник вопрос о том, как происходит выбор первой части адреса и второй. Тут все просто. Если вы регистрируете e-mail на каком-нибудь почтовом сервисе, пусть том же Яндексе, вы самостоятельно придумываете первую часть адреса. Она также называется логином и используется при авторизации (входе в почту). Собственно, вот пример при регистрации почты на Яндексе:
Иногда возникают проблемы с выдумкой логина, поскольку многие слова уже заняты и подбор логина может занять немало времени.
Что касается второй части адреса, то она задается почтовым сервисом. Например, почта Яндекса имеет окончание @yandex.ru. А вот в случае с регистрацией на Рамблере вы можете самостоятельно выбрать вторую часть адреса из указанных:
Для чего нужен адрес электронной почты?
В первую очередь для получения писем, однако многие используют его для регистрации на других сервисах: на указанный адрес придет ссылка для подтверждения регистрации.
Кроме того, адрес электронной почты позволяет получать доступ к сервисам компании. Например, при регистрации на Яндекс.Почте вы получаете доступ к уйме сервисов Яндекса. Это удобно, поскольку не нужно создавать дополнительные почтовые адреса.
Что такое резервный адрес электронной почты?
Его также называют дополнительный или запасной адрес e-mail. Он необходим в том случае, если вы потеряете доступ к почте. С помощью дополнительного e-mail будет куда проще восстановить доступ к почтовому ящику, доступ от которого вы потеряли. В некоторых случаях резервный e-mail можно указать еще при регистрации почты (пример — Mail.ru):
В других случаях резервный ящик можно указать с помощью настроек почты.
Что такое некорректный адрес электронной почты?
Некорректный означает неверный, неправильный. Например, если одна или несколько букв адреса почты будут введены на русской раскладке, причем адрес почты состоит целиком из латинских знаков, он будет являться некорректным.
Уважаемые пользователи! Если наш сайт вам помог или что-то в нем не понравилось, будем рады, если вы оставите комментарий. Заранее большое спасибо.
Почтовые сервисы: где лучше завести почту
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
В этой статье я собрал лучшие бесплатные почтовые сервисы, которыми пользовался сам.
Я расскажу об их отличительных чертах, преимуществах и недостатках. Большое внимание уделю интерфейсу и его продуманности — для рядового пользователя это самый важный аспект, от которого зависит скорость работы с электронной почтой.
Если вам нужно отправлять массовые рассылки — почтовый сервис в этом случае не подойдет. Да, через них можно рассылать в среднем до 500 писем в день, но с условием, что они некоммерческие. Легальную рекламную рассылку удобнее всего отправлять через сервисы рассылок (например, UniSender): так письма не попадут в спам, а у вас будут инструменты для эффективного email-маркетинга.
Gmail
Что это. Почтовый сервис Гугл.
Приложение на смартфон. Есть, предустановлен на телефонах с Android.
Цена. Полностью бесплатна изначально, нет платных опций.
Хранилище. 15 гб на все.
👍 Что понравилось. Самая радикальная фича, которая отличает Gmail от другой электронной почты — умная сортировка писем по трем вкладкам. Благодаря этому важные письма не теряются среди проморассылок. Да и в целом проще работать с почтой — она понятно структурирована.
Можно настроить до пяти вкладок, по которым Gmail будет автоматически распределять письма в почтовом ящике:
Gmail умеет сортировать письма от одного отправителя по разным вкладкам. Например, письмо от маркетплейса Ozon может попасть в «Промоакции» — если это реклама товаров, или в «Несортированные» — если это уведомление по заказу. Бывает, система сбоит и неправильно распределяет письма — но это редкость.
С Gmail вы получаете доступ ко всей экосистеме Гугла: Календарь, Диск, Документы. На самом деле вам не нужен Gmail, для того чтобы пользоваться этими продуктами, но в Gmail это все сосредоточено в одном месте и часто выручает. Прямо из почты можно отправить в письме файл из Диска, проверить календарь и создать видеовстречу одним кликом из окна почты.
У Gmail самое большое хранилище среди других почтовиков — 15 гб. Его хватит для большинства повседневных задач — перекинуть фотографии или видео на другое устройство.
👎 Что не понравилось. Устаревший дизайн и отсталый интерфейс. Вид кнопок не менялся больше 10 лет и они напоминают старые программы. В каждом письме есть кнопка «Распечатать» — просто лишний элемент, который перегружает интерфейс. А если вы хотите сделать какое-то действие с письмом, придется направлять мышку на каждую кнопку, потому что непонятна их функция по иконке.
Непонятно, зачем нужна функция архивации. Оно удаляет письмо из входящих, но письмо будет доступно в папке «Вся почта» — смысл? И это при том что под удаление письма есть отдельная кнопка.
Если вдумываться, спорных UX-решений много. Лично мне это не сильно мешает — просто когда смотришь на другие почтовики, понимаешь, что могло быть лучше.
Яндекс.Почта
Что это. Почтовый сервис Яндекса.
Приложение на смартфон. Есть.
Цена. Бесплатна и полноценна сама по себе, но есть улучшения при подписке на Яндекс360.
Хранилище. 10 гб на все — почту и файлы в облачном хранилище.
👍 Что понравилось. Интерфейс ящика поделен на понятные области, в которых легко ориентироваться. В Gmail кнопки раскиданы по всему окну, а здесь самые полезные сервисы экосистемы Яндекса (Диск, Телемост, Документы) вынесены наверх. Слева — только папки писем и среди них нет бесполезных разделов по умолчанию. Все остальное пространство — под письма.
В Яндексе, как и в других крупных электронных почтах, можно настраивать вид отображения писем. За пару кликов включается отображение списка писем и содержимого письма в двух окнах. Есть и другие настройки.
Меняю вид отображения писем в Яндексе
Полезный инсайт — если регистрируетесь в новой почте, первым делом загляните в настройки вида и подстройте его под себя. Обычно, там мало настроек, но это облегчит дальнейшую работу с почтой.
В Яндексе можно настроить папки и метки. Письма будут отмечаться меткой или попадать в определенную папку в зависимости от условий, которые вы зададите. Условия узкие и на практике, скорее всего, не получится реализовать абсолютно точную сортировку. Однако, инструмент есть и для некоторых ситуаций он подойдет. Например, можно создать папку «Дайджесты» и закидывать туда письма от определенных отправителей или с ключевыми словами «дайджест» и «подборка».
В Яндексе есть классные находки, которые облегчают взаимодействие с сервисом. Например, есть кнопка «Отключить рассылки» — письма отправителя будут удаляться автоматом. Это подойдет для недобросовестных отправителей, которые не размещают кнопку отписки. В других случаях не кликайте по этой кнопке. Так у отправителя не упадет рейтинг, а вы сможете переподписаться на его рассылку.
А еще есть удобная функция выделения писем движением мыши.
Выделение писем движением мыши в Яндексе
👎 Что не понравилось. Не хватает краткого обучения после регистрации — о многих фишках сервиса просто не узнаешь. Я уверен, большинство пользователей даже не изучают настройки вида и работают в интерфейсе, который им не подходит.
Ну и еще Яндекс принуждает заводить ящик у них — регистрация по умолчанию создает почтовый ящик. Для сравнения: в Гугл учетная запись дает доступ ко всем продуктам кроме Gmail — если вам нужна их электронная почта, нужна отдельная мини-регистрация.
Outlook
Что это. Почтовый сервис Microsoft.
Приложение на смартфон. Есть.
Цена. Полноценна сама по себе, но есть улучшения при подписке.
Хранилище. 15 гб на хранение почты и 5 гб в облачном хранилище для любых файлов.
👍 Что понравилось. Отличный интерфейс с большими пустыми пространствами — в нем приятно работать и чувствуется больше свободы. При этом сохранились важные кнопки-порталы в другие сервисы Microsoft: чтобы заглянуть в календарь или документы, не нужно делать лишних телодвижений.
У Outlook есть десктопная версия электронной почты — это сервис Microsoft и она предустановлена на компьютерах с Windows, или ее можно найти в Microsoft Store по запросу «почта». Дизайн приложения немного отличается, но в целом это все тот же Outlook (но называется Hotmail). Просто для кого-то такой формат будет удобнее, чем веб-версия.
В остальном, интерфейс наследует основные достоинства почтовиков, о которых мы уже поговорили.
👎 Что не понравилось. Неудачный эксперимент с умной сортировкой ящика. У Outlook входящие письма поделены на вкладки «Отсортированные» и «Другие». Я не понял, по какому критерию письмо считается отсортированным — туда попадают личные сообщения, но проморассылки там тоже есть. И что значит «Другие» и как узнать по какому принципу письма помещаются туда? У Gmail с этим все гораздо удобнее, в Outlook это кажется лишним и отвлекающим — как минимум, нужно не только открыть почтовый ящик, но и потратить лишний клик на нужную папку.
Вкладки «Отсортированные» и «Другие». В Отсортированные» каким-то чудо попало первое письмо Reebok, но все последующие такого счастья не познали
И спам-фильтры у Outlook совсем лютые. Известные отправители легко могут попасть в «Нежелательную почту»:
Не обойдем стороной странные наименования. В Outlook «Спам» называется «Нежелательная почта». Слово «Спам» знают все — нет причин не называть вещи не своими именами.
А еще мне не понравилось, как Outlook чуть ли не демонстративно заявляет, что ему безразлична безопасность пользователей на бесплатном тарифе. Бесплатная версия лишена тех мер предосторожности, которые по-хорошему в ней должны быть:
Возможно, это просто вопрос неудачных формулировок: вместо описания достоинств платной версии, складывается впечатление, что на бесплатном тарифе я открыт всем мошенническим ветрам. Можно было просто объединить эти пункты в один под названием «улучшенная безопасность»
Yahoo mail
Что это. Почтовый сервис Yahoo.
Приложение на смартфон. Есть.
Цена. Полностью бесплатна.
Хранилище. 1 Тб (. ). Но только на письма. Облачного хранилища нет.
👍 Что понравилось. В Yahoo нет развитой экосистемы, как в электронных почтах выше. Здесь остались стандартные функции вроде календаря и заметок, но нет онлайн-звонков, хранилища и документов. Я не считаю это недостатком — не всем пользователям нужны такие возможности.
Почтовые сервисы усложняются из-за своей экосистемы — много функций, в интерфейсе появляется куча кнопок, все это отвлекает от самой сути — почты. Если вы редко работаете в документах и созваниваетесь через Zoom или Skype, то Yahoo вам будет по душе.
В интерфейсе нет ничего лишнего. В нем можно менять режим отображения на две области просмотра. При первой работе в Yahoo всплывают подсказки — это однозначно плюс: я 10 лет не знал о функциях Mail.ru и Gmail, потому что там не было обучения.
👎 Что не понравилось. Регистрацию нужно подтвердить смс-кодом. Другие почтовики не просят указывать свой номер.
AOL mail
Что это. Почтовый сервис конгломерата AOL.
Приложение на смартфон. Есть.
Цена. Бесплатно изначально, нет платных опций.
Хранилище. Неограниченно под письма, нет хранилища для файлов.
👍 Что понравилось. AOL — бесплатный почтовый сервис, аналог Yahoo. Он интересен своим минималистичным интерфейсом. Когда работаешь в Gmail или других почтовиках, не покидает ощущение бардака из писем в ящике и хлама кнопок. Здесь же элементы окна разделены пустым пространством, а не особо популярные функции спрятаны. В этом почтовике нет экосистемы, только календарь и To Do list.
Понравилось, что можно кнопками «Вверх» и «Вниз» переключаться между письмами. Для сравнения, в стандартной раскладке Gmail, чтобы открыть следующее письмо, придется уходить во Входящие и уже оттуда выбирать письмо. Но в AOL нельзя настроить отображение ящика и содержимого письма на две области.
И необычная находка AOL, которая меня порадовала. Это настройка отключения прехедера — ящик становится таким пустым! Но и немного безумным. Посмотрите сами:
Выключаем прехедер! Чего стоят сообщения от Оли Морозовой с темами «Позор» и «Летят ракеты». Без прехедера письма даже кажутся более завлекающими
Листаю письма кнопками — не приходится при открытии нового письма открывать «Входящие»
👎 Что не понравилось. Все понравилось. Ну разве что нет русского языка интерфейса.
Mailfence
Что это. Почтовый сервис компании ContactOffice Group.
Приложение на смартфон. Нет.
Цена. По сравнению с другими почтовиками, разница между платной и бесплатной версиями ощутима. Если вам не нужно облачное хранилище, бесплатной версии должно хватить.
Хранилище. 500 мб на хранение почты и 500 мб на облачное хранилище.
А теперь поговорим про безопасные и надежные почтовики. Эта и следующая почтовые службы выделяются своей высокой конфиденциальностью — минимальны шансы, что власти могут запросить ваши данные и почтовик их будет обязан выдать, как, например, это возможно в Яндексе и Mail.ru. Если цените безопасность и конфиденциальность — эти варианты вам подойдут.
Сервера Mailfence находятся в Бельгии, где к вопросам конфиденциальности относятся строго. Эта страна входит в топ-20 рейтинга конфиденциальности в интернете. Неприкосновенность переписок обеспечивается сквозным шифрованием — у самого Mailfence нет ключа для расшифровки ваших сообщений. Подобная технология работает в Телеграм.
👍 Что понравилось. У Mailfence очень легкий интерфейс, который похож на Яндекс. Верху расположилось кнопки переключения между почтой, хранилищем и календарем. Слева — папки писем. Количество папок максимально сокращено: нет папок «С вложениями», «Важные», «Непрочитанные». Лично для меня это плюс — считаю, что нет смысла дробить «Входящие» на подпапки. Но можно создать свои папки.
👎 Что не понравилось. Вероятно, по соображениям безопасности, в каждом письме скрыты изображения. Для их показа нужно нажать кнопку «Да» в желтом предупреждении. И так — с каждым письмом. Я не нашел способа отключить эту функцию.
Нет объединения писем с одинаковой темой в цепочки. Каждое новое письмо собеседника будет отдельным.
Без прокси или VPN на эту почту не получится зайти в РФ. Но это такая особенность сверхзащищенной почты — их блокируют в России за отказ предоставлять данные.
У почты нет мобильного приложения.
Не хватает кнопки «Это не спам» в папке «Спам». Письма можно переместить во входящие, но это не совсем очевидно и реализовано через кнопку «Переместить».
Protonmail
Что это. Почтовый сервис Proton Technologies AG.
Приложение на смартфон. Да.
Цена. Бесплатной хватит, но в платной есть прикольные функции, например, автоответчик и настраиваемые фильтры. Платная версия от 360 рублей в месяц
Хранилище. 500 мб на хранилище почты. Нет облачного хранилища.
Protonmail — альтернатива Mailfence. Сервера Protonmail находятся в Швейцарии, а это значит что они не подчиняются юрисдикции США и Евросоюза. Но решение высшего суда Швейцарии все же заставит их выдать данные.
У Protonmail сквозное шифрование и открытый исходный код — если вы программист, можете удостовериться в безопасности сервиса. Сервис прикладывает и другие усилия для лучшей безопасности — у них есть интересная статья по этой теме, почитайте.
👍 Что понравилось. Настраиваемый режим отображения почты. Интерфейс слегка перегружен кнопками, но в целом выглядит опрятно. Есть удобная функция объединения писем с одной темой в цепочки: переписка с человеком будет отображаться одним письмом, похожим на чат. В Mailfence такого нет и там каждое письмо нужно просматривать отдельно.
Листать письма можно кнопками «Влево» и «Вправо». Ну и наконец, у Protonmail есть свое приложение. Если вы часто смотрите почту с телефона, Mailfence вам не подойдет — у него приложения до сих пор нет.
И тоже важное достоинство по сравнению с Mailfence — в настройках легко отключить функцию предупреждения о загрузке изображений из письма. То есть картинки будут подгружаться при открытии письма, а не после того, как вы кликнете по предупреждению.
Электронная почта (e-mail)
Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети. Основным отличием от прочих систем передачи сообщений (например, служб мгновенных сообщений) является возможность отложенной доставки, развитой (и запутанной из-за длительного времени развития) системой взаимодействия между независимыми почтовыми серверами.
Содержание
Названия
Помимо названия «электронная почта» в русском письменном и устном языках используются и другие, являющиеся в большинстве калькой и/или огрублением английского названия:
Правильное написание пока не зафисированно в словарях. Справочное бюро Грамота.ру указывает, что Е. Ваулина в словаре «Мой компьютер» предлагает писать e-майл и е-мэйл, но замечает, что такое написание не соответствует литературной норме, в то же время, в другом ответе советуют писать e-mail латиницей. [2]
Показатели использования
В течение 2010 года интернет-пользователи отправили друг другу 107 триллионов электронных писем, большая часть которых была спамом. Об этом говорится в отчете со статистикой интернета за 2010 год от компании Pingdom.
В среднем, за день пользователи пересылали через Сеть 294 млрд писем. Всего по всему миру специалисты Pingdom насчитали 1,88 млрд пользователей электронной почты. При этом, за год их число выросло на 480 млн человек. Количество email-аккаунтов составило 2,9 млрд. Из 107 триллионов писем, отправленных за год, 89,1% были спамом.
Почтовые сервисы
Почтовые сервисы в России
* Данные TNSWebIndex, Май 2013 г. Вся Россия, 12-64 лет.
Почтовые сервисы в мире
Новости
2020: Власти РФ одобрили законопроект о блокировке электронной почты и мессенджеров
28 января 2020 года стало известно, что Правительство РФ подготовило положительный проект официального отзыва на законопроект сенатора Андрея Клишаса о блокировке опасных переписок по электронной почте. Законопроект будет поддерживаться властями при условии его доработки. Подробнее здесь.
Минкомсвязи не поддержало инициативу по блокировке электронной почты и мессенджеров
8 ноября 2019 года стало известно, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ не поддержало законопроект о блокировке электронной почты за распространение незаконной информации. Подробнее здесь.
В РФ может быть введена блокировка электронной почты пользователей
9 октября 2019 года стало известно, что в России может быть введена блокировка пользователей сервисов электронной почты и мессенджеров, занимающихся распространением запрещенной информации. Подробнее здесь.
История
Появление электронной почты можно отнести к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094.
Общее развитие электронной почты шло через развитие локального взаимодействия пользователей на многопользовательских системах. Пользователи могли, используя программу mail (или её эквивалент), пересылать друг другу сообщения в пределах одного мейнфрейма (компьютера). Следующий шаг был в возможности переслать сообщение пользователю на другой машине — для этого использовалось указание имени машины и имени пользователя на машине. Адрес мог записываться в виде foo!joe (пользователь joe на компьютере foo). Третий шаг для становления электронной почты произошёл в момент появления передачи писем через третий компьютер. В случае использования UUCP адрес пользователя включал в себя маршрут до пользователя через несколько промежуточных машин (например, gate1!gate2!foo!joe — письмо для joe через машину gate1, gate2 на машину foo). Недостатком такой адресации было то, что отправителю (или администратору машины, на которой работал отправитель) необходимо было знать точный путь до машины адресата.
После появления распределённой глобальной системы имён DNS, для указания адреса стали использоваться доменные имена — user@example.com — пользователь user на машине example.com. Одновременно с этим происходило переосмысление понятия «на машине»: для почты стали использоваться выделенные сервера, на которые не имели доступ обычные пользователи (только администраторы), а пользователи работали на своих машинах, при этом почта приходила не на рабочие машины пользователей, а на почтовый сервер, откуда пользователи забирали свою почту по различным сетевым протоколам (среди распространённых на настоящий момент — POP3, IMAP, MAPI, веб-интерфейсы). Одновременно с появлением DNS была продумана система резервирования маршрутов доставки почты, а доменное имя в почтовом адресе перестало быть именем конкретного компьютера и стало просто почтовым доменом, за обслуживание которого могли отвечать многие сервера (возможно, физически размещённые на разных континентах и в разных организациях).
Кроме того, существовали (и существуют по настоящий момент) и другие системы электронной почты (некоторые из них существуют и сейчас), как-то Netmail в сети FidoNET, X.400 в сетях X.25. Доступ к ним из интернет и обратно осуществляется через почтовый шлюз. Для маршрутизации почты в сетях X.25 в DNS предусмотрена специальная ресурсная запись c соответствующим названием X25 (код 19).
Современная архитектура (SMTP)
В различных доменах настроены свои, независимые друг от друга, почтовые системы. У каждого почтового домена может быть несколько пользователей. (Однако, фактически, может быть так, что одна организация или персона владеет многими доменами, которые обслуживаются (физически) одной почтовой системой). Почта передаётся между узлами с использованием программ пересылки почты (привет) (Такими, как, например, sendmail, exim4, postfix, Microsoft Exchange Server, Lotus Domino и т. д.). Поведение систем при связи друг с другом строго стандартизировано, для этого используется протокол SMTP (и соблюдение этого стандарта, наравне с всеобщей поддержкой DNS всеми участниками, является основой для возможности связи «всех со всеми» без предварительных договорённостей). Взаимодействие почтовой системы и пользователей, в общем случае, никак не регламентируется и может быть произвольным, хотя существуют как открытые, так и закрытые (завязанные на ПО конкретных производителей) протоколы взаимодействия между пользователями и почтовой системой. Программа, работающая в почтовой системе и обслуживающая пользователей, называется MDA (привет, агент доставки почты). В некоторых почтовых системах MDA и MTA могут быть объеденены в одну программу, в других системах могут быть разнесены в виде разных программ или вообще выполняться на различных серверах. Программа, с помощью которой пользователь осуществляет доступ, называется MUA, хотя, в случае, например, веб-интерфеса, может и отсутствовать.
Внутри заданной почтовой системы (обычно находящейся в рамках одной организации) может быть множество почтовых серверов, выполняющих как пересылку почты внутри организации, так и другие, связанные с электронной почтой задачи: фильтрацию спама, проверку вложений антивирусом, обеспечение автоответа, архивация входящей/исходящей почты, обеспечение доступа пользователям различными методами (от POP3 до ActiveSync). Взаимодействие между серверами в рамках одной почтовой системы может быть как подчинено общим правилам (использование DNS и правил маршуртизации почты с помощью протокола SMTP), так и следовать собственным правилам компании (используемого программного обеспечения).
Релеи
DNS позволяет указать в качестве принимающего сервера (MX-запись) любой узел интернета, не обязательно являющийся частью доменной зоны домена получателя. Это может использоваться для настройки релеинга (пересылки) почты через третьи сервера. Сторонний сервер (например, более надёжный, чем сервера пользователя) принимает почту для домена пользователя и пересылает его на почтовые сервера пользователя как только появляется возможность. Исторически, контроля за тем, «кому пересылать» почту не было (или этому не придавали должного значения), и сервера без подобного контроля передавали почту на любые домены. Такие сервера называются открытыми релеями (в настоящее время новые открытые релеи появляются в основном из-за ошибок в конфигурировании сервера).
Для своих пользователей сервера почтовой системы являются релеями (пользователи отправляют почту не на сервера почтовой системы адресата, а на «свой» почтовый сервер, который передаёт письма далее). Во многих сетях провайдеров интернета возможность отправлять письма по протоколу SMTP за пределы сети закрыта (из-за использования этой возможности троянами, вирусами). В этом случае провайдер предоставляет свой SMTP-сервер, через который и направляется вся почта за пределы сети. Открытым релеем при этом считается такой релей, который не проверяет, является ли пользователь «своим» (проверка может осуществляться как на основании адреса пользователя, так и на основании идентификации паролем/сертификатом).
Маршрутизация почты
Почтовый сервер, при обработке письма, действует по следующему алгоритму: для домена-получателя ищутся все MX-записи. Они сортируются в порядке убывания приоритета. Если адрес почтового сервера совпадает с одним из узлов, указанных в MX-записях, то все записи с приоритетом меньшим приоритету узла в mx-записи (а так же MX-запись самого узла) отбрасываются, а доставка осуществляется на первый отвечающий узел (узлы пробуются в порядке убывания приоритета).
Если сеть имеет различные DNS-сервера (например, внешние — в интернете, и локальные — в собственных пределах), то возможна ситуация, когда «внутренние» DNS-сервера в качестве наиболее приоритетного получателя указывают на недоступный в интернете сервер, куда и перенаправляется почта с релея, указанного как узел-получатель для интернета. Подобное разделение позволяет осуществлять маршрутизацию почты по общим правилам между серверами, не имеющими выхода в интернет.
В случае Microsoft Exchange, для маршрутизации почты между несколькими серверами внутри органзации используется информация о получателях из Active Directory. Версии Microsoft Exchange 2000, 2003 используют понятие группа маршрутизации (и задаваемые вручную соединители между группами), начиная с Exchange 2007 маршрутизация осуществляется исходя из информации о топологии Active Directory (т.е. маршрутизация осуществляется согласно настройкам репликации между узлами Active Directory) [3]
Структура письма
Электронное письмо состоит из следующих частей:
Заголовок SMTP
Заголовок SMTP содержит в себе следующую информацию:
Заголовок письма
Заголовок письма описывается стандартами RFC:
Заголовки добавляются снизу вверх (т.е. каждый раз, когда к сообщению нужно добавить заголовок, он дописывается первой строкой, перед всеми предыдущими).
Помимо служебной информации, заголовки письма так же хранят и показываемую пользователю информацию, это обычно отправитель письма, получатель, тема и дата отправки.
Наиболее часто используемые заголовки
Помимо стандартных, почтовые сервера (и роботы по обработки почты) могут добавлять свои собственные заголовки, начинающиеся с «X-» (например, «X-MyServer-Note-OK» или «X-Spamassasin-Level»).
Тело письма
Одним из существенных ограничений стандартов на почтовую пересылку является применение 7-битной кодировки (ASCII). Для английского текста это не представляет особой проблемы, однако, большинство неанглоязычных языков используют 8 (и более) битные кодировки, передача которых без искажений не гарантируется. Для целей совместимости, все не 7-битные кодировки приводятся в 7-битный вид (используя различные методы кодирования текста).
Цепочки писем
Почтовые рассылки
Почтовая система позволяет организовать сложные системы, основанные на пересылке почты от одного ко многим абонентам, это:
Для управления почтовыми рассылками используются менеджеры почтовых рассылок. Помимо ведения списка адресов и выполнения отсылки заданного сообщения они обеспечивают фильтрацию писем, возможности премодерации писем перед помещением в рассылку, ведение архивов, управление подпиской/отпиской, рассылку дайджестов (краткого содержимого) вместо всего объёма рассылки.
Примеры программ управления рассылками:
Электронная почта (наравне с новостными группами usenet), по мере роста популярности, начала использоваться для рассылки незапрошенных рекламных сообщений, аналогично тому, как раскидываются рекламные брошюры по почте. Однако, в отличие от существенной стоимости бумажной рассылки, отправка значительного количества (вплоть до миллионов) сообщений практически ничего не стоит отправителю. Это привело к непропорциональному росту количества и размера рекламных рассылок. По мере ужесточения запрета на размещение рекламы, сообщения разделились на легитимные рассылки (на которые обычно подписывается пользователь, и от которых он может отказаться в любой момент) и нелегитимные (собственно, и называемые спамом). Для рассылки спама в настоящий момент активно используются все возможные технические ухищрения (открытые релеи, ботнеты, поддельные сообщения о невозможности доставки, прокси-серверы, серверы бесплатной почты, допускающие автоматизацию отправки почты).
По данным компании Pingdom, из 107 триллионов писем, отправленных за 2010 год, 89,1% были спамом. Для борьбы со спамом были разработаны различные механизмы (чёрные списки отправителей, серые списки (требующие повторного обращения почтового сервера для отправки), контекстные фильтры). Одним из последствий внедрения средств борьбы со спамом стала вероятность «ошибочного положительного» решения относительно спама (часть писем, не являющихся спамом, стала помечаться как спам). В случае агрессивной антиспам-политики (уничтожение писем, кажущихся спамом, в автоматическом режиме без уведомления отправителя/получателя) это приводит к труднообнаружимым проблемам с прохождением почты (т.к. сообщения удаляются или проходят в зависимости от эвристических алгоритмов).
Электронная почта по модели SaaS
SaaS-решения в области электронной почты – это тот базовый сервис, который работает в компаниях любого масштаба. Одно из интересных предложений – это комплект из Microsoft Hosted Exchange и Symantec Hosted Email Security.
Преимущества для клиента, который будет работать по модели SaaS, вполне заметны – это быстрое внедрение, низкая стоимость решения за счет отсутствия затрат на приобретение серверного оборудования и программного обеспечения, а также отсутствие необходимости расширять собственную ИТ-инфраструктуру для обслуживания решений. Базовая стоимость «входного билета» для компаний с числом пользователей до 24 составит 300 руб. в месяц, дальше – чем больше, тем дешевле (если больше ста аккаунтов – уже 245 руб.). За это компания получит 3 Гб места на каждый почтовый ящик, настройку сервиса, интеграцию как с AS&AV-сервисами, так и другим ПО компании Microsoft, обучение пользователей и доступ в call-центр для решения всех технических вопросов. Аналогичная ситуация и с Symantec Hosted Email Security, которое защитит корпоративную электронную почту от спама, вирусов и другого нежелательного содержимого – его стоимость составит 80 руб. за каждого пользователя в месяц.
Эра e-mail подходит к концу?
До поры до времени Facebook на вашем рабочем месте может быть запрещен, но все больше компаний предоставляют своим сотрудникам функции чатов, постов и комментариев в корпоративных социальных сетях (Enterprise Social Software, ESS). Такие платформы совместной работы как Cisco Quad, Yammer, Jive, Traction Software, Socialtext, SocialCast, Salesforce.com Chatter, WizeHive (и десятки других) дают сотрудникам возможность обсуждать идеи, вместе работать над документами, рассылать новости и задавать вопросы с помощью постов, чатов, микроблогов и форумов. Некоторые из перечисленных приложений – например, Cisco Quad – включают в себя функции «голос поверх IP» (VoIP) для поддержки голосовых и видеоконференций в реальном времени, а также мобильные приложения, поддерживающие совместную работу в мобильном и удаленном режимах.
Впрочем, давайте зададим себе вопрос: действительно ли корпоративные социальные сети помогают компаниям повышать производительность труда и улучшать финансовые показатели? По данным аналитической компании Gartner, в 2011 году затраты на корпоративные социальные приложения в мировом масштабе могут составить 770 млн долларов США, что на 16 процентов больше, чем годом раньше (этот показатель не включает средства ESS, используемые для взаимодействия с заказчиками и внешними партнерами). Это капля в море по сравнению с затратами на традиционные программные средства для совместной работы, такие как электронная почта (e-mail), системы обмена документами, средства календарной работы и веб-конференций. Данный рынок несколько аморфен, но, согласно некоторым отраслевым отчетам, только лишь в США его объем составляет около 5 млрд долларов в год.
Если, как ожидается, предприятия примут на вооружение более гибкий стиль коммуникаций (им уже пользуются индивидуальные абоненты) и откажутся от электронной почты в пользу постов, распространяемых в реальном времени, долгосрочные перспективы ESS станут весьма заманчивыми. По прогнозам компании Gartner, в ближайшие три года корпоративные социальные приложения станут главным инструментом коммуникаций и заменят электронную почту в 20 процентах компаний. Многие организации уже осознали преимущества ESS.
Студенты и преподаватели факультета MBA Дюкского университета (Duke University, США) используют решение Cisco Quad для совместной работы над проектами в разных часовых поясах. Студенты из США, Великобритании, Дубая, Индии, Китая, России используют Cisco Quad для формирования виртуальных рабочих групп, поиска людей с общими интересами, обмена файлами и видеоматериалами со студентами, работающими над схожими проектами, и мгновенной организации видеоконференций и чатов. Преподаватели используют эту платформу для передачи лекций в реальном времени через вебкасты и для предоставления студентам учебных материалов в видеоклипах и интерактивных форматах с широкой функциональностью.
Тем не менее на пути распространения ESS немало препятствий. Одна из проблем – сопротивление сотрудников. Уже сегодня каждому сотруднику приходится использовать в среднем как минимум шесть «приложений для повышения производительности». Еще одно такое приложение в виде ESS – это уж слишком.
Перед ИТ-отделами встает другая проблема – необходимость интеграции корпоративных социальных сетей в существующую инфраструктуру. К концу 2011 года более половины предприятий в США и Европе внедрят корпоративные социальные технологии, но только единицы таких технологий «будут хотя бы удаленно соединены с бизнес-системами, приложениями и процедурами», утверждает автор опубликованного в апреле 2011 года независимого отчета исследовательской фирмы Forrester Research «Интеграция: новая задача корпоративных социальных продуктов» (Integration: The Next Frontier For Enterprise Social). «За исключением нескольких компаний-первопроходцев, – говорится в отчете, – нормой остаются изолированные, автономные социальные технологии».
Коммерческое использование
Пошаговое прохождение электронной почты от отправителя получателю (без использования proxy сервера):