Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Экзистенциальные потребности: что это простыми словами, примеры

Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Приветствую, дорогой читатель!

Существует множество различных классификаций человеческих потребностей. Одной из самых простых и популярных является классификация немецкого социолога Эриха Фромма, который разделил все наши потребности на две категории:

Потребности, которые нельзя объяснить примитивными биологическими инстинктами, он назвал экзистенциальными. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют и какую функцию выполняют, а также подробно рассмотрим каждую из потребностей, выделенных Эрихом Фроммом.

Что такое экзистенциальные потребности?

Экзистенциальные потребности – это потребности человека, связанные для него со смыслом его существования. Они не связаны напрямую с биологическими потребностями и относятся обычно к социальной и духовной сферам жизни. Если они не удовлетворены и не могут быть удовлетворены, человек чувствует себя подавленным, прибегает к эскапизму (это стремление сбежать, спрятаться или отстраниться от реальности), демонстрирует предрасположенность к различным зависимостям и вредным привычкам. Прилагательное «экзистенциальный» образовано от латинского слова «existentia», которое переводится как «существование».

Экзистенциальные потребности невозможно удовлетворить. Но именно в этом и есть их смысл, ведь они являются важнейшей движущей силой самосовершенствования и самоактуализации.

В философии и психологии им обозначают явления, связанные со смыслом существования или его отсутствием (например, экзистенциальный кризис – это глубокий психологический дискомфорт, вызванный непониманием смысла жизни).

Примеры экзистенциальных потребностей

Эрих Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, которые присутствуют у каждого психически здорового человека. При этом проявляются они у всех, конечно же, по-разному. Давайте разберёмся с этим подробнее, рассмотрев каждую потребность в деталях.

1. Потребность в привязанности

Каждый человек, даже если это социофоб, нуждается в близких людях, отношения с которыми сохраняются постоянными на протяжении долгого времени. Речь идёт не просто о регулярном социальном взаимодействии, а о привязанности, природа которой может быть разной (любовь, дружба, забота, наставничество и прочее). Нам важно принимать участие в жизни небезразличных нам людей: заботиться о них, наставлять их, нести за них ответственность.

По мнению Эриха Фромма, данная потребность может выражаться в одной из трёх форм: власть, покорность и любовь (подразумеваются все формы любви, в том числе платоническая). Первые две формы не являются здоровыми, и если личность склонна к любой из них, данная потребность так и останется неудовлетворённой. При этом люди, желающие власти, легче сближаются с теми, кто стремится быть покорным. Но союз таких личностей не может быть гармоничным, поскольку строится на скрытом противостоянии.

Неудовлетворённая потребность в установлении связей может проявляться в аддиктивном поведении, а сегодня, с учётом развития интернета, она всё чаще приводит к зависимости от онлайн-игр или социальных сетей. Игровое взаимодействие заменяет человеку полноценное общение, а виртуальные достижения дают ему ощущение успеха и высокого социального статуса.

2. Потребность в преодолении себя

У нас очень много слабостей, справиться с которыми порой бывает нелегко: мы пытаемся экономить энергию, откладывая работу на потом, впадаем в прокрастинацию, занимаясь чем угодно, кроме важного дела, не можем отказывать себе в маленьких удовольствиях, выбираем приятное занятие вместо важного. Но в каждом из нас заложена потребность в преодолении всех этих слабостей.

Эта потребность заставляет нас совершенствоваться и постигать новые знания, стремиться к активной работе над собой и своей жизнью. Она напрямую связана с потребностью в конструктивном самоутверждении, поскольку заставляет расти над собой, прикладывая к этому существенные усилия. В то же время невозможность удовлетворения данной потребности формирует у человека склонность к деструктивной форме самоутверждения.

Потребность в преодолении себя, хоть это и не очевидно, присутствует у каждого человека, при условии, что он психически здоров. Каждый хочет становиться лучше, развиваться и совершенствоваться, избавляться от вредных привычек и вырабатывать полезные. Однако сопротивляться инфантильности, примитивным инстинктам и слабостям очень сложно. Поэтому, к примеру, курящий человек может строить детальные планы о том, как он бросит курить и начнёт заниматься спортом, не предпринимая для этого никаких действий.

3. Потребность в корнях (укоренённости)

Для младенца мир выглядит крохотным, фактически в нём есть только его мать. По мере взросления ребёнка мир расширяется, открывая перед ним множество опасностей. При этом у человека на всю жизнь сохраняется воспоминание об ощущении безопасности того маленького и уютного мирка из его детства. Эрих Фромм предположил, что именно на основе этих детских воспоминаний у людей формируется потребность «пустить корни», создав такое же безопасное место для себя и своих будущих детей.

Ребёнок сильно привязан к родителям, поскольку нуждается в их опеке и защите. Но в подростковом возрасте эта потребность существенно ослабевает. Подростки конфликтуют с родителями, стремятся «вырваться» из родительского дома и начать самостоятельную жизнь. Так работает природный механизм, который заставлял наших предков создавать новые семьи и племена, заселяя незанятые территории. При этом подросток стремится укорениться, чтобы создать такое же надёжное и безопасное место, каким раньше для него был родительский дом.

4. Потребность в самотождественности

Это потребность в ощущении себя уникальной личностью, обладающей какими-то особенными качествами и талантами. Особенно сильно она проявляется у подростков, заставляя их искать свой стиль внешности, находить у себя уникальные таланты и развивать их, чтобы выделяться из общей массы. У взрослых эта потребность не исчезает, но проявляется в меньшей степени.

Иногда, стараясь выделиться, подростки начинают копировать манеры или особенности внешности своих кумиров. Это выглядит довольно нелепо, поскольку они, пытаясь показать свою независимость, демонстрируют конформное поведение.

Следствием подавления потребности в самотождественности является зависимое поведение. Оно часто формируется у людей, которые в детстве сталкивались с подавлением своей индивидуальности со стороны взрослых. Повзрослев, такой человек окружает себя объектами зависимости – теми, перед кем он будет поступаться своей индивидуальностью (родители, супруг, начальник, более инициативные и независимые друзья).

5. Потребность в системе ценностей

Человеческое мышление так устроено, что нам необходимо находить объяснение и давать оценку каждому происходящему событию. А для этого нам нужна система ценностей и ориентиров. Без подобной системы человек постоянно будет оказываться в тупике, не сможет принимать решения достаточно быстро и действовать целеустремлённо.

Помимо системы ценностей человеку нужен также объект преданности, ради которого он будет способен превозмогать себя и решительно действовать, несмотря на преграды. В роли объекта преданности может выступать Бог, некая высшая цель или другой человек. Если же такого объекта нет, может возникать ощущение внутренней пустоты, самостоятельно избавиться от которого очень сложно.

Значение экзистенциальных потребностей

Смысл жизни любого живого существа сводится к удовлетворению его потребностей. И именно в этом Эрих Фромм увидел ключевое отличие людей от животных, для которых первоочередными потребностями являются еда, безопасность и продолжение рода. Для человека первоочередными являются не базовые инстинкты, а глубинные экзистенциальные потребности. Но поскольку удовлетворить их не так просто, многие люди «плывут по течению», не стремясь взять контроль над своей судьбой в собственные руки.

Целенаправленное удовлетворение экзистенциальных потребностей – признак личности, стремящейся к полноценному существованию. Такая личность самостоятельно управляет собственной судьбой, находит своё призвание и прикладывает усилия к тому, чтобы добиваться поставленных целей. В этом и заключается значение экзистенциальных потребностей – они помогают людям вершить свою судьбу и жить полной жизнью вместо того, чтобы плыть по течению.

Источник

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Обусловленные писком собственного места в жизни социально-биологические потребности психоаналитики называют экзистенциальными. Они затрагивают внутренний мир человека, ментально-поведенческие и эмоциональные аспекты личности. Это понятие ввел в обиход немецко-американский философ и реформатор психоанализа Эрих Фромм.

Определение и понятие экзистенциальных потребностей человека

Первые попытки сформулировать и очертить круг таких психоэмоциональных факторов поведения индивида восходят к античным философским учениям.

Древнегреческие и древнеримские авторы стремились отделить истинные социально-биологические потребности от навеянных временем, сформированных под влиянием преходящих общественных традиций или устоев.

Кардинальное отличие и четкий идентифицирующий признак экзистенциальных нужд заключаются в психоэмоциональных корнях, а не физиологической природе. Они не считаются базовыми, поскольку не требуются для биологического выживания. Но без их удовлетворения ментальное и психоэмоциональное состояние личности будет удручающим.

Экзистенциальные потребности человека – это философская категория, наиболее убедительно сформулированная Э. Фроммом. В 1955 г. он опубликовал трактат «Здоровое общество», в котором определяет подобные действия, как направленные на разрешение типично человеческих дилемм.

Экзистенциальные потребности по версии Э. Фромма представлены в таблице:

ПотребностьКраткая характеристика
Формирование и укрепление связейПодразумеваются общественные и родственные взаимоотношения. Социализация личности улучшает психоэмоциональное состояние, вселяет уверенность в себе, обеспечивает чувство безопасности.
ИндивидуализмДля личности важна самоидентификация, которая заключается в осознании собственного отличия от окружающих людей. Жажду удовлетворения такой потребности Фромм считал ключевым поведенческим мотивом.
Формирование системы мировоззренияДля уверенной ориентации в социальном окружении индивиду требуется четкая шкала ценностных координат. В этом качестве используют научные теории и гипотезы, философские учения, религиозные верования.
Регуляция собственного поведенияДля удовлетворения сублимированных экзистенциальных потребностей необходимо выйти за пределы природных инстинктов, естественных физиологических рефлексов, отдавая приоритет духовным аспектам. Они должны определять поведение личности.
Возвращение к корнямПодразумеваются индивидуальные качества, закладываемые с детства социальной средой. Удовлетворение такой потребности создает ощущение собственной нужности и защищенности, что позитивно влияет на развитие индивида.

Что относится к экзистенциальным потребностям человекаСтремление к удовлетворению перечисленных экзистенциальных потребностей формирует сбалансированную и гармоничную личность. Их наличие кардинально отличает людей от представителей других биологических видов, населяющих планету.

Виды и характеристики экзистенциальных потребностей

Обобщенно выделяют телесно-биологические, социально-личностные, духовно-ментальные нужды. Каждая психологическая школа предлагает собственную классификацию экзистенциальных потребностей. Распространены теории А. Маслоу, К. Алдерфера, Э. Фромма, некоторые другие.

Американский психолог Дэвид Макклеланд предложил собственную систему классификации экзистенциальных потребностей, основанную на разработанной им методике исследования движущих сил личности. Ниже приведены самые распространенные и часто применяемые виды психоэмоциональных нужд.

Установление связей

Для человеческой личности естественно стремиться интегрироваться в протекающие социальные процессы, стать неотъемлемой частью общественной формации. Психологически важно ощущать собственную сопричастность, близость с себе подобным, единение.

Одиночество и оторванность от общества противоестественны, поскольку человечество – коллективный вид. Установление тесных связей особенно ценно с близкими или полезными людьми.

Во втором случае в основе удовлетворения лежит меркантильным интерес, что порождает споры о том, можно ли такую потребность считать экзистенциальной. Эрих Фромм предложит отделять психологические моменты от прочих побуждений.

Экзистенциальные потребности человека – это, по мнению американского философа немецкого происхождения, стремление устанавливать общественные связи на основе эмоциональной привязанности, любви, прочих смежных побуждений.

Базирующиеся на системе доминирование/подчинение коммуникации препятствуют формированию гармоничного контакта. Такую связь, по мнению Э. Фромма, нельзя считать полноценной и здоровой.

Типичный пример – стандартные взаимоотношения начальника с подчиненным. Специфическая форма установления связей подобного характера – супружество. Желание одного партнера властвовать, диктовать и контролировать ложится на благодатную почву при встрече с человеком, стремящимся занять зависимое и подчиненное положение. Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Такие отношения называют комплементарными и считают отвечающими потребностям обоих участников экзистенциальной связи взаимодополняющей направленности. Крепкий союз не означает здоровый. Установление такой связи – распространенный способ удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Э. Фромм выделяет следующие факторы здоровых межличностных отношений:

В основанной на других побуждениях связи эмоциональная привязанность либо не возникает, либо быстро угасает.

Трансценденция

Термин используют в психологии и философии для описания преодоления личностью себя, выхода за привычные рамки. Это обеспечивает ощущение внутренней свободы. Целеустремленная личность с помощью трансценденции достигает собственных ориентиров.

Такое состояние обусловливают противоположные и взаимоисключающие формы поведения – созидательная или деструктивно-разрушительная. Первая подразумевает признание общественных ценностей, заботу о созданных цивилизацией благах и достижениях.

Такие личности стараются дополнить чужие изобретения, творения, интеллектуальные продукты. Они стремятся сохранять и развивать существующие достижения, принимать активное участие в социальных процессах, различных сферах общественной жизни. Такие люди позитивно влияют на прогресс, вносят собственную лепту в будущее человечества.

Примеры созидательного подхода к жизни:

Деструктивно-разрушительное поведение направлено на подавление и угнетение воли других людей, бездумное использование ресурсов. Оно подразумевает потребительское отношение к жизни. Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Такие люди превыше всего ценят собственное эго, идут на поводу личных амбиций, стремятся удовлетворять исключительно физиологические потребности. Деструктивное поведение разрушающе действует на психику.

Укорененность

Для личностного роста, гармоничного развития, эмоциональной стабильности индивиду необходима своеобразная точка опоры, создающая ощущение защищенности. Это придает силы для творческих свершений и новых жизненных вызовов, позволяет выстоять в напряженные моменты, не впадая отчаяние.

Укорененность обеспечивает ощущение безопасности. Реализацию такой потребности психоаналитики считают базовым эмоциональной необходимостью. Без укорененности неизбежно возникает чувство ментальной изоляции, беспомощности, развиваются депрессивные состояния.

Экзистенциальные потребности направлены на поиски человеком места в жизни и осознание собственной роли в социальной среде. Это своеобразное бегство от морального одиночества, общественного непризнания. Удовлетворение приносит осознание собственной востребованности, уважение к себе.

Жажда обрести безопасность, проникнуться чувством защищенности и нужности подталкивает к установлению неконструктивных связей с размытыми социально-бытовыми ролями. Пример – брачные узы, когда мужчина ассоциирует свою избранницу с матерью.

Это подсознательный выбор, обусловленный укоренившимися детскими воспоминаниями о безопасности, защищенности, комфорте. Такое поведение говорит о подспудном или осознанном нежелании брать на себя ответственность. Эту экзистенциальную потребность мужчина пытается удовлетворить путем вступления в брак.

Такое стремление имеет признаки психоэмоциональной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Оно продиктовано страхом перед неизвестностью, неуверенностью в собственных силах. Явные психоэмоциональные причины потребности позволяют считать ее экзистенциальной.

Самоидентичность

Коллективизм человеческого общества Э. Фромм сравнивает со стадным инстинктом. У мыслящих существ нашего биологического вида развита потребность поиска собственной похожести на себе подобных, принадлежности к социальной группе по четким идентифицирующим признакам.

В результате частично утрачивается индивидуальность, размываются границы осознания собственной личности. Яркий пример такой поведенческой реакции – человек при знакомстве представляется родственником или другом известного лица. Тем самым он нивелирует собственную значимость.

Еще одна иллюстрация – выдвижение на первый план профессии или социальной роли вместо собственной личности. Человек с такими поведенческими реакциями представляется врачом, юристом, менеджером и так далее, чтобы повысить свою значимость в глазах собеседника. Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Самоидентичность с точки зрения психоанализа означает способность принимать собственную личность вне зависимости от рода занятия, профессиональной принадлежности социального статуса, других аналогичных факторов. Преувеличение персональной значимости размывает и обесценивает индивидуальность.

Система ценностей

Она играет важную роль в становлении и развитии личности. Система ценностей выполняет функцию поведенческого ориентира или моральной точки опоры. В кризисных, сложных или переломных жизненных ситуациях человек обращается к сформированным ценностным ориентирам, согласовывая с ними собственные поступки.

Они позволяют избежать чувства вины, раскаяния или сожаления о содеянном. Система ценностей в аспекте экзистенциальных потребностей обеспечивает психологический комфорт и моральное удовлетворение от осознания правильности выбора, совершенного поступка.

Это способность брать на себя ответственность в сложные моменты жизни. При развитой и устоявшейся системе ценностей любая ошибка воспринимается, как новый опыт, который индивид усваивает и берет на вооружение, чтобы избежать повторения в будущем.

Экзистенциальные потребности человека – это краеугольный камень гармоничного развития личности. Жажда их удовлетворения часто приводит к пересмотру или корректировке собственной системы ценностей. Вооруженного такими морально-этическими ориентирами человека отличает целеустремленность.

Он адекватно воспринимает жизненные реалии, легче адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, направляет усилия на созидание. Рациональное поведение на основе шкалы ценностей позволяет сохранять психосоматическое здоровье и благоприятное эмоциональное состояние.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Регулярно проводимые социологические исследования ценностной системы людей крайне важны в аспекте понимания тенденций общественного развития, обеспечения порядка, воспитания подрастающего поколения.

При анализе поведения коллективных формаций или отдельных личностей становится очевидной главенствующая роль экзистенциальных потребностей. Они служат определяющим фактором поведения индивида, влияют на нравы или традиций культурных образований.

На их основе формируются нормативно-ценностные ориентиры и правовое регулирование общественных взаимоотношений. Это мощный фактор коллективной или индивидуальной жизнедеятельности.

Что относится к экзистенциальным потребностям человекаЭкзистенциальные потребности человека

Кардинальные изменения структуры обществ, пересмотр шкалы ценностей человека XXI в. вызвали повышенный интерес к изучению экзистенциальных потребностей, системы ценностей. Они выступают основным предметом исследования психологов и социологов.

Экзистенциальные потребности человека – это фундаментальное, многогранное и широко трактуемое понятие. Каждая философская школа интерпретирует их по-своему. В классических трудах по психоанализу и социологии экзистенциальные потребности считают важным вкладом в жизнь общественных формаций.

С их удовлетворением связывают значимые явления и процессы. Экзистенциальные потребности воплощаются в различных вариантах. По мере общественного развития они приобретают иные выражения и многочисленные формы.

Круг экзистенциальных потребностей постоянно расширяется. Они принимают воплощение в предметах, материальных благах, абстрактных идеях. Некоторые современные интерпретации трактуют экзистенциальные потребности, как эталон или инструмент для оценивания действительности.

Их позиционируют в качестве элемента культурной структуры, состоящего из поведенческих алгоритмов, ценностных ориентиров, принципов межличностных взаимоотношений. Экзистенциальные потребности направлены на удовлетворение духовных и психоэмоциональных нужд.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э. Фромма

В теории немецко-американского психолога и философа такие аспекты личности классифицированы на основе интеграции индивида в социальные процессы, общественные явления и взаимоотношения.

Э. Фромм выделяет экзистенциальные потребности:

Автор философской концепции наделяет важной ролью влияние подсознательного поведения на формирование личности. Бессознательное, по мнению Э. Фромма, служит движущей силой и скрытым потенциалом.

Экзистенциальные потребности человека по теории А. Маслоу

Самая популярная и распространенная система классификации экзистенциальных потребностей принадлежит американскому основоположнику гуманистической школы психологии Абрахаму Маслоу.

Его модель иерархии человеческих потребностей нашла широкое применение в экономической теории. На основе пирамиды А. Маслоу изучают мотивационные факторы и поведенческие реакции потребителей.

Пирамида потребностей Маслоу

Иерархия экзистенциальных потребностей подразделяется на первичные и вторичные, высшие и низшие. В особую разновидность А. Маслоу выделяет престижные нужды, продиктованные амбициозностью.

Они часто регулируют потребительское поведение. К первичным потребностям пирамиды А. Маслоу причисляются естественные физиологические нужды.

Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Сюда входит удовлетворение природных рефлексов и инстинктов:

К вторичным потребностям по концепции автора принадлежат социальные моменты – коммуникативная способность, эмоциональная привязанность, участие в коллективной деятельности.

К этому разряду экзистенциальных потребностей причисляют духовные нужды, направленные на самореализацию. В современном обществе огромное значение имеют карьерный рост, социальное положение. Люди тратят большие усилия на их удовлетворение.

Примеры экзистенциальных потребностей

Наглядным отражением таких человеческих нужд и их удовлетворения считаются взаимодополняющие партнерские отношения. Примерами могут служить стремление к единению с социальной группой, участию в общественных процессах. Оно базируется на заложенных ценностных установках.

Что относится к экзистенциальным потребностям человека

Еще один типичный пример экзистенциальных потребностей – брак, где муж умеет зарабатывать, а жена – вести хозяйство. Любой человек стремится удовлетворить такие нужды доступным способом. Это естественное желание личности. Без удовлетворения своих нужд люди склонны впадать в депрессию, апатию, утрачивать интерес к жизни.

Видео про экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности человека — что это:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *