Что относится к эксплуатационным затратам
Состав и учет эксплуатационных расходов
Деятельность любой организации предполагает расходы. Существуют различные виды трат. Одна из разновидностей – эксплуатационные расходы.
Что собой представляют эксплуатационные расходы
Эксплуатационные расходы (ЭР) – это текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу. Они будут разниться в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, если это железнодорожный субъект, средства тратятся на транспортировку грузов, пассажиров, различного багажа. Различают эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности.
Цель трат – исполнение поставленной цели. К примеру, железнодорожной компании нужно транспортировать груз. Для этого требуется вложить средства в топливо, зарплату, техническое обслуживание, электроэнергию. Размер трат определяется объемом эксплуатируемого оборудования, временем использования, удельными расходами на один час работы.
Состав эксплуатационных расходов
Рассмотрим состав эксплуатационных расходов:
Также это могут быть другие траты, зависящие от специфики деятельности предприятия. Конкретный состав определяется руководителем предприятия. Рассмотрим структуру расходов на примере субъектов, занимающихся добычей углеводородного сырья:
Это основной перечень. В состав могут входить и прочие направления трат.
Классификация
Эксплуатационные расходы подразделяются на эти категории:
Классификация может зависеть от специфики деятельности компании. Рассмотрим группировку расходов по признакам на примере субъекта, который занимается железными дорогами:
В приведенном случае группировка выполняется по этим признакам: направления работы, укрупненные формы деятельности, статьи Номенклатуры.
Планирование эксплуатационных расходов
Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.
Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.
Расходы на оплату труда
Траты на оплату труда составляют, как правило, большую часть ЭР. Зарплатный фонд формируется исходя из количества сотрудников и средней зарплаты. Количество трудящихся определяется тремя методами:
Средняя зарплата сотрудников включает в себя оклад, премии, проценты, доплаты.
Фонд оплаты – это произведение среднемесячных зарплат на количество трудящихся. Необходимо учесть явочное количество работников, а также число сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном.
ВАЖНО! В заработный фонд не будет включена оплата больничного. Связано это с тем, что эти средства выплачивает не работодатель, а фонд медицинского страхования. Учитываться также не будут командировочные, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ноу-хау.
Социальные отчисления
Работодатель обязан направлять средства в различные фонды. Это пенсионные, социальные, медицинские отчисления. Составляют они 34% от общего фонда зарплат. В некоторых случаях это соотношение может меняться.
Расходы на материалы
Траты на материалы планируются в зависимости от деятельности компании. Рассмотрим методы планирования на примере субъекта, специализирующегося на ЖД:
Как правило, для планирования используется сразу несколько методов. Все зависит от того, что именно нужно рассчитать.
Траты на коммунальные услуги
Основной источник расходов – электроэнергия. Субъекту ЖД нужно учесть также топливо, нужное для транспортировки грузов, расходы на технологические нужды. Траты на топливо определяются на основании числа оборудования, его мощности. В рамках расчетов нужно учитывать следующие аспекты:
Расходование энергии для освещения определяется на основании числа осветительных приборов, их мощности, часов горения, стоимости кВт энергии.
К СВЕДЕНИЮ! Предприниматель может уменьшить расход электроэнергии. Для этого нужно увеличить качество эксплуатации, улучшить технологические процессы и качественные значения пользования.
Амортизационные отчисления
Амортизация – это износ оборудования. Он может быть физическим или моральным. Первый предполагает ухудшение характеристик в процессе длительной эксплуатации. Физический износ определяется исходя из интенсивности использования, качества используемых материалов, качества ремонтных работ и обслуживания. Моральный износ – это утрата актуальности оборудования. Происходит это из-за появления на рынке новой, более совершенной техники. Нормативы износа определяются исходя из конкретного оборудования.
Амортизационные отчисления входят в эксплуатационные расходы. Связано это с тем, что образованный амортизационный фонд направляется на восстановление износившегося оборудования. При расчетах нужно учитывать, что амортизационные отчисления будут равномерными на протяжении всего периода.
К СВЕДЕНИЮ! В расчетах обычно фигурирует не продолжительность эксплуатации, а нормы отчислений.
Учет эксплуатационных расходов
Главная задача учета ЭР – своевременное, полное и объективное фиксирование трат. С помощью бухучета можно контролировать расходы, вводить режим экономии и снижать себестоимость. ЭР определяются в соответствии с заранее составленным планом. Формирование плана предполагает обоснование размера каждого вида траты.
Рассмотрим дополнительные функции бухучета ЭР:
Бухучет должен вестись так, чтобы из него можно было извлечь полную информацию о расходах.
Вопрос: Как арендатору учитывать возмещение по договору аренды коммунальных платежей: расходов на электроэнергию и иных эксплуатационных расходов?
Посмотреть ответ
Классификация и правильное отражение в бухучете
Бухучет организуется на основании правильно разработанной классификации. Она также участвует в планировании расходов, контроле над ними. Рассмотрим основные особенности учета:
ВАЖНО! Синтетический учет отражает суммарные траты. То есть они не подразделяются по направлениям затрат. Нужен СУ для отражения общей суммы ЭР. Аналитический учет предполагает детализированную фиксацию расходов. Нужен он для контроля над соблюдением плана по отдельным направлениям. Организация этих форм учета определяется в зависимости от метода ведения учета: ручного или с помощью вычислительных аппаратов.
ВНИМАНИЕ! Бухгалтер также должен составить ведомость распределения трат. Формируется она при помощи группировки расходов по синтетическим счетам.
Возмещение эксплуатационных расходов
Возмещение расходов актуально в том случае, если предприниматель снимает помещение. Он обязан компенсировать траты арендодателя на оплату услуг. Траты на возмещение ЭР рекомендуется отражать по статье расходов 244 «Прочие закупки». Для оформления компенсации нужно или включить платежи в сумму аренды, или составить отдельное соглашение на возмещение.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на эксплуатацию полученного в аренду автомобиля (ГСМ), производимые в соответствии с договором аренды, если указанные расходы оплачиваются за наличный расчет через подотчетное лицо (работника организации)?
Посмотреть ответ
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Коммунальные и эксплуатационные расходы при аренде: кто и в каком порядке возмещает
Рассмотрим, кто должен возмещать коммунальные и эксплуатационные расходы при аренде недвижимости и можно ли это урегулировать по соглашению сторон; есть ли какие-то нюансы, если арендуемая недвижимость — государственная.
Коммунальные и эксплуатационные расходы подлежат возмещению арендаторами, если иное не установлено законодательством и договором (п. 2 ст. 587 ГК).
Следует учитывать, что коммунальные и эксплуатационные расходы складываются из расходов, приходящихся как непосредственно на арендуемую площадь, так и на часть (как правило пропорциональную) мест общего пользования.
Законодательством установлена особенность возмещения таких расходов арендаторами недвижимого имущества, находящегося в госсобственности. Так, определение возмещаемой арендатором части расходов арендодателя осуществляется по (подп. 2.5 п. 2, ч. 1 п. 4 Положения N 433):
— горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), техническому обслуживанию лифта — пропорционально доле работников арендатора, иных физлиц, работающих в сданном в аренду объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом, в общем количестве физлиц, работающих в объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом, если иное не установлено соглашением сторон;
— теплоснабжению — пропорционально доле площади отапливаемого арендуемого недвижимого имущества в общей площади отапливаемого недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования, если иное не установлено соглашением сторон, а в случае различной высоты недвижимого имущества — пропорционально доле объема отапливаемого арендуемого недвижимого имущества в общем объеме отапливаемого недвижимого имущества без учета мест общего пользования, если иное не установлено соглашением сторон;
— электроснабжению — пропорционально доле мощности и продолжительности работы электроприемников арендатора в общей мощности и продолжительности работы электроприемников в объекте недвижимого имущества, если иное не установлено соглашением сторон;
— газоснабжению — по показаниям приборов учета расхода газа, установленных у арендатора;
— обращению с твердыми коммунальными отходами — пропорционально доле площади арендуемого недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
— прочим расходам арендодателя, в том числе по другим услугам, капитальному ремонту, санитарному содержанию мест общего пользования, содержанию, эксплуатации недвижимого имущества, текущему ремонту — пропорционально доле площади арендуемого недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования, если иное не установлено соглашением сторон.
Следует учесть, что часть затрат арендодателя на теплоснабжение, возмещаемая арендатором, увеличивается на сумму затрат арендодателя, приходящихся на места общего пользования, пропорционально доле площади арендуемого недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования.
Часть затрат арендодателя на электроснабжение, возмещаемая арендатором, увеличивается на сумму затрат арендодателя, приходящихся:
— на места общего пользования, за исключением лифтов, пропорционально доле площади арендуемого недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования;
— на работу лифта, пропорционально доле работников арендатора, иных физлиц, работающих в сданном в аренду объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом, в общем количестве физлиц, работающих в объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом, если иное не установлено соглашением сторон (ч. 2 и 3 п. 4 Положения N 433).
Таким образом, в части возмещения арендаторами имущества, находящегося в государственной собственности, коммунальных и эксплуатационных расходов, заложен алгоритм определения пропорции арендатора в таких расходах.
Что касается аренды частной (коммерческой) недвижимости, то стороны в арендных правоотношениях вольны пользоваться либо предложенным выше механизмом, либо предусмотреть иной механизм возмещения этих расходов.
Соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок распределения бремени содержания арендованного имущества. В случае изменения такого порядка, стороны могут использовать следующую формулировку в договоре: «Арендодатель обязан за свой счет поддерживать имущество в исправном состоянии, самостоятельно нести коммунальные и эксплуатационные расходы на содержание имущества».
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Тема 2. Затраты на производство, их классификация и поведение, организация учета
Цель
Цель изучения темы – сформировать у студентов представление об экономической сущности понятия «затраты», обосновать необходимость классификации затрат в управленческом учете и изучения их поведения.
Основные задачи:
Оглавление
2.1. Определение понятий «затраты», «издержки», «расходы»
В отечественной экономической науке и в практической деятельности предприятий, в том числе в бухгалтерском учете, используются такие понятия, как «затраты», «издержки», «расходы». При этом единое общепринятое определение перечисленных понятий в настоящее время отсутствует.
Как правило, «затраты» определяют как величину материальных, трудовых и финансовых ресурсов в денежном выражении, использованных на создание полезных ценностей, работ, услуг, обоснованную и определенную условиями производства.
Считается, что «издержки» – понятие более широкое, чем «затраты». Издержки помимо «полезно потребленных ресурсов» включают в себя и непроизводительные потери (потери от стихийных бедствий, простоев и т. д.).
Наряду с этим существует мнение о том, что «издержки» и «затраты» – это одно и то же. При этом полагают, что термин «издержки» следует использовать тогда, когда речь идет о затратах на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей деятельности – издержки производства, издержки обращения. Именно такой подход обусловливает использование понятий «затраты» и «издержки» как идентичных и взаимозаменяемых.
Расходы определяют как затраты за определенный период времени. Согласно ПБУ-10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
ПБУ-10/99 является первым нормативным документом, содержащим определение понятия «расходы». При этом данное определение соответствует принятому в международных стандартах по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива.
В отечественной практике наряду с перечисленными понятиями широко используется понятие «себестоимость». Согласно общепринятому определению себестоимость – это выраженные в денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
2.2. Классификация затрат
Классификация затрат имеет важное значение для правильной организации их учета. Затраты в зависимости от целей планирования, учета, контроля, анализа классифицируют по различным признакам, в том числе:
Элементы затрат – экономически однородные по своей сути затраты независимо от того, где и в связи с чем они имели место. Элемент затрат не может быть разложен на какие-либо составляющие.
Группировка затрат по элементам необходима для определения общей величины затрат, произведенных предприятием при изготовлении продукции. Данная группировка показывает, какие именно ресурсы израсходованы предприятием для производства продукции. Группировка затрат по экономическим элементам используется ни только в бухгалтерском учете, но и в планировании, экономическом анализе, статистике. В целях планирования по экономическим элементам составляют сметы затрат.
В экономическом анализе группировка по элементам используется для определения структуры затрат на производство.
Классификация затрат по элементам является единой и обязательна для всех предприятий. Это позволяет обобщать информацию о затратах на производство в различных отраслях материального производства, что является задачей органов государственной статистики.
Перечень элементов затрат определен стандартом по бухгалтерскому учету ПБУ-10/99 «Расходы организации» и содержит пять следующих элементов затрат:
В перечень расходов, учитываемых в элементе «Материальные затраты» в денежной оценке, включаются:
В элементе «Затраты на оплату труда» учитываются затраты на оплату труда работников организации, физических лиц, связанных с их участием в производстве продукции и ее продаже, выполнении работ, оказании услуг, в управлении, с выполнением других работ и служебных обязанностей, а также другие выплаты работникам, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и обусловленные выполнением работниками своих обязанностей.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» учитываются суммы налога (обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам) в связи с обязательными социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанном элементе учитываются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения.
В элементе «Амортизация» учитываются суммы погашения стоимости амортизируемых в установленном порядке объектов имущества, используемого или предназначенного для использования в процессе производства и продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, управления, но не относящихся к ранее перечисленным элементам.
К элементу «Прочие затраты» относятся все другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
В перечне элементов затрат, который приведен в главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организации», отсутствует элемент «Отчисления на социальные нужды». Это обусловлено тем, что, начиная с 2001 г., имевшие ранее место отчисления на социальные нужды замены вновь введенным социальным налогом, который, согласно Налоговому кодексу, относится к элементу «Прочие затраты».
Как отмечалось, классификация затрат по экономическим элементам используется для составления смет затрат на производство, которые определяют общую сумму затрат предприятия в целом и его структурных подразделений, в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.
Однако классификация затрат по элементам не позволяет определить их целевое назначение, величину затрат на производство конкретного вида продукции, работ, услуг, на осуществление какого-либо вида деятельности. С этой целью используется классификация затрат по статьям затрат или статьям калькуляции.
Статьи затрат – это разные по экономическому содержанию затраты, указывающие на их целевое назначение и место возникновения.
Перечень статей затрат зависит от вида деятельности предприятия, ее специфики и определяется отраслевыми методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости. Вместе с тем существует следующая типовая номенклатура статей затрат:
Классификация затрат по статьям используется для определения себестоимости по видам продукции (работ, услуг). При этом сумма затрат по статьям с 1 по 8 составляет цеховую себестоимость продукции, по статьям с 1 по 11 – производственную себестоимость продукции, по статьям с 1 по 12 – себестоимость реализованной продукции.
Ряд статей затрат по наименованию совпадают с элементами затрат. Отличие состоит в том, что эти затраты в элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю хозяйственную деятельность независимо от их направления, назначения. В статьях затрат показывается расход тех же ресурсов, но непосредственно на выпуск конкретного вида продукции, работ, услуг.
Кроме рассмотренных выше группировочных признаков, затраты также классифицируют по следующим признакам:
Основные – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от уровня и форм организации управления. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.
Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства.
Одноэлементные – это затраты, состоящие из одного экономического элемента. К ним относят сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Сложные (комплексные) – это затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.
Прямыми затратами называют экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Косвенными затратами называют расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки. Их включают в себестоимость конкретных видов изделий путем распределения пропорционально какой-либо условной базе. К косвенным относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные расходы.
По отношению к объему производства различают затраты переменные и постоянные.
Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства (материальные затраты).
Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства (арендная плата).
Различают также условно-переменные затраты, которые в одной своей части не зависят, а в другой – зависят от объема производства (оплата услуг телефонной связи).
По периодичности возникновения различают:
По участию в процессе производства различают затраты:
По эффективности различают затраты:
Международные стандарты предусматривают применение той или иной классификации затрат в зависимости от направлений (задач) учета.
Направления (задачи) учета затрат определяют потребители внутренней информации.
Выделяют следующие основные направления (задачи) учета затрат в рамках управленческого учета:
Для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли возможно использование классификации затрат:
Входящие затраты – это приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, использование которых должно принести доход в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Истекшие затраты – это израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Затраты отчетного периода (периодические затраты), как правило, непосредственно не связаны с процессом производства. К ним часто относят общехозяйственные и коммерческие расходы.
Затраты, включаемые в себестоимость – это производственные затраты: прямые и частично косвенные.
Для принятия управленческих решений затраты разделяют, как правило:
Затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет при оценках, обусловлены различными альтернативными решениями и зависят от принятого решения.
Безвозвратные затраты – это затраты истекшего (прошлого) периода. Они возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены.
Вмененные (воображаемые) затраты учитываются при принятии управленческих решений, но реально в будущем их может и не быть. Такое понятие неприемлемо в финансовом учете.
Инкрементные (приростные) затраты возникают как дополнительные в случае увеличения объема производства, изготовления дополнительной партии продукции.
Маржинальные (предельные) затраты дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.
Для осуществления процесса контроля и регулирования выделяют затраты:
Регулируемые затраты – затраты, величина которых зависит от действий, решений управленческого персонала.
Эффективные затраты – затраты, в результате которых получают доходы от реализации продукции.
Неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, от простоев и т. п.).
Контролируемые затраты – затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии.
Неконтролируемые затраты – затраты, которые не зависят от деятельности субъектов управления.
2.3. Поведение затрат
Поведение затрат – это их изменение в зависимости от объема производства или уровня деловой активности.
При изучении поведения затрат наиболее важной является классификация затрат на постоянные, переменные и условно-постоянные.
Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства или уровня деловой активности. Как правило, они линейно зависят от уровня объема производства.
Принято определять коэффициент реагирования затрат (К). Значение этого коэффициента определяют как отношение прироста переменных затрат ( З перем ) к приросту объема производства ( V).
К = Прирост переменных затрат/Прирост объема производства = З перем / V
Если К = 1, то имеет место прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема производства, означающая что затраты изменяются с той же скоростью, что и объем производства (рис. 2.1).
Рис.2.1. Пропорциональная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К > 1, то имеет место прогрессивная зависимость переменных затрат от объема производства, которая означает, что затраты увеличиваются быстрее, чем объем производства (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Прогрессивная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К перем / V = З перем на 1 единицу продукции = const в любом случае
Рис.2.4. Зависимость удельных переменных затрат от объема производств
Величина постоянных затрат не зависит от объема производства и остается одной и той же при разных объемах производства (рис 2.5).
Рис. 2.5. Зависимость суммарных постоянных затрат от объема производства
Величина постоянных затрат в расчете на 1 единицу продукции тем меньше, чем больше объем производства (рис. 2.6).
З пост /V = З пост на 1 единицу продукции const
Рис.2.6. Зависимость удельных постоянных затрат от объема производства
Общие затраты на производство за определенный период времени могут быть представлены как сумма переменных и постоянных затрат (рис. 2.7).
З общ = З перем + З пост = З перем на единицу продукции х V + З пост
Рис.2.7. Зависимость общих постоянных затрат и их составляющих от объема производства
В связи с изучением изменения переменных затрат принимают во внимание производственные мощности. Под производственной мощностью понимают верхний предел объема производства предприятия при реально существующем объеме производственных ресурсов.
Производственная мощность может выражаться в человеко-часах, машино-часах или в количестве единиц продукции.
При анализе поведения затрат предполагают, что производственные мощности предприятия остаются постоянными и при этом имеют в виду, что при изменении производственных мощностей поведение затрат может (и будет) изменяться.
Различают производственную мощность теоретическую (идеальную), практическую, нормальную.
Теоретическая (идеальная) мощность – максимальный выпуск продукции, которого может достигнуть предприятие, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев. Она необходима для определения максимально возможных уровней производства.
Практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (для смены инструмента, для обслуживания оборудования, его ремонта, отдых рабочих и т. п.).
Теоретическая и практическая мощности редко достигаются предприятием. Это обусловлено тем, что, как правило, на предприятии имеет место зарезервированное оборудование (избыточные мощности, неиспользуемые мощности, применяемые только при ремонте основного оборудования или при оживлении рыночной конъюнктуры).
Нормальная мощность – это среднегодовой уровень производственной мощности, необходимый для удовлетворения потребности ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными компаниями деловой активности. Нормальная мощность – это реальная мера объема продукции, которую предприятие, вероятно, произведет, а не объема, который может производиться вообще. В управленческом учете предполагают, что предприятие работает с нормальной мощностью, а следовательно, имеет резервные производственные мощности, которые можно использовать в случае увеличения спроса на продукцию на рынке.
Традиционно зависимость переменных затрат от объема производства рассматривают как прямолинейную, т. к. ее легко анализировать, использовать и т. д. На самом деле большинство затрат находится в более сложной (нелинейной) зависимости от объема производства. Переменные затраты с линейной зависимостью легко планировать, контролировать и анализировать. Нелинейные затраты планировать трудно, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Для превращения реально существующей линейной зависимости затрат от объема производства в прямолинейную используют различные методы, в том числе метод линейной аппроксимации. Этот метод использует понятие релевантных уровней.
Релевантный уровень – это тот диапазон деловой активности (объем производства или объем продаж), при котором фактические операции осуществляются с достаточной степенью определенности, переменные затраты «ведут» себя как «прямолинейные», а постоянные не изменяются.
Метод линейной аппроксимации состоит в выпрямлении кривой зависимости затрат от объема продукции на некоторых ее участках (рис. 2.8).
Рис.2.8. Линейная аппроксимация и релевантный уровень
Таким образом, постоянные затраты могут оставаться неизменными только в пределах одного релевантного уровня. Изменение объема производства, обусловленное увеличением производственных основных средств, приведет к изменению амортизационных отчислений или арендной платы, т. е. постоянных затрат, что будет означать переход к новому релевантному уровню.
Переменные затраты на единицу продукции также могут измениться при переходе на другой релевантный уровень. Например, материальные затраты или затраты на оплату труда на единицу продукции могут сократиться при увеличении объема производства за счет нового, более эффективного оборудования.
Анализ поведения затрат должен проводиться отдельно в пределах каждого релевантного уровня.
Большинство затрат реально ведут себя как частично-переменные (условно-переменные) затраты.
Для целей управления затратами из общей их суммы выделяют постоянную и переменную составляющие (компоненты).
С этой целью используют разные методы, в том числе:
Наиболее точными являются первые два метода, однако это одновременно и наиболее сложные и трудоемкие методы. По этой причине на практике наиболее применим метод «min-max» (метод высшей и низшей точки).
Суть этого метода состоит в следующем:
Выбирают два одинаковых по продолжительности промежутка времени (2 месяца), в которых объем производства (или уровень деловой активности) был самым большим (V max ) и самым маленьким (V min ).
Определяют приходящиеся на эти промежутки времени затраты, рассчитывают разницу (отклонение) в объемах производства и величине затрат.
Затем определяют отношение изменения (отклонения) затрат к изменению (отклонению) объема производства. Полученное отношение покажет величину переменных затрат в расчете на единицу продукции (объема производства).
З перем / V = З перем / 1 ед. продукции
Величину полученных переменных затрат на единицу продукции умножают на объем производства соответствующего периода и получают сумму всех переменных затрат за этот период.
З перем = З перем / 1 ед. продукции х V
Из всей общей суммы затрат вычитают величину переменных затрат и получают затраты постоянные, соответствующие данному промежутку времени.
По результатам расчетов строят уравнение затрат.