Что относится к экономическим методам менеджмента
Экономические методы управления в организации в рамках менеджмента
Экономические методы управления
Экономическим методам управления отводят ключевую роль в международном инструментарии менеджмента. Отношения управления определены, в первую очередь, как экономические отношения и лежат в их фундаменте объективными потребностями и интересами индивидуумов. В связи с этим, именно данные методы главным образом являются соответствующими самой природе менеджмента.
Поставленная цель менеджмента достижима при этом посредством воздействия на экономические интересы управляемого предприятия.
Для реальной действенности экономических методов менеджмента, нужно, по крайней мере, гарантировать «отзывчивость» компании на экономические рычаги, предполагающие распространение явления самостоятельности участников трудового коллектива.
В свою очередь, распространение явления самостоятельности влечет за собой расширение возможностей объединений сотрудников в хозяйственной деятельности и привнесению в трудовую жизнь предприятия экономических методов управления.
Лишь в рамках обоснованной самостоятельности становится возможным реальный переход к экономическим методам руководства: люди могут распоряжаться материальными фондами, сформировавшимся доходом (прибылью), заработной платой и реализовывать свои экономические интересы.
Возможности экономических методов
Экономические методы помогают выявить новые возможностей и резервы, что становится довольно важным в рамках инновационного развития компаний и предприятий. Ключевую роль отводят изменению системы материального стимулирования, принимая во внимание экономические интересы всех участвующих в производственном процессе. Реальная проблема состоит в том, чтобы сформировать условия, при которых экономические методы помогут реализовать вои свойства действенности и целенаправленности.
Вся сложность проблемы заключается в соблюдении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива во взаимоотношениях с компаниями, учреждениями, другими структурами народно-хозяйственного комплекса и участниками своего трудового коллектива. Потеря либо ослабление какого-либо из звеньев все системной цепи связей влечет за собой снижение эффективности экономического управления.
Следовательно, ключевая задача преобразования хозяйственного механизма заключается в том, чтобы сформировать такие экономические и организационные условия, при которых компания реализовывала бы возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
Главное отличие организационно-административных от экономических методов управления заключается в разработке общих планово-экономических показателей и средств для их достижения. Они подразумевают не прямое, а косвенное воздействие на объект руководства и основываются на прямой зависимости материальной обеспеченности человека от итогов его трудовой деятельности. Они проявляются в конкретных формах: хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распределении фондов, прибыли, заработной платы.
В современной России в применении экономических методов отмечен ряд проблем. Чаще всего, превалируют материальные поощрения и штрафные санкции. Однако материальное стимулирование, выраженное премиями, зачастую не является равным личному вкладу сотрудника, так как фонды ограничены и распределение премий реализуется в соответствии с окладом. В настоящее время нет научной и апробированной методики определения стимулов, зависящих от характера, объемов, сложности труда сотрудников, а также сопоставления стимулов сотрудников с различными трудовыми категориями.
Денежные штрафные меры в форме снижения премиальной части заработной платы зачастую не включают в себя самые важные кадровые аспекты, оказывающие прямое влияние на итоги трудовой деятельности. Подразумевается ухудшение психологического микроклимата коллектива, пониженный уровень профессионализма, непродуманные смещения кадров.
Экономические методы руководства соответствуют рыночной экономике, но и они не обладают универсальным характером. В большей мере это четко можно отследить в условиях развитого рынка и высокого экономического уровня жизни граждан. Социологический анализ показал, что для многих людей, которые живут в странах Запада, уже не денежные средства стали главным стимулом для трудовой деятельности. В данном случае, назревает вопрос: как же тогда разбудить их творческую активность? Ответ прост: с помощью использования социально-психологических методов, отметивших свое формирование еще в 20-х годах прошлого столетия.
В итоге увеличения действенности экономических рычагов и стимулов создаются такие условия, при которых трудовой коллектив и его участники стремятся к эффективной работе не столько под воздействием административного влияния (приказы, директивы, указания и так далее), сколько экономического стимулирования. Основываясь на экономических методах управления, должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, а также отмечаться повышение профессионализма и культуры их использования.
В рамках действия на рынке экономические методы управления будут способствовать дальнейшему развитию, расширению сферы их действия, будет пройден этап формального хозяйственного расчета, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что даст возможность поставить каждого сотрудника и каждый трудовой коллектив в такие экономические условия, при которых возникнет возможность более полного сочетания личных интересов с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы.
Согласно с этим в практике менеджмента экономические методы управления зачастую бывают в следующих формах:
Для того, чтобы решить экономические задачи в руководстве компанией повсеместно используются и экономико-математические методы, так как ключевым свойством экономических задач можно назвать большое число ограничительных условии и множество решений. Их экономическую сущность выражает математическая модель, которая представляет собой систему ограничительных условий, применяемых к неизвестным переменным.
При помощи экономико-математических методов возможно получить конкретные данные, которые характеризуют то либо иное экономическое явление и найти самое эффективное решение.
В данном случае очевидна своеобразная «обратная связь»: не только математика помогает развивать экономику, но и экономика служит развитию математики. Хотя в данной области пока нет определенного разрыва: потребности экономики работают на опережение возможностям математики.
Экономические методы менеджмента — Экономические методы и их свойства
В современных условиях для многих компаний, помимо достижения максимально возможной прибыли, задача удержания на рынке становится первостепенной. Для большинства вновь созданных компаний барьеры для выхода на рынок низки, поэтому для существующих компаний риски потери прибыли и потери доли рынка достаточно высоки.
Поэтому, стремясь к достижению поставленных целей, каждая компания совершенствует процессы управления, совершенствуя все методы и процедуры управления, используемые в компании. Поэтому наиболее важные и эффективные экономические методы управления.
Эти методы обеспечивают формирование определенных качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного управления с учетом объективных факторов внешней среды, в которой оно должно функционировать.
Экономические методы и их свойства
Хорошо известно, что каждая компания стремится эффективно осуществлять свою деятельность для достижения устойчивой прибыли. Для этого необходим эффективный механизм управления, основанный на методах воздействия менеджмента на все аспекты деятельности компании.
В целом, метод (от греческого «методы» — способ исследования) — это способ достижения цели, решения проблемы, набора техник или операций теоретических или практических знаний и преодоления реальности
Методы управления — это способы реализации управленческих функций. Одновременно они определяют степень ответственности, действия в случае невыполнения или недостаточно эффективного выполнения функций и обязанностей.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от комбинации функций управления и комбинации их средств. Многое зависит от масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и фактического наличия определенных инструментов управления
Существуют следующие признаки классификации методов управления:
Что касается последнего критерия, то разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, управления рисками, антикризисного менеджмента, финансового менеджмента, управления производством, управления продажами (включая логистику), связи, качества, занятости, персонала, знаний, проектов, малых и крупных предприятий, а также методы управления бизнес-процессами, методы взаимодействия структур предприятия с клиентами и другие.
Традиционно методы управления классифицируются по типу воздействия: административное, экономическое и социально-психологическое.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без конструктивного применения административных методов управления, часто называемых организационно-административными или организационно-административными. Они служат для формирования базовых систем управления в виде стабильных отношений и взаимоотношений, положений о правах и обязанностях подразделений и отдельных сотрудников. Административные методы реализуются через прямое влияние менеджеров на подчиненных. Это влияние может осуществляться на основе заключенных договоров, посредством административных приказов, инструкций и требований, подзаконных актов, правил, положений, инструкций и других документов, которые организационно регламентируют деятельность подчиненных и обеспечивают надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть менеджера и представляют собой, по сути, методы силовой мотивации, которые опираются на реальное принуждение или возможность принуждения и с разной степенью детализации описывают процедуры достижения желаемого результата
Роль использования методов экономического управления в компании
Экономические методы управления на предприятии — это совокупность всех средств и инструментов, с помощью которых можно целенаправленно воздействовать на внутренние и внешние условия функционирования предприятия для достижения его основных целей.
В условиях рыночной экономики экономические методы в первую очередь направлены на повышение производительности, увеличение объема продаж и увеличение прибыли организации.
Использование методов экономического управления позволяет:
Чем шире используются экономические методы, тем больше вопросов решается непосредственно в основной цепочке управления, ближе к источнику информации. Применение экономических методов на предприятии будет иметь правильный эффект только в том случае, если принцип рентабельности хозяйственного управления включает в себя все части организационной структуры управления и образует замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее частями.
Когда с помощью экономических методов обратная связь начинает работать эффективно, появляется возможность более эффективного управления. Использование экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, освобождает руководство от необходимости преодоления инерции персонала, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретной рабочей группе. Нет необходимости в административном контроле. Как правило, распространение экономических методов сопровождается относительной изоляцией отдельных единиц и повышенной степенью саморегулирования. Экономические методы управления отражают социально-экономический характер предприятия и способствуют его развитию в современных рыночных условиях производства.
Таким образом, под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, которые конкретно действуют на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы.
Экономические рычаги экономического механизма соответствуют социально-экономическому характеру фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.
Формы управления бизнесом методы контроля
Методы экономического управления включают материальную мотивацию, т.е. сосредоточение внимания на достижении определенных показателей или целей и осуществление экономического вознаграждения за результаты деятельности после их реализации.
Использование методов хозяйственного управления связано с формированием плана работы и контролем за его выполнением, а также экономическим стимулированием труда, то есть рациональной системой оплаты труда, предусматривающей вознаграждение за определенное количество и качество работы, и применение санкций за невыполнение.
Экономические методы на макроуровне действуют как государственное регулирование. Она включает в себя разработку прогнозов и рациональных программ, государственных заказов, налоговой, ценовой, инвестиционной и финансово-кредитной политики государства.
На микроуровне методы обеспечивают экономическую изоляцию и независимость предприятий.
Применение методов экономического управления с целью индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется в оплате труда.
В условиях свободного рынка и сложного взаимодействия возрастает роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки основного механизма экономического единства, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.
Основные виды методов экономического управления на предприятии
Основными экономическими методами (моделями) управления бизнесом, обеспечивающими эффективное функционирование предприятия в рыночных условиях, являются:
1) коммерческий расчёт;
2) внутрифирменный расчёт;
3) ценовая политика и механизмы ценообразования;
4) механизмы и методы повышения качества и конкурентоспособности продукции и предприятия в целом»
Коммерческий расчет сочетает в себе функции управления и экономические рычаги, направленные на приведение затрат и результатов деятельности предприятия в соответствующие отношения для обеспечения рентабельности конкретной хозяйственной деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.
Конечной целью коммерческого калькулирования затрат является определение комплекса управленческих действий для компании с целью достижения устойчивой прибыли и других выгод при осуществлении определенной операционной деятельности. Основными механизмами коммерческого расчета являются
1) политика предприятия по оптимизации производственных и сбытовых расходов с целью обеспечения конкурентных позиций предприятия на рынке и достижения устойчивой прибыли;
2) Организация условий для устойчивого финансирования (с учетом кредита) деятельности и развития компании.
Существуют различные способы и формы использования коммерческих расчетных моделей. Использование той или иной модели зависит от задачи в каждом конкретном случае.
Подразделения (производственные подразделения и филиалы), не обладающие юридической самостоятельностью, не заключают внутренних сделок на договорной основе. Они осуществляют отношения с другими филиалами (отделениями) на основе различных планов и взаимных обязательств. Такие отделы имеют собственные финансовые ресурсы и несут ответственность за их использование. Все расчеты осуществляются через единый центральный офис компании. Таким образом, в рамках коммерческого расчета возникла и развилась форма отношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.
Внутрифирменный расчет реализуется на предприятиях, на которых существует децентрализованная структура управления и различные экономические связи между подразделениями (как центры прибыли и затрат).
В соответствии с предполагаемыми отношениями в рамках внутригруппового калькулирования затрат устанавливается система внутригрупповых цен, распределений и платежей. Они действуют как рычаг влияния на производственно-хозяйственную деятельность входящих в состав предприятия (корпорации) самостоятельных подразделений, филиалов и дочерних компаний, тем самым представляя собой роль регулятора производственных затрат.
Коммерческие и внутренние расчеты образуют единую систему калькуляции затрат, вытекающую из общих целей и задач всей компании в целом и ее отдельных подразделений. Во многом внутренний калькулятор затрат содержит элементы коммерческого калькуляции, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого калькуляции.
Механизмы методов экономического управления
Экономические методы управления базируются на действии многих экономических механизмов стимулирования активной производственной (редко — непроизводительной) деятельности. В отличие от организационно-административных методов, в этих методах управления речь идет не об административном воздействии (указы, приказы, инструкции и т.д.), а об экономических стимулах и поощрениях за активные и эффективные действия. Значение экономических методов управления значительно возрастает в условиях развития рыночных отношений, направленных на получение прибыли и, возможно, более высоких доходов.
С помощью тех или иных рычагов экономических методов необходимо максимально активизировать деятельность каждого работника в нужном направлении и в то же время попытаться увеличить экономический потенциал организации в целом.
Ряд механизмов экономического стимулирования показан на рисунке 1 и описан ниже.
Планирование — это основной закон функционирования любой компании, у которой есть четко разработанные цели и стратегия их достижения. Главное в планировании как способе экономического управления — это выбор из всех возможных оптимальных, наиболее эффективных и действенных действий.
Планирование — это вид управленческой деятельности, который относится к подготовке планов для организации и ее компонентов. Таким образом, планирование включает в себя: постановку целей и задач; разработку стратегий, программ и планов по достижению целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; и доведение планов до сведения всех, кто должен их осуществлять и кто несет ответственность за их реализацию. Планирование усиливает взаимодействие между руководителями разных отделов.
Планирование используется для настройки программы деятельности организации. Утвержденные планы направляются линейным руководителям для руководства их реализацией. Каждое из подразделений организации получает перспективные и текущие планы по данному набору показателей.
Планирование играет роль интегратора, то есть разрабатывает единую корпоративную стратегию и механизм ее реализации. Кроме того, планирование является специфическим и помогает менеджерам направлять своих подчиненных «в правильном направлении».
Большая часть информации по планированию предоставляется в устной форме: на заседаниях, в форме специальных сообщений. Но также полезно создавать схемы планирования (диаграммы, графики — пирамиды, графические цепочки, таблицы), так как это дисциплинирует деятельность участников технико-экономического планирования, помогает лучше понять процесс планирования, распределить процесс по разным этапам и конкретным людям, организовать контроль за ходом каждого процесса и за деятельностью его участников.
Процесс технико-экономического планирования требует большой гибкости и управленческих навыков (особенно в отношении персонала).
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежной мерой стоимости труда. Она является связующим звеном между производительностью труда и процессом и отражает количество и сложность работы для работников различного уровня квалификации. При установлении заработной платы работникам и тарифных ставок для работников руководство определяет нормативную стоимость труда с учетом средней стоимости труда в нормальный срок.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.
Амброд Бирс (писатель, США)
Сущность методов менеджмента, их характеристика
Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.
Методы менеджмента
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
Экономические методы менеджмента
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчет
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.
В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).
Коммерческий и внутрифирменный расчет
Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.
В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.
Цены и ценообразование
Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.
В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.
Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.
Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.
Финансирование
Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.
Кредитование
С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.
С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.
Налоговая система
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.
Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
Страхование
Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.
Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).
Виды и объекты страхования
Маркетинг
Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.
Административно-правовые методы менеджмента
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.
Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий
Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия
Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).
Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия
Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия
Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).
Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.
Социально-психологические методы менеджмента
Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (табл. 4.5).
В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.
Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.
Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.
Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.
Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7).
Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.
Общая характеристика социально-психологических методов
Рис. 4.7. Социологические методы управления
Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.
Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.
Психологические методы управления представлены на рис. 4.8.
Рис. 4.8. Психологические методы управления
Ситуации для обсуждения
1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.
2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?
3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?