Что относится к духовным благам
Духовные ценности: понятие, примеры, отличия от материальных ценностей
Ценность – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества. Большинство людей знает, что такое материальные ценности. Но не все правильно понимают, что такое духовные ценности. Это более сложное понятие, которое к тому же трактуют по-разному. Сегодня мы разберём, что представляют собой духовные ценности, чем они отличаются от материальных, какими бывают и какое значение имеют. Рассмотрим примеры.
Что такое духовные ценности?
Духовные ценности – это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Они устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. В отличие от материальных ценностей, они не имеют конкретной стоимости. Однако их значение для личности может быть несоизмеримо выше.
Система духовных ценностей индивидуальна для каждого человека и является важнейшей составляющей его личности.
В XX веке появилась более широкая трактовка, согласно которой духовные ценности можно определить как две большие группы ценностей:
В современном русском языке в термин «духовные ценности» нередко вкладывается именно такой широкий смысл. Но поскольку эта трактовка объединяет две никак не связанные категории, мы будем рассматривать духовные ценности в более узком понимании – как систему стремлений, идеалов и убеждений, придающих смысл существованию человека.
Примеры духовных ценностей
Рассмотрим несколько примеров наиболее устойчивых и неоспоримых духовных ценностей.
Добро
Доброта – важнейшая добродетель, свойственная людям. Она проявляется в том, что человек стремится сделать что-то хорошее и полезное для других, улучшить чужую жизнь. Как правило, доброта порождает и другие добродетели, такие как честность, искренность, справедливость, бескорыстие и прочее. Добро является духовной ценностью, поскольку люди чувствуют радость и иные возвышенные чувства, когда бескорыстно помогают другим.
Любовь
Способность любить – основа человеческой сущности. Именно любовь наполняет нашу жизнь смыслом, и сложно представить своё существование без этого прекрасного чувства. Даже те, кому кажется, что они не склонны любить, просто не осознают, что тоже испытывают любовь. Любить можно не только близких людей или питомцев. Нас окружают тысячи мелочей, к которым мы привязываемся всей душой.
Можно любить лето, зиму или другое время года, цветы, родной город, пение птиц, стиль музыки, аромат свежесваренного кофе, новогодний снег или весенний петрикор. Существует множество разных видов любви. И всякая любовь является духовной ценностью, поскольку помогает нам становиться лучше, даёт нам мотивацию к развитию и движению вперёд.
Истина
Несмотря на то, что многие люди склонны говорить неправду, преследуя корыстные цели, истину ценят все. Её поиск вдохновляет каждого человека. Поэтому истина – это универсальная духовная ценность, которая превозносится в любой культуре. Именно на неё ориентируются, вырабатывая нормы морали и нравственности, а также анализируя собственное и чужое поведение на предмет соответствия этим нормам.
Творчество
В нас природой заложено стремление создавать нечто новое, уникальное – такое, чего раньше не было. При этом очень важно, чтобы это было нечто ценное, что будет приносить пользу или радость другим людям. Поэтому желание творить становится смыслом жизни для многих людей. Данное стремление может проявляться не только в создании музыки, картин, стихов и иных произведений искусства. Оно же движет учёными, изобретателями, инженерами, программистами и другими людьми, которые пытаются найти, открыть или создать нечто новое.
Искусство
Не только создание культурных ценностей, но и их воспроизведение и потребление наделяет нашу жизнь смыслом. Эта духовная ценность приносит радость музыканту, играющему в оркестре, экскурсоводу, рассказывающему о достопримечательностях, и коллекционеру, собирающему предметы искусства. Причина этого кроется в том, что сохранение и воспроизведение произведений искусства порой не менее важно, чем их создание.
Красота
Красота – это духовная ценность, способная вдохновить любого человека. Способность наслаждаться ей выделяет нас среди других животных. Интересно, что представления о красоте у всех людей разные. Одни видят красоту в архитектуре, другие – в живописи, третьи – в природе, а четвертые – в красиво оформленном блюде в ресторане. Так проявляется наша индивидуальность.
Свобода
В человеческой природе заложено стремление к свободе. Вероятно, это объясняется тем, что вся история человечества строится на завоевании, порабощении, ограничении свободы и эксплуатации одних людей другими. Мы способны чувствовать свободу и ощущаем дискомфорт, когда кто-то пытается её ограничить. Каждый человек стремится к свободе, потому что только будучи полностью свободным он может поступать в соответствии со своими принципами и убеждениями.
Классификация духовных ценностей
В зависимости от того, на чём основана их значимость, все духовные ценности можно разделить на три группы:
Отличия духовных ценностей от материальных
Если рассматривать духовные ценности как систему идеалов и убеждений, придающих смысл нашему существованию, то разница очевидна. Духовные ценности – это невидимая сила, которая движет нас вперёд. По сравнению с ними материальные ценности – это всего лишь ресурсы, необходимые нам для жизни. Они нужны для существования, работы, комфорта, удовлетворения различных потребностей. При этом духовные ценности вечны и бесценны, материальные же конечны, а их стоимость измерима и ограничена.
Если же рассматривать нематериальные культурные ценности, то они отличаются от материальных, прежде всего, тем, что являются достоянием всего человечества. Они не иссякают от того, что кто-то их потребляет. В большинстве случаев их можно хранить и воспроизводить без ограничений. При этом их восприятие субъективно, поэтому каждый человек, потребляя их, получает собственный опыт, специфическим образом влияющий на его личность.
Значение духовных ценностей
Основное значение духовных ценностей понятно из определения данного понятия. Они помогают нам принимать решения, служат ориентиром, управляют нашей жизнью и придают ей смысл. При этом напрямую они никак не связаны с материальными благами. Однако за счёт того, что они служат движущей силой, помогающей развиваться и достигать поставленных целей, в конечном итоге они способствуют достижению и укреплению материального благополучия.
Если ориентироваться на личностный рост и самореализацию, то духовные ценности имеют потрясающее влияние на нашу жизнь. Они дают нам знания, ориентиры, цели и мотивацию для непрерывного прогресса. По сути, их можно рассматривать как сверхспособности, которые могут направить энергию в нужное русло, чтобы предоставить нам дополнительные ресурсы для самореализации, поднять нас на новый уровень.
Заключение
Существует много определений счастья. В контексте данной статьи можно сказать, что счастье – это состояние человека, нашедшего баланс между материальными и духовными ценностями в своей жизни и научившегося его поддерживать. Увы, сделать это удаётся не всем. Многие люди забывают о морали и нравственности, пытаясь угнаться за успехом и не понимая, что если в душе нет гармонии, успех счастья не принесёт. Поэтому так важно заботиться о духовных ценностях.
Благо это…
Благо — это то в экономике, что человек считает полезным для себя; средство для удовлетворения потребностей. То есть объективно некая вещь может и не благом для человека, для его здоровья. Но если он считает нечто хорошей вещью для себя, то это и будет благом.
При этом важно понимать массовость такого представления. К примеру, если только вы любите суп из лягушек — думаю, это будет сомнительным благом. А если, к примеру, миллиард людей любит суп из лягушек, то тогда данный продукт кулинарии будет благом.
Далее мы простыми словами разберем виды благ.
Духовные блага
Духовные блага, да и вообще все остальные в обществознании, связаны с категорией ценности, о которой подробнее вы можете почитать здесь. Духовные блага неоднородны. К примеру, есть общечеловеческие ценности: любовь, дружба, опека, справедливость, менталитет и пр. Претворение этих добродетелей в жизнь считается благом. Кстати, подробнее о духовных ценностях можно узнать тут.
К примеру, вроде бы духовное благо — справедливость. Разве можно назвать зарплату старшего преподавателя в вузе в 20-30 тыс. рублей справедливой — на уровне зарплаты рабочего на заводе или кондуктора в трамвае? Конечно же нет! А если бы государство задумалось над этим и сделало оплату каждого труда действительно справедливой — воспринималось ли это обществом как благо? Да, безусловно. Поэтому-то духовные блага неразрывно связаны с материальными благами.
Также рекомендую мою статью про духовную культуру.
Материальные блага
Или обыкновенный автобус. Вроде бы привычная вещь, не так ли? Однако почему он есть? Потому что это негуманно, чтобы люди ходили пешком по большому городу, они будут опаздывать на работу, учебу, да и вообще вся жизнь в городе станет невозможной без транспорта. Урбанизация требует, чтобы был городской транспорт. А сама ценность гуманизма — любовь к людям — является духовной ценностью.
Общее благо
В философии существует концепция “Общего блага”, которая появилась еще в Древней Греции и Древнем Риме. Она исходит из того, что цель любого государства — это общее благо граждан, в нем проживающих. Это понятие вряд ли имеет конкретизацию, скорее всего каждый может и сам представить, что будет для современного российского общества общим благом.
Наверное это: действительно бесплатная и качественная медицина, действительно бесплатное и качественное образование, справедливая и достойная оплата любого труда, защита детства и материнства, установление демократических свобод, чтобы люди действительно имели право выразить свое мнение массово и без проблем.
Философы французского Просвещения “взваливали” достижение общего блага именно на государства. Причем в нем должна быть неограниченная власть монарха — этакого мудреца на троне. История показала, что если власть находится в руках одного человека — это чревато очень серьезными и даже разрушительными для общества последствиями.
Как бы там ни было, сегодня достижение общего блага неразрывно связано с развитием подлинно демократических политических институтов, для развития демократии, демократического политического режима.
На этом всё! Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
ДУХОВНЫЕ БЛАГА
Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам останется надежда, какое утешение? Потому о них всегда нужно молить Бога и их просить. О них молиться научил нас и Христос. И если мы вникнем в ту молитву, то не найдем в ней ничего плотского, но все духовное. Даже и то немногое чувственное, о чем мы просим в ней, становится от образа прошения духовным. Уже и одно наставление не просить ничего более, как только хлеба насущного, то есть ежедневного, было бы знаком ума духовного и любомудренного. Но смотри, что предшествует этому: «да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:9–10 ). Затем, сказав о том чувственном, Он тотчас уклонился и опять пришел к учению духовному, говоря: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Ничего [не сказал] о начальстве, ничего о богатстве, ничего о славе, ничего о власти, но включил в молитву все, что клонится к пользе души, – ничего земного, но все небесное. Итак, если нам заповедано воздерживаться от вещей житейских и настоящих, то как будем мы несчастны и жалки, когда станем просить у Бога того, что Он заповедал нам отвергать, если и имеем, чтобы избавить нас от забот, а чего повелел просить, о том не будем иметь никакого попечения, или даже не будем и желать того? Подлинно это значит пустословить. Потому-то, хотя мы и молимся, но не получаем успеха. Как же, скажешь, богатеют люди злые? Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы? Не Бог дарует им это, нет. Но как же Бог попускает? Как попускал некогда и богачу, соблюдая его для большего наказания. Вот послушай, что сказано ему: «чадо. ты получил уже доброе твое. а Лазарь – злое; ныне же он. утешается, а ты страдаешь» ( Лк. 16:25 ). Итак, чтобы и нам не услышать этого голоса, нам, которые суетно и безрассудно проводят жизнь в роскоши и прилагают грехи ко грехам, станем заботиться о приобретении истинного богатства и совершенного любомудрия (8).
Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший. Но не таковы блага духовные: они всегда сияют и цветут и с каждым днем становятся прекраснее. То богатство никогда не гибнет, никогда не переводится, никогда не истощается, никогда не подвергает беспокойству, зависти или порицанию, не губит тела, не растлевает души, не возбуждает зависти, не навлекает ненависти, между тем как все это соединено с богатством. Та слава не доводит до безумия, не рождает надменности, никогда не перестает и не помрачается. Покой и наслаждение на небесах также непрерывны, всегда неизменны и бессмертны: нельзя найти для них ни предела, ни конца. Возжелаем же, убеждаю вас, этой жизни. Если будем ее желать, то не поставим ни во что блага настоящие, но станем презирать их, смеяться над ними. Все, что имеет конец, не очень вожделенно. Все, что прекращается, что сегодня есть и чего завтра нет, хотя бы то было что-нибудь и очень великое, – все это кажется слишком малым и не стоящим внимания. Итак, будем любить не скоротечные, не преходящие и утекающие блага, но блага постоянные и неизменные (8).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что относится к духовным благам
Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров. [c.220]
В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда. Однако основная производительная сила общества — люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами. [c.310]
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ — качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний соц. объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике. В широком смысле к П.с. относятся демографические, экон., соц.-структурные, показатели политического, нравственного, соц.-культурного, духовного развития, образа жизни общества и различных групп населения. К П.с. также относятся показатели народонаселения, национального дохода, полового продукта, роста производительности труда, состава и динамики потребления материальных и духовных благ, структуры бюджетов времени, проявлений разнообразных форм соц. активности, состояний удовлетворенности условиями жизни и деятельности и т.д. Различают качественные и количественные П.с., где первые фиксируют наличие или отсутствие того или иного свойства, а вторые — меры его выраженности, развития. Посто- [c.259]
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С.с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С.с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т.ч. учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С.с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны. Как область предпринимательской деятельности С.с. характеризуется своим ресурсным потенциалом. Имеются в виду размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов соц. инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки и гуманистическая настроенность. По рекомендации ООН приемлемая доля расходов на соц. нужды должна быть не [c.342]
Движение коллективов и ударников коммунистического труда базируется на сознательной социалистической дисциплине трудящихся, на их повседневной заботе о повышении производительности труда и эффективности производства. В отличие от капиталистической дисциплины насилия над непосредственным производителем материальных и духовных благ, социалистическая дисциплина труда — это новая дисциплина свободного от эксплуатации общества, дисциплина сознательно объединенных работников, строящих коммунистическое будущее. Огромное значение в воспитании сознательной дисциплины труда, повышении творческой инициативы и ответственности трудящихся имеет дальнейшее совершенствование социалистического соревнования в соответствии с постановлением ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования (1971 г). [c.151]
Рынок духовных благ [c.51]
Из главы 3 следует, что экономика любого государства состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий, и каждый из них владеет определенной способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства, как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах. Естественно, возникают следующие вопросы что или кто координирует решения всех этих людей в бизнесе каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и духовные блага в нужном количестве и качестве [c.67]
Стоимость рабочей силы в конечном счете сводится к стоимости (цене) средств существования работника и его семьи, необходимых для обеспечения жизнедеятельности работника, восстановления его работоспособности (воспроизводство рабочей силы), удовлетворения необходимых материальных, духовных и социальных потребностей. В стоимость рабочей силы квалифицированных работников входят и затраты на их профессиональное обучение и повышение квалификации. Совокупность материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, находят свое выражение и конкретизацию в системе потребительских бюджетов. Разработка таких бюджетов осуществляется практически во всех странах с рыночной экономикой. [c.382]
Разделение труда между странами означает, что в мировом масштабе труд распределяется наиболее рационально. Та или иная страна специализируется на производстве тех товаров, изготовление которых обходится ей относительно дешевле, чем других. Тем самым всемирное разделение труда позволяет экономить человеческий труд на производстве материальных и духовных благ и услуг, способствуя тем самым расширению их предложения. [c.260]
В функции домашнего хозяйства входит 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.) 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ) 3) воспитание подрастающего поколения и 4) внешние экономические связи (уплата налогов государству, получение трансфертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознакомимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство. [c.135]
С научно-технической революцией связано и изменение положения человека как потребителя материальных и духовных благ. В условиях удовлетворения самых насущных потребностей подавляющей части населения развитых стран эволюция потребностей, стимулирующих производство, идет в направлении скорее не количественного, а качественного улучшения всех сторон жизни людей. При этом прослеживается как процесс унификации потребностей различных групп и слоев общества, стирающий зримые границы между этими социальными образованиями, так и процесс индивидуализации потребностей, связанный с более общим движением, направленным к росту автономии индивида в свете меньшей жесткости и большей подвижности социальных связей современного человека. [c.8]
Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда Сказать просто — рынком — это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности (подробнее о ней—далее), только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер. [c.51]
Расхождение теории предельной полезности с трудовой теорией стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Сама постановка этого вопроса в традиционной марксистской экономической науке считается абсурдной. Что полезнее — яблоко или скрипка Считается, что невозможность в рамках здравого смысла ответить на этот вопрос — самое убедительное доказательство вульгарности теории предельной полезности. Конечно, в такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в каждом конкретном случае, при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления сопоставление полезного эффекта постоянно происходит. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос — что полезнее — яблоко или скрипка — вполне очевиден. Или, если в результате землетрясения разрушены многочисленные жилые кварталы, местные власти при обсуждении расходов своего бюджета не будут мучиться поиском ответа на вопрос что полезнее — восстановление жилых домов или строительство оперного театра Вообще, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна. [c.52]
Интересно отметить, что более высокая ценность носит отпечаток свободы, и это выражено тем сильнее, чем выше ее ценностный ранг. Таких благ, как дружба, доброта, самоотверженность, справедливость, храбрость, любовь, вера и т.д., нельзя добиться силой или вызвать с помощью правил или через механизм рыночной координации. Это относится и к таким высшим духовным благам и ценностям, как искусство, наука, религия. Они суть продукты свободных и увлеченных людей. [c.66]
Материальные блага (пища, одежда, жилище, развлечения и т. п.) обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей человека. Интеллектуальные блага (знания, умения, навыки) направлены на развитие человека, приспособление его к изменениям окружающей среды, рост уровня жизни. Социальные блага (уважение окружающих, доверие, дружба, любовь, слава, власть и т. п.) создают условия для совместной деятельности людей. Духовные блага (традиции, обычаи, ритуалы, религиозные и философские системы) являются основой психического (душевного) здоровья людей и взаимоотношений между ними. Эстетические блага могут быть как природными (красота ландшафта), так и созданными человеком. Много веков основным производителем эстетических благ было искусство, которое в последние десятилетия становится все более развлекательным, следуя афоризму Пушкина «все жанры хороши, кроме скучного». Однако первый из поэтов России создавал не только эстетические, но и духовные блага («. чувства добрые я лирой пробуждал»). Для современного искусства это не характерно. Оно производит, в основном, развлекательные блага (боевики, эротику, шля- [c.12]
Комментарий 2. При анализе экономических систем технология создания соответствующих материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ важна лишь в той мере, в какой это необходимо для описания форм распределения и обмена ресурсов и благ. [c.17]
Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. [c.131]
Воздействие у-труда на рост благосостояния и другие экономические показатели весьма существенно, хотя и не столь явно и однонаправленно, как влияние Р-труда. Деятельность, ориентированная на развитие светлых сторон человеческой натуры (4-у-труд), помимо производства духовных благ, обеспечивает этические и правовые условия для эффективной экономики. Это убедительно доказано М. Вебером в его классических работах о хозяйственном значении мировых религий, особенно о протестантской этике (см. разд. 4.2.2.). При усилении темных сторон человеческой натуры (-у-труд) социально-экономические показатели ухудшаются вследствие потерь от обмана, мошенничества, воровства и т. п. [c.179]
Лемма 1. Рост потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить за счет [c.180]
Говоря о предмете регулирования инвестиционного права, следует согласиться с тем, что это действительно специфические, общественно необходимые экономические отношения по воспроизводству материальных и духовных благ. По своей природе они являются отношениями собственности, имеют непрерывно-циклический характер и объединяют особый круг участников-инвесторов в лице государства, физических или юридических лиц, а также субъектов со смешанным статусом (например, паевых инвестиционных фондов, индивидуальных предпринимателей и т. п). [c.457]
Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. [c.135]
Человек обладает способностью к труду, являясь тем самым рабочей силой. Реализуя эту способность, он с помощью средств труда создает материальные и духовные блага, необходимые для существования. [c.135]
Заработная плата является материальным стимулом для работников, создающих материальные и духовные блага. [c.138]
Каждый человек проявляет себя в определенной деятельности. Обычно такой деятельностью является труд. Труд —- это целенаправленная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. [c.148]
ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные. [c.265]
С учетом всего вышерассмотренного, СЭС можно представить как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в СЭС, в результате чего на выходе получаются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности. [c.33]
В 1517 году священник Мартин Лютер объявил католическую церковь неправильной, а в 1520 году сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Лютер среди прочего призвал перестать заниматься поиском духовных благ, а искать счастья в материальной жизни. Заметим, что это тоже не было связано с каким-либо развитием науки. До первых открытий естествознания, до Галилея и Ньютона оставалось более ста лет. Европейцы ещё не знали даже десятичных дробей. Подробнее о Реформации мы будем говорить ниже в этой главе. [c.93]
Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики, происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов. Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ. [c.460]
Во-первых, рост количества полуобщественных благ изменяет соотношение ресурсоемких и ресурсосберегающих благ в экономике. Духовные блага, производимые частным образом и присваиваемые общественным образом, являются благами, для производства и потребления которых необходимы меньшие количества естественных невозобновляемых ресурсов. Поэтому в мире ограниченных ресурсов их производство может быть гарантировано на более длительный срок, чем производство материальных благ. [c.66]
Комментарий 1. Примерами экономических систем яв- ляются автомобильный завод банк киностудия театр государство писатель, получающий гонорар за свои книги монастырь, материально поддерживаемый верующими. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы. В аспекте, технологии автомобильный завод — это техническая система для эколога —> это один из источников загрязнения природы тот же завод можно рассматривать как экономическую, социальную, эстетическую, топографическую и т. д. системы. Другой пример — монастырь. Ясно, что это прежде всего система, создающая духовные блага. Но с позиции обмена этих благ на материальные ресурсы верующих монастырь можно рассматривать как экономическую систему. К этому можно добавить, что церковь всегда уделяла внимание не только духовным, но и материальным благам. В частности католические монахи традиционно считаются прекрасными виноделами. Епископы, часто были богаче королей, а торговля индульгенциями возмутила Мартина Лютера до такой степени, что он написал знаменитые виттенбергские тезисы, которые привели к религиозным войнам XVI в. и формированию протестантизма. И сегодня все конфессии достаточно активны в обмене духовных благ на материальные, но до индульгенций в их средневековом виде, слава Богу, уже никто не доходит1. [c.16]