Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

Контрольная по обществознанию на тему «Сфера духовной культуры» 8 кл

Контрольная работа. Тема: Сфера духовной культуры. Вариант 1

1. К духовной сфере жизни общества относится:

1) премьера драматического спектакля; 2) производство компьютерной техники; 3) деятельность профсоюзов; 4) разделение общества на классы.

2. Слово «культура» в переводе с латинского означает :

1) ведение домашнего хозяйства; 2) взаимодействие людей;

3) возделывание почвы; 4) искусство управления государством.

3. Внутренний контроль человеком своих поступков называется:

1) ответственностью; 2) самоконтролем; 3) долгом; 4) моралью.

4. К мировой религии относится:

1) конфуцианство; 2) буддизм; 3) католичество; 4) православие.

5. Какая наука относится к гуманитарным?

1) география; 2) геология; 3) история; 4) биология.

1.Сравнение «образование» и «науки»

Сравните образования и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую- порядковые номера черт отличия.

1) приобщает человека к культурным ценностям; 2) связано с техническим прогрессом; 3) является подсистемой духовной сферы общества; 4) открывает объективные законы развития мира.

Черты сходства черты отличия

2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУК

А) геология 1) естественные науки

Б) история 2) обще6ственные науки

3. Дайте письменный ответ

1. В каком учреждении можно получить начальное общее образование ________________

2. Что должен понимать ученый, создавая что-то новое ______________________________

3. Назовите самую крупную мировую религию _____________________________________

4. Сколько течений в христианстве __________________________________________________

5. В каких учреждениях можно получить среднее профессиональное образование _______

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».

5.Запишите слово, пропущенное в таблице

Прочтите текст и выполните задания 1- 3

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

С3. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Николай Некрасов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 212, 220-221)

Проверьте себя

Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта? Используя материалы сайта http://www.museum.ru/M587, подготовьте сообщение о музее поэта в Карабихе.

На творчество поэта повлияла тяжелая нужда. Некрасов жил случайными заработками, мало ел. Юноша вынужден был продать всё, что у него было, и в пустой полуподвальной комнате, откуда хозяйка вынесла всю мебель за неуплату, лёжа на голом полу, сочинял стихи. Он как никто другой знал цену деньгам и позже стал жалеть, что из-за нужды в деньгах он много работал, и мало времени оставалось на обучение.

Размышляем о прочитанном

1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?

Автор не зря делает сноски в эпиграфе. Папаша одел сына в простой одежде, а сам едет в генеральской. Своим ответ он говорит сыну о том, что власть, а не простой народ сделала дорогу.

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Из первой части становится понятно, что человек, увидевший так природу унылый, простой. Он использует разговорную лексику. Автор создает контраст между единством природы и противоречием между людьми.

3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?

Потому что люди от голода способны на многое. Ради еды они выполняют тяжелую работу.

4. Как вы понимаете строки:

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Какая мысль выражена антитезой?

Я понял эти строки так, что ради того, чтобы получить урожай люди работают из последних сил.

5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?

Их слова значат, что Бог хранит тех, кто работает и отдает всего себя. Из их песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в каких работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на этом строительстве для того, чтоб другие могли ездить на поездах, другими словами «плоды пожинать». Песня пробуждает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства.

6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?

Поэту позволяет верить в будущее стремление к труду людей, их выносливость. Поэт понимает, что светлое будущее настанет, но он вряд ли его увидит.

7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?

Генерал задумывается, что народ не способен сделать ничего ценного и красивого. Он гласит:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

Генерал определяет народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

Авторское отношение к изображаемому обратное. Герой стихотворения желает донести до мальчугана Вани, что именно простой люд создаёт богатства, которыми гордится страна.

8. Почему стихотворение обращено к детям?

Творческое задание

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

Фонохрестоматия

«Железная дорога»

1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо под сиянием лунным?

Я думаю, что описание природы имеет огромное значение в этом стихотворении. Автор использует такие слова, чтобы показать читателю, что и природа поддерживает народ и располагает к счастливому финалу.

2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

Этот прием называется антитеза. Актер такой контраст показывает интонационно, меняя тембр голоса.

3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?

Я считаю, что актер на стороне поэта. Он понимает, что таких жертв не стило строительство железной дороги. Но и народ он не оправдывает. Они сами допустили такое отношение к себе. Ведь они рады любой “подачке” в конце рабочего дня. Актер читает эти строки уверенно.

4. Какой приём используют поэт и актёр, изображая «светлую сторону» истории о строительстве железной дороги? С каким чувством актёр читает слова «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал. »?

Использована антитеза, на ней и построено все стихотворение. Актер читает эмоционально, заостряя на этих строках внимание читателя.

5. «Железная дорога» — стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки, подготовьте развёрнутый устный ответ с обоснованием современного звучания произведения Н. А. Некрасова.

Да, в этом стихотворении есть мысль, актуальные и в наши дни. Например, такие строки:

“Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:

С песней десятники бочку катили.

Тут и ленивый не мог устоять!”

Из них можно сделать такой вывод: нужно ценить свой труд. Уметь отстаивать свои права и позицию. А народ рабочий, соглашался на бочку вина за такую каторжную работу.

Источник

Общество и человек Тема №8 : « Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека »

Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

ТЕМА №8 : « Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека »

А1. Что относится к духовной жизни человека?

1) строительство железной дороги; 2) концерт симфонического оркестра;

3) военные учения; 4) озеленение городского сквера

А2. Стремление человека сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта – это:

1) духовные потребности; 2) социальные потребности;

3) физиологические потребности; 4) потребности в безопасности

А3. Верны ли суждения о потребностях человека?

А. Престижные потребности выражаются в стремлении выделиться чем – либо из общей массы, желающим получить более высокий статус

Б. Только удовлетворение потребности являются побудительным мотивом к деятельности человека.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

А4. К социальным относятся потребности человека в:

1) дружбе; 2) пище; 3) отдыхе; 4) воспроизводстве

А5. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающий из этого ряда:

Стремление сохранить свою жизнь; 2) обезопасить свое жилище от вторжения ; 3) потребность в отсутствии насилия над личностью; 4) потребность в воспроизводстве; 5)уверенность в завтрашнем дне

Индивид; 2) личность; 3) потребности; 4) способности

А7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма традиционно используют понятие:

потребности; 2) способности; 3) темперамент; 4) задатки

А8. Верны ли суждения о потребностях и способностях человека?

А. Потребности мотивируют деятельность человека

Б. Под способностями человека понимают, прежде всего, его знания

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

Источник

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)

Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

История создания

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.



Описание белоруса

Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».

Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова — глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах — признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других — могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.

Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.


Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Глава 1. Осенний пейзаж

Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: «Тогда где же оно есть?»

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь.

Темы и настроение

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Средства художественной выразительности

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Источник

Что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги

«Благослови же работу народную …»

(Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении «Железная дорога»)

На материале стихотворения «Железная дорога» формировать представление о народе как созидателе духовных и материальных ценностей. Показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения. Развивать навыки аналитического чтения, анализа фрагмента поэтического текста; обучать приёмам рассуждения, сопоставления; развивать творческие способности детей. Формировать умение сотрудничать, вести работу в группе, самостоятельно отбирать материал к уроку. Воспитывать уважение к человеку труда.

1.Индукция (подготовка к восприятию и анализу произведения)

(гудок паровоза; ритмичный стук колёс; дорога, уходящая вдаль; паровоз, проносящийся мимо и т. д.

    Какие мысли, чувства, воспоминания вызывают эти слова?

(воспоминания о путешествии по железной дороге; впечатления от художественных фильмов на исторические темы, например, о Великой Отечественной войне; размышление о семейных традициях: династия железнодорожников)

Разные мысли, чувства, воспоминания вызывает дорога. Разные пути-дороги ждут нас и на страницах художественных произведений.

2.Индивидуальное сообщение группы литературоведов.

Мотив пути-дороги часто встречается в произведениях устного народного творчества.

В былинах богатырю приходится седлать своего коня и отправляться в дальний и трудный путь. Оказавшись на распутье, он выбирает дорогу прямоезжую и выдерживает все испытания.

В этом выборе – нравственная сила и стойкость нашего народа, прокладывающего дорогу к светлому будущему.

Его герои – парус, тучи, дубовый листок – отправляются в долгий путь поиска смысла жизни, счастья.

Дорога – это жизнь, а человек – путник. Грустью овеяны эти образы в стихотворении «Из Гёте» («Горные вершины спят во тьме ночной. »).

Издавна дороженька в сознании русского народа связывалась с горем и страданием: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороженьке крестьянин нёс на базар последние свои пожитки, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь.

В нескольких шагах от имения Некрасовых в селе Грешнёво пролегла Владимирка – дорога скорби и страданий, по которой шли каторжане.

3. Изучение нового материала

Скорбным путём идём берегом Волги-матушки вместе с бурлаками, на «невесёлой дороге» встречаем босоногого деревенского мальчугана, оборванного, грязного, но с книжкой в котомке.

Отправляемся в путешествие по «рельсам чугунным» вместе с героями стихотворения «Железная дорога».

Анализ стихотворения «Железная дорога»

Ярче и полнее представить масштабность и грандиозность строительства первой железной дороги помогут группы историков и географов. Они расскажут о том, как строилась дорога, где она пролегла, в каких природных условиях приходилось трудиться народу.

Новый царь Александр II лишил его права считаться строителем этой железной дороги. Он специальным указом переименовал её из Петербурго-Московской в Николаевскую, объявив строителем железной дороги царя Николая I.

Но и его единомышленники считали, что крестьяне так же угнетены и порабощены при Александр II, как и при Николае I с его жестокими министрами.

В 1862 году Некрасов написал стихотворение «Железная дорога».Мы читаем в стихотворении о тяжелейшем каторжном труде рабочих. Мы глубоко сочувствуем этим людям. Но мы понимаем и то, их труд-великий подвиг, и у нас возникает чувство гордости за простых тружеников.

    Индивидуальное сообщение группы географов

Первая железная дорога соединила Москву и Петербург (работа с картой).

Из первой части стихотворения мы узнаём, что строителям пришлось прокладывать железную дорогу через «кочи»,«моховые болота», «пни». Нечеловеческими усилиями, ценой жизней сотен людей удалось «к жизни воззвать эти дебри бесплодные».

    Индивидуальное сообщение группы лингвистов

Дорога, Народ, Созидатель, Труд, Подвиг, Будущее, Спор

Эти слова должны стать ключевыми словами урока, т. к. без них невозможно понимание замысла поэта.

Слово «дорога» употреблено и в узком значении (железная дорога, строительству которой посвящено стихотворение), и в широком (под дорогой понимается путь, которым идёт народ, «родимая Русь»).

Многие произведения Некрасова посвящены народу. Для поэта народ – созидатель, труженик. Этот труд, непосильный, тяжёлый, каторжный, можно назвать подвигом.

Спор также одно из ключевых слов в произведении, потому что в стихотворении сталкиваются взгляды разных героев.

    Сообщение темы урока

«Благослови же работу народную …»

(Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении «Железная дорога».

— В какой форме рассказывает автор о строительстве железной дороги?

-Какой вопрос вызвал спор

— Какая часть стихотворения помогает понять позицию отца-генерала?

-Кто, по его мнению, является строителем этой железной дороги?

Работа с текстом(учащиеся находят ответы на вопросы строками текста)

— Как на вопрос Вани отвечает автор?

-Как развивает автор мысль о трудовом подвиге народа?

Выделим смысловые части в его рассказе:

— Какие возможности открывает перед поэтом следующая оговорка:

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать

— Черты какого жанра появляются во 2 части стихотворения?

Почему поэт называет голод царём? В чём власть этого царя?

(- Однозначен ли взгляд Некрасова на голод?

-Какой художественный приём помогает выразить эту мысль поэта?

    Анализ фрагмента «Песнь мертвецов»

— Что пришлось претерпеть народу-труженику, прежде чем была построена железная дорога?

— Почему рассказ о непосильном труде передан Некрасовым через песню?

Многие стихотворения стали народными песнями: «Тройка», «Коробейники», «Похороны».

И в стихотворении «Железная дорога» мы тоже слышим интонации народной песни.

В песне мертвецов из 2 части произведения нет привычных эпитетов, олицетворений, метафор, лирических ноток. Песенный рассказ героев о строительстве железной дороги сух, документален. Но он производит большое впечатление своей достоверностью. Это песня-рыдание.

    Анализ текста (образ измождённого белоруса)

— Как и песня мертвецов, сильное впечатление производит образ измождённого белоруса.

— Какие художественные средства использует поэт, создавая этот образ?

— Каким выводом заканчивает Некрасов его описание?

Заключительное слово учителя

Размышляя о прожитой жизни, о своем творчестве, писал:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Действительно, читая произведения Некрасова, мы ощущаем боль и негодование при виде бесправного, угнетённого народа, вместе с поэтом восхищаемся его стойкостью и трудолюбием, верим в лучшее будущее народа-труженика.

Домашнее задание. В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развернутый ответ на этот вопрос. Подведение итогов

«Я лиру посвятил народу своему»… С античных времён лира – символ творчества. Этой лиры достойны те из вас, кто сумел проникнуться настроением некрасовской поэзии.

(Отмечается работа наиболее активных учащихся)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *