Что относится к духовной культуре храм
Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции
С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.
Что такое духовная сфера общества?
Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.
Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.
Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.
Примеры функционирования духовной сферы
Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.
По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:
Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).
Структура духовной сферы
В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:
Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.
Значение и функции духовной сферы
Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.
При этом духовная сфера выполняет такие функции как:
Отличие духовных ценностей от материальных
У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.
Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.
Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).
Заключение
Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.
Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры
Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.
Что такое духовная культура?
Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.
Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.
Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.
К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.
Примеры духовной культуры
А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:
Признаки духовной культуры
Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:
Как создаётся духовная культура?
К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.
Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.
Духовные ценности
Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.
Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.
Функции духовной культуры
К числу основных функций духовной культуры относят:
Различия между духовной и материальной культурой
Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.
К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:
В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:
Заключение
Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.
Что относится к духовной культуре храм
культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культ. смотреть
храм м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.
храм м.temple ♢ храм науки — temple of science
• Templum, называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с τέμνω, τέμενος), особенно же a) простра. смотреть
— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5 ), построенный по завещанию и чертежам Давид. смотреть
культовое здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Здание, в котором происходило христианское богослужение, называлось церковью (греч. kiriake – Божий дом). В отличие от античных храмов, являвшихся местом пребывания божества, христианский храм предназначался для общины верующих, приобщавшихся к миру духовному, божественному. Поэтому византийские зодчие уделяли больше внимания не фасаду, а внутреннему пространству церкви, сделав его вместительным и удобным как для священнослужителей, так и для паствы. В восточной части храма, которая ассоциировалась с центром Земли и Иерусалимом, где на Голгофе был распят Христос и откуда он должен был прийти, чтобы судить людей, находился алтарь. В западной части, у входа в храм, была расположена крещальня – символ приобщения к христианству. С IV в. стали воздвигаться мартирии, имевшие центрическую форму и крестообразный план, и базилики (см. базилика) нередко на месте старых античных храмов, колонны которых использовались для членения здания на продольные нефы. Колонны разной высоты и толщины уравнивали с помощью баз (подножие, основание колонны) и импостов (в византийской архитектуре – каменная подушка между капителью и пятой арки). С появлением арки на колоннах возникла так называемая «кубоватая» капитель – сочетание куба и шара, – скошенная со всех сторон. В отличие от античной византийские колонны не имели каннелюр. К восточной стене храма пристраивалась полукруглая, прямоугольная или граненая апсида, в которой помещался алтарь, к западной стене примыкал атриум. Поперечный трансепт, пересекавший продольные нефы, придавал плану форму креста – главного символа христианства. Часто трехнефные или пятинефные базилики имели три апсиды. В южной апсиде обычно располагался диаконник – помещение, в котором хранились иконы, облачения и другие предметы, необходимые для богослужения. В северной апсиде находился жертвенник – помещение, где хранились предметы для подготовки и освящения святых даров (см. базилика Константина I в Вифлееме, базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря). В V в. сирийские архитекторы видоизменили план базилики, приблизив его к квадрату с вытянутым вширь помещением главного нефа, небольшим числом колонн и куполом на квадратном основании. По сторонам широкой входной арки (чаще всего на южном фасаде) были расположены две угловые башни, над аркой – лоджия с колоннами (см. церковь Симеона Столпника, базилика КальбЛузе). Сирийские храмы, сооруженные из крупных тесаных блоков белого камня, не имели атриума. Подобный тип здания с куполом, возведенным с помощью угловых ниш (тромпов), восходил к иранским дворцовым сооружениям Фирузабада (III в.). Он лег в основу квадратного в плане крестовокупольного храма, утвердившегося в восточных провинциях Византии. Византийские зодчие VI в. Исидор из Милета и Анфимий из Тралл соединили базилику с центрическим храмом, создав купольную базилику, символизировавшую мироздание. Ее центром стал купол, венчавший здание и воплощавший идею духовного единения с творцом (см. церковь св. Ирины, церковь св. мучеников Сергия и Вакха). Высшим достижением этих зодчих явилось сооружение храма св. Софии (см. храм св. Софии). Новый тип крестовокупольного храма с квадратной вимой, подкупольным пространством, где совершалось богослужение, жертвенником (помещение северной апсиды, где хранились предметы для освещения святых даров) и диаконником (помещение в южной апсиде для икон, облачения и других предметов) по сторонам алтаря, с которым они были соединены проходами, получили распространение в Константинополе, в греческих и восточных провинциях (Эфесе, Никее). В конце VI – начале VII вв. окончательно оформилась система символического толкования различных частей внутреннего пространства храма. Он уподоблялся космосу и делился сверху вниз на три зоны в соответствии с иерархическим строением мироздания и с образом тех мест, которые были связаны с земной историей Христа. В куполе – символе неба – изображался ХристосПантократор, реже – сцена «Вознесение» или «Сошествие св. Духа на апостолов». На стенах барабана, также символизировавшего небо, и на парусах размещались архангелы, ангелы, праотцы, ветхозаветные пророки и евангелисты, описавшие земную жизнь Спасителя, между окнами барабана – апостолы как распространители того света, который заключает в себе слово Христово. В верхней части апсиды, символического изображения пещеры – места рождения Христа, – помещалась фигура Богоматери, олицетворявшей «предстояние» земной церкви. На стенах храма изображались сцены, написанные на сюжеты священной истории (праздники: «Рождение Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Рождество Христово» и др.) и земной жизни Иисуса Христа. В нижней части стены находились изображения канонизированных святых, постигших божью «благодать», на столбахустоях – мучеников, пострадавших за христианскую веру. К IX в. крестовокупольный тип храма утвердился по всей империи, но со своими местными особенностями в каждой провинции. Масштабы церквей уменьшились, однако усилилась их устремленность ввысь. Части здания, примыкавшие к подкупольному пространству (средокрестью), образовали четыре рукава креста, перекрытые цилиндрическими сводами. Барабан купола стал более высоким, увеличилось число его граней. Входные проемы и удлиненные окна, нередко тройные, отличались более сложным обрамлением, что придавало зданию как бы пирамидальный характер. Этому способствовал и новый вариант кирпичной кладки («утопленный» ряд кирпичей: каждый второй ряд отступал от поверхности стены) с увеличившимися интервалами между рядами кирпича и широкими, более светлыми полосами раствора (Аттикджами, церковь монастыря Липса, надгробная церковь Романа Лакапина в Константинополе, церковь Богоматери Панагии в Фессалонике и др.). Зодчие палеологовской эпохи (1261 – 1453) усложнили план крестовокупольного храма: они увеличили и повысили подкупольное пространство за счет расширения купола на высоком барабане и сужения боковых частей храма; выработали новую систему каркаса, в основе которого было 16 столбовустоев, выступавших на фасаде в виде лопаток; увеличили количество оконных проемов (тройных, трехчастных), что придавало стенам ажурность, создавало впечатление перспективы и усиливало контрасты света и тени; умножили число граней барабана и апсид, сделав их более вытянутыми; использовали новые декоративные средства в украшении фасадов – цвет и узорчатую кирпичную кладку, в которой ряды красного кирпича чередовались с рядами белого камня или каменные блоки разделялись кирпичами; внесли вклад в разработку проблемы связи храма с окружающей средой (южная церковь монастыря Липса, церковь Богоматери Паммакаристы в Константинополе, церкви св. Феклы и Богоматери Панагии Мухлиотиссы во Влахернском дворце, церковь св. Апостолов в Фессалонике, церковь Периблентос в Мистре, церквиусыпальницы, построенные феодальной знатью в XIII – XIV вв. и др.). Церкви в Фокиде и в Аттике (Греция) испытали западноевропейское влияние. Их купола, охватывавшие весь наос и опиравшиеся на восемь устоев, образовывали восьмигранник. Ширина тромпов, служивших переходом к барабану купола, равнялась ширине ветвей креста, что придавало равновесие и гармоничность интерьеру. Однако процесс формирования нового стиля в храмовой архитектуре был насильственно прерван турецким завоеванием, но многие традиции византийского церковного зодчества продолжали использоваться в балканских странах и в Древней Руси. смотреть
(Бейт hа-Микдаш) Пишет Рамбам*: «Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил ж. смотреть
Духовная культура
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.
Источники
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |