Что относится к духовной культуре что относится к материальной культуре

Понятие культуры. Материальная и духовная культура

Содержание:

↑ Понятие «культура»

В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.

Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

↑ Функции культуры

Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе.Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык.
Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общениеОсновы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям.Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей.

В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».

Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.

Источник

Духовная культура

Что такое культура

Существует более 250 определений культуры. Самое широкое принадлежит американскому культурантропологу М. Херсковицу.

Культура — часть человеческого окружения, созданная самими людьми.

В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в его сознании. В понятии «культура» заключено много смыслов. Оно обозначает расу, национальность или этническое самосознание, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение духовной культуры

Философы XIX века разделяли культуру на материальную и духовную. Сейчас принято делить ее на три компонента:

Духовная культура — это совокупность духовного опыта, ценностей и норм, познавательной деятельности и ее результатов.

Духовная культура является одновременно и средством, и результатом развития общества. Именно она формирует познавательную способность личности, ее нравственные ценности, отношение к другим людям, к природе и к себе.

Духовная культура может существовать только в условном измерении реальности. Проявления духовной деятельности человека неосязаемы, но их можно вообразить и осознать.

Продукты духовной культуры

Мыслительная деятельность

Интеллектуальная деятельность людей — продукт духовной культуры. Представления об интеллекте очень различны и в известной мере отражают ценности того или иного общества.

В англоязычных странах это понятие включает в себя определенный набор умений, способностей и знаний; в целом оно характеризует умственные способности индивидуума.

При этом в некоторых языках нет даже слова, которое обозначало бы интеллект в западном понимании. У ряда народов существуют понятия, по содержанию очень близкие к европейскому определению интеллекта. Например, у китайцев это «обладание хорошим умом и талантами», передаваемое одним иероглифом и часто связанное со способностью к подражанию, с настойчивостью и социальной ответственностью.

У народности баганда в Южной Африке есть слово «обугези», обозначающее соединение умственных и социальных навыков; подразумевается также развитие таких черт личности, как твердость характера, осторожность и дружелюбие.

В России, согласно исследованию Н.Л. Смирновой, важны морально-этические характеристики интеллекта, т. е. по-настоящему умный человек обязан быть добрым. Подобный взгляд на интеллект распространен и в Японии.
Мыслительные процессы, в частности, логические, одинаковы у всех людей. Но содержание этих процессов, т. е. то, о чем человек думает, а также исходные посылы, которые считаются истинными либо ложными в данной культуре, и научные представления о мире могут быть совершенно разными.

Творческая деятельность

Немецко-американский психолог Эрих Фромм полагал, что творчество — родовая черта людей, отличающая их от остальных живых существ. Предметом творчества могут быть не только произведения искусства и изобретения, но и сама человеческая жизнь. В творчестве личность изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все иные формы самореализации, например, достижение богатства или власти, выглядят гораздо менее значимыми.

Креативная деятельность

В конце XIX века возникла тенденция противопоставлять художественное и научно-техническое творчество. Например, французский философ Анри Бергсон сознательно возвысил художественное искусство в ущерб науке и технике: творчество для него — непрерывное рождение нового, сущность жизни, наука и техника лишь комбинируют старое и не способны дать абсолютное знание о мире. В то же время прагматически настроенные мыслители подходили к творчеству, как к изобретательству, цель которого — решение конкретных жизненных задач.

В XX веке выделили понятие более широкое, чем творчество — креативность. Проявлять креативность в своей работе может и повар, и токарь, и слесарь. Креативная деятельность невозможна без опоры на творческое мышление, но при этом является проектно ориентированной, т. е. нацелена на результат, и опирается не на интуицию, а на деятельность сознания.

Креативность прямо не связана с интеллектом. Более того, творческие личности нередко хуже решают простые, шаблонные интеллектуальные задачи, чем прочие испытуемые.

В тестах на выявление креативности измеряют выраженность следующих способностей:

Что относится к материальной культуре

Материальная культура — это вещественная составляющая культурной деятельности. Она существует в виде артефактов — предметов искусственного происхождения, использующихся в производстве и повседневности.

Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Архитектура

Архитектура определяет материальные условия быта и повседневности: жилища, общественные здания, парки, города созданы людьми и в свою очередь являются средой их обитания, влияя на эстетические представления последующих поколений.

Архитектура — вид искусства, соответственно, она входит и в сферу духовной культуры. Определенные идеи заложены архитектором в форму здания, украшения фасадов, расположение помещений. Особенности организации пространства многое говорят о взаимодействии людей, об отношениях в семье, о представлениях людей о красоте и уюте.

Одежда

В большинстве культур одежда определяла различия между женщинами и девушками, мужчинами и юношами, крестьянами и аристократами и т. д. На покрой и материал одежды влияли повседневные занятия и доходы, таким образом, окружающие с первого взгляда на чей-либо костюм получали информацию о возрасте человека, социальном статусе, профессии, месте проживания. Народные костюмы вместе с языком, традициями, обрядами, фольклором образуют единую знаковую систему, аккумулирующую в себе культурные установки конкретного общества.

Техника

Уровень технического развития общества влияет на его культуру. Появление автомобилей, поездов, самолетов сильно изменило повседневную жизнь людей и их представления о мире, например, восприятие расстояний. В основе современной информационной культуры лежат сложные технические устройства: компьютеры, смартфоны. Появление новых технических изобретений способствует появлению и развитию новых видов искусства: фотография, кино, телевизионные шоу, компьютерные игры возникли только после соответствующих изобретений, но за короткое время стали важными элементами не только материальной, но и духовной культуры.

Предметы быта

Строя дом, изготовляя одежду, мастеря домашнюю утварь, люди следовали образцам, существовавшим издревле. Образы большинства вещей, окружавших людей в повседневной жизни, сохранялись неизменными из поколения в поколение.

В восприятии древних материал вещи, форма и назначение были слиты воедино, все характеристики вещи приобретали сакральное значение, поскольку именно так лепить горшки завещали предки. А им, вполне возможно, передали эти знания сами боги. Материал тоже наделялся особыми свойствами и даже одушевлялся, и потому, например, китайские мастера-резчики медитировали перед тем, как приступить к делу, и не всегда соглашались выполнить заказ, если им казалось, что этот кусок камня хочет стать другим предметом.

Даже когда вещи перестали одушевлять, повседневное материальное окружение продолжало влиять на культурное становление личности, поскольку предметы быта так или иначе выражают специфику, традиции и социальные ценности общества, а также демонстрируют социальный статус владельца.

Функциональные различия материальной и духовной культуры

Сфера духовной культуры:

Она объединяет разрозненные элементы общественного сознания в цельное мировоззрение. Примерами такого мировоззрения являются мифология, религия.

Сфера материальной культуры — конкретные технические навыки и умения, позволяющие воспроизводить материальные предметы и пользоваться ими в повседневной жизни. Знания, входящие в духовную культуру, не заменяют практический опыт, передаваемый от учителя к ученику.

Книга, носитель знаний, имеет материальное воплощение, в отличие от устного сказания. В таком случае для различения нужно посмотреть на функцию предмета в конкретной ситуации: если кто-то удовлетворяет духовные потребности, читая книгу, она будет предметом духовной культуры, а если ей растапливают печь — материальной.

Источник

Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры

Что относится к духовной культуре что относится к материальной культуре

Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

Источник

3.3. Материальная и духовная культура

3.3. Материальная и духовная культура

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.

Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.

Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.

Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).

Материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).

Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Духовная культура восточного славянства

Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный

3.2. Материальная культура Древнего Китая

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

3.3. Духовная культура Древнего Китая

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *