Что относится к духовно нравственному воспитанию в доу

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ

Что относится к духовно нравственному воспитанию в доу Олеся Бастракова
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ

Нравственные нормы – определяющий элемент культуры. Они регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, в труде, в межличностных, групповых и социальных отношениях. Нравственные представления в наибольшей степени определяют внутренний облик человека, его самые сущностные характеристики. Понятие нравственности включает в себя: знание принятых в обществе норм, правил поведения, взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей и развития собственных качеств. Без этого понятия человек не может жить среди других людей.

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религия») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных требований: идеальной потребности познания смысла жизни социальной потребности жить для других. Л. Н. Толстой говорил, что духовный человек живет своими мыслями и чужими чувствами. Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка — это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. 20 века привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.

Именно сейчас духовно ориентированный подход очень важен, т. к позволяет воспитателям совместно с воспитанниками решать не только ежедневные проблемы, но наполнять жизнь подлинным смыслом человеческого бытия.

Родители, несомненно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям – речь идет о формировании нравственных ценностных ориентаций – должны прийти педагоги ДОУ. Компонентами этого процесса выступают, во-первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Только опираясь на природные задатки и возможности «натуральные формы психики», а так же на индивидуальный субъектный опыт, взрослый может развивать систему потребностей, а, следовательно, и ценностные ориентации ребенка.

Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.

В-третьих, необходимо способствовать тому, чтобы мог ребенок осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в различных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игр на темы: «Как проводит вечер семья. Как я помогаю маме», «Давайте жить дружно!», «Бюро добрых дел нашего города»; это могут быть игры, затрагивающие проблему нравственного выбора («Что такое хорошо и что такое плохо»). По отношению к игре дошкольников педагог должен занять активную позицию – направлять свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих только хорошее. Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.

Так же нужно чтобы нравственное развитие ребенка в ДОУ осуществлялось в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения мужественности и женственности. Средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представления о мужественности и женственности, а также о содержании семейных ролей – являются этические беседы на основе художественных произведений, специально поставленных педагогических ситуаций и реальных случаев из жизни группы.

Еще один важный аспект, который мало учитывается в настоящее время в воспитании– это самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Взрослые всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. И, осуществляя воспитательный процесс, следует учить детей радоваться каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что нравственные чувства не могут возникать путем естественного воззревания. Они во многом зависят от средств и методов воспитания, от педагогических условий, выбор которых в свою очередь обусловлен следующими задачами:

1. Воспитание коллективизма;

2. Воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;

3. Воспитание патриотизма;

4. Воспитание любви к людям других национальностей;

5. Воспитание трудолюбия.

Осуществление этих задач помогают средства нравственного воспитания:

1. Художественные средства;

2. Собственная деятельность детей;

3. Окружающая действительность.

В. Л. Логинова выделяет три группы методов нравственного воспитания:

1. Методы формирования нравственного поведения (приучение к формам общественного поведения, упражнения в нравственном поведении, руководство разнообразной деятельностью детей);

2. Методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, этическая беседа);

3. Методы стимулирования чувств и отношений ребенка (пример, поощрения и наказания).

Личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы непременно влияем на другие стороны личности.

Воспитывать нравственную личность и обогащать духовное развитие детей нужно по средствам музыкального искусства. Его сила заключается в том, что музыка способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.

На духовно-нравственное развитие маленького человека большое влияние имеют сказки. Научиться моделям поведения ребенок может в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература тут играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут вести на размышления. Сказка – это ничто иное, как особое средство постижения жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она наполнена нравственными идеалами приближенными к детскому восприятию. Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым окончательна. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и стараются подражать положительным героям.

Важным воспитательным элементом является приобщение детей к культуре своего народа, его духовно-нравственным ценностям. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг и др. при этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Поэтому необходимо знакомить детей с праздниками народного календаря, с традициями, обычаями и обрядами русского народа.

Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма, а так же один из важных аспектов в духовно-нравственном воспитании. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Так же на духовно-нравственное развитие личности большое влияние оказывает театр. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, краски, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кукольный театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр развивает так же эмоциональную сферу дошкольника, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, помогают формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Именно способность ребенка к подражанию позволяют через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

Особую роль в условиях духовно-нравственного воспитания в ДОУ так же играют профессиональные качества педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий воспитатель, любящий детей и свою работу, имеющий высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Отсюда следует, что процесс формирования нравственных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание в ДОУ – важный аспект формирования подрастающего поколения. Оно формируется в окружающей действительности, на основе постоянно развивающегося разума, и подпитывается средствами музыки, литературы, театра. Особенно большое влияние на духовно-нравственное развитие дошкольников имеет пример взрослых и профессиональная культура самого педагога.

Что относится к духовно нравственному воспитанию в доуРоспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Во славу Пасхи – Христова дня – в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Использование проектных технологий, как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности,.

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Презентация «Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников» Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а.

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Источник

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Что относится к духовно нравственному воспитанию в доу Наталья Александровна Алышева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация», экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

• приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

• активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,

• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ДОУ оборудован кабинет православной культуры,где собран теоретический и практический материал:

— литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

— литература для родителей и педагогов;

— аудиокассеты и видеоматериалы:

— демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

— игры по духовно-нравственному воспитанию;

Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей,которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

— православные праздники в детском саду;

— продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

— консультативный и информационный материал для родителей;

— игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитанияв различные виды детской деятельности:

— игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактических: «Православные праздники»

конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

В православном уголке для детей,в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой,оформлены альбомы различной тематики: («Урайский храм», «Святые места России», «Православные святые»).

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

— цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

— тематические выставки детского творчества.

— знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

— экскурсии на природу (красота Божьего мира);

— слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

— постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

— анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

— чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме,внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

— бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

— занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

— заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

— творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

— совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры»,которая представлена следующими разделами:

«Как жили люди на Руси»;

«Устное народное творчество»;

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитаниядетей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Опыт работы «Духовно-нравственное становление личности как организация жизнедеятельности в современных условиях» Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна,.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям» Одной из основных задач внедрения ФГОС ДО дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный.

Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы) Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных,.

Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС ДО В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Зачастую материальные ценности доминируют.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *