Что относится к духовно нравственному направлению внеурочной деятельности
«Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 23 г. Химки.
«Духовно-нравственное воспитание школьников
во внеурочной деятельности».
Выступление подготовила: М. Н. Иванова –
учитель начальных классов.
«Духовно-нравственное воспитание школьников
во внеурочной деятельности».
Выступление подготовила: М. Н. Иванова – учитель начальных классов.
Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов. Необходимо выделить три составляющих данного направления воспитания обучающихся в условиях ФГОС: Создание условий, содержание и результативность.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и сохраняется всю человеческую жизнь.
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступать в той или иной жизненной ситуации. Нравственные нормы, мораль может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Воспитание школьников, обеспечивает их духовно-нравственное развитие во всех видах образовательной деятельности: в урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, социальной (общественно-полезной).
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак – это нравственное воспитание: « Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в требовании к личностным результатам общего начального образования:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• формирование эстетических потребностей, общечеловеческих ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; толерантности к людям других национальностей, уважение их традиций ; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс взаимодействия обучающихся для усвоения ими общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – это укрепление духовно-нравственных ценностей, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать сое отношение и поведение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Воспитание на традициях.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сохранения исторической памяти.
В начальной школе по данному направлению проводятся занятия во внеурочной деятельности: «Я живу в России», « В гостях у сказки» и др.
Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся.
В процессе занятий курса «Я живу в России» обучающиеся приобретают не только знания о нашей стране, но и формируют свою устойчивую духовно-нравственную позицию, как гражданина своей страны, патриотическое отношение к своей Родине, любовь к своему народу, своей земле, осознают свое место в развитии государства.
Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Работая над русскими народными сказками в направлении духовно-нравственного воспитания и развития школьников педагогам можно использовать таблицу для удобства планирования занятий:
Статья. Духовно – нравственное воспитание, как компонент внеурочной деятельности
Духовно – нравственное воспитание, как компонент внеурочной деятельности
Егорычева Е.В, замдиректора по ВР, МОБУ СОШ№33 г. Якутска
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, становление его гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни.
Создание условий для получения школьниками качественного образования и воспитания, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.
Условия, влияющие на воспитательную систему младших школьников
— Использование современных технологий развивающего обучения и воспитания;
— Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе;
— Преподавание литературы и предметов искусства как предметов эстетического цикла;
-Сеть кружков эстетического и нравственного направлений
Начальная школа ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели в соответствии с УУД :
-воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
-раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей (самореализация) обучающихся;
Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:
формирование основ гражданской идентичности;
начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
Регулятивные действия предполагают: Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Коммуникативные умения дополняются в школе опытом делового сотрудничества.
Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Они направлены на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Назначение духовно-нравственного развития школьника
Систематизация положительного опыта формирования духовности школьника.
Создание условий для духовного роста педагогов, воспитателей, учеников, их саморазвития.
Формирование единого воспитательного пространства.
Выявление основных направлений духовно-нравственного воспитания.
Направления внеурочой деятельности и формы проведения
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению включить во внеурочную деятельность знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: рисовании, песнях, танцах, праздниках.
Цель студии «Народного танца», кружка « Игра на хомусе» и студии рисования «Республика» ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей якутского народа. Итогом работы является участие школьного ансамбля хомусистов в благотворительном концерте в г. Москва, публикация статьи «Моя Арктика» в газете «Юность Севера». Танцевальный ансамбль стал лауреатом фестиваля «Мы маленькие дети» в г. Санкт-Петербург. Таким образом, изучение народной культуры способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов. Отвечает требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Сравнительная характеристика ценностей родителей и учеников
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроках работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитываем возраст учащихся, прослеживаем последовательность в развитии личности ребенка.
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
В проектной деятельности, как правило, принимает участие вся семья. Наши учащиеся – неоднократные победители НПК различных уровней. И именно тематика на нравственные, патриотические темы принесла детям мого побед. А наши мамы, выступая на родительских конференциях, ежегодго занимают призовые места.
Тематика нравственных классных часов
Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в условиях реализации ФГОС ООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Организация внеурочной деятельности д уховно-нравственного направления в условиях реализации ФГОС ООО
В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным.
Инновационность такого образования заключается в том, что оно рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания школы. С овместно со всеми участниками образовательного процесса мы создаем образовательную среду, в которой формируются духовно-нравственные качества обучающихся: честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.
Одним из компонентов программы воспитания школыв предметной области «Технология» является программа духовно-нравственного направления«Народное искусство и художественное творчество».
Работая по программе в направлении духовно-нравственного развития и воспитанияобучающегося, я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— ценностное отношение к природе;
— мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.
— о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях
и культурном достоянии своего края;
— об эстетических ценностях отечественной культуры;
— о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
— о подготовке к успешной самореализации в жизни.
— смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного
— социальной и межкультурной коммуникации;
— готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
— уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим.
Организация внеурочной деятельности д уховно-нравственного направления в предметной области «Технология»
Программа «Народное искусство и художественный труд»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияна основе учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество». Внеурочная деятельность в школе» под редакцией В.Н.Банникова для 5 класса разработана программа «Народное искусство и художественное творчество». Программа имеет два раздела: «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство».
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития духовной нравственности обучающихся.
Требования к результатам внеурочной деятельности д уховно-нравственного направления в предметной области «Технология»:
Формы и методы работы: декоративно-прикладная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, участие в благотворительных акциях, проектирование, организация выставок.
Проведение внеурочных занятий по разделу «Декоративно-прикладное искусство» обеспечивают углубленное изучение содержания основных тем, запланированных в учебном плане по предмету «Технология». Преимуществом является возможность выбора объекта труда.
Основные блоки, из которых состоит раздел программы«Декоративно-прикладное искусство»: лоскутное шитьё, вышивка, вязании крючком.Все эти виды рукоделия возникли в глубокой древности, и дошли до наших дней. Мы должны сохранить то, что было создано предками, и учиться создавать изделия в традициях народного творчества.
Анализируя с обучающимися предстоящую работу, показывая объекты, иллюстрации, натуральные или виртуальные образцы, определяя вместе с ними условия использования изделия, его назначение и т.д., выясняем, каких знаний о материалах, инструментах, самом изделии и его изготовлении обучающимся не хватает, решаем, как их получить.
Практические занятия направлены на формирование у обучающихся универсальных учебных действий по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Последовательность ознакомления обучающихся с разными приемами и техниками художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения.
Чтобы обучающиеся не уставали от однообразной работы программа разбита на блоки. Основной целью каждого блока является овладение начальными трудовыми учебными действиями, опытом по созданию полезных вещей для человека и общества.
Я формируюучебные действия методом упражнений последовательно:
На первой стадии формирую учебные действияпутем пробных упражнений – выполнение стежков в вышивке и лоскутной технике, петель и столбиков в вязании крючком. Качество работы при этом может быть невысоким.
На второй стадии формирую учебные действияпутем тренировочных упражнений. На первый план выходит самоконтроль и многократный повтор действий, что приводит к высокому качеству работы.
Блок. Лоскутная мозаика в культуре и традициях народов России.
Рассказывая об искусстве создания красивых и полезных вещей из кусочков тканей, обращаю внимание обучающихся на то, что изделия представляют собой произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых заключена мудрость бережливой хозяйки, умеющей ценить все то, что ее окружает. На таких изделиях у обучающихся воспитывается уважение к народному творчеству, бережливость, аккуратность, открываются большие возможности для развития интереса к труду, творческой фантазии, художественного вкуса.
Приобщая обучающихся к лоскутному шитью, я, как учитель технологии, даю возможность ощутить радость творчества, применить на практике все те знания, которые они получили на уроках геометрии, изобразительного искусства и черчения. Лоскутное шитьё – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, обучающиеся знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести обучающегося в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний.
Большое внимание уделяю технологии изготовления. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделия.
Моиобъяснения сопровождаются демонстрацией наглядных материалов и образцов, это дает более полноепредставление о процессе работы над изделием и конечным результатом.
Блок. Вышивка в культуре и традициях народов России.
Полученные знания закрепляем на практических занятиях, на которых обучающиесяучатся самостоятельному вышиванию вначале по предложенным трафаретам, а затем по самостоятельно разработанным узорам с использованием традиционных народных орнаментов.
Наглядные материалы и образцы
Блок. Вязание крючком в культуре и традициях народов России.
Блок «Вязание крючком» предлагает посредством данного вида рукоделия понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение видами и техниками художественного вязания крючком. В процессе знакомства с техникой вязания крючкомобучающиеся получают знания об используемых материалах и инструментах, подборе и сочетании цветовой гаммы изделий, приобретают учебные универсальные действия владения различными способами вязания, создаются условия для реализации идей в изготовлении игрушек, украшений, предметов интерьера и т.д.
Для более полного усвоения и восприятия материала использую различные дидактические материалы: наглядные пособия, образцы и схемы вязания рисунков и отдельных элементов одежды, образцы готовых изделий, иллюстрированные периодические журналы по вязанию, книги по рукоделию, пособия и интересные идеи по вязанию изИнтернет ресурсов.
Блок. Познавательно – проектная деятельность.
В предмете технология одним из основных методов обучения является метод проектов. Проектное обучение предполагает получение метазнаний, которые можно применить в других областях и сферах деятельности, формирование ключевых компетенций. Разрабатывая и реализуя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Выполняя проекты, осваивают алгоритм инновационной творческойдеятельности, приобретают опыт решения творческих задач. Во время работы над проектом, у обучающегося формируется собственное мнение в отношении к различным направлениям народного искусства, к людям и вещам. Тему проекта обучающиеся выбирают самостоятельно. Творческие проекты по программе внеурочной деятельностивыполняют по вышивке, лоскутной технике, вязанию.
Рушник в современном мире
Моя задача – не только научить обучающегося основам своего предмета и тому, чтобы применять полученные знания на практике, но и воспитать чувство прекрасного. И проектирование помогает в этом.
Процесс проектирования занимает несколько занятий и тщательно контролируется мною. Я помогаю девочкам определиться с темой проекта, найти или изготовить эскиз, выполнить подготовительную работу по созданию изделия, оказываю практическую помощь.
Проект выполняется под моим руководством. Работу над ним девочки начинают на занятии, а продолжают дома. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку темы. При работе над проектом представляю уже защищенные проекты в качестве примера.
Далее провожу индивидуальные консультации с каждой ученицей, определяя конкретные задачи, выбор материалов и инструментов, подбираем необходимую литературу, определяем способы обработки изделия.
Затем обучающиеся составляют план работы над проектом. Вместе с ними просматриваем, анализируем, прописываем технологию работы. При необходимости я вношу поправки. Далее обучающиеся приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь обучающимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций, контролируя каждый этап выполнения проекта.
Создание модели платья по мотивам русского костюма
В процессе работы обращаю внимание обучающихся на самоконтроль. Подчёркиваю, что ученица должна, прежде всего, оценить свою работу сама. Считаю это важным воспитательным моментом. У девочек вырабатывается способность к объективной самооценке не только при работе в классе на занятии,но и в других ситуациях.
Итоги занятий подводятся в форме отч ё тной выставки, участие в мероприятиях школы, в конкурсах, фестивалях, размещение работ в Интернете.
Народное декоративно-прикладное искусство выступает эффективным средством разностороннего развития школьников-подростков. Оно способствует обогащению познавательных интересов, оказывает влияние на формирование художественно-эстетической и технологической культуры учащихся, выступает фактором развития мировоззрения учащихся. Взаимодействие технологического и эстетического аспектов позволяет добиться высокой культуры труда, повышает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, продуцирует синтез рационального и эмоционального типов мышления.
Воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства и в том, что материальные объекты, выражают общечеловеческие идеи высокой нравственности, утверждают идеалы добра, доброжелательства, трудолюбия, уважения к старшим. Взаимодействие составляющих декоративно-прикладного творчества содержит в себе возможность создания системы передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных, экологических ценностей.
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что работа по программе «Народное искусство и художественное творчество» благотворно влияет на подрастающее поколение, развивает творческиеспособностиобучающихся, устойчивый интерес к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает духовно –нравственные качества личности.
Юбилей школы. Показ моделей «Весеннее настроение»
Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах– М.: Просвещение, 2013.
Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.
Банников В.Н.«Народное искусство и художественное творчество». Внеурочная деятельность в школе» Учебно-методическое пособие. Часть 1:1-4 класс, часть 2: 5-8 класс – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014.
Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.