Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Семь задач цифровизации российского образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.

Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.

Источник

Цифровая трансформация образования и драйверы развития

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

К участию были приглашены все педагоги и сотрудники института, обучающиеся всех образовательных программ, особенно магистранты и аспиранты, планирующие участвовать в модернизации системы образования.

Николай Георгиевич и открыл семинар сначала приветственной речью, призвав всех присутствующих быть не только слушателями, но и активными участниками: задавать вопросы по непонятным аспектам докладов, по тем положениям, которые требуют дополнительной конкретизации, высказывать свои суждения.

Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы.

Необходимо идти от обучения всех к обучению каждого (персонализация образования), пересмотреть и оптимизировать наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов, использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий.

Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными

Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед.

Акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются на освоение новых способностей: способностей к анализу, экспертизе и переносы освоенных знаний и умений в новые ситуации.

Персонализированная организация обучения позволят учебному заведению работать без отстающих, формирует учебную самостоятельность студентов, развивает их способности и личностный потенциал.

Не стоит путать цифровизацию и цифровую трансформацию. Цифровизация – процесс, а цифровая трансформация – законченный путь преобразований, когда мы пересматриваем бизнес-стратегии, операции, продукты, подходы, цели, когда мы заканчиваем процесс, позволяющий быть конкурентоспособными в современном изменяющемся мире.

Цифровая трансформация – не только проблема, но и большая возможность для нас, которой мы должны воспользоваться.

Цифровая трансформация с низким порогом входа создала уникальные возможности для рынка и усилила конкуренцию, благодаря чему почти с чистого листа можно начинать систему высшего образования.

Мы живем в эпоху перемен, в которой есть драйверы, побуждающие к изменениям. Первый драйвер – сокращение финансирования. Второй драйвер – прогрессирующие технологии. Третий – изменения в ожиданиях студента.

Что мы хотим получить в итоге? Новые возможности для проведения исследований. Высокие показатели студентов. Инновации в обучении и исследованиях.

Для достижения этих целей необходимы другие технологии, другие люди, другая культура. Цифровая трансформация – серия глубоких и скоординированных изменений в культуре, персонале и технологиях, которые задействуют новые образовательные и операционные модели и приводят к трансформации институциональных операций, стратегических направлений и ценностных предложений. Все это позволит отказаться от того, что тянет нас назад.

Происходит изменение роли преподавателя. Сегодня он должен сосредоточиться не на изложении материала из одной головы в другую, а на консультировании. Студенты должны быть помощниками преподавателя, а преподаватели – их наставниками.

После докладов, в рамках формата вопрос-ответ еще раз обсуждали систему искусственного интеллекта, внедрение инновационных технологий и цели цифровизации образования.

Звучали зачастую полярные мнения, но в одном все участники семинара сошлись: цифровизация не угрожает педагогу, а помогает ему.

Роль преподавателя в разработке нового образовательного контента, под стать времени. Мотивация студентов в таком случае будет запредельной и вопрос о сохранении интереса к образованию просто не будет артикулироваться.

Источник

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Катя Павловская для Skillbox Media

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Источник

Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования: к чему готовиться?

Разбираемся, что это за документ и зачем он нужен. Это важно знать не только вузам, но и EdTech-компаниям.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Катя Павловская для Skillbox Media

14 июля на сайте Министерства науки и высшего образования появилась «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» — документ более чем на 260 страниц. Согласно ему, в России возникнет целый ряд собственных цифровых систем для научных организаций и университетов.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Стратегия для науки и высшего образования — только одна из стратегий цифровой трансформации, одобренных в конце июня президиумом профильной правительственной комиссии под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Другие подобные документы затрагивают здравоохранение, госуправление, строительство, городское хозяйство и ЖКХ, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экологию и социальную сферу.

В прошлогоднем указе президента России Владимира Путина цифровая трансформация названа одной из целей национального развития. Один из показателей достижения этой цели — «„цифровая зрелость“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».

Опубликованная Минобрнауки стратегия как раз и призвана ответить на вопрос, как добиться «цифровой зрелости» в науке и высшем образовании. Вот что предлагает ведомство.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Пять направлений и семь проектов

На июньской встрече с представителями вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников сказал, что у Минобрнауки и университетов нет возможности двигаться по пути цифровой трансформации последовательно, шаг за шагом прорабатывая разные системы: «В текущей ситуации мы вынуждены делать несколько дел параллельно». Опубликованная стратегия этот тезис только подтверждает.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Документ охватывает период до 2030 года и предполагает работы сразу по пяти направлениям (трекам) цифровой трансформации. Каждое направление — глубоко проблемное для российских университетов и научных организаций:

Стратегия включает семь проектов, каждый из которых должен обеспечить продвижение к «цифровой зрелости» по одному или сразу по нескольким из пяти названных выше направлений. Прототипы или базовые версии сервисов по каждому из проектов должны заработать уже к 2024 году или раньше.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

1. Датахаб

Это будет система управления данными в сфере науки и высшего образования. Первая её версия с возможностями по сбору, очистке, обработке и представлению данных должна появиться уже в 2022 году. А в финальном варианте система, как предполагает стратегия, не только упростит обмен данными между вузами и научными организациями с Минобрнауки, но и обеспечит доступ к этой информации для внешних аудиторий. Предполагается бесшовный доступ бизнеса к результатам исследований и сервисы для граждан на основе этих данных.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Кстати, этот проект — один из двух, для которых в стратегии уже просчитана стоимость. Всего на него планируется потратить 685 млн рублей. В 2021 году, говорится в документе, на создание «Датахаба» потребуется 245 млн из средств национального проекта «Наука и университеты», в 2022-м — 230 млн, в 2023-м — 115 млн, в 2024-м — 95 млн.

2. Архитектура цифровой трансформации

Результатом этого проекта будет BI-система для сопровождения организаций в процессе их цифровой трансформации. Минобрнауки планирует отслеживать по ней, как изменяются паспорта «цифровой зрелости» вузов. Часть информации в паспорте будет доступна публично на открытом веб-сайте. Сколько денег потребуется на создание и внедрение системы, в стратегии пока не сказано. Заработать она должна в 2024 году.

3. Цифровой университет

Это масштабный проект, который охватывает развитие цифровых сервисов для всех бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования. Иначе говоря, цифровой университет — это не только онлайн-занятия и управление расписанием, но и мониторинг научной активности, кадровые, финансовые и другие административные процессы.

Ряд российских университетов уже внедряют собственные цифровые сервисы во всех этих направлениях. Стратегия предполагает разработку некой общей модели в консорциумах вузов и EdTech-компаний.

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Цель в том, чтобы в стране действовала единая экосистема сервисов и услуг для участников образовательного процесса, основанная на сетевом взаимодействии.

Уже к 2024 году не менее 50% подведомственных Минобрнауки вузов должны внедрить модель цифрового университета и столько же вузов — реализовать образовательные программы с построением индивидуальных образовательных траекторий. Финансировать проект предлагается за счёт программы «Цифровая экономика Российской Федерации», объём необходимых средств в стратегии не указан.

4. Единая сервисная платформа науки

Создание такой платформы, говорится в стратегии, в долгосрочной перспективе позволит сформировать единую экосистему сервисов и услуг. Учёные смогут использовать систему для совместных исследований, а также доступа к международным базам данных и существующим мерам поддержки. В итоге в России должен появиться «виртуальный ассистент учёного».

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

Это не первая попытка Минобрнауки создать информационную систему национального масштаба для учёных. В 2017 году прекратил работу проект «Карта российской науки» — сервис с обновляемой информацией об отдельных учёных и научных коллективах, на создание которого с 2012 года было потрачено 450 млн рублей.

Сейчас задачи будущей системы ещё шире, а запланированная стоимость — вдвое выше. Уже в 2021 году, согласно стратегии, должны заработать первые сервисы платформы — портфолио учёных и коллективное взаимодействие в научных проектах. К 2024 году появятся ещё несколько, в том числе «государственный диссернет». 975 млн рублей на реализацию проекта предполагается получить в рамках национального проекта «Наука и университеты»: в 2021-м — 375 млн, в 2022-м — 280 млн, в 2023-м — 175 млн, в 2024-м — 145 млн.

5. Маркетплейс программного обеспечения и оборудования

Это будет единая информационная среда для взаимодействия вузов и поставщиков оборудования и программного обеспечения. С её помощью Минобрнауки рассчитывает со временем добиться полного обновления инфраструктуры образовательных организаций.

Уже к 2024 году 75% закупок оборудования и программного обеспечения подведомственные министерству вузы должны проводить в онлайн-режиме. Какие средства понадобятся на создание маркетплейса, в стратегии не сказано.

6. Цифровое образование

Проект направлен на развитие цифровых компетенций как у студентов, так и у научно-педагогических работников. Первым шагом проекта станет формирование и обучение команд по цифровой трансформации в каждом вузе, подведомственном Минобрнауки. 100% команд должны быть готовы к 2024 году. Пока в вузах вводится должность проректора по цифровой трансформации, а в отдельных организациях разработаны программы для обучения их команд.

К 2030 году все сотрудники (и преподаватели, и административный персонал) и студенты подведомственных Минобрнауки образовательных учреждений должны пройти программу по повышению цифровых компетенций. Какие ресурсы на это потребуются, стратегия не сообщает.

7. Сервис хаб

Цель этого проекта — систематизация и регламентирование бизнес-процессов в вузах и в Министерстве науки и высшего образования с помощью отдельной информационной системы. Она должна быть доступна через веб-интерфейс или мобильное приложение, где каждый пользователь сможет заказать услугу и получить результат. Источник и объём средств на реализацию этого проекта в стратегии не определены.

Что должно получиться

«Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» ориентирует сферу на «цифровое единство». Все семь сервисов должны быть связаны друг с другом и работать в масштабе всей страны. Показатели, по которым, согласно документу, будет определяться, достигла ли отрасль «цифровой зрелости», предполагают, что в 100% вузов, подведомственных Минобрнауки, к 2030 году:

Кроме того, к этому времени должен действовать механизм межведомственного сетевого взаимодействия вузов по интеграции сервисов и содержания образования.

Первым шагом к реализации стратегии, как рассказал на встрече с руководителями цифровой трансформации вузов заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников, станет оценка «цифровой зрелости» организаций. Методики для этого разрабатывают в МФТИ и РАНХиГС. Нарукавников призвал разработчиков не затягивать с апробацией, чтобы к концу года уже оценить «цифровую зрелость» вузов:

Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Смотреть картинку Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Картинка про Что относится к драйверам цифровой трансформации образования. Фото Что относится к драйверам цифровой трансформации образования

«Сейчас мы обучим цифровые команды, у которых уже будет домашнее задание разработать программу цифровой трансформации. Но они должны от чего-то отталкиваться, и министерство должно от чего-то оттолкнуться — от текущей ситуации. В программах у них будет зашит образ результата, к которому они будут идти, и, естественно, всё это должно быть увязано с нашей стратегией цифровой трансформации науки и высшего образования».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *