Что относится к драматическим произведениям в литературе

Драма (род литературы)

Что относится к драматическим произведениям в литературе

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».

Содержание

Виды драмы (драматические жанры)

История драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Что относится к драматическим произведениям в литературе

Что относится к драматическим произведениям в литературе

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определенных положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-напёрсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшебышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

Источник

Драма и ее жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Драма и ее жанры «

(готовится к публикации)

Драма (от греч. dráma – действие) – это обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi è ce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующи е л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирково й к лоунаде.

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Источник

Жанры драматические

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия «драматический жанр»

Под термином «драматический жанр» в современном литературоведении понимают совокупность жанров, которые появлялись и развились в рамках драмы как литературного рода.

Драмы своеобразным образом демонстрируют личную жизнь человека, и его конфликт с обществом. Зачастую в драме акцентируются противоречия в человеческой природе, которые отражаются в поведении конкретных героев произведения. Под драмой понимают столкновение между главными героями произведения и обществом. Драматические жанры начали формироваться в середине XIX века.

Основными драматическими жанрами принято считать:

Водевиль

Водевиль представляет собой небольшую пьесу с увлекательной интригой, так же в этом произведении присутствуют песенные куплеты и танцы. Изначально под понятием водевиль понимали песенки-куплеты, которые исполняли на ярморочных комедиях в начале XVIII века. В годы Великой французской революции этот жанр приобрел самостоятельность, постепенно он потерял свою политическую актуальность и стал относиться к жанрам развлекательным, и получил свое широкое распространение в Европе. Классиками водевиля принято считать французских драматургов О.Э. Скриба и Э. Лабиша. Им удалось в своих работах сохранить черты жанра «как народного произведения французов», а именно: задорность, веселье, остроту, актуальность. Постепенно начиная со второй половины XIX века водевиль начинает вытеснять оперетта. В России водевиль обрел свою популярность в начале XIX века, во многом она была связана с тем, что водевиль унаследовал от комической оперы XVIII века интерес к национальным сюжетам. Известными авторами водевилей в России были Н.И. Хмельницкий, А.С. Грибоедов, Д.Т. Ленской. А.П. Чехов в свою очередь продолжил традиции водевиля без куплетов.

Готовые работы на аналогичную тему

Драма

Драма демонстрирует частную жизнь человека, главной целью драмы является отнюдь не осмеяние его поведения, а раскрытие личности в ее драматических отношениях с обществом. Драма так же, как и трагедия стремится к воссозданию острого конфликта, но эти конфликты не безнадежны, они вполне могут претендовать на благоприятное разрешение ситуации. Характеры в драме так же является не столь специфическими. Драма становится самостоятельным жанром во второй половине XVIII века. Такие характерные черты драмы как интерес к социальной тематике, быту, нравственности, психологии человека помогли в последствии становлению реалистических тенденций в европейском искусстве. Постепенно драма эволюционирует, драматизм постепенно усугубляется, благополучное разрешение конфликта становится более редким, чаще всего главный герой драматического произведения так и не разрешает свой общественный конфликта, а также свой собственный внутренний конфликт. Примерами таких произведения являются: «Гроза», «Бесприданница» А.Н. Островского, пьесы Ибсена, Чехова, Горького.

Интермедия

Под интермедией понимают небольшую пьесу, которая демонстрируется между актами основной пьесы. Этот жанр начал формироваться еще в XV веке и изначально представлял собой небольшую сценку-фарс, которая входила в состав мистерии, затем школьной драмы, комедии и трагедии. В Англии в большей степени прижилось название интерлюдия. Максимальное распространение интермедия получила в Европе в XVI-XVII веках, в Испании этот жанр стал самостоятельным жанром народного театра. В России этот жанр обрел свою популярность в XVII веке. Интермедия сохранила свои позиции как юмористическая или музыкальная сценка в спектакле.

Комедия

Под комедией понимают драматическое произведение ситуации и действия которого имеют комический подтекст. До времен классицизма комедия являлась полной противоположностью трагедии, у комедии всегда был счастливый конец, чаще всего главными героями комедии были представители низшего сословия. Считалось, что комедия была низшим жанром. В литературе Просвещения это соотношение было нарушено признанием среднего жанра – так называемой мещанской драмы.

Основной задачей комедии является высмеивание безобразного, того что противоречит общественным идеалам и нормам. Комедии могли быть абсолютно на разные темы: политические, социальные, бытовые и так далее. Юмор и смех всегда являлся тем героем, который обличал ненадлежащее поведение персонажей. Существует множество разновидностей комедий:

Считается, что прародителем комедии был древнегреческий поэт Аристофан. В России в жанре комедии работали такие писатели как Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский.

Мелодрама

Мелодрама представляет собой драматический жанр, пьесу в которой присутствует напряженная интрига, резкий контраст между положительным и отрицательным, эмоциональность неестественно усилена, мелодрама имеет морально-поучительное начало. В первые мелодрама как жанр появилась во Франции в конце XVIII века в работах Ж.Д. Монвеля. В свою очередь в России этот жанр приобрел популярность лишь в конце 20-х годов XIX века. В этом жанре работали Н.В. Кукольник, Н.А. Полевой.

Трагедия

Под трагедией понимают драматический жанр, в основе которого лежит трагическая коллизия главных героев, исход произведения всегда трагичен. Отличительными чертами трагедии являются:

Исторически трагедия пришла из древнегреческой трагической традиции. Греческая трагедия появилось благодаря религиозно-культовым обрядам. По своей сути она преставала сценическое разыгрывание некого мифа. Родоначальниками античной трагедии являются Эсхил, Софокл.

По-новому на трагедию посмотрели в эпоху Позднего Возрождения. Мастером трагедии считают Шекспира, он изображал бесконечную действительность с ее глубоким кризисом.

Трагедия классицизма представлена в произведениях таких писателей как П. Корнелий, Ж. Расин. В этих трагедиях соблюден правило трех единств.

В XVIII-XIX веках Шиллер работал над обновлением классической трагедии. Эта трагедия противопоставляется античной трагедии в том, что в ее центре стоит не мир, а индивид с его душой.

Источник

Особенности драматургического произведения: структура, композиция

Содержание:

Композицию драматического действия определяет структура. Все части пьесы взаимозависимы, расположены в определенной последовательности. На базе принципиального строения формируется общая картина. Любой драматический персонаж действует в соответствии с поэтапным развитием ситуации. Выделяют три главных элемента структуры:

Перед началом написания пьесы автор заведомо знает, чем она завершится. Опираясь на итоговый смысл, он постепенно продвигается к финалу, выстраивая четкую композицию.

Структура драматического произведения

Построение драматического произведения – достаточно сложная задача. Пьеса условно состоит из шести частей:

Что относится к драматическим произведениям в литературе

Авторское пояснение в драматическом произведении

Драма – композиция, которая часто содержит авторские пояснения. Их называют ремарками. Инструмент помогает автору пьесы охарактеризовать жестикуляцию, мимические реакции, интонации, психологические ощущения персонажей. Ремарка размещается до основного текста. Она может указывать на время, обстановку, характер события. Пояснения пишутся в скобках. Они помогают читателю:

В большинстве случаев ремарки – служебная часть произведения. Ее задача сделать сюжетные линии ярче, понятнее. Иногда значимость авторских вставок чрезмерно велика. Это превращает их в основу композиции.

Источник

драматическое произведение

3.1.2.3 драматическое произведение: Литературно-художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене и построенное по законам сценического искусства.

Смотреть что такое «драматическое произведение» в других словарях:

драматическое произведение — Литературно художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене и построенное по законам сценического искусства. Примечание Текст драматического произведения включает особые структурные элементы: реплики действующих лиц, ремарки … Справочник технического переводчика

пир во время чумы — драматическое произведение А.С.Пушкина, входящее в цикл маленьких трагедий. перен. разгул чувственных страстей во время всенародного бедствия. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

ПЬЕСА — То же, что пиеса, см. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЬЕСА вообще литературное или музык. произведение; в тесном смысле драматическое произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

КОМЕДИЯ — (греч. komodia, от komos веселый, и ado пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТРАГЕДИЯ — (греч., козлиная песнь). Драматическое произведение, изображающее какое нибудь событие выдающегося характера, обнаруживающееся в борьбе действующих лиц между собой и с разного рода препятствиями и способное вызвать в зрителях чувство ужаса и… … Словарь иностранных слов русского языка

Драма — ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… … Словарь литературных терминов

ГОСТ Р 7.0.3-2006: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 7.0.3 2006: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения оригинал документа: 3.1.5.19 авторский знак: Условное буквенно цифровое обозначение фамилии… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТРАГИКОМЕДИЯ — (от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всеобщему благополучию, весело. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *