Что относится к долговременной памяти

Долговременная память: что представляет собой и как её улучшить

У каждого человека есть смутные или более-менее чёткие воспоминания о детстве, своём подростковом периоде, студенческих годах. Одни из них яркие и осознанные, другие расплывчатые и туманные. Какие-то события безвозвратно уходят в забвение, и даже рассказы родителей или знакомых не способны вернуть их оттуда. За всё это отвечает долговременная память человека (сокращённо обозначается как ДВП).

Благодаря ей он может удерживать и воспроизводить различную информацию, срок давности которой практически не ограничен. Кто-то помнит происходящее с ним, начиная с 2-х лет, другие — только с 6-ти. А есть и такие уникальные личности (как, например, американская актриса и ведущая Мэрилу Хеннер), которые в деталях могут воссоздать картины, начиная с самого своего рождения.

Что это такое

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Долговременная память — это объект изучения нейрофизиологии и психологии.

В нейрофизиологии она изучается как возможность нейронов изменять силу синапса. На ней основывается способность обучения и запоминания информации. Этот механизм наблюдается во всех организмах с центральной нервной системой.

В психологии это высшая психическая функция, позволяющая удерживать, сохранять, накапливать и воспроизводить большое количество знаний и навыков, полученных на протяжении длительного времени.

Иными словами, долговременная память представляет собой склад информации в мозговых структурах, который отличается большим (по мнению многих специалистов, неограниченным) объёмом и длительным сроком хранения. Накопление и использование материала, находящегося там, становится возможным, благодаря прочным, не распадающимся мгновенно (как при кратковременной памяти) нейронным связям, которые обусловлены сложными биохимическими процессами в организме.

Нейрофизиология

В 2011 году в Дюкском университете (частное исследовательское научное учреждение в США, штат Северная Каролина) в медицинском центре было сделано важное открытие. Учёные подробно расписали нейронную цепочку, которая является основой долговременной памяти. Сигнал идёт всего 10 минут, но при этом образуются крепкие соединения, которые не распадаются в течение достаточного длительного периода и могут сохраняться на протяжении всей жизни.

До этого нейробиологи не могли выяснить, как между звеньями данной цепочки устанавливался такой прочный и длительный контакт. Оказалось, что в основе долговременной памяти лежит чистая биохимия: связь между ними обусловлена сигнальными белками, которые, в свою очередь, обеспечивают устойчивый нейронный клеточный каркас из актина. Это глобулярный белок, благодаря которому звенья не провисают и не рвутся.

Данное явление было названо долговременной потенциацией. Её примерная схема включает в себя два этапа.

Этап 1. Первичный

Короткий нервный электрический импульс (новый, не известный ЦНС до этого) → Установление контактов между нейронами → Формирование прочного актинового цитоскелета (электрического столба, по которому идёт импульс) → Ответная реакция (сохранение нужной информации).

С точки зрения биохимии запуск сигнала и установление контактов между нейронами выглядит так:

Мощный поток ионов кальция в синапс → Запуск киназы, которая называется СаМКII (фермент, контролирующий с помощью фосфатов деятельность сигнальных белков) → Активация двух белков, Rho и Cdc42 → Формирование актинового цитоскелета.

Этап 2. Вторичный

Тот же самый короткий нервный электрический импульс (уже известный ЦНС) → Его проведение по тому же актиновому цитоскелету, по которому он уже проходил → Ответная реакция (воспроизведение нужной информации).

Вторая цепочка по скорости гораздо быстрее первой, потому что контакты между нейронами уже установлены ранее, как и актиновый цитоскелет тоже оказывается сформированным. Чем чаще человек вспоминает какое-то событие из прошлого (запускает тот самый импульс), тем быстрее он воспроизводит его, как бы давно оно не произошло, потому что ЦНС уже знает путь, по которому отправляется данный сигнал.

Биохимические основы долговременной памяти стали доступны учёным Дюкского университета, бл агодаря особому лабораторному методу микроскопии. Он позволяет видеть молекулярные трансформации в синапсе при формировании прочного нейронного цитоскелета.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Открытие американских учёных позволило сделать вывод, что в основе долговременной памяти лежат сложные биохимические процессы. Кроме того, было выявлено, что болезнь Альцгеймера, слабоумие, многие неврологические патологии, связанные с неспособностью восстанавливать воспоминания из прошлого, сопровождаются повреждением двух белков Rho и Cdc42, отвечающих за формирование актинового цитоскелета.

До этого открытия существовали две совершенно иные теории ДВП: глиальная (деятельность нейроглии) и иммунохимического механизма (синтез антигенов на синаптических мембранах и антител к ним в глиальных клетках).

Стадии

1. Кодирование

В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.

Пример. Чтобы запомнить номер телефона, вы повторяете его несколько раз. Срабатывает слуховая кодировка в рамках кратковременной памяти. Когда преподаватель в лекции даёт определение сложного научного термина, вряд ли кто-то из студентов сможет через полтора часа занятий точь-в-точь повторить его, хотя суть своими словами передадут. Это смысловая кодировка, работающая на ДВП: главное — уловить основное содержание, а не запоминать детали.

2. Воспроизведение

Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?

Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.

В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.

3. Хранение

Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.

Имплицитная

Бессознательная, скрытая, неосознаваемая долговременная память, позволяющая использовать информацию, полученную из прошлого опыта, который может быть уже забыт человеком. Учёные доказали её право на существование на примере людей с амнезией, полученной вследствие черепно-мозговой травмы, эмоционального шока или контузии. Они забывают всю свою прошлую жизнь, начиная с имени и заканчивая родными и близкими. Однако профессиональные и двигательные навыки у них сохраняются: бухгалтеры по-прежнему могут составить налоговый отчёт, имеющие водительские права ездят на автомобиле, их не нужно заново учить держать ложку, чистить зубы и выполнять другие рутинные повседневные дела. Всё потому, что эта информация сохранилась у них в имплицитной части архива памяти.

Эксплицитная

Сознательная, произвольная, декларативная долговременная память, которая используется, чтобы целенаправленно удержать и сохранить имеющийся опыт. При необходимости человек время от времени извлекает его и озвучивает. Именно благодаря ей люди осваивают иностранные языки, запоминают формулы, даты, правила, инструкции, сдают экзамены и т. д.

Оба вида памяти в различных ситуациях могут вступать друг с другом в конфликт. Когда человек что-то делает, используя имплицитную, нежелательно параллельно обращаться к эксплицитной. Яркий пример: наливая чай или кофе в чашку (бессознательный навык) и попутно задумавшись о чём-то (обращаясь к сознательному), можно перелить кипяток и обжечься. То же самое бывает во время вождения машины: мысленно отвлёкся — нарушил ПДД.

Эксплицитная долговременная память бывает ещё 2 типов.

Это воспоминания конкретного человека из его личного опыта о событиях собственной жизни, которые произошли лично с ним в далёком или не совсем прошлом.

Воспоминания, хранящие опыт человечества. К ним обычно относится всё то, что приходится заучивать в школьные и студенческие годы. Математические формулы, исторические даты и события, правила по русскому языку и прочие теоретические знания.

Характеристики

Основные характеристики долговременной памяти лучше рассмотреть на фоне её сравнения с кратковременной.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что объём долговременной памяти человека предположительно составляет 1 млн Гб информации. До недавнего времени учёные не могли назвать точную цифру и высказывали гипотезу о том, что предел данной характеристики определить невозможно. Однако в век компьютеризации головной мозг стали нередко сравнивать с процессорами. Исследования в этой области и позволили предположить, что хранилище ДВП похоже на жёсткий диск, куда может вместиться тот самый 1 млн Гб. Цифра приблизительная и ещё требующая научных обоснований.

Нарушения

К нарушениям относят и неразвитость долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется повреждениями прежде всего гиппокампа. Если в первой ситуации всё поправимо посредством постоянных тренировок, то во второй прогнозы чаще всего остаются непредсказуемыми.

Причины

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Симптомы

Если нарушения краткосрочной памяти приводят прежде всего к бытовым проблемам (когда не помнишь, что делал 5 минут назад), то последствия повреждений долговременной затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к некачественному выполнению своих обязанностей, в семье — к расстройству личных отношений. Человек оказывается социально дезадаптированным. Даже если ДВП у него просто плохо развита, на фоне остальных учеников (студентов, сотрудников) он не будет успешным, не говоря уже о различных формах амнезии.

Более подробно о том, из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться, читайте в нашей отдельной статье.

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому. При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно.

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

Как развить

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Долговременная память относится к познавательным способностям, а поэтому её всегда можно улучшить. Если тренировать её на протяжении всей жизни, в старости можно избежать провалов и таких болезней, как Альцгеймера, Пика, Паркинсона. Для этого есть множество техник:

Не нужно также забывать, что развитие долговременной памяти во многом зависит от образа жизни, который ведёт человек. Если хотите её улучшить, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Долговременная память определяет качество жизни, успешность человека во многих сферах. Именно поэтому так необходимо поддерживать её на высоком уровне и постоянно улучшать.

Источник

Что такое долговременная память, и как ее улучшить?

Под определением «долгосрочная память» в психологии подразумевается хранение и воспроизведение нужной информации на протяжении длительного времени. В биологии такая память рассматривается, как функционирование нейронов, благодаря которому информация может храниться продолжительное время. С помощью гиппокампа происходит процесс, когда кратковременная память переходит в долгосрочную. Также гиппокамп отвечает за ориентацию в пространстве. Если работа данного отдела нарушена, то человек страдает от постоянного забывания.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти
Разновидности долговременной памяти

Психологи выделяют 2 вида долгосрочной памяти — имплицитная и эксплицитная. Первая отвечает за неосознанное запоминание, вторая — формируется из знаний, полученных человеком ранее.

Развитие долговременной памяти

Нельзя молниеносно натренировать память, так как эта функция обусловлена генетическими моментами. Очень сильно влияет на память образ жизни человека. Однако с помощью специальных упражнений можно более рационально использовать функцию запоминания:

Наилучшим образом новые знания усваиваются, когда изученное применяют на практике. Одним из наиболее популярных способов является представление действия в голове. Подобное упражнение следует применять по отношению к каждому признаку.

Еще одним популярным методом по развитию долговременной памяти является метод Цицерона. В его основе лежит визуальная ассоциация. Так, например, человек может представлять на улице или в квартире определенный предмет. Если вам необходимо купить муку и хлеб, то вы можете представить, как эти продукты лежат на подоконнике или крыше дома.

Развивать долговременную память с помощью упражнений можно и у ребенка. Например, можно предложить ему из нескольких слов составить небольшую историю. Или же можно предоставить чаду набор слов, которые он должен повторить через час. Даже если вспомнить не получается, не стоит относиться к упражнению с пренебрежением, а рекомендуется немного поразмыслить.

В качестве примеров долговременной памяти можно привести умение человека водить автомобиль, открывать дверь или пользоваться плитой на кухне. Чтобы улучшить свою память, необходимо регулярно упражняться. Например, для этого есть когнитивные тренажеры Викиум.

Источник

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.

Содержание

Физиологический механизм памяти

Гипотеза Х. Хидена

Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, т.е. механизм памяти — это изменение структуры РНК.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы (молекула РНК построена из одной полинуклеотидной цепи, две полинуклеотидные цепи образуют молекулу ДНК). Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК.

Исходя из гипотезы Хидена, можно предположить, что глиальные клетки включаются в метаболический цикл кодирования поступающих сигналов путем изменения нуклеотидного состава синтезирующих РНК. Весь набор вероятных перестановок и комбинаций нуклеотидных элементов обеспечивает возможность фиксировать в структуре молекулы РНК огромный объем информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10 —1020 бит, что значительно перекрывает реальный объем человеческой памяти.

Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне (схеме). В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.

Механизм кратковременной памяти

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.

Несмотря на различия гипотез и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.

Механизм долговременной памяти

Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.

Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).

Процессы памяти

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

1) Запоминание (запечатление)

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
На результативность и стратегию запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.

По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
а) преднамеренное (произвольное);
б) непреднамеренное (непроизвольное).

Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
Произвольное запоминание — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.

Механическое запоминание — это многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание — это связывание материала с прошлым опытом.

Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
Сохранение — это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения.

Прочность сохранения предохраняет от забывания.

3) Воспроизведение (вспоминание)

Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах.

По объему воспроизведенной информации разделяется на полное или неполное (частичное) воспроизведение.
По степени активности протекания процесса выделяют произвольное воспроизведение (т.е. целенаправленное; может происходить легко или с затруднениями) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают сами собой, например, ассоциации).
По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченное воспроизведение.
В зависимости от характера целей (намеренность или ненамеренность) выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание).

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Является генетически более ранним проявлением памяти.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее.

Если в процессе воспроизведения возникают трудности, то идет процесс припоминания.
Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Достижение поставленной цели вспомнить что-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем в каком отношении к нему находится то, что ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит.

Ученые выявили особенность этих процессов: объем припоминания меньше, чем объем узнавания.
Качество памяти определяется воспроизведением. Успешность воспроизведения — это умение восстанавливать связи о тексте и в нем.

Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.
Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Забывание может быть частичным или полным.
Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой).
Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Так же забывание может быть временным или длительным.
Забывание зависит от времени. Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания, а потом оно замедляется.

Виды памяти

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Классификация памяти по объекту запоминания:

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Суть в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем со временем эти различия могут углубляться.
Используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

2) Эмоциональная память

Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызванных в прошлом отрицательным переживанием. Поэтому эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

3) Двигательная (моторная) память

Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и письма. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает к первому месяцу жизни.

4) Словесно — логическая память

Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической. Главная роль отводится второй сигнальной системе, поэтому этот вид памяти специфически человеческий, в отличии от других видов.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Одной из основных характеристик словесно — логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Классификация памяти по степени волевой регуляции:

1) Непроизвольная память

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

2) Произвольная память

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.
Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная (иконическая, сенсорная) память

Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

2) Кратковременная память

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что — либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

3) Оперативная память

Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней). Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

4) Долговременная память

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.
Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется с помощью волевых усилий. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет кратковременная память. Достигается путем повторения.
Объем долговременной памяти принято считать бесконечным.

5) Генетическая память

Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.
Генетическая памятьстала выделяться исследователями сравнительно недавно. Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

Классификация памяти по степени осознаваемости:

1) Эксплицитная (осознаваемая) память

Эксплицитная память — это память с осознанием предмета запоминания.
Она проявляется уже на втором году жизни. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

2) Имплицитная (бессознательная) память

Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно импицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается.

Имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакомости. Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Например, Левики предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

Эффекты и феномены памяти

1) Специально выделяется феномен реминисценции — это отсроченное непроизвольное воспроизведение. Реминисценция означает, что воспроизведение заученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (плохо осмысленное через время становится осознанным).
Реминисценция зависит от качества предварительного обучения. Чаще всего она возникает при запоминании большого по объему количества материала. Опыты показали, что данное явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.

2) Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название «эффект первичности и недавности».

3) Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основательница советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффект Зейгарника.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Эффект Зейгарника подразумевает, что лучше запоминается незавершенный гештальт — прерванное действие.
Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингауз открыл кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Чтобы провести эксперимент, он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 минут, 1 час, 7–9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.
В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается и через месяц.

Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

Нарушения памяти

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

1. В основе нарушений памяти могут лежать самые разные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относятся к ряду амнезий.

Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.

Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Это называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, прошлой жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня.

Расстройства памяти бывают не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Это явление называется прогрессирующей амнезией.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик и психиатр, однажды заметил очень интересное явление, которое назвал амнезией детства.
Амнезия детства — это феномен психики, который состоит в том, что взрослый человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он полагал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но это не объясняет то, что происходит полное забывание первых лет жизни, а не частичное (связанное с сексуальными или агрессивными ощущениями). При этом, если воспоминание очень яркое, эмоционально окрашенное, то оно может сохранится в памяти до более позднего периода жизни.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Более вероятной причиной данного процесса является огромное различие между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (он – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания не приукрашивая их, не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

2. Гипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Дефицит памяти в таком случае распространяется преимущественно на текущие события в настоящем, а также на информацию справочного характера (даты, имена, лица и тд.). Так, например, на первой стадии гипомнезии пациенту при прочтении книги необходимо постоянно возвращаться на предыдущую страницу, чтобы восстанавливать в памяти ход повествования. В дальнейшем больной испытывает сложности при вспоминании событий и данных из прошлого опыта.

Чаще всего гипомнезия возникает в результате органического поражения мозга различного характера – при травмах, сосудистой патологии, а также при острой или хронической интоксикации. Кроме того, гипомнезия может наблюдаться и у здоровых людей как следствие переутомления или сильных переживаний.

3. Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Как правило, носит врожденный характер. Гипермнезия заключается в особенности запоминать информацию в большем (чем в норме) объеме и на более длительный срок. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.

4. Парамнезия — этоложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить те или иные события из прошлой жизни. Могут появляться ложные предположения, которые фиксируются вместо истинных событий.

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов памяти.
Таким образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной памяти.
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальт-теория памяти

Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта.

Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Мнемотехники

Мнемотехники — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Что относится к долговременной памяти. Смотреть фото Что относится к долговременной памяти. Смотреть картинку Что относится к долговременной памяти. Картинка про Что относится к долговременной памяти. Фото Что относится к долговременной памяти

Приемы и методы запоминания:

1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Ассоциации — метод, подразумевающий нахождение ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
3. Рифмы — создание рифм или небольших стихотворений, в которые включен материал для запоминания.
4. Созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью уже знакомых созвучных слов.
5. Метод римской комнаты — это присвоение объектам, которые мы хотим запомнить, отдельные места в хорошо знакомой нам комнате.

Если вы интересуетесь развитием памяти, изучением иностранных языков, то я вам советую просмотреть данное видео. В этом ролике вам расскажут, как применять метод римской комнаты на практике. Если видео оказалось полезным, то смело подписывайтесь на этот канал и развивайте память!

Качество запоминания зависит от многих факторов:

1. отношения личности к деятельности, которая связана с запоминанием;
2. эмоционального настроя;
3. степени активности умственной работы;
4. установки;
5. степени завершенности деятельности;
6. распределения информации для запоминания;
7. повторения в определенные промежутки времени;
8. сочетания повторения и воспроизведения и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *