Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Спирометрия и спирометрия с функциональными пробами

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Исследование функции внешнего дыхания (ФВД, спирометрия) используется для определения легочных объемов и скоростей воздушного потока в легких.

Исследование проводится на аппарате для исследования ФВД «MasterScreen» производства Jaeger/CareFusion (Германия).

Полученные спирометрические данные помогают врачу функциональной диагностики определить: есть ли обструктивные нарушения дыхания и их степень тяжести.

Дополнительно к этому методу диагностики, только по назначениям врача, проводятся функциональные пробы:

Лекарственный препарат (сальбутамол или беродуал) оказывает бронхорасширяющее действие у детей с выявленной или скрытой обструкцией. Физическая нагрузка может способствовать сужению бронхов. Вышеперечисленные пробы оценивают изменения спирометрических показателей, по сравнению с исходными данными.

Противопоказания:

Подготовка к исследованию:

Проведение исследования

Исследование проводится в положении пациента сидя. Ребёнок герметично губами обхватывает мундштук (загубник), а нос пациента закрывается специальным мягким зажимом (для достижения дыхания только через рот). Обследуемый дышит некоторое время спокойно, затем делает максимальный вдох и резкий, продолжительный, полный выдох.

Время выполнения: зависит от желания и умения ребенка сотрудничать с медицинским персоналом. В среднем, исследование занимает 5-7 минут. При проведении пробы с бронхолитиком время выполнения исследования увеличивается до 30-40 минут, так как после применения лекарства нужно будет выждать 20 минут и провести повторное измерение. Результат выдаётся в день обследования.

Примечание: для проведения ФВД с бронхолитиком необходимо назначение врача с указанием названия препарата!

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

ФВД методом IOS для пациентов, которые не могут в силу разных причин сделать эффективный форсированный выдох.

Все подробности об исследовании можно уточнить по телефону:
+7 (499) 134-06-68

Источник

Функциональные лёгочные тесты

Что такое СПИРОМЕТРИЯ?

Спирометрия – метод диагностики, позволяющий оценить дыхательные объемы, необходимые для поддержания газообменной функции.

По результатам спирометрии есть возможность выявить обструкцию, патологические изменения жизненной ёмкости легких, определить масштаб поражения, скорость прогрессирования заболевания и эффективность проводимого лечения.

Метод компьютерной спирометрии применим для всех возрастных категорий. При этом показатели условной нормы зависят от пола, роста, возраста, веса, расы и болезненного состояния.

Кому необходима СПИРОМЕТРИЯ?

СПИРОМЕТРИЯ необходима всем пациентам, у которых есть:

1) жалобы на одышку, кашель, стеснение в грудной клетке, свистящее дыхание;

2) признаки обструкции дыхательных путей, установленные при других обследованиях органов дыхания (пульсоксиметрия, осмотр врачом, накопление углекислоты, рентгенологические данные);

3) необходимость проведения оперативного вмешательства или эндоскопических диагностических процедур (правильная оценка пред- и после- операционных рисков);

4) регулярная лекарственная терапия хронического заболевания лёгких (ХОБЛ, астма, бронхит) для контроля болезни и эффективности коррекции;

5) стаж табакокурения более 5 лет (обязательное при наличии утреннего кашля).

СПИРОМЕТРИЯ в нашей клинике

Компьютерная спирометрия приминима ко всем возрастным группам. Нашим приоритетом являются взрослые пациенты (старше 18 лет). Особенностью нашей клиники является то, что в своей работе мы руководствуемся современными стандартами оценки, клинической интерпритации полученных результатов. Именно поэтому, нами используется оборудование компании Medical Graphics (США) серии «Ultima», которое предлагает врачу максимальную гибкость протоколов исследования и оптимальный набор инструментов.

Тщательность исполнения, правильность оценки и уникальная клиническая интерпретация позволяют нам на самых ранних стадиях заболевания предложить Вам индивидуальное медицинкое решение Вашей проблеммы.

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Спирометрия (ФВД) с бронхолитиком

Что такое ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ?

Бодиплетизмография — метод исследования остаточных лёгочных объёмов в ходе совершения пациентом механических колебаний грудной клетки во время дыхательного цикла.

Метод базируется на использовании закона Бойля Мариотта, который описывает сохранение газом энергии или постоянство соотношения давления (Р) и объема (V) газа в случае неизменной (постоянной) температуры: P1V1 = P2V2, где Р1 — начальное давление газа; V1 — начальный объем газа; Р2 — давление после изменения объема газа; V2 — объем после изменения давления газа.

Кому необходима ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ?

ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ необходима для измерения остаточных лёгочных объёмов:

1) определение рестриктивных (сжатие лёгкого) или смешанных обструктивно-рестриктивных нарушений легочной вентиляции (при интерстициальных поражениях лёгких);

2) определение степени гиперинфляции (вздутия лёгкого) у больных с эмфиземой;

3) необходимость проведения оперативного вмешательства или эндоскопических диагностических процедур (правильная оценка пред- и после- операционных рисков);

4) регулярная лекарственная терапия хронического заболевания лёгких (ХОБЛ, астма, бронхит) для контроля болезни и эффективности коррекции.

ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ в нашей клинике

Бодиплетизмография позволяет определять все объёмы и ёмкости легких, которые невозможно определить спирографией: остаточный объём легких (ООЛ); функциональная остаточная ёмкость (ФОЕ); общая ёмкость легких (ОЕЛ), представляющую собой сумму ЖЕЛ и ООЛ. Этим же методом возможно определить общее и специфическое бронхиальное сопротивление, необходимые для характеристики бронхиальной обструкции.

Для проведения углублённого изучения структуры статических лёгочных объёмов, измерения сопротивления дыхательных путей нами используются бодиплетизмографы серии «Elite» (Medical Graphics, США), позволяющие выполнить все указанные диагностические процедуры в течении 15-20 минут.

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Бодиплетизмография с диффузионным тестом

Что такое ДИФФУЗИОННЫЙ ТЕСТ (DLCO-тест)?

Диффузионный тест (DLCO- тест) проводится для оценки состояния альвеоло-капиллярной мембраны и непосредственно процесса прохождения газа (диффузия) через альвеолы в кровь. Другими словами DLCO-тест позволяет судить насколько легкие справляются со своей основной функцией переноса кислорода из атмосферного воздуха в кровь (газообмен). Способность легких транспортировать газ через альвеолярно-капиллярный барьер определяется их структурными и функциональными свойствами. Диффузионная способность легких оценивается по диффузии угарного газа — СО методом одиночного вдоха (DLCO).

Кому необходим DLCO-тест?

DLCO-тест необходим для:

1) диагностики и динамического наблюдения за паренхиматозными (интерстициальными) лёгочными заболеваниями;

2) диагностики и динамического наблюдения за эмфиземой лёгких различного генеза, а также дифференциальной диагностики эмфиземы при ХОБЛ и БА;

3) оценки тяжести сосудистых заболеваний малого круга кровообращения (первичная легочная гипертензия, острые и повторные тромбоэмболии, отек легких, застой в малом круге);

4) оценки поражения легких при системных заболеваниях и гемморагиях (кровотечениях);

5) выявления нежелательных эффектов лекарственных препаратов, в т.ч. химиотерапии, которые могут вызывать нарушения диффузии

DLCO-тест в нашей клинике

Измерение DLCO необходимо для подтверждения или исключения любого из патологических процессов, влияющих на перенос газа из альвеолярного воздуха в кровь. При некоторых заболеваниях легочной паренхимы, особенно профессионального генеза, изменение диффузионной способности легких может быть единственным функциональным нарушением, выявляемым у больного.

В нашей клинике мы используем бодиплетизмографы серии «Elite» (Medical Graphics, США) с дополнительной возможностью измерения DLCO (модели Elite DL и Elite DX). Указанная процедура выполняется в течении 15 минут.

Другой возможностью для нашей клиники является проведение DLCO-теста компьютерным диагностический комплеком EasyOnePro (NDD, или «New diagnostic designs», Швейцария) с использование датчиков с ультразвуковой технологией NDD «True Flow™».

Источник

Мировой опыт тестирования физической подготовленности детей и подростков.

Физическая подготовленность общепризнанно считается одним из показателей, отражающих качество физического здоровья и уровень двигательной активности подрастающего поколения. В настоящее время отмечается снижение физической подготовленности по скоростным способностям и скоростной выносливости учащихся. Уровень двигательных возможностей современных школьников достигает лишь 60 % от результатов их ровесников 80–90-х годов [1]. Совершенствование системы физического воспитания и сохранение здоровья учащихся возможно при осуществлении мониторинга показателей физической подготовленности. Реализация систематического наблюдения (контроля) за результатами физической подготовки школьников обеспечивает: выявление лиц с низким, средним и высоким уровнем физических качеств; коррекцию физических качеств у ослабленных учащихся; формирование ценностных ориентиров на физическое развитие личности,

Международный тест физической подго­товленности (jcspft)

Тест позволяет оценить физическую подго­товленность детей и молодежи от 6 до 32 лет, а также сравнить физическую подготовлен­ность детей, подростков и молодежи разных стран и континентов. Включает 8 испытаний (прил. 1-6):

2. Прыжок в длину с места.

3 (а). Бег на 600 м (для детей до 11 лет).

3 (б). Бег на 800 м (для испытуемых жен­ского пола с 12 лет и старше).

3 (в). Бег на дистанцию 1000 м (для мальчи­ков с 12 лет и старше).

5 (а). Вис на согнутых руках (для девочек, девушек и женщин всех возрастов и мальчи­ков до 11 лет).

5 (б). Подтягивание в висе на перекладине (для мальчиков с 12 лет и старше).

Челночный бег 4×10 м.

Упражнение «лечь-сесть» в течение 30 с.

Наклон туловища вперед из положения стоя.

Тест рекомендуют проводить в течение двух дней. В первый день выполняют ис­пытания 1, 2 и 3; во второй – 4–8. Все пробы можно осуществлять и в один день, но в этом случае тест 3 следует делать последним.

. Европейский тест физической подготов­ленности (Еврофит, 1988) Тестируемые качества приведены в таблице 45.

Европейский тест физической подготовленности

Вис на согнутых руках

Челночный бег 10×5 м

Быстрота движений рук

Касания кружков (теппинг-тест)

Наклон вперед в положении сед

Равновесие всего тела

Удержание равновесия на одной ноге

Антропометрические (телесные) измерения

Длина тела (см), масса тела (кг), толщина подкожного жира (на уровне двуглавой и трехглавой мышц, на поясе, под лопаткой, сбоку туловища и на голени)

Возраст (лет, месяцев)

Оборудование: стол с регулируемой высотой; 2 резиновых кружка (диаметром 20 см каждый), прикрепленных к столу; пластиночка размером 10×20 см (размер между кружками), секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед столом на небольшом расстоянии (80 см от середины кружков). Ладонь менее ловкой руки кладет на пластинку. Ладонь более ловкой руки опускает накрест на лежащую менее ловкую руку. По сигналу испытуемый должен как можно быстрее, поочередно, касаться (дотрагиваться) одного и другого кружка более ловкой рукой. Каждого кружка он должен коснуться 25 раз, в сумме – 50.

Результат – время, которое испытуемый затратит, касаясь каждого кружка 25 раз (с точностью до 0,1 с). При этом показанное время, например, 10,2 с дают результат 102 балла. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Челночный бег 10×5 м.

Оборудование: секундомер, измерительная лента, мел, 4 резиновых конуса на расстоянии 120 см друг от друга, установленные по два на каждой из ограничительных линий, удаленных одна от другой на 500 см.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде «Марш!» бежит как можно быстрее от одной до другой линии, переходя их стопами, и так 10 раз.

Результат – время выполнения задания с точностью до 0,1 с. Время это, однако, должно быть умножено на 10. Например, 24,5 с дают результат 245 баллов.

Программа тестов физической подготов­ленности детей и подростков, принятая в странах снг

(НИИ физио­логии детей и подростков АПН СССР, 1975)

Сила кисти. Динамометрию сильнейшей кисти проводят ручным динамометром; для учащихся I – III классов с тарировкой на 30 кг, для остальных – на 90 кг. Тест выполня­ют в основной стойке, прямая рука в сторо­ну на уровне плеча.

Бег 30 м. (для I – III классов) или 60 (для IV – X классов). Проводят по прави­лам легкой атлетики.

Результат – секундомером до 0,1 с.

Прыжок в длину с места. Выполняют на размеченной резиновой дорожке или пло­щадке. И.п. – полуприсед, ступни параллель­ но, руки назад. Подряд выполняют 3 попыт­ки. Лучший результат вносят в протокол.

Метание набивного мяча массой 1 кг. Выполняют из положения сидя на гимнас­тическом мате, ноги врозь, спина вертикаль­но, расположена в той плоскости, от которой производится измерение. Бросок производят двумя руками из-за головы. Из трех попы­ток, выполненных одна за другой, учитывается лучший результат.

5. Умение плавать. Учитывают длину дистанции (м), которую может проплыть уче­ник.

6. Наличие значка «Готов к труду и обороне».

7. Занятия в спортивной секции (вид спорта и продолжительность занятий).

8. Спортивный разряд (взрослый или детский).

Результаты выполнения каждого упражне­ния, ответы на вопросы 6-го, 7-го и 8-го пунк­тов заносят в индивидуальные карты. Данные медицинского осмотра пе­реносят из индивидуальных медицинских карт. На основании обобщения индивидуальных данных заполняют сводный протокол. Данные обобщают по возрастам, а не по классам обучения. Учитывают резуль­таты только основной медицинской группы и только тех детей, которые прожили в данной местности не менее пяти лет. В графе «Количест­во» проставляется общее количество обследо­ванных детей данного возраста, в графах «Умение плавать», «Спортивный разряд» – количество умеющих плавать, имеющих спор­тивные разряды, а также процент таких школьников к общему количеству обследован­ных данного возраста.

. Программа тестов физической подготов­ленности, принятая в Англии

Тест включает следующие испытания:

3. Подтягивание на перекладине (лица мужского пола).

Вис на согнутых руках (лица женского пола).

Сгибание и разгибание рук.

Сед из положения лежа.

Наклон вперед в седе.

Прыжок в длину с места.

10. Челночный бег 4×30 стоп (стопа = 30,48 см).

Время отдыха после бега на 600 м – 30 мин, после бега на 12 мин – 24 ч, после челночного – 10 мин, между остальными пробами – 2 мин.

Сгибание и разгибание рук.

Оборудование: стул высотой 35-43 см.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает и.п. – упор лежа, кисти на краях стула. Учитель придерживает стул. По сигна­лу испытуемый сгибает руки, касаясь каж­дый раз края стула грудью, затем выпрямля­ет руки.

Результат – максимальное число сгиба­ний и выпрямлений рук. Если испытуемый выполняет пробу более 99 раз, тест прекраща­ют и ему засчитывают величину 99.

Оборудование: секундомер, мат.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает и.п. – сед, поднимает ноги, пере­катывается на спину, касается ногами пола, возвращается в и.п., цикл закончен.

Результат – число циклов за 1 мин.

Сед из положения лежа.

Оборудование: секундомер, мат.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на мат, ноги сгибает в коленных сус­тавах под углом 90°, стопы располагает на ширине 30 см друг от друга, руки за головой, пальцы переплетены. Партнер удерживает испытуемого за стопы. По сигналу испытуе­мый переходит в положение седа, касается локтями колена (левым локтем правого коле­на, затем наоборот). Время пробы не лимити­ровано.

Результат – количество касаний (макси­мальный результат – 99 раз).

Программы тестов физической подготов­ленности, принятая в Соединенных Штатах Америки

Тест Американского союза здоровья, физического воспитания и отдыха состо­ит из семи упражнений. Тестирование осущес­твляют в течение двух уроков физкультуры. На первом уроке выполняют следующие упражнения: подтягивание, поднимание ту­ловища из положения лежа на спине, пры­жок в длину с места и челночный бег; на вто­ром – бег на 50 ярдов, метание набивного мяча, бег (ходьба) на 600 ярдов. Оценку ре­зультатов тестирования осуществляют по двум специально разработанным шкалам, одна из которых основана на возрастных раз­личиях, другая, помимо этого, учитывает также длину и массу тела испытуемых.

Тест по оценке уровня физической под­готовленности молодежи (Президентский совет по физической подготовленности, 1961) (табл.46) состоит из трех упражнений, результат вы­полнения которых свидетельствует об уровне развития силы (подтягивание и поднимание туловища из положения лежа на спине) и лов­кости. Результаты тестирования оценивают по специальной шкале.

Нормативы теста по оценке уровня физической подготовленности молодежи

1. Метание баскетбольного мяча.

3. Отжимания (упрощенные варианты).

4. Прыжок в длину с места.

5. Упор присев – упор лежа.

6. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

7. Подтягивание на перекладине (упрощен­ные варианты).

8. Упор присев – упор лежа – количество за 30 с.

Тест ППБ (прыжки, подтягивания, бег). Упражнения выполняют в следующем по­рядке:

Калифорнийский тест по оценке физи­ческой подготовленности (Отдел народного образования штата Калифорния) приме­няется к учащимся обоего пола в возрасте 10 – 18 лет. Он включает: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, колени согнуты (число за 1 мин), приставные шаги (за 10 с), отжимание от скамьи, подтягивание (для слабоподготов­ленных девочек заменяется висом на согну­тых руках), бег-ходьба (число пройденных 100-ярдовых отрезков за 6 мин).

Тест по оценке двигательной подготов­ленности юношей – учащихся старших классов и колледжей (Отдел народного обра­зования штата Индиана). При помощи теста определяют четыре показателя двигатель­ной подготовленности:

1. (Число подтягиваний + число отжима­ний) х результат прыжка в высоту.

2. (Число подтягиваний + число отжима­ний) х результат прыжка в длину с места.

3. (Число подтягиваний из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч + число отжиманий) х результат прыжка в высоту.

4. (Число подтягиваний из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч + число отжиманий) х результат прыжка в длину с места.

Программа тестов, характеризующих физическую подготовленность американских детей и подростков от 6 до 17 лет (Президен­тский совет по физической подготовленности и спорту, 1987). Основная цель – подготовить детей к ус­пешному выполнению пяти упражнений, ха­рактеризующих уровень физической подготов­ленности, и завоеванию Президентской награ­ды за лучшую физическую подготовленность.

1. Бег на 1 милю (1609 м) проводят на стадионе или ровной местности, на грунтовой дорожке. Если условия не позволяют, то мож­но бежать по шоссе с асфальтовым покрыти­ем. Время засекают с точностью до 1 с. Пе­ред забегом необходимы разминка и инструк­таж по правилам бега на данную дистанцию. Участников забега предупреждают, что при необходимости они могут перейти на шаг. Особенно тщательно инструктируют учащихся младшего возраста, а при необходи­мости корректируют скорость их бега. Все участники до тестирования должны хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время. Тест предназначен для определения выносли­вости в беге на средние дистанции.

2. Челночный бег 4×30 футов. На полу про­водят две параллельные линии на расстоя­нии 914 см друг от друга (можно использовать разметку волейбольной площадки). Для прове­дения челночного бега необходимо иметь 2 брус­ка размером 5x5x10 см.

По команде «Марш!» участник пробегает отрезок до линии 2, берет брусок, поворачива­ется кругом, бежит к линии 1, кладет брусок на пол за линию. Бегом возвращается за вто­рым бруском, берет его, бежит обратно и кла­дет его рядом с первым. Время засекают с точностью до 0,1 с в момент касания вторым бруском пола. Бросать бруски через линию запрещается.

Тест позволяет оценить стартовую скорость и, в известной мере, ловкость, связанную с из­менением направления движения.

В школьной практике есть и другие варианты челночного бега, например, бег 3×10 м без переноса брусков.

3. Подтягивание в висе на перекладине. Условия выполнения данного теста известны. Тест позволяет оценить относительную силу мышц рук и плечевого пояса.

Вис на согнутых руках девочки выполняют на перекладине высотой 120 – 200 см. Хват сверху. Вис на максимально согнутых руках, подбородок выше перекладины. Исходное положение принимают с помощью табуретки (стула, скамейки). Время засекают с точ­ностью до 0,1 с с момента отодвигания под­ставки до касания подбородком перекладины.

Нормативные требования для американс­ких школьниц – в пределах от 13 с для дево­чек 6 лет, до 24 с – для девушек 17 лет.

4. Сгибание туловища из положения лежа на спине.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в ко­ленях под углом 90°, руки скрестно на груди (пальцы рук касаются лопаток). Партнер при­жимает ступни ног испытуемого к полу. По команде «Марш!» тестируемый должен энер­гично согнуться до касания локтями бедер и обратным движением вернуться в и.п. Засчитывают количество сгибаний за 1 мин. Уп­ражнение выполняют на гимнастическом мате. Назначение данного теста – измерение силовой выносливости мышц-сгибателей ту­ловища. Наклоны вперед с прямыми ногами из положения сидя. Испытуемый (без обуви) садится, опи­раясь ступнями ног о положенную набок гимнастическую скамью (расстояние между пятками 20–30 см, ступни вертикально, руки вперед, ладони вниз). Парт­нер прижимает колени испытуемого к полу, не позволяя ему сгибать ноги во время наклонов. Выполняют три медленных наклона (ладо­ни скользят по размеченной доске). Результат (лучший) засчитывают по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см.

Назначение теста – измерение активной гибкости позвоночника и тазобедренных сус­тавов.

Нормативные требования для американс­ких школьников находятся в пределах от + 6. +7 см для мальчиков 6 лет, до +14. +16 см – для юношей 17 лет. Для девочек, соот­ветственно, от +11. +12 см до +18. +20 см.

Все тесты выполняют в один день после 10 – 15 мин разминки в следующей последо­вательности: челночный бег; подтягивание (мальчики), вис на согнутых руках (девочки); сгибание туловища из положения лежа на спине; наклон вперед с прямыми ногами; бег на 1 милю (табл. 47-49).

Программа тестов, характеризующих физическую подготовленность американских детей и подростков от 6 до 17 лет

Нормативные требования для американских школьников, мин, с

Нормативные требования для американских школьников по челночному бегу 4×30 футов*

Нормативные требования для американских школьников в сгибании туловища

Результаты тестирования учащихся_________класса

________школы г.Москвы «____» сентября 20 г.

Тест: бег на 1 милю (1609 м)

Занимается 2 года фигурным катанием

. Программа тестов физической подготов­ленности, принятая в Канаде

1. Степ-тест (аэробная выносливость).

2. Наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).

3. Отжимание в упоре лежа (выносливость мышц верхнего плечевого пояса); девочки выполняют тест с опорой на согнутые колени.

4. Поднимание туловища из положения лежа (выносливость мышц брюшного пресса);

5. Кистевая динамометрия (сила кисти).

Программа тестов физической подготов­ленности детей и подростков, принятая в Японии (табл. 50,51) Для детей 6–9 лет:

1. Прыжок в длину с двух ног с места.

3. Метание мяча одной рукой.

4. Перепрыгивание через планку и пролезание под ней.

Метание мяча одной рукой.

Оборудование: мяч (масса 136 – 146 г, ок­ружность 26,2 – 27,2 см), круг (диаметр 2 м) в месте метания.

Процедура тестирования. Метание мяча одной рукой с места из круга произвольным способом на дальность. Угол вылета мяча – не более 45°.

Результат – расстояние (в м).

Перепрыгивание через планку и пролезание под ней.

Оборудование: стойки как для прыжка в высоту, планку (длина 2 м) устанавливают на высоте 35 см, линия старта и одновремен­но финиша удалена от подвешенной планки на расстоянии 1 м.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит лицом к планке в 50 см от одной стой­ки. По команде «Старт!» он движется в на­правлении планки, перепрыгивает ее с одной ноги, бежит далее кратчайшим путем вправо к другой стойке, пролезает под ней свободным способом, бежит вправо и выполняет очеред­ной прыжок через планку, после второго под-лезания под планкой бежит прямо к линии финиша.

Результат – время выполнения теста с точностью до 0,5 с.

Оборудование: дистанция 20 м; в 5 м от линии старта, а далее через 3 м размещаются парами мячи на расстоянии 1 м друг от друга (всего 12 мячей).

Процедура тестирования. Испытуемый располагается на линии старта между мяча­ми. По команде «Старт!» он бежит с внешней правой стороны до первой пары мячей (на 5 м), затем влево по внешней стороне другой пары мячей, затем с правой. Последнюю пару мячей, установленных на расстоянии 3 м от конца 20-метрового отрезка, обегает слева и заканчивает бег между мячами на линии старта.

Результат – время теста с точностью до 0,5 с.

Для детей и молодежи 10–17 лет:

1. Комбинация шагов по кругу.

2. Прыжок вверх у стены.

3. Становая динамометрия.

4. Наклон туловища назад из положения лежа.

Прыжок вверх у стены.

Оборудование: разметка на стене (в см) от пола, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый отмечает мелом концы пальцев более коорди­нированной руки. Встает этим боком к стене на расстоянии около 15 см. Выполняет присед и с махом рук назад выпрыгивает вверх, ка­саясь пальцами руки размеченной стены, как можно выше.

Результат – разность (в см) между отмет­ками до и после прыжка.

Наклон туловища назад из положения лежа.

Оборудование: измерительная лента.

Процедура тестирования. Испытуемый лежит на животе, руки выпрямлены, пальцы переплетены с обратной стороны кистей. Он пытается поднять туловище как можно выше над полом. Партнер придерживает испытуе­мого за стопы ног.

Результат – расстояние (в см) от пола до высоко поднятого подбородка (в горизонталь­ной плоскости) при поднятом туловище.

Оборудование: скамейка (табуретка, сту­пенька) высотой 40 см (для мальчиков) и 35 (для девочек), секундомер, метроном.

Процедура тестирования. Испытуемый встает на ступеньку в темпе 30 раз в мин поо­чередно левой и правой ногой в течение 3 мин. Затем отдыхает в сидячем положении, а эк­спериментатор измеряет его ЧСС через 30 с, на 1-й, 2-й и 3-й мин отдыха.

Результат определяется по формуле:

Средние результаты тестов физической подготовленности детей 6 — 9 лет на фоне их физического развития

Средние показатели физической подготовленности детей и молодежи от 10 до 17 лет на фоне их физического развития

7.7.8. Тест для оценки физической подготов­ленности, принятый в Сингапуре (1991) (табл. 52,53)

Тест включает 6 заданий:

1. Седы из положения лежа на спине (1 мин).

2. Прыжок в длину с места.

3. Наклон вперед из положения сед.

4. Подтягивание в висе – мальчики (1/2 мин). Вис на согнутых руках – девочки.

5. Челночный бег 4×10 м.

Тест рекомендуют проводить в течение од­ного дня в указанной последовательности. Вре­мя отдыха между пробами 1 – 5 – 2 – 5 мин, а перед пробой 6 – 15 – 30 мин.

Нормы физической подготовленности мальчиков 12,15,17 лет

Нормы физической подготовленности девочек 12,15,17 лет

Авторские программы тестирования физической подготовленности Батарея тестов для оценки физической подготовленности детей школьного возраста (в.И. Лях, г.Б. Мейксон, 1991–1993) (табл 54-56):

Бег 30 м с высокого старта, с.

Челночный бег 3×10 м, с.

Прыжок в длину с места, см.

Наклон вперед из положения стоя, см.

Подтягивание на высокой перекладине из виса (количество раз, мальчики); на низкой перекладине из виса лежа (количество раз, девочки).

Уровень физической подготовленности учащихся 7 — 10 лет

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед из положения сидя, см

Подтягивание на высокой перекладине из виса, колич. раз

(мальчики); на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз (девочки)

Уровень физической подготовленности учащихся 11 — 15 лет

Наклон вперед из положения сидя, см

Подтягивание на высокой перекладине из виса, колич. раз

(мальчики); на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз (девочки)

Уровень физической подготовленности учащихся 16 — 17 лет

Наклон вперед из положения сидя, см

Подтягивание на высокой перекладине из виса, колич. раз

(мальчики); на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз (девочки)

Программа тестирования физической подготовленности детей от 6 до 10 лет (А.М. Шлемин с соавт., 1992) (табл. 57):

Подтягивание из виса сидя.

Подтягивание в висе (для оценки сило­вых способностей).

Наклон вперед (для оценки гибкости).

4. Бег 30 м с ходу (скоростные способ­ности).

Метание набивного мяча.

Прыжок в длину с места (для оценки скоростно-силовых способностей).

Прыжок в длину с места на количество подскоков с минимальным увеличением дли­ны (координационные способности – способ­ность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений).

Приседание с увеличением темпа (коор­динационные способности – способность к дифференцированию временных параметров движений).

Бег 1000 м (аэробная выносливость).

Уровни развития физических способностей детей 6 лет

Батарея тестов для измерения кондиционных и координационных способностей детей от 7 до 11 лет (К. Бес, Р. Вольманн, 1987):

Бросок мяча между ногами в стену и его ловля.

Бег с преодолением пре­пятствий.

Толчок набивного мяча массой 1 кг.

Тест применяется с целью определения уровня развития общих спортивно-двигатель­ных способностей ребенка в настоящий мо­мент и для прослеживания за их изменением в процессе его роста, развития и тренировки.

Тест физической подготовленности – MOPER (И. Бовендирдт с соавт., 1983) (табл. 58, 59):

Вис на согнутых руках.

Челночный бег 10×5 м.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Наклон вперед в положении седа.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Оборудование: секундомер. Процедура тестирования. Испытуемый ле­жит на спине, ноги выпрямлены, пальцы рук переплетены за головой. Партнер удерживает его за локти. В этой позиции испытуемый под­нимает прямые ноги до вертикальной «отметки», касаясь ее коленями, и так 10 раз.

Результат – время 10-кратного поднимания и опускания прямых ног с точностью до ОД с. В нормативах этот показатель увеличен в 10 раз.

Нормы физической подготовленности мальчиков 12,15 лет

Вис на согнутых руках, с

Челночный бег 10х5 м, с

Поднимание прямых ног лежа на спине 10 раз, с

Наклон впе­ред в седе, см

Растягива- ние дина­мометра, кг

Выпрыгива­ние вверх, см

* Примечание: верхние цифры — нормативы мальчиков 12 лет, нижние — 15 лет.

Нормы физической подготовленности девочек 12,15 лет

Вис на согнутых руках, с

Челночный бег 10х5 м, с

Поднимание прямых ног лежа на спине 10 раз, с

Наклон впе­ред в седе, см

Растягива- ние дина­мометра, кг

Выпрыгива­ние вверх, см

* Примечание: обозначения те же, что и в таблице 21.

Тест физической подготовленности (Д. Мыдларски, 1934):

Бег на 60 м с низкого старта.

Прыжок в высо­ту с разбега.

Метание мяча (80 г) левой и правой рукой (сумма результатов).

Батарея адресована детям и молодежи от 10 до 19 лет. Построена на современных основах математической статистики, с учетом возрас­та, пола и соматического развития.

Тест физической подготовленности (Л. Денисюк, 1969):

Спринтерский бег (30 м – для детей I – III классов, 40 м – для IV – V классов, 60 м – с VI класса) – для оценки скоростных способ­ностей.

Бег на 20 м с кувырком на мате и обеганием стоек, установленных на расстоянии 5м – для оценки ловкости.

3. Метание набивного мяча из-за головы вперед – для оценки силы.

Выпрыгивание вверх или прыжок в дли­ну с места – для оценки скоростно-силовых способностей (взрывной силы).

Приседания с выпрямлением ног (число повторений за 1 мин – для мальчиков и за 30 с – для девочек) или бег на 300 м – для оценки выносливости.

Тест физической подготовленности (З. Хромински, 1985) (табл. 60,61):

1. Спринтерский бег (40 м с высокого старта для детей 7 – 9 лет и 60 м с низкого стар­та для детей с 10 лет).

2. Метание набивного мяча двумя руками из-за головы назад (масса мяча 1 кг – для детей 7 – 8 лет, 2 кг – для 9 лет, 3 кг – с 10 лет).

3. Длительный бег (для 7 – 9-летних де­тей бег за лидером в темпе 7 – 8 мин на 1 км; для девочек от 10 лет – бег на 600 м, для мальчиков от 10 лет – на 1000 м).

Уровни физической подготовленности лиц мужского пола

Уровни физической подготовленности лиц женского пола

Тест физической подготовленности К. Зухора (1982) (табл. 62,63):

1. Спринтерский бег на месте. По команде «Старт!» испытуемый совершает бег с высо­ким подниманием бедра в течение 10 с с одновременным хлопком по согнутой ноге. Результат определяется по сумме хлопков.

2. Прыжок в длину с места. Результат оп­ределяется числом стоп испытуемого. Округ­ляется до «1 стопы».

3. Вис на перекладине. Оценка – в зави­симости от показанного результата.

4. Наклон туловища вниз.

Поперечные движения ногами («нож­ницы») в положении лежа на спине. Испы­туемый прямыми ногами, слегка поднятыми над землей, выполняет движения, известные как «ножницы». Результат – время выполне­ния задания.

Тест можно проводить в течение одного дня.

Контрольные испытания и уровень выполнения тестов

Прыжок в длину с места

Вис на перекла-дине

Свобод-ный, не менее 10 с

На согну-тых руках не менее 10 с

На одной руке 10 с

одной и другой руке по 10 с

Свобод-ный, не менее

Подтя-нуться и удер-жаться в висе 3с

На одной руке, 10 с

Наклон туловища вниз

До-тро-ну-ться паль-цами рук до пола

ться головой до колен

Сила мышц брюшного пресса

Нормы для отдельных возрастных категорий лиц мужского и женского пола

Прыжок в длину с места.

Челночный бег 4×10 м.

Тест «лечь-сесть» за 60 с.

Подтягивание на перекладине хватом сверху (мальчики).

Вис на согнутых руках (хват снизу, де­вочки).

Этими же авторами был предложен ком­плекс тестов, предназначенный для школьни­ков общеобразовательных школ (мальчиков и девочек 7 – 14 лет). Комплекс включает 4 ис­пытания: 12-минутный бег, прыжок в длину с места, челночный бег 4×10 м, тест «лечь-сесть» за 60 с. Результаты отдельных тестов информируют об уровне развития четырех двигательных качеств. Сумма комплекса ин­формирует об общей физической подготовлен­ности, а дифференцированная сумма – о рав­номерности (или неравномерности) двигатель­ного развития ученика.

Значения результатов не уравновешены (дисгармоническое двигательное развитие).

Комплекс тестов для оценки общефи­зической подготовленности (М. Кохоутек, 1989) включает 5 тестов для опреде­ления физической подготовленности людей от 6 до 60 лет:

Прыжок в длину с места толчком с двух ног.

Челночный бег 4×10 м с обеганием целе­вых обозначений и дотрагиванием до них.

Наклон туловища в седе, ноги вместе, с касанием отметки.

«Лечь-сесть», количество раз за 1 мин.

12-минутный бег или тест ходьба на рас­стояние 2 км (предложен П. Ойя из Тампере).

Батарея тестов для оценки физической подготовленности детей и подростков 7 – 18 лет (Р. Моравец, 1989):

Бег на 50 м с высокого старта.

Прыжок в длину с места.

Бросок набивного мяча 2 кг.

Батарея тестов физической подготов­ленности детей и молодежи от 6 до 20 лет (Р. Коваж и др., 1993):

1. Прыжок в длину с места.

2. «Лечь-сесть» за 60 с.

3 (а). 12-минутный бег.

3 (б). Челночный бег на 20 м.

Тесты 3 (а) и 3 (б) являются альтернативны­ми. По выбору проводится один из них.

4 (а). Челночный бег 4×10 (дети от 6 до 14 лет).

4 (б). Подтягивание в висе (юноши с 15 лет) или удержание виса на согнутых руках (де­вушки с 15 лет).

Одновременно рекомендуется осуществлять соматические (телесные) измерения длины и массы тела, толщины подкожного жира (в мм) в трех мерах: на талии, на спине под лопат­кой, на трицепсе. Для каждого воз­растного и полового периода по каждому из названных измерений физических способнос­тей и телесных признаков разработаны таб­лицы норм.

1. Прыжок в длину с места.

2. «Лечь-сесть» за 60 с.

3 (а). 12-минутный бег.

3 (б). Челночный бег на 20 м.

Тесты 3 (а) и 3 (б) являются альтернативны­ми. По выбору проводится один из них.

4 (а). Челночный бег 4×10 (дети от 6 до 14 лет).

4 (б). Подтягивание в висе (юноши с 15 лет) или удержание виса на согнутых руках (де­вушки с 15 лет).

Одновременно рекомендуется осуществлять соматические (телесные) измерения длины и массы тела, толщины подкожного жира (в мм) в трех мерах: на талии, на спине под лопат­кой, на трицепсе. Для каждого воз­растного и полового периода по каждому из названных измерений физических способнос­тей и телесных признаков разработаны таб­лицы норм

Нормы уровня развития физических способностей девочек 10 лет

Нормы уровня развития физических способностей девочек 14 лет

Нормы уровня развития физических способностей девочек 17 лет

Нормы уровня развития физических способностей мальчиков 10 лет

Нормы уровня развития физических способностей мальчиков 14 лет

Нормы уровня развития физических способностей мальчиков 17 лет

Функциональное тестирование общей физической работоспособности

В настоящее время для определения общей физической работоспособности наиболее широко используют три пробы:

Согласно С.А.Локтеву с соавт. (1991), у детей и подростков в качестве информативных критериев общей физической работоспособности также могут быть использованы непрерывный 5 мин бег и показатель «пульс-скорость».

Существуют 3 лабораторных варианта проведения пробы PWC 170 :

2. Модификация В.Л.Карпмана с соавт. (1974).

3. Модификация Л.И.Абросимовой с соавт. (1978).

Общеевропейский вариант предполагает выполнение трех возрастающих по мощности нагрузок (продолжительность каждой 3 мин), не разделенных интервалами отдыха. За это время нагрузка возрастает дважды (спустя 3 и 6 мин от начала тестирования).

ЧСС измеряют в течение последних 15 с каждой трехминутной ступени, нагрузку которой регулируют так, чтобы к концу теста ЧСС увеличивалась до 170 уд/мин. Мощность нагрузки рассчитывают на единицу массы тела испытуемого (Вт/кг). Первоначальную мощность устанавливают из расчета 0,75–1,25 Вт/кг, а ее увеличение осуществляют в соответствии с возрастанием ЧСС.

Расчет показателя PWC 170 производят графически или по формуле:

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Модификация В.Л.Карпмана с соавт. предполагает выполнение двух нагрузок возрастающей мощности (продолжительность каждой 5 мин) с интервалом отдыха 3 мин.

Определение физической работоспособности путем расчета величин PWC 170 (V) по методике В.Л.Карпмана с соавт. дает надежные результаты при выполнении следующих условий:

— пробу выполняют без предварительной разминки;

— скорость прохождения дистанции должна поддер­живаться относительно постоянной;

— длительность каждой из нагрузок должна быть равной 4-5 мин, чтобы сердечная деятельность достигла устойчивого состояния;

— между нагрузками обязателен 3 мин пере­рыв;

— в конце 1-й нагрузки ЧСС должна достигать 110-130 уд/мин, а в конце 2-й – 150-165 уд/мин. Ошибка при расчетах PWC 170 (V) может быть сведена до минимума при приближении мощности (скорости движения) во время 2-й нагрузки к величине PWC 170 (V);

— для получения сопоставимых результатов при ди­намических наблюдениях пробу со специфическими нагрузками необходимо проводить по возможности в аналогичных внешних условиях и с использованием одного и того же спортивного инвентаря.

Расчет показателя PWC 170 производят графически или по формуле:

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Модификация Л.И.Абросимовой с соавт. ( 1978) и И.А.Корниенко с соавт. (1978 предполагает выполнение однократной нагрузки, обусловливающей возрастание ЧСС до 150-160 уд/мин. Для расчета PWC 170 рекомендована следующая упрощенная формула:

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест,

где: N — мощность предложенной нагрузки в кгм/мин или Вт,

f 0 — ЧСС в условиях относительного покоя,

f 1 — ЧСС на высоте заданной физической нагрузки.

Отличает варианты проведения данного теста вышеуказанными авторами лишь время выполнения работы и частоты шаговых циклов в 1 минуту. Так, Л.И.Абросимова (1978) рекомендует 3 минутную нагрузку с частотой восхождений 30 в минуту, а И.А.Корниенко с соавт. (1978) применительно к детям старше 6,5 лет использует 5 минутную нагрузку.

Расчет мощности нагрузок при определении показателя PWC 170 в степ-эргометрическом тесте производят по формуле:

где: W – мощность нагрузки в кгм/мин, Р – масса тела испытуемого в кг, h – высота ступеньки в м, n – число восхождений в мин, 1,3 – коэффициент уступающей работы.

При определении показателя PWC 170 в степ-эргометрической пробе следует иметь в виду, что предельно допустимая высота ступеньки составляет 0,508 м, а наибольшая частота восхождений – 30 в мин. При необходимости увеличение мощности нагрузки может быть достигнуто за счет искусственного отягощения.

У детей и подростков для определения общей физической работоспособности наиболее широко используют пробу PWC 170 с однократной физической нагрузкой (модификация Л.И.Абросимовой с соавт.).

Гарвардский степ – тест

Обследуемому предлагают выполнить мышечную работу в виде восхождений на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Продолжительность нагрузки и высота ступеньки зависят от пола, возраста и антропометрических данных (табл. 72).

Высота ступеньки и время восхождений при проведении Гарвардского степ-теста

Регистрацию ЧСС после выполненной нагрузки осуществляют в положении сидя в течение первых 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Расчет индекса Гарвардского степ-теста производят по формуле:

Что относится к диагностическим технологиям шагометрия спирометрия упражнение степ тест

Гарвардский степ-тест целесообразно использовать не раньше 15-16 лет.

Тест Новакки используют для прямого определения общей физической работоспособности у действующих спортсменов. В его основе лежит определение времени, в течение которого испытуемый способен выдерживать физическую нагрузку ступенчато возрастающей мощнос­ти. Нагрузку выполняют на велоэргометре, подбирают строго индивидуально и выражают в Ваттах на килограмм массы тела – Вт/кг (1 Вт = 6 кгм/мин).

При тестировании должны соблюдаться все меры предосторожности, как и при любой пробе с предельными нагрузками.

Для более точной оценки функциональной готовности спортсмена необходима регистрация продолжительности работы до отказа в секундах.

Особенности тестирования и оценки общей физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков

Когда речь идет о тестировании общей физической работоспособности у детей и подростков, необходимо учитывать присущие им особенности функционального обеспечения мышечной работы:

1) небольшой диапазон резервных возможностей как вегетативных, так и метаболических систем организма;

2) невысокую эффективность систем вегетативного обеспечения (при этом под эффективностью понимается отношение конечного результата к затратам на него);

Кроме этого, при определении уровня общей физической работоспособности детей и подростков следует иметь в виду также отдельные периоды растущего организма.

Подходы к тестированию общей физической работоспособности детей и подростков принципиально не отличаются от применяемых при тестировании взрослых людей. Однако некоторые различия все же имеются.

Использование велоэргометрических тестов для детей младше 10-12 лет принято считать недостаточно обоснованным и физиологически некорректным, если применяют стандартные велоэргометры.

При степэргометрическом тестировании данного контингента рекомендуют выбирать ступеньки допустимых для детей размеров (высоты). При этом в качестве критерия соответствия используют длину ноги.

Ряд специалистов считают целесообразным применять в подобных случаях однократные нагрузки, о чем уже сказано выше. Однако, по мнению В.Л.Карпмана с соавторами (1988), при определении индивидуальной величины PWC данным способом ошибка может достигать размеров, сопоставимых с измеряемой величиной и даже превышающих ее.

Нередко, в связи с терминологическим отождествлением общей физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, предлагают использовать целый ряд проб с недозированными кратковременными нагрузками: Леви-Гориневской (30 подскоков на высоту 3-4 см в течение 15 секунд или 60 подскоков в течение 30 секунд), пробу Мартине (20 приседаний), пробу Кевдина (40 приседаний) и другие. При этом в данных пробах рекомендуют для повышения их диагностической значимости осуществлять дополнительно регистрацию артериального давления и рассчитывать соответствующие показатели (качество реакции, двойное произведение, тренд пульса, тренд артериального давления, индекс трендов).

Специальные исследования, посвященные принципам тестирования и оценки общей физической работоспособности у детей и подростков были проведены С.А. Локтевым, Г.А. Макаровой и Т.Г.Сулимовой с соавт.(1999). Их результаты показали следующее.

Возрастная динамика показателя PWC 170 у детей и подростков выглядит следующим образом: 7-9 лет — 20,03 + 1,02; 10-12лет — 18,86 + 1,03; 13-15 лет — 13,52 + 0,70; у тренированных 13-15 лет — 15,53 + 0,41 (табл. 73,74) .

Таким образом, когда речь идет об экономичности аэробного энергообеспечения, то дети 7-12 лет в этом плане ничем не уступают взрослым людям. Основное отличие заключается, вероятно, в более низких величинах мощности и емкости аэробных источников.

Динамика обшей физической работоспособности в возрастном диапазоне от 7 до 15 лет

Относительные значения показателя pwc170 у детей и подростков различного возраста

7-9 лет нетренированные

10-12 лет нетренированные

13-15 лет нетренированные

13-15 лет тренированные

При изучении взаимосвязи общей физической работоспособности с показателями физического развития было установлено, что она наиболее отчетлива в возрасте 13-15 лет, особенно у тренирующихся подростков.

В возрасте 10-12 лет взаимосвязь абсолютных значений PWC 170 с антропометрическими показателями статистически недостоверна, хотя и более отчетлива, чем в возрасте 7-9 лет, когда она полностью отсутствует.

У детей 7-9 лет абсолютные значения PWC 170 не проявляют существенной взаимосвязи с длиной, массой и поверхностью тела.

Особый интерес представляют полученные данные о взаимосвязи показателя PWC 170 в откорректированном шаговом варианте пробы с результатами в 5 минутном непрерывном беге и беге на 1000 м, которые принято использовать для оценки общей выносливости у детей и подростков, а также с расчетным параметром «пульс/скорость» при пробегании 400 м трусцой, апробированном в настоящих исследованиях в качестве одного из возможных критериев выносливости.

Исследования, проведенные на 15 подростках в возрасте 11-13 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, показали что из апробированных беговых тестов и регистрируемых в них показателей наиболее тесную взаимосвязь с общепринятым критерием выносливости проявляет расчетная величина «пульс/скорость» при 3-4 минутном беге на пульсе от 130 до 150 уд/мин.

Второе место занимает показатель, характеризующий расстояние, преодолеваемое за определенный, в частности, 5 минутный отрезок времени. Результат же в беге на 1000 м, не проявляет значимой зависимости с общей работоспособностью. Это еще раз свидетельствует о том, что использование соревновательных дистанций и соревновательных установок «на набегание» при тестировании отдельных качеств, и в частности, выносливости, некорректно. Более надежно в этом плане расстояние, преодолеваемое за избранный в зависимости от возраста отрезок времени, а если речь идет, в первую очередь, об оценке эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы (без учета таких дополнительных характеристик, как техника бега, его легкость и т. п.) — показатель «пульс/скорость» при аэробном режиме работы.

Кроме этого было установлено, что в возрасте 7-9 лет абсолютные и относительные значения PWC 170 и PWC 170 не проявляют значимой взаимосвязи ни с одним из регистрируемых показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма. В связи с этим проба Руффье, а именно регистрируемые в ней парамет­ры (ЧСС в состоянии покоя, ЧСС на высоте нагрузки и в конце 1 ми­нуты восстановления, тренд пульса, тренд систолического артериаль­ного давления, индекс трендов, показатель качества реакции на нагрузку) не могут быть использованы в целях определения общей физи­ческой работоспособности у детей 7-9 лет.

Что касается детей 10-12 лет, то в этой возрастной группе абсолютные значения показателей PWC 150 PWC 170 проявляют отрицательную взаимосвязь с исходными значениями пульса. Отно­сительные значения данных параметров подобной зависимости не об­наруживают. Идентичная картина наблюдается и в отношении осталь­ных показателей функционального состояния организма.

Исходя из вышесказанного, использование показателей функ­ционального состояния сердечно-сосудистой системы в качестве кос­венного критерия общей физической работоспособности оправда­но не раньше, чем в 13-15 лет. В период же с 7 до 12 лет подобный способ прогнозирования общей физической работоспособности мало обоснован.

Относительно возрастной динамики показателей функциональ­ного состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков различного возраста было установлено, что наиболее низкие пульсовые показатели (исходная ЧСС, тренд пульса) и бази­рующиеся на их регистрации индексы (индекс Руффье) наблюдаются в возрасте 10-12 лет, что свидетельствует о высокой экономичности функционирования сердечно-сосудистой системы в этом возрасте.

У детей 7-9 лет данные параметры несколько выше (в отношении тренда пульса и индекса Руффье эти различия статистически достовер­ны), однако наиболее высокие значения отмечаются в возрасте 13-15 лет. Последнее еще раз подтверждает, что в пубертатном периоде на­блюдается наиболее низкая экономичность функционирования сердеч­но-сосудистой системы, что обусловливает необходимость строгой регламентации в этом возрасте объема и интенсивности используемых тренировочных нагрузок.

Анализируя показатели функционального состояния организма у детей и подростков различного возраста, следует обратить внимание на недостоверное, но достаточно отчетливое в возрасте 13-15 лет воз­растание показателя качества реакции. На первый взгляд это противоречит приведенным выше данным, однако, если рассмот­реть отдельно реакцию пульса и пульсового давления в ответ на дози­рованную физическую нагрузку (в данном случае речь идет о 20 присе­даниях за 30 секунд), то становится очевидным, что подобное увеличе­ние показателя качества реакции у подростков 13-15 лет связано толь­ко с более выраженным (по сравнению с детьми и подростками от 7 до 12 лет) повышением в ответ на нагрузку пульсового давления, при дос­товерно более высоком, чем в возрастном диапазоне от 7 до 15 лет послерабочем увеличении пульса

Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что далеко не все расчетные показатели без дифференцированного анализа входящих в них составляющих могут быть использованы в целях сравнительного анализа различных по возрасту контингентов обследуемых, когда еще не сформированы стабильные внутрисистемные взаимоотношения ведущих параметров, определяющих интегральный критерий уровня функционирования. Исходя из этого, показатель качества реакции может использоваться в качестве одного из параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы только когда речь идет об установлении различий внутри одной группы.

Что касается интеркорреляций отдельных параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы, то согласно полученным авторами данным, ни в одной из рассматриваемых возрастных групп индекс Руффье не проявляет достоверной взаимосвязи с показателем качества реакции; в то же время влияние тренда артериального систолического давления на индекс трендов от 7 до 15 лет прогрессив­но возрастает и в возрасте 13-15 лет достигает значимых величин, что свидетельствует о повышении вклада ударно­го объема сердца в интегральный критерий сердечной производитель­ности.

Особого внимания заслуживают данные, касаю­щиеся взаимосвязи показателей, отражающих функциональное со­стояние сердечно-сосудистой системы и уровень физического развития.

В возрасте 7-9 лет между ними регистрируется полное отсутствие каких бы то ни было зависи­мостей; в возрасте 10-12 лет уже наблюдается достоверная взаимосвязь показателя качества реакции сердечно-сосудистой системы на физиче­скую нагрузку с длиной тела, массой тела и поверхностью тела, отрицательная зависимость между индексом Руффье и массой тела менее отчетлива, но уже стати­стически значима

В возрасте 13-15 лет практически все параметры, используемые для оценки качества реакции сердечно-сосудистой системы на физиче­скую нагрузку, и в первую очередь, базирующиеся на регистрации из­менений артериального давления, достоверно связаны с уровнем физи­ческого развития

Исходя из этого, все параметры функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков необходимо оценивать в зависимости от уровня их физического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *