Что относится к деятельностным образовательным результатам в доу

Технология деятельностного метода в ДОУ

Применение деятельностного подхода в работе педагога ДОУ–необходимое условие успешной социализации дошкольников

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, опредусматривающей воспитание творческого человека,способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. 1

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели2

Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Источник

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками

Что относится к деятельностным образовательным результатам в доу Диана Бартенева
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками

Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста».

Педагоги должны готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества как креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т. д. То есть, ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Система дошкольного образованияперешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Цель моего выступления: рассказать о технологии деятельностного подхода, о том, как можно использовать технологию деятельностного подхода на практике.

В процессе реализации этой технологии ребёнок не получает знания в готовом виде от взрослого, а добывает их самостоятельно, хочу обратить ваше внимание, что в этом и заключается сущность технологии деятельностного подхода, который способствует повышению уровня обученности, воспитанию положительного отношения к интеллектуальному труду, формирует умение организовать свою деятельность и последовательно добиваться своей цели.

Деятельностный подход-это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.

Деятельностный подход к образованию предполагает

— наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)

— наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить,

— умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться.Например:

Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.

С помощью этого метода:

— Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.

— развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованиюприобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.

2) ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Цель ТРИЗ – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

— освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

— развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

— развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

— формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

— развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

5) Развивающие игры В. В. Воскобовича.

Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия.

В игровом общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?», беседуют друг с другом и со взрослым.

Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.

6) Технология проблемного обучения.

взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под

руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную

самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

7) Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре

дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально

создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или

моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой

игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных

черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития,

решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в

сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами

устанавливают игровые правила, следят за выполнением,

регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

8)Интерактивная технология (ИКТ).

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим.В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей,

радость открытия, саморазвитие.

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете,надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).

5. Играйте с детьми каждый день.

6.Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …».

7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).

Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ. Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Источник

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников»

Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети.

Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека,способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Необходим кардинально новый подход к образованию и образовательным результатам. Который в отличии от традиционного взгляда, где основная задача – подготовить ребенка к обучению в школе идет в направлении развития личности ребенка на основе освоения способов деятельности.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность, а так же и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

• Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

• Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подходставит следующие задачи перед педагогом:

• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принципы деятельностного подхода:

принцип субъектности воспитания:

К. Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности.

Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.

• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:

Ребенок узнает новое, еще не изведанное вместе с педагогом.

Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С.Выготским: «… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

• принцип обогащения, усиления,углубления детского развития:

Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:

• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.

• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто к нам в гости приходил?»). Они должны быть проблемного характера,типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?» «Почему?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?». Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по другому.

• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).

• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми».

• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребенку, отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

• Введение в образовательную ситуацию (организация детей)

• Создание проблемной ситуации

• Мотивирование к деятельности

• Проектирование решений проблемной ситуации

• Выполнение действий (заданий)

• Анализ результатов деятельности

Этапы деятельности Содержание

1. Введение в образовательную ситуацию

2. Создание проблемной ситуации Процесс вовлечения в деятельность (предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность):

1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось

2. Кто-то приходит в гости

Тема образовательной деятельности не должна быть навязана педагогом, он дает возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которое активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.

Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук.)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с пом. воспитателя в шашки и др)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз. рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза».Дети заинтересованы : «Какого?»)

10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам

3. Целевая установка

4. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельностивоспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет.Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Использование технологии БОС-здоровье при организации образовательной деятельности дошкольников «Использование технологии БОС – здоровье при организации образовательной деятельности дошкольников». Цель мастер класса: показать приемы.

Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности. Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности. Современному педагогу необходимо использовать в образовании.

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии.

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования,.

Экологическое образование детей младшей группы-деятельностный подход, как формирование личности. «КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК СРЕДСТВА ВСЕСТОРОННЕГО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *