Что относится к деловой информации
Деловая информация
Научно-техническая информация содержит: сведения о конструкциях машин и оборудования; схемы; материалы, которые используются; рецептуры; методы и способы производства (особенно о новых изделиях, которые разрабатываются); новые технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования; программное обеспечение ПК.
Деловая информация содержит:
— сведения о финансовой стороне деятельности предприятия, кроме финансовых отчетов (состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты и др.);
— сведения о размере прибыли, себестоимости производимой продукции;
— планы развития предприятия (тактические и стратегические);
— планы и объемы реализаций продукции (планы маркетинга, данные о характере и объеме торговых операций, об уровнях цен, наличии товаров);
— анализ конкурентоспособности выработанной продукции, эффективность экспорта и импорта, время выхода на рынок, что предлагается;
— планы рекламной деятельности;
— списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов, ведомости о взаимоотношении с ними их финансовое положение, проведенных операциях и объемах, условиях действующих и новых контрактов и др.
Перечень и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, сроки конфиденциальности, порядок защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяются руководителем организации. Руководитель может привлечь для проведения этой работы аналитиков специалистов.
Основная цель защиты конфиденциальной информации заключается в том, чтобы, как говорят профессионалы, предотвратить распространение ее к конкурентам. В некоторых случаях требуется защита и «чужих» коммерческих секретов, которые могут быть доверены предприятию другими лицами, организациями. Отсутствие такой защиты может оставить предприятие без выгодных партнеров, клиентов.
Обеспечение защиты коммерческой тайны содержит:
— установление правил отнесения информации к коммерческой тайне;
— разработку и доведение до лиц, допущенных к сведениям, которые составляют коммерческую тайну, инструкций за соблюдением режима конфиденциальности;
— ограничение доступа к носителям информации, которые вмещают коммерческую тайну;
— использование организационных, технических и других средств конфиденциальной информации;
— осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны коммерческой тайны.
Как и все сотрудники фирмы, менеджер должен при вступлении на работу подписать обязанность о неразглашении коммерческой тайны (об ответственности за ее сохранение).
В этом документе основными являются следующие обязанности:
1) не разглашать сведений, которые составляют коммерческую тайну, которые будут доказаны станут ли известны при выполнении служебных долгов, в том числе, на протяжении определенного срока после освобождения из фирмы;
2) придерживаться доведенных до сотрудника требований по защите коммерческой тайны;
3) не использовать сведения, которые составляют коммерческую тайну без ведома на это ее владельца;
4) не иметь никаких обязанностей перед другими лицами и предприятиями.
За информированностью менеджеры большинства предприятий есть вторые лица после руководителя. Менеджер имеет доступ к самым многообразным источникам информации. Он может ее получать:
— организовывая разные парады, приемы, переговоры;
— принимая и обрабатывая корреспонденцию;
— составляя и контролируя выполнение документов;
— проводя телефонные переговоры;
— принимая посетителей и др.
Менеджер является основной фигурой для лиц, которые добывают многообразную информацию. Потому ему необходимо проявлять умную осмотрительность в разговорах с потенциальными партнерами или клиентами, для которых любая информация может стать важной.
Менеджер часто должен отвечать нарезные вопросы. Нужно все время четко проводить границу: обычные, рядовые вопросы и вопросы «скользящие», ответы на которые раскрывают конфиденциальные стороны работы фирмы. В этом случае нужно спросить себя: «Имеет ли право собеседник знать данную информацию? Необходима ли она ему в работе?». На «скользящие» вопросы ответа должны быть уклончивые. Хотя за рекомендациями японских специалистов, самый умный ответ на подобный вопрос — «не знаю», а за деловой этикой такой ответ для менеджеров нежелательная. Можно также порекомендовать собеседнику обратиться с этим вопросом к руководителю фирмы.
В большинстве конфиденциальной информации необходимо руководствоваться рекомендациями руководителя фирмы или службы безопасности предприятия. Менеджер за видом своей деятельности должен знать, кто и к какой информации или оборудованию имеет допуск и придерживаться установленных правил. И если, например, рядовой работник фирмы вдруг заинтересовался конфиденциальным документом, нужно быстро и тактически остановить эту попытку.
Особенно внимательным нужно быть до предметов, которые «забывают» посетители. Обычный блокнот, фломастер, портмоне или другие предметы могут оказаться техническими устройствами для подслушивания и «снятия» самой важной информации, например, сразу после переговоров и выхода посетителей. Нельзя оставлять посетителей в кабинете самих, так как профессионалы могут легко на протяжении секунды установить подслушивающее устройство. Все оставленные или найденные предметы нужно быстро передать в службу безопасности предприятия. Разобраться с ними — задание специалистов.
Менеджер, как и другие работники фирмы, должен осознавать значимость конфиденциальной информации для успешной работы и процветания фирмы, а также знать о приемах и методах, которыми могут пользоваться конкуренты по сбору такой информации.
Существуют испытанные на практике рекомендации относительно защиты конфиденциальной информации.
Для ограничения доступа к информации коммерческой тайны руководитель выдает специальный приказ о введении «Перечня сведений, которые вмещают коммерческую тайну предприятия», мероприятия по охране этих сведений, устанавливает круг лиц, которые имеют доступ к этой информации, и правилу работы с документами, которые имеют гриф «Коммерческой тайны». Сотрудники предприятия должны под расписку ознакомиться с приказом и приложениями к нему.
Что относится к деловой информации
Деловая информация
В результате централизации основных функций управления в аппарате газотранспортного объединения резко возрос объем деловой информации, основным носителем которой на сегодняшний день остается обычный документ. В создании и оформлении документов принимают участие все ИТР и служащие аппарата объединения и ЛПУМГ. [c.217]
Консультирование осуществляется и по другим вопросам общения с общественностью (готовят соответствующую концепцию образа (имиджа) фирмы) лоббирование (легально осуществляемое воздействие на госорганы для создания оптимальных условий осуществления деятельности фирмы) деловая информация (внедрение научных знаний осуществляется не только по заказу отдельных предприятий, но и в виде публикаций, поступающих в свободную продажу пособий, справочников, статей, журналов, обзоров). Важный аспект этого вида услуг — предоставление сведений, характеризующих надежность фирм как деловых партнеров. [c.81]
Деловая информация (биржевая и коммерческая). [c.66]
Анализ использования коммерческих баз данных с точки зрения получаемых доходов показывает, что наибольший доход дают базы данных деловой информации. Так, например, в США доходы по предоставлению услуг доступа к базам данных научно-технической информации не превышали 7%, в Западной Европе 10%, тогда как информация в сфере бизнеса приносила более 70% доходов, профессиональная информация 16%, а потребительская — 6% [62, с. 180 ]. [c.66]
МЕХАНИЗМ НАКОПЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ [c.543]
Глава 38. Механизм накопления деловой информации 545 [c.545]
Деловая информация 543—551 Деловая культура 30—39 [c.580]
Бизнес-план предназначен для донесения деловой информации до всех заинтересованных лиц и организаций потенциальных участников и помощников в бизнесе, местной администрации, возможных инвесторов, экспертов и т.д. [c.88]
Наиболее явным признаком оказывается неадекватное поведение подчиненных. Если работник начинает вдруг задерживать деловую информацию, сознательно не доводит ее до коллег, переглядывается с кем-то в ходе делового совещания, вступает в активную критику предложений коллег, то это наиболее явные признаки наличия служебного обмана. [c.444]
Большая часть деловой информации менеджера — это письма, требующие ответа или пересылки, отчеты или выдержки из них, профессиональные журналы и книги, деловые документы. [c.447]
С помощью электронного обмена данными компьютеры, находящиеся в двух разных местах, могут обмениваться деловой информацией на машинном языке. Как применяется эта технология в розничной торговле [c.670]
Сетевая среда для обеспечения обмена деловой информацией между фирмами, университетами, НИИ [c.263]
Менеджер должен уметь быстро ориентироваться в сложной, быстроменяющейся экономической обстановке, пользоваться современными научными методами управления, владеть рациональными приемами поиска и использования деловой информации. Современный менеджер должен уметь [c.5]
Письмо — наиболее массовый способ обмена деловой информацией. Письма составляют большую часть исходящих и входящих документов любой организации. [c.125]
Агентство консультаций и деловой информации Экономика и жизнь — www.akdi.ru, не содержит выпусков еженедельника, но много аналитической информации по проблемам бухучета, управления, финансов (частично — бесплатная информация), имеет разделы для освещения оперативных материалов [c.44]
ТЕЛЕФАКС — современный способ оперативного обмена деловой информацией, передачи документов и материалов, в т. ч. во вн.-экон. деятельности. Преимущества Т. состоят не только в их возможности быстро передавать на любые расстояния факсимильное изображение документа на любом языке, но и в относительной простоте их практического использования. Т. может быть подключен к обычной телефонной сети. Для установления связи между абонентами доста- [c.203]
Система обеспечения маркетинговых решений (СОМР) — взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый соответствующим программным обеспечением, с помощью которого организация собирает и интерпретирует внутреннюю и внешнюю деловую информацию, служащую основанием маркетинговых действий. [c.185]
Наполнение и использование хранилищ информации с помощью стандартных средств веб-приложений, которые существуют в INTERNET-сетях и получили широкое развитие за последние 2-3 года, малопроизводительны и практически используются либо в декларативных целях, либо в целях рекламы. Деловая информация о проектах, технологиях, услугах, электронных публикациях, автоматизированный документооборот для информационной поддержки предприятий не могут быть реализованы на уровне веб-сервисов. [c.224]
Интересно отметить, что английский язык на два порядка более дискретен, чем русский. В русском все слова связаны окончаниями, которые меняются в зависимости от соседних слов. Окончания сливают слова в единую речь. В английском языке нет никаких окончаний, он топорно-рубленый, дискретный, рваный. Это язык обмена двуногих приборов деловой информацией. [c.663]
В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства. [c.331]
К числу основных средств фиксации деловой информации относятся ручные пишущие средства, пишущие машины, дик-тофонная техника и печатающие устройства персональных компьютеров. [c.6]
В качестве носителей информации находят применение носители на бумажной основе (несветочувствительные), микроносители визуальной и звуковой информации (кино- и фотопленка, магнитные ленты, D-диски), носители для записи и хранения компьютерной информации (дискеты, картриджи, D-диски и др.). Следует подчеркнуть, что основным носителем деловой информации на сегодня в делопроизводстве является бумага. Опрос многих фирм США в 1994 г. показал, что в этих фирмах 92 % информации хранится на бумаге, 5 % — в микрофильмах, 2 % — на магнитной ленте и 1 % — на дисках1. [c.6]
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, электронные), графические и фото-фоно-кинодокументы. Основным материальным носителем деловой информации на сегодня является бумага. [c.16]
Смотреть страницы где упоминается термин Деловая информация
Смотреть главы в:
Руководство по сбору, хранению и предоставлению в пользование деловой информации в публичных библиотеках
1. Рынок деловой информации
Деятельность по предоставлению деловой информации часть профессиональной деятельности, осуществляемой публичной библиотекой.
Под термином «деловая информация» подразумевается широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса. В частности, деловая информация информация, представляемая производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств.
1.1. Виды и типы деловой информации, используемые в библиотеке
Современный рынок деловой информации по характеру данных представлен следующими видами информации:
1. Сектор деловой информации представлен такими видами и источниками, как:
1.1. Биржевая и финансовая информация информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главными факторами, обеспечивающими коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.
1.2. Экономическая И статистическая информация числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами управления экономикой и службами статистики (государственными и негосударственными) в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т.п. Наряду с такими факторами, обеспечивающими коммерческую ценность информации, как полнота, точность и оперативность, особое значение имеет доступность (незасекреченность) ее для потребителя.
1.3. Коммерческая информация адресно-реквизитные данные об отраслях, организациях, предприятиях, фирмах и их ответственных сотрудниках (включая данные о направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой и потребляемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее государственные и целый ряд негосударственных организаций. Многие подборки коммерческой информации, предлагаемые на информационном рынке в качестве самостоятельных продуктов, являются вторичной переработкой информации, собираемой различными государственными (обычно отвечающими за регистрацию, лицензирование и/или проверку различных аспектов деятельности предприятий и организаций разных форм собственности). Главными факторами, определяющими товарную ценность информации, являются полнота и точность (адекватность происходящим изменениям) данных.
1.4. Информация по коммерческим предложениям поступает от специализированных фирм информационных торговых посредников. В простейших случаях (например, при исследованиях рынка, не предполагающих в качестве неотъемлемой части немедленной купли-продажи) достаточно только информации о товарах и ценах. В большинстве же коммерчески значимых случаях потенциальных продавцов и покупателей интересуют еще и адресно-реквизитные данные контрагентов, без которых контакт между ними и, следовательно, сделка просто не состоятся. Сегодня неотъемлемой частью услуг, связанных с предоставлением такой информации, становится возможность немедленного заключения сделки по результатам поиска/отбора данных. Качество этой сопутствующей услуги определяет успех в этом секторе информационного рынка.
1.5. Специализированная новостная информация (политические, экономические, военные и т.п. новости, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей). Главными факторами здесь являются оперативность («завтрашние данные должны быть опубликованы вчера»), точность (соответствие фактам, отсутствие искажений), полнота и достоверность прогнозной составляющей (покупают лишь те прогнозы, которые сбываются).
2. Сектор правовой (нормативной) информации с подразделами по видам законодательных и подзаконных (ведомственных) документов по различным аспектам хозяйственной деятельности:
2.1. Общехозяйственные акты (гражданское, арбитражное и налоговое право).
2.2. Акты, регламентирующие отдельные виды деятельности (например, внешнеэкономическую, торговую, банковскую, биржевую, лицензирование различных видов деятельности, таможенные проблемы, защита авторских прав и т.п.).
2.3. Акты, регламентирующие преобразования прав собственности в переходный период (приватизация средств производства, земли и т.п.).
2.4. Нормативные и рекомендующие документы, включая порядок сертификации изделий, проблемы ответственности за несоблюдение стандартов и проблемы, связанные с увеличением спроса на те товары, качество которых сертифицировано надлежащим образом и т.п.
Главные факторы во всех подразделах данного сектора это:
возможность получить не только метаданные (данные о содержании и местонахождении интересующих потребителя данных, например, библиографию), но и аутентичные тексты соответствующих актов;
отслеживание поставщиками данных многочисленных изменений, дополнений к изменениям и поправок к дополнениям; возможность получить сводный документ, в который внесены все действующие модификации документа;
отслеживание не только законодательных, но и ведомственных актов, которые часто не доводятся до сведения тех, кого наказывают за их нарушение.
3. Сектор информации для специалистов (библиография и первоисточники). Отличие ее от деловой и нормативной информации, отвечающей на вопросы кто, что, где, когда и на каких условиях, состоит в том, что она отвечает на вопросы зачем, как и что будет, если и предназначена не для предпринимателей и работников коммерческих служб, а для сотрудников функциональных (в том числе инженерных и научно-исследовательских) служб.
4. Сектор социально-бытовой (сервисной) информации предназначен (в отличие от предыдущих видов) обслуживать личностные потребности населения, в том числе предпринимателей.
1.2. Профиль комплектования публичных библиотек деловой информацией
Фонд деловой информации в публичной библиотеке предназначен для оперативного обслуживания деловой информацией учреждений и организаций, пользователей библиотеки.
Информационное обслуживание пользователей должно вестись на базе комплектования книжных фондов, репертуара периодических изданий, выписываемых публичной библиотекой, с учетом насущных проблем региона и интересов пользователей библиотеки, а также базами данных на машиночитаемых носителях (оптические компакт-диски).
В совокупности с доступом к ресурсам Интернет и локальным базам публичной библиотеки, фонд деловой информации образует гибридный фонд, сочетающий традиционный библиотечный фонд и элементы виртуальной библиотеки.
Направления деятельности ЦДИ в зависимости от вида информации:
Деловая информация:
фактографическая и адресная информация о предприятиях и организациях различной организационной правовой формы: о направлениях их деятельности, производимой продукции и оказываемых услугах, ценах на товары и (или) услуги, структуре, управлении, руководителях.
маркетинговая информация о структуре и сегментах региональной экономики;
аналитическая информация о деятельности предприятий и организаций.
экономическая и демографическая статистика.
новости в области экономики и бизнеса.
производственная и технологическая информация;
правовая информация;
адресно-справочная информация (расписания движения транспорта, наличие мест в гостиницах (а также возможность резервирования билетов и мест), заказы на товары и услуги, подача и прочтение объявлений и т.п., персоналии (справочники типа «кто есть кто»).
Комплектование фонда целесообразно вести по следующим основным направлениям:
банки и банковская деятельность;
бизнес, менеджмент, предпринимательство;
бухгалтерский учет и аудит;
внешнеторговая деятельность предприятий;
маркетинг и менеджмент;
экономика и право.
Фонд Центра деловой информации публичной библиотеки должен комплектоваться отечественными и, по возможности, зарубежными изданиями:
справочниками компаний, как национальных, так и международных, включая адресно-справочные издания и базы данных, как по отраслям экономики, так и по регионам, а также сводными базами данных по производителям товаров и услуг по России, СНГ, и странам дальнего зарубежья,
официальными статистическими сборниками как по отраслям экономики, так и по экономике в целом,
статистическими материалами учреждений и организаций России, зарубежных стран и международных организаций, региональными статистическими сборниками,
справочными и аналитическими материалами по внешнеэкономической деятельности по отдельным отраслям и по экономике в целом, включая информацию по таможенным тарифам,
фирменными каталогами, буклетами, проспектами, справочниками;
отчетами о работе фирм (годовыми и долгосрочными), результатами финансовых проверок компаний, а также ежемесячными, ежеквартальными «фирменными» журналами, отражающими события, деятельность фирмы в регионе.
информацией по патентам, производству и торговле,
информацией относительно кредитоспособности местных и национальных компаний,
справочниками по товарам и ценам, включая аналитическую ценовую информацию,
нормативно-производственными изданиями;
правовыми базами данных по отраслям права, связанным с экономикой и бизнесом,
обзорами и рейтинговыми исследованиями отдельных секторов рынка,
бизнес-каталогами с материалами предложений и спроса на товары и услуги,
биржевой и финансовой информацией,
маркетинговой информацией, обзорами и статистическими справками по отдельным секторам рынка,
информацией о тендерах,
информацией о грантах,
информацией о торговых марках и наименованиях предприятий и фирм,
демографическими справочниками,
справочно-бытовой информацией,
картографической информацией.
(Типовое Положение о фонде Центра деловой информации приведено в Приложении 2. Примерный профиль комплектования справочного фонда ЦДИ приведен в Приложении 3.)
Деловая информация
Структура информационного рынка России
Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В литературе встречаются различные данные по структуре информационного рынка России, но в общем виде его можно представить в виде 5 секторов:
Состоит из следующих частей:
· Биржевая и финансовая информация, котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки банков, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются – специальные службы биржевой и финансовой информации, информационные брокеры, банки.
· Статистическая информация – статистические данные, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются – органы госстатистики, консалтинговые фирмы.
· Коммерческая информация, по компаниям, фирмам, предприятиям – производителям товаров, работы и услуг; их продукции, ценах, финансовом состоянии и пр.; общая информация о новостях в области экономики и бизнеса. Поставщики – информационные консалтинговые фирмы.
2. Информация для специалистов, содержит следующие части:
· Научно-техническая информация – документальная, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· Доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и информационные службы или через дистанционный доступ с помощью телекоммуникационных систем.
3. Потребительская информация, состоит из следующих частей:
· Новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники;
· Потребительская информация – расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и пр.;
· Развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст и пр.
4. Услуги образования, так называемое дистанционное образование, включает все ступени образования: дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном виде или на бумажном носителе: учебники, методические разработки, компьютерные и контролирующие системы и пр.
Телекоммуникационные информационные рынки | ||||
Рынок электронной Информации | Рынок электронных сделок | Рынок электронных Услуг | Рынок сетевых коммуникаций | Рынок программного обеспечения |
Банковские и межбанковские операции | Трудоустройство | Электронная почта | Системное Программное обеспечение | |
Электронные торги | Обучение и консультации | Телеконференции | Системы организации данных | |
Резервирование (билетов, мест в гостинницах. ) | Поиск информации в глобальных сетях | Электронные доски объявлений | Программное обеспечение для делопроизводства | |
Заказ товаров | Создание информационных Систем | Провайдерские услуги (ISP) | Медицинские системы | |
. | Расчеты на ЭВМ | Обучающие программы | ||
Провайдерские услуги (IPP, PCP) | Игры | |||
. | . | |||
Деловая Инфорация | Юридическая информация | Информация для специалистов | Массовая потребительская информация | |
Биржевая и Финансовая | Указы | Научно-техническая | Новости, пресса | |
Экономическая и статистическая | Постановления | Справочная (физика техника, информа- тика) | Потребительская информация | |
Коммерческая | Законы | Профессиональная | Погода | |
Справочные данные Предприятий | Инструкции | Спец.информация из области разных Наук | Программы радио и телепередач | |
Деловые Новости | Библиографическая и реферативная информация | Расписание транспорта | ||
Полнотекстные электронные данные | Отели, рестораны | |||
Прокат | ||||
. | ||||
Рис.9.1. Структура телекоммуникационных информационных рынков. |
5. Обеспечивающие информационные системы и средства. Состоит из следующих частей:
· Программные продукты, т.е. программные комплексы разного назначения от системного ПО до прикладного ПО, позволяющего решать конкретные задачи пользователя.
· Технические средства, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, различные системы ввода информации периферийного оборудования.
· Разработка и сопровождение информационных систем и технологий – разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение ПО.
· Подготовка источников информации – создание баз данных различной направленности (по различным областям знаний), поддержание их актуальности (дополнения, редактирования и пр.).
Если существует информационный рынок, то можно говорить и об электронном бизнесе, который охватывает не только посредничество и торговлю, но и производство, финансы и пр.
Приведем некоторые основные направления электронного бизнеса:
· Управление финансами и ведение бух. учета;
· Страхование имущества и информации;
· Организация службы информационной безопасности;
С точки зрения потребителя вся информация в Internet может быть разделена на телекоммуникационные информационные рынки (рис. 9.1.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет