Что относится к человеку обществознание

Что относится к человеку обществознание

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Источник

Человек, индивид, личность

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

«Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© OOO «Издательство АСТ», 2019

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода — «свобода от» — свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода — «свобода для» — условие роста и развития человека.

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

целостность, общество является единым целым;

интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

3. Массовая культура — культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

И. А. Шемаханова, 2014

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Справочник школьника по литературе

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Краткий справочник по истории России

Денис Алексеев, 2017

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ

Группа авторов, 2010

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

ЕГЭ по aнглийскому языку. Словарь по темам эссе (1)

Татьяна Ивановна Беннетт, 2019

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

История. Историческое сочинение на ЕГЭ

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Теория государства и права. Вопросы и ответы

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Радиосвязь на море

Владимир Егорович Чирков, 2018

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

Ника Цветкова, 2015

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Что относится к человеку обществознание. Смотреть фото Что относится к человеку обществознание. Смотреть картинку Что относится к человеку обществознание. Картинка про Что относится к человеку обществознание. Фото Что относится к человеку обществознание

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *