Что относится к частям речи 4 класс

Части речи

Чтобы понять, какой частью речи является слово, надо задать к нему вопрос и определить, что оно обозначает:

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает сам предмет, отвечает на вопросы кто? и что? (например, книга, мальчик, почтальон ).

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что сделать?, что сделай?, что делать? (например, наливать, прочитай, писать ).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета (т.е. то, какой этот предмет), отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?(например, красивый, умная, большое, золотые ).

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, отвечает на вопросы сколько?, который? (например, шесть, шестой, шестеро ).

Частица – это служебная часть речи, вносит эмоциональные значения в предложения или образует новые формы слов, не является членом предложения и не изменяется (например, бы, не, вон, даже, ведь, как, неужели и т.д.)

Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и простые предложения между собой (например, а, и, но, если, или, потому что и т.д.)

Предлог – служебная часть речи, связывает слова между собой, показывая, что одно слово главное, а другое зависимое (например, в, над, на, к, около, через, с, о и другие).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Раздел «Слово в языке и речи»

Я вспомню: что такое имя существительное

Определять род, число, падеж имён существительных;

Находить имена существительные в тексте;

Объяснять их лексическое значение

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Род имени существительного

Число имени существительного

Падеж имени существительного

Склонение имени существительного

Словарные слова: молоток, пальто, платок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте слова и разделите их на 3 группы.

Соблюдать, встать, школьные, теплое, кот, грядка, весёлый, новая, облако.

— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

— Какие слова вы отнесли к 1 группе и почему? (Кот, грядка, облако. Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Школьные, веселый, теплое, новая. Это имена прилагательные. Они отвечают на вопросы: какие? какой? какое? какая? И обозначают признак предмета)

— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Соблюдать, встать. Это глаголы. Они отвечают на вопросы: что делать? что сделает? и обозначают действие предмета.)

Прочитайте стихотворение А. Абалихина.

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.

Стрекозы. Небо. Птица. Синь.

Дорога. Солнце. Ветер. Даль.

Миг. Трепет. Облако. Печаль.

Найдите в стихотворении слова, называющие животных, предметы окружающего мира, окружающее пространство, действия, время, явления природы.

(Животные: стрекоза, птица;

Предметы окружающего мира: пшеница, пыль, полынь, солнце, облако;

Явления природы: жара, ветер;

Окружающее пространство: небо, дорога, даль )

В чём особенность этого стихотворения? (Все слова в этом предложении имена существительные.)

Сегодня мы будем говорить о частях речи и именах существительных.

Я вспомню: что такое имя существительное

Определять род, число, падеж, имён существительных;

Находить имена существительные в тексте;

Объяснять их лексическое значение

1. Работа с правилом.

1)Прочитайте стихотворение Юнны Мориц.

А за тучами гуляют

Солнце, звёзды и луна.

Эту чудную картину

Как бы вы ответили на вопрос первого предложения?

К каким частям речи относятся подчёркнутые слова?

Перечислите имена существительные. (Вышина, тишина, тучи, ветер, солнце, звёзды, луна.)

Распределите имена существительные в 3 группы. По какому признаку будем это делать?

(По роду имени существительного.)

Ж.р.: вышина, тишина, луна, картину.

Почему слова «тучи», «звёзды» не попали ни в какую группу?

(Тучи, звёзды – имена существительные во множественном числе.)

Как мы определяем род существительных во множественном числе? (По начальной форме.)

Что является начальной формой имени существительного? (Это слово в форме единственного числа, отвечающее на вопрос кто? или что?)

Поставьте слова «тучи», «звёзды» в начальную форму и определите род.

Тучи – туча (ж.р.), звёзды – звезда (ж.р.).

Имена существительные бывают женского, среднего и мужского рода.

Имена существительные изменяются по числам.

2) Как ещё изменяются имена существительные?

(Имена существительные изменяются по падежам.)

Вспомните. В русском языке 6 падежей.

Перечислите название падежей с вопросами.

Именительный падеж (есть) кто? что?

Родительный падеж (нет) кого? чего?

Дательный падеж (дать) кому? чему?

Винительный падеж (вижу) кого? что?

Творительный (горжусь, творю) кем? чем?

Предложный падеж (думаю) о ком? о чём?

(В скобках даны вспомогательные слова, которые помогают определять падеж.)

Проверьте правильно ли определил падеж имён существительных ученик Петров в сценке Л. Каминского «Наши падежи».

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Учитель (диктует): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться»

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

Ученик: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Определи, в каких падежах стоят эти существительные.

Учитель: Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Конечно, пятёрку!

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же её сам предложил!

Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Правильно ли ученик определял падежи? (Нет.)

А как же правильно? Исправьте ошибки, допущенные учеником Петровым.

Вспомните правило: Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

Ругали (кто?) папа, мама (И.п.)

Ругали (кого?) Вову (В.п.).

Ругали за (что?) поведение (В.п.)

Молчал (кто?) Вова (И.п.)

Дал (что?) обещание (В.п.)

Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание.

Как вы думаете, для чего нужно ли уметь правильно определять падеж существительного?

Знание о падежах и склонении существительных поможет нам не ошибиться в написании безударных окончаний.

Например, И.п. ВОва, Р.п. ВОвы, Д.п. ВОве, В.п. ВОву, Т.п. ВОвой, П.п. (о) ВОве

3)Разберите предложение по членам предложения и обозначьте части речи.

Иринка шла по шумной улице Санкт-Петербурга.

Что делала? шла (глагол) – сказуемое;

Где? улице (сущ.) – обстоятельство;

Какой? шумной (прил.) – определение;

Чего? Санкт-Петербурга (сущ.) – дополнение;

В какой роли в этом предложении выступают имена существительные? (Подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

Почему одни имена существительные написаны с большой буквы, другие ― с маленькой буквы?

(Иринка – имя; Санкт-Петербург – название города. Это имена собственные, их пишут с большой буквы. Остальные нарицательные существительные.)

На какой вопрос отвечают имена существительные «Иринка», «Санкт-Петербург»?

Кто? Иринка, что? Санкт-Петербург.

Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные.)

А как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевлённые.)

4) Сделаем вывод: что такое имя существительное?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Какими бывают имена существительные?

Имена существительные бывают женского, среднего и мужского рода, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Как изменяются имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

В какой роли чаще всего выступают имена существительные в предложении?

В предложении выступают в роли подлежащего, обстоятельства или дополнения.

4. Тренировочный модуль.

Пропишите строчные и прописные буквы, с которых начинаются имена собственные в предложении «Иринка шла по шумной улице Санкт-Петербурга».

Выпишите имена собственные

Спишите это предложение.

2. Словарная работа.

А голова железная. (молото́к)

Что относится к частям речи 4 класс

2.Чтоб зимой пойти гулять,

Надо долго надевать:

Что относится к частям речи 4 класс

3.Хлюпает ли мокрый нос,

Иль из глаз потоки слез, —

Выручит нас лоскуток —

Это носовой. (плато́к)

Что относится к частям речи 4 класс

К какой части речи относятся слова – отгадки? (Имена существительные.)

Назовите орфограммы в этих словах.

Б. Напишите отгадки, выделите орфограммы и определите род.

В. С одним из слов составьте и напишите предложение.

3. Вставьте в правило пропущенные слова.

Слова, которые обозначают _______ и отвечают на вопросы кто? или ____, называются именами _________.

Имена существительные бывают женского, _______ и ______ рода, одушевлённые и _______, собственные и _________.

Имена существительные изменяются по _______ и падежам.

4. Закончите утверждение.

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно ….

а) найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос

б) по предлогу определить падеж

в) просклонять слово

5. Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Определите род имён существительных.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

6. Спишите стихотворение. Укажите число имён существительных.

Твой долг ― любить и уважать

Родителей: отца и мать.

Быть верным другом младшим братьям

И всем, чем можно, помогать им.

7. Спишите. Запишите вопрос к именам существительным и укажите падеж.

Рагу (…..) из помидоров (….)

Приехать ( …..) в город (…)

8. Соберите предложения. Укажите падеж существительных. Подчеркни главные члены предложения.

королевские, принесли, слуги, дому, Золушки, к, туфельку, хрустальную.

спряталась, за, Золушка, печкой.

1. Выберите правильное утверждение.

а. Имена существительные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая?, какое?

б. Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

в. Имена существительные обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён существительных.

З(и/е)мляника, ул(е/и)ца, р(о/а)стение, м(е/и)тро, с(о/а)лдат, к(о/а)ртофель.

3. Соберите предложение. Укажите падеж имён существительных.

опушках, земляника, лесных, на, полянках, растёт, и, душистая

— Что называется именем существительным?

— Какими бывают имена существительные? Приведите примеры.

— Как изменяются имена существительные?

— В какой роли чаще всего выступают имена существительные в предложении?

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

восемь [м’] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Источник

Части речи в русском языке

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свойствами.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ действия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи междометие.

Таблица с примерами

Что относится к частям речи 4 класс

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь ( ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке ).

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Например:

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских признаков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

Что относится к частям речи 4 класс

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на разряды:

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и числам:

Что относится к частям речи 4 класс

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем различают:

Что относится к частям речи 4 класс

Местоимение

Что относится к частям речи 4 класс

Глагол

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, например:

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и числа:

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Что относится к частям речи 4 класс

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в предложении.

Причастие

Различают виды причастий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет действие:

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

Что относится к частям речи 4 класс

Признаки при­ла­га­тель­но­го у причастий:

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся определениями.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбежав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая форма).

Что относится к частям речи 4 класс

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то на вырост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни сравнения:

Что относится к частям речи 4 класс

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го сказуемого.

Категория состояния

Мне надо решить это вопрос сегодня.

Что относится к частям речи 4 класс

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными словами.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи относятся:

Что относится к частям речи 4 класс

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические средства.

Предлог

Например:

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и производные:

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаворонок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми предложениями.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттенки:

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие частицы:

Междометие

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни служебной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и производные:

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *