Что относится к частной системе здравоохранения
Статья 55. Негосударственная (частная) система здравоохранения
Информация об изменениях:
Законом Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2002 г. З N 441-II в статью 55 настоящего Закона внесены изменения
Статья 55. Негосударственная (частная) система здравоохранения
К негосударственной (частной) системе здравоохранения относятся предприятия, учреждения и организации здравоохранения, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (акционерной, кооперативной, частной и иных формах), а также лица, занимающиеся частной практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В негосударственную (частную) систему здравоохранения входят научно-исследовательские, медицинские, фармацевтические учреждения и предприятия, создаваемые и финансируемые негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также отдельными лицами.
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
Разрешение на частную медицинскую практику действительно на территории, определяемой органами управления здравоохранением.
Контроль за качеством медицинской помощи при частной медицинской практике осуществляют местные органы управления здравоохранением, медицинские ассоциации, страховые медицинские организации.
При занятии частной медицинской практикой налогообложение осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Приостановление и лишение права на частную медицинскую практику осуществляется по решению суда на основании представления медицинской ассоциации.
Деятельность негосударственной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 9. Частная система здравоохранения
Информация об изменениях:
Законом Республики Калмыкия от 16 февраля 2004 г. N 14-III-З в статью 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Статья 9. Частная система здравоохранения
Частное здравоохранение является равноправной составляющей единой системы здравоохранения республики. Она дополняет государственное и муниципальное здравоохранение, участвует в формировании рынка медицинских услуг, способствует реализации механизмов экономической заинтересованности в повышении качества медицинской помощи населению. Частное здравоохранение направлено на полное удовлетворение потребностей населения в альтернативных видах медицинской помощи и услуг на платной основе.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Право на создание частных медицинских организаций, в порядке установленном законодательством, имеют юридические и физические лица.
Организации имеют право заниматься частной медицинской деятельностью при наличии:
— лицензии, выдаваемой на определенные виды медицинской деятельности;
— трудовых договоров со специалистами, сертифицированными по каждому из заявленных видов медицинской деятельности;
Право на самостоятельную профессиональную деятельность имеют медицинские работники, получившие государственную лицензию, которая выдается на определенный вид деятельности на основании сертификата специалиста, а также при наличии диплома о высшем или среднем медицинском образовании.
Частнопрактикующие врачи имеют право заниматься всеми видами врачебной деятельности, в том числе могут оказывать медико-санитарную помощь не только всем гражданам, но и быть семейными врачами.
Частнопрактикующие врачи могут работать в системе обязательного медицинского страхования, в этом случае оказываемая ими медицинская помощь пациентам бесплатна. Они имеют право оказывать первичную медико-санитарную помощь в поликлиниках или арендуемых помещениях.
Частная медицинская деятельность не допускается в следующих сферах медицинской деятельности:
1) заготовки крови и ее препаратов;
2) пересадки органов и тканей;
3) санитарно-противоэпидемической деятельности;
4) патолого-анатомической деятельности;
5) лечении социально значимых заболеваний;
6) неотложной хирургии, родовспоможения;
7) медицинской стерилизации мужчин и женщин.
Отказ в регистрации на занятие частной медицинской практикой по причине ее нецелесообразности не допускается.
Занятие частной медицинской практикой может быть запрещено по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частная система здравоохранения
Полезное
Смотреть что такое «Частная система здравоохранения» в других словарях:
Частная система здравоохранения — (англ. private health care system) в РФ система лечебно профилактических и аптечных учреждений, имущество которых находится в частной собственности. В Ч.с.з. входят также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической … Большой юридический словарь
Частная система здравоохранения — 5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. Источник: Федеральный… … Официальная терминология
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЧАСТНАЯ — лечебно профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью … Большой экономический словарь
Частная охранная деятельность в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Частная охранная деятельность оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющ … Википедия
Службы системы здравоохранения (health care services) — В США система здравоохранения представляет собой сложную смесь отдельных подсистем, каждая из к рых развивалась отдельно и ориентирована на обслуживание специфических сегментов населения. В истории развития совр. системы здравоохранения США можно … Психологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ — отрасль социологии, которая изучает широкий спектр проблем, связанных с ролью здравоохранения и медицины в современном обществе. Или отрасль социологии, объединяющая исследования, направленные на изучение социальных явлений и фактов, социальных… … Социология: Энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Тонга — У этого термина существуют и другие значения, см. Тонга (значения). Королевство Тонга Puleʻanga Fakatuʻi ʻo Tonga Kingdom of Tonga … Википедия
Королевство Тонга — Координаты: 20°35′16″ ю. ш. 174°48′37″ з. д. / 20.587778° ю. ш. 174.810278° з. д. … Википедия
Острова Дружбы — Координаты: 20°35′16″ ю. ш. 174°48′37″ з. д. / 20.587778° ю. ш. 174.810278° з. д. … Википедия
newinspire
Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения субъектов Российской Федерации, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные медицинские учреждения.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных не запрещенных законодательством источников.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Медицинские услуги – по новым правилам
На сегодняшний день практически все учреждения здравоохранения оказывают платные медицинские услуги. Действующим законодательством определены порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями.
Под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Таким образом, к платным медицинским услугам относятся любые медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и медицинской помощи в экстренной форме, предоставление которой предусмотрено федеральным законодательством на бесплатной основе.
В силу закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В новых Правилах введены новые понятия
Потребитель— физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Закона об охране здоровья.
Заказчик— физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя. Таким заказчиком может быть, например, предприятие, которое заказывает (приобретает) у медицинской организации платные медицинские услуги для своих работников.
Исполнитель— медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям. Понятие «медицинская организация» употребляется в значении юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Согласно Правилам, отношения, связанные с предоставлением платных медицинских услуг, регулируются договором между заказчиком (юридическим или физическим лицом) и медицинским учреждением. Причем, договор заключается в письменной форме, это требование обязательное, невыполнение которого влечет административную ответственность в рамках ч.1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в размере от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, на юридических лиц от 20 тысяч рублей до 30 тысяч рублей.
Существенными положениями договора являются:
— условия и сроки получения медицинских услуг пациентом;
— порядок расчетов, цена договора;
— права и обязанности сторон договора;
— ответственность потребителя услуг и медицинского учреждения.
Отсутствие хотя бы одного из названных условий договора может быть квалифицировано Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю как заключение медицинским учреждением ненадлежащих договоров с потребителями услуг.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 4 тысяч рублей, на юридических лиц от 5 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.
Лицензирование обязательно
Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Поскольку лицензия предоставляется отдельно на каждый вид деятельности, медицинское учреждение имеет право осуществлять только ту деятельность, которая прямо указана в лицензии. Если же оно занимается медицинской деятельностью без лицензии или осуществляет услуги, которые не указаны в лицензии, то такое медицинское учреждение может быть привлечено к ответственности, причем как к административной, так и к уголовной.
Согласно ч. 1 ст. 6.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занятие частной медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 2500 руб.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что предпринимательская деятельность, подлежащая лицензированию, рассматривается как деятельность без лицензии в случаях:
— при отсутствии лицензии;
— по истечении срока действия лицензии;
— в период приостановления действия лицензии;
— после аннулирования лицензии.
О перечне платных медицинских услуг
Важным условием, которое определяют Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программ государственных гарантий, является то, что они имеют право предоставлять четко определенный перечень платных медицинских услуг. К этим услугам относятся:
— применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
— медицинские услуги, предоставляемые анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, например лечение от алкоголизма и наркомании;
— медицинские услуги, оказываемые гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
— медицинские услуги, оказываемые при самостоятельном обращении граждан за получением медицинских услуг, за исключением случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме. Также данный пункт не относится к случаям, когда гражданин самостоятельно осуществляет выбор врача и медицинской организации в рамках программ государственных гарантий. Иными словами, медицинская организация имеет право оказывать гражданину платные медицинские услуги, если он, осуществив в установленном порядке выбор конкретной медицинской организации для получения бесплатных услуг, обращается за услугами в другую организацию (если речь не идет о медицинской помощи в неотложной и экстренной форме).
Что касается вопроса определения цены на платные медицинские услуги, в отношении бюджетных и казенных государственных и муниципальных учреждений Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг говорят, что порядок определения таких цен (тарифов) устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, а в отношении медицинских организаций иных организационно-правовых форм они определяются этими организациями самостоятельно.
Рассматриваемые Правила также устанавливают, что при предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи по различным медицинским профилям, утвержденные Минздравом. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме того или иного стандарта медицинской помощи, утвержденного Минздравом, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Предоставить информацию обязаны
Медицинская организация, оказывающая платные медицинские услуги, обязана предоставлять посредством размещения на сайте медицинской организации, а также на своих информационных стендах или стойках информацию, содержащую следующие сведения:
— наименование и фирменное наименование (если имеется) юридического лица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
— сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
— перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
— сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
— режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
— адреса и телефоны органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Роспотребнадзора и территориального органа Росздравнадзора.
Данная информация, размещенная на информационных стендах или стойках, должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды или стойки должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Отсутствие данной обязательной информации влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.5. и ч.1. ст. 14.8. КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 4 тысяч рублей, на юридических лиц от 5 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.
В 2012 году Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю проведено 138 проверок медицинских учреждений, оказывающих населению платные медицинские услуги. В ходе проверок выявлено 129 нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. За допущенные нарушения юридическим и индивидуальным предпринимателям вынесено 76 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 330 тысяч рублей.